Новозыбковский филиал брянского государственного университета имени академика Петровского в 21 раз стал площадкой для проведения международной научной конференции. На два дня, 25 и 26 октября, в Новозыбков съехались ученые ближнего и дальнего зарубежья. В этом году тема конференции: «Духовно-нравственные концепты русской словесности в современной языковой, культурной и образовательной практике Российско-Белорусско-Украинского пограничья».
К середине XIX в. в ряде губерний Малороссии старообрядцы являлись значительной и заметной среди остального населения социальной общностью. В условиях современной обстановки, переживаемой российским обществом, обострения религиозных конфликтов, необходимо глубокое взаимопонимание между представителями различных религий, и между представителями государственной власти. Примером последовательности проводимой государственной политики в области укрепления авторитета Православной Церкви может служить посещение императором Николаем I посада Добрянка Черниговской губернии.
Объектом исследования является конфессиональная политика Николая I в отношении старообрядцев. Предметом исследования выступают визиты императора Николая I в старообрядческий посад Добрянка Черниговской губернии.
Официальные данные указывают на то, что старообрядцы в Черниговской губернии составляли количественное меньшинство. Местом первоначального поселения старообрядцев в Черниговской губернии были северные уезды: Стародубский, Мглинский, Суражский и Новозыбковский1.
Стародубье представляло для беглецов удобное место, т.к. было удалено от административных центров и очень близко от границы с Польшей. «...Оно стоит близ рубежа; окажется нужда бежать, можно уехать в Польшу минуя заставы, а потом возвратясь, записаться выходцем из-за границы, и что наши живут там свободно в 17 слободах и их не беспокоят за веру»2 - так писали о Стародубье раскольники в 1743 г.
Раскольничьи слободы образуют три группы, расположенные вдоль дорог края: на Батурин, на Чернигов и на Гомель-Ветку. Особняком стоят лишь три слободы: самая южная, Радуль - на Днепре, самые северные - Клинцы и Ардонь. Раскольников привлекали не чащи, а автономность казачьего Стародубья и близость плохо охраняемой польской границы. К границе они и тяготели пространственно. Раскольничье «Стародубье» представляет лишь западную часть одноименной исторической провинции.3
Официальные данные 1850-х гг. свидетельствуют о численности старообрядцев в отдельных посадах. «В посаде Климово раскольников более 4300... В посаде Митьковка из 2721 жителей раскольников поповской секты 2650, беспоповской 40... В г. Новозыбкове раскол сохранялся во всем упорстве, так, что в нем не было православной церкви; из 6300 его жителей 5407 состояли в поповщине, 44 в беспоповщине.... В посаде Шеломах 2600 жителей - все упорные и невежественные раскольники... В Злынке около 4000 жителей, 1900 поповщинской, 1250 беспоповщинской секты... В Тимошкином Перевозе - 840 раскольников. В Святской - 1900 раскольников... В богатом посаде Клинцах - 4006 раскольников поповщинской секты, 44 беспоповщинской... В посаде Ардони - 718 раскольников... В посаде Еленке - 3200 поповщинской секты, 72 - беспоповщинской секты... В посаде Млынке - из 1300 жителей 860 поповщинской секты лужковского толка»4.
Главная трудность заключалось в том, что на территории Стародубья проживали староверы разных согласий, каждое из которых имело свои основания принимать или не принимать «австрийское» священство.
В мае 1845 г. император Николай I проездом из Киева посетил старообрядческий посад Добрянка Городницкого уезда Черниговской губернии. Добрянцы тщательно готовились к встрече царя. Когда стало известно время проезда через посад жители убрали все лишнее с главной улицы, посыпали ее песком, сами оделись во все лучшие одежды. Представители посада и члены ратуши оделись в мундиры. Вручать хлеб-соль доверили старообрядцы почтенному старцу семидесятилетнему Григорию Полянскому.
Николай I приветствуя делегацию посада Добрянка заявил: «Не хочу я вашего хлеба - соли, вы не верноподданные мои! Вы не ходите в церковь Богу молиться». На все попытки старообрядцев оправдаться, что в церковь они ходят и Богу молятся, Николай I гневно заявил: «Это не церковь, а сборище вольницы; бывшие попы ваши дезертиры, нарушители клятвы, изменники своих обязанностей. Забыть, забыть и не думать об них! Я вольничать вам не позволю! Я выстрою Вам церковь и приеду Богу молиться, и когда вы пойдете в нее и будете со Мною молиться, тогда я и приму от вас хлеб-соль; слышите ли, вольничать не позволю5«. После этой отповеди Николай I уехал из Добрянки. Причиной гнева императора на старообрядцев стала проводимая Николаем I конфессиональная политика. Николай I отрицательно относился к проявлениям религиозного фанатизма и обскурантизма, но не терпел и «вольномыслия» в вопросах веры, а также любых посягательств на православную церковь, подрыв ее позиций. Принимались меры к повышению престижа православной церкви и нравственного уровня духовенства. С 1826 г. вводится практика строгих наказаний тех священников, которые порочат свой сан.
В 1825, 1831 и в 1853 гг. учреждались специальные секретные комитеты по выработке наиболее эффективных мер «борьбы с расколом». В 21 губернии, наиболее «зараженных расколом», в 1837 г были учреждены «раскольничьи комитеты». «Борьба с расколом» являлась одной из задач Министерства внутренних дел и III отделения. В губернии, особенно «подверженные расколу», назначались специальные комиссии, облеченные чрезвычайными полномочиями «для обращения раскольников в лоно православия». «Отпадших от православия» насильно «перекрещивали», наиболее упорных отправляли «для исправления» в монастыри или в ссылку под полицейский и духовный надзор. В 1837 г. из Стародубья выслали «одного беглого священника, одного дьякона и двух иеромонахов»6.
Николай I во время поездки видел неудачи своей конфессиональной политики в части введения единоверческой церкви, как попытки искоренения старообрядчества. В Черниговской губернии с 1838 по1845 гг. была открыта и освящена только одна единоверческая церковь при Малиноостровском мужском монастыре. В шестнадцати старообрядческих посадах с общим населением более семидесяти тысяч человек в этот период не было открыто ни одной единоверческой церкви.7 Этот факт и стал истинной причиной гнева Николая I на старообрядцев.
Старообрядцы не знали, что теперь им делать и как быть. Сразу после отъезда в Добрянку прибыл гражданский губернатор Павел Иванович Гессе.
По прибытию Николая I в Петербург началось исполнение его воли объявленной в Добрянке. Обер-прокурор Синода граф Н.А. Протасов издал постановление № 3966 об устройстве в Добрянке Черниговской епархии деревянной единоверческой церкви. После издания постановления приступили к постройке церкви.
24 августа 1845 г. строительство было закончено, и церковь освятил священник единоверческой церкви Т.А. Верховский. На освящение церкви также прибыл генерал-губернатор Николай Андреевич Долгорукий.
Посад готовился к встрече императора Николая I.
Николай I прибыл в Добрянку 29 августа. До его повторного визита не дожил Григорий Полянский. С царем отказались молиться девять человек.
Приезд и моление царя с жителями Добрянки произвело на них неизгладимое впечатление. Но, тем не менее, старообрядцы, даже в такой день, встали на защиту своей веры. После окончания службы к императору с просьбой обратился уставщик Рождественской церкви Чесноков. Он просил не лишать их церквей, которые есть и не строить новые. Николай I был смущен и перевел разговор на другую тему. После службы Николай I принял от жителей Добрянки хлеб-соль и похвалил жителей за прием и выполнение его монаршей воли. После обеда у купца Переплетчикова, император спросил перед отъездом из Добрянки: «Будут ли они теперь ходить в церковь Богу молится?» и ответом ему стало: «Будут ходить Ваше Величество! Будут»8.
Таким образом, видно, что конфессиональная политика Николая I была направлена на укрепление авторитета русской православной церкви и примирения старообрядчества путем установления единоверческой церкви. Несмотря на благостное впечатление от посещения старообрядческого посада Добрянка, Николай I не отошел от принципов своей конфессиональной политики и личным примером показал, как надо проводить государственную политику на местах. В дальнейшем, в 1853 г., был принят указ об уничтожении раскольничьих скитов и молелен в заволжском Нижегородском крае, по р. Иргизу в Саратовской губернии, в Стародубье Черниговской и в архангельском Поморье.
Виктор Васильевич Мищенко, к.и.н., доцент
Брянский Государственный Университет имени академика И.Г. Петровского, филиал БГУ в г. Новозыбкове
Литература
1. Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863.
2. Верховский Т.А. Стародубье. Записки. Казань, 1874.
3. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Кн. I. Чернигов, 1878.
4. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Выпуск 1. Киев, 1895.
5. Петров Б.Н. К вопросу о поселении раскольников в Стародубье// Материалы международной научно-практической конференции. Гомель, 2003.
1 См.: Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Выпуск 1. Киев, 1895. С. 68.
2 Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Кн.I. Чернигов, 1878. С.137-138.
3 См.: Петров Б.Н. К вопросу о поселении раскольников в Стародубье// Материалы международной научно-практической конференции. Гомель, 2003. С.104.
4 Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863. С.562-563.
5 Верховский Поездки в Стародубье. С.5.
6 Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863. С.305.
7 См.: Верховский. С.7.
8 Верховский. С.85.
9. Личный вклад императора Николая I
8. Ответ на 6., Павел Тихомиров:
7. Ответ на 5., Сергей Швецов:
6. Блистательная непротеворечивость не по разуму возревновавших
5. Ответ на 1., М.Яблоков:
4. Ответ на 3., Павел Тихомиров:
3. Ответ на 2., eka:
2. посада Добрянка Черниговской губернии.
1. Re: Личный вклад императора Николая I в становление единоверия