Нас учат, что Время - физическая категория. Но тогда почему же об эту категорию сломано столько копий? И если стереть с этой проблемы наслоившуюся политическую пыль, то сквозь нее высветится главная составляющая времени - нравственная. Следовательно, чтобы понять суть времени, много ума не надо - надо иметь хоть немного совести.
УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
«Календарь - это ритм, который должен объединять внешний космос мироздания с внутренним космосом человека в некое единое гармоническое целое».(1)
Когда сравнивают юлианский и григорианский календари, то почему-то сразу ударяются в мудреные математические расчеты на тему: чей год точнее. При этом умышленно замалчивается суть вопроса - что, собственно, считать годом.
Тропический год (где за неподвижную систему отсчета принимается Земля), или звездный год, где в центре - Солнце. Эти ритмы ведь не соразмерны друг с другом.
Конечно, нет в мире ничего такого, что можно возвести в абсолют и от него вести бы отчет во времени и пространстве. Но, в то же время, и хаоса в мироздании не наблюдается.
Значит единственно верным решением, формирующим образ времени, могут служить не те или иные события во вселенной, а ГАРМОНИЯ между ними! Гармония, рождающая «музыку небесных сфер». Наверное, еще можно сказать, что должна быть гармония, объединяющая тварь с Творцом.
В календаре, принятом Юлием Цезарем за 46 лет до Рождества Христова, год был определен, как время полного оборота Земли вокруг Солнца.
Но ведь о том, что Земля вращается вокруг светила, узнали лишь через шестнадцать веков! В древнем Риме это объясняли, конечно, по-своему: год - это время, когда Солнце возвращается в одно и то же место относительно неподвижных звезд. Поэтому и назывался такой год звездным. Он равнялся 365,2564 солнечных суток. Оставалось всего лишь гармонизировать эту цифру с остальными ритмами земли и неба. Для этого нужно было поступиться величиной в 0,0064 суток за один год. Это 9 минут и 1 секунда. Что же получалось? Вот что об этом говорит архимандрит Рафаил (Карелин):
«К достоинствам юлианского календаря относятся: строгое чередование простых и високосных лет в ритме 3-1; одинаковое число високосных лет в столетии; связь и симметричность юлианского календаря с лунным календарем; цикл в 28 лет, когда дни недели возвращаются к тем же числам месяца; цикл в 19 лет, когда повторяются те же фазы Луны по отношению к числам месяца; пасхальный цикл, или Великий Индиктион, содержащий 532 года (28 х 19) - цикл, по прошествии которого расположение фаз Луны, дни, недели и числа месяцев повторяются, то есть праздник Пасхи становится периодичным.
Через юлианский календарь, его математико-символическую знаковую систему, время воцерковляется в ритмах богослужения, особенно в пасхалии. Воцерковленное время становится символом и образом вечности».2
Можно только изумляться найденной удивительным образом гармонии, где за неподвижную систему отчета принимается Солнце. И это задолго до научных открытий в области астрономии. Сейчас-то все знают, как и что на самом деле. В такой системе координат ВСЕГДА работала вся наука, вся навигация (морская, а сейчас и космическая, и воздушная) и вообще всё, где надо ориентироваться в пространстве-времени.
Как же так, разве можно вслепую описать математически точно и красиво модель мироздания, которую увидят при помощи приборов только через полторы тысячи лет?! Нет, конечно - так не бывает! Но так есть!!!
Это ли не свидетельство о промыслительной мудрости Божией, а не рук человеческих?
«Юлианский календарь - это иконографическое выражение времени, это священная икона времени».
Архимандрит Рафаил (Карелин)(2)
А как же еще? Разве может быть иначе? Оказывается, может.
В 1582 году католическим главой - папой Григорием XIII вводится новое летоисчисление, якобы для более точного определения дня Пасхи. В отличие от старого календаря здесь довлеет чисто бухгалтерский взгляд на ритмы времени: дословно истолкованная Библия приводит к пониманию того, что в центре мироздания Земля находится физически. И внешние наблюдения (и наблюдатели) вроде бы подтверждали это тоже.
Но если всё так и есть, то тогда Юлианский календарь неточен! Если Земля неподвижна, то неподвижна и точка весеннего равноденствия, от которой вычисляется Пасха. А она-то в старом календаре всё время уходит из-за прецессии земной оси! (Круговое изменение наклона оси во время вращения Земли).
Но о прецессии пока никто не знает. Ее еще не открыли! (Как и того, что «Земля вертится!»). Поэтому решили смело отбросить то, чего недопонимаешь и создать модель, обслуживающую собственные представления о мироздании, формально ссылаясь на библию и игнорируя при этом расхождения с фактами.
Тем более, что уже однажды, в 1054 году, в Риме эту черту преступили, утвердив собственные представления о Боге, вместо догматов семи вселенских соборов.
Так появился лишенный цикличности григорианский календарь, в котором «...периоды столь велики, что он практически прямолинеен; по отношению к лунному календарю он не симметричен, а параллелен, он учитывает меньше космических факторов, чем юлианский календарь. Григорианский календарь из всех библейских ориентиров времени сконцентрирован на движении одного лишь Солнца, которое рассматривается с геоцентрической позиции. Он потерял связь с лунным календарем, потому стал чужд библейскому летосчислению. Григорианский календарь в сравнении с юлианским по своей структуре более примитивен, а его вычислительные таблицы более громоздки и неуклюжи»2.
Так формировалась геоцентричная ересь в сознании, погружающемся всё глубже в материальную плоскость бытия.
На самом же деле получилась ЭГОЦЕНТРИЧНАЯ модель мира. То есть Земля физически поставлена в центр Вселенной (ну а Папа, разумеется, Пуп этой Земли).
Конечно, сегодняшние католики и прочие «григорианцы» об этом говорить напрямую «стесняются», пускаясь больше в математические рассуждения, в рассуждения о своей набожности, что выражается в необходимости, чтобы Пасха была бы только весной, как в Писании (а в Австралии, значит, только осенью!).
В таких случаях прецессия Земной оси «исчезает» и день весеннего равноденствия навсегда фиксируется за 21 марта! Зато весь звездный небосклон от таких премудростей пускается в дрейф!!! Доберешься ли куда в такой системе координат?
Поэтому папская булла вызвала бурю протестов почти во всех университетах Европы того времени, как «астрономически необоснованная».
Зато эта реформа «обосновала» агрессивный эгоцентризм, опутавший, словно грибок своими нитями, весь мир.
Какие плоды пожинает теперь такой мир?
НАШ ПУТЬ
Например, представление о течении времени перевернулось в сознании на противоположное.
Сегодня многие считают, что мы идем вперед, в «светлое будущее», оставляя позади себя «отсталых» своих предков.
Точно так же развивается и самосовершенствуется весь остальной мир, от низших форм к высшим, под присмотром сэра Чарльза Дарвина.
А что же говорит наш язык, который в нашей плоти и крови, в наших генах.
Слово «предки» - означает тех, кто идет впереди нас, а не позади. Предки - это те, кто, пройдя перед нами, проторил нам путь, вслед за которыми идут верные им наследники. Идя за своими предками, мы наследуем не только оставленные (впереди нас!) материальные ценности, но и свою веру, свою культуру, свое стремление к тысячелетнему идеалу - Святой Руси, под стягом которой собирались наши земли.
Конечно, человек волен в своих поступках, волен сойти с Пути своих предков, отказаться от заведенных в обществе нравов - то есть стать безнравственным и непутевым.
Наше «прошлое» прошло впереди нас, наше грядущее тоже пойдет впереди, сотворяясь внутри прошедшего, то есть строго в рамках наших традиций. Этот парадокс раскрывает перед нами тайну времени и объясняет неизбежность традиционного уклада любых жизненных форм. Никто не сможет свернуть с проторенного пути, не разрушившись нравственно, и не превратившись при этом в собственном Доме в воров и разбойников.
Вот почему в конституции любого государства, на первом месте должно быть заявлено об охранении своих традиций, своей веры, своей воли.
Кто выталкивает страну в безвременье - преступает закон, ставя себя самого вне закона. То есть, выходя из-под его охраны.
Стрела Времени разматывает ленту впереди нас. Сначала мы совершаем поступки, а затем лишь пожинаем их плоды. Если же представлять прошлое позади себя, то в будущем ни за что отвечать не надо. Вот и получается: впереди - «свобода», позади - «предрассудки».
Но позади-то ничего, кроме мрака и пустоты нет! Позади мерцают только болотные огни фантомов прогресса, да сладкоголосых призраков, освободившихся от самих себя и жадно заглядывающих в мир живых, выискивая поворотившихся к ним новых лиц. Там, за гранью традиций, царит хаос, там - одичание и тьма.
Конечно, трудно представить, что строение временных осей так отличается от пространственных. Нам привычно видеть свой путь впереди себя, а пройденный путь - позади. В пространстве мы можем двигаться в любом направлении, но всегда будет что-то впереди, а что-то позади. Поэтому нам кажется, что позади оно и во времени тоже. «Было и прошло».
Строение же времени совсем другое.
Очевидно, что мы находимся в потоке времени, движущемуся непрерывно и безостановочно. Поток этот стремится к Тому, Кто создал это время и сам мир. Это восходящий поток.
Нисходящий же поток от Творца - это животворящая благодать Божия.
Сила же, приводящая эти два потока в движение, называется Любовь.
Это вращение внутри себя повторяется без конца в мириадах жизненных форм, славя Триединого Бога-Творца.
Парадоксально для нашего восприятия то, что векторы прошлого и будущего движутся в одну сторону. Это относится и к каждому человеку отдельно, и ко всем сразу, и к любому живому существу.
Но всегда ли так бывает? Увы! Восходящий к Богу поток времени возникает только в рамках своих традиций, да и то - если эти традиции являются Богоустановленными.
Человеку дана от Бога свобода действий. И он волен воспользоваться ею, даже если иссякнет любовь к своему Творцу и человек захочет покинуть рамки Богоустановленных традиций и придумать свои собственные. Сколько раз такое повторялось в истории...
Но как только время перестает течь к своему Творцу, то очевидно, что пресекается и нисходящий поток Благодати Божией. Ибо исчезает движущая сила потока - Любовь. «Насильно мил не будешь»!
Человечество уже 2000 лет находится в ожидании конца мира и страшного суда. Многие даже не задумываются, что конец этот присутствует всегда рядышком, в бездне за своей спиной! И упасть туда очень легко - надо только отвернуться от Бога, от Пути, проторенного к Нему Божиим народом, и сделать шаг «вперед». При такой диспозиции наше прошлое (как, впрочем, и будущее) точно займет место позади нас. Этот революционный шаг имеет свое название - предательство. Но такое мы уже проходили не один раз... Не приведи, Господи!
Каждое творение совершает в течение своего времени множество действий. От них на лике Реки Времени появляются «узелки», из которых сплетается ткань Реки, со своими узорами и... прорехами. Но, что важно - эти узелки рождают новые материальные формы, которые уже остаются недвижимо встроенными в мировую ткань навсегда, доставаясь нам в наследство. Так мы получаем возможность строить совместно со своими предками общую цивилизацию. А так же возрождать или ремонтировать ткань, где возникают заторы на пути Священного потока.
Но разве можно возродить свой Дом, находясь на чужбине, находясь в услужении прихотям усопшего папы и его потомков? Наше Время осталось вне государственных законов. Вернее, наше государство вышло из своих законных рамок, впав в безвременье и наплодив временщиков вместо государственных мужей. Наше же время сокровенно течет лишь в тиши храмов и монастырей, святых праздников и праздника праздников - Светлого Христова Воскресения.
Видимо, нужно побывать в плену чуждого мировоззрения и пострадать немало, чтобы оценить красоту и мощь своего собственного.
Мы сейчас медленно возвращаемся в рамки своих традиций, своего закона. Возвращаемся к своим твердыням, ограждающим Священное время, текущее к своему Создателю. Мы освобождаемся от собственного эгоцентричного плена и мира его иллюзий. Впереди еще одна иллюзия - вера в исправление порядка при помощи исключительно своих собственных сил. Хоть бы и патриотических. Кто православный мир рассматривает в качестве декоративного оформления собственных «программ».
Но близится час, когда раздастся возглас: «Оглашенные, изыдите!». И отворятся Царские врата. И наступит время для «литургии верных». Наступит освобождение от пленения нашего Священного времени.
С н о с к и:
1 - «Конструктивные принципы древнерусского календаря» А.Н.Зелинский. Контекст, М. Наука. 1976
2 - «Календарный вопрос» издание Сретенского монастыря http://www.pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/kalendvopros.htm
Д а т ы:
1582 год - реформа календаря, Земля физически поставляется в центр мироздания
1616 год, при папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию. Хотя гелиоцентрической моделью по-прежнему можно было пользоваться для расчётов движения планет. (По другому-то их и не рассчитать!).
1633 год - суд над Галилеем, нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира».
1836 год - отменен запрет 1616 года (через 220 лет).
Запрет отменен, увы, только для астрономов. Григорианский календарь не только не отменен, но и увеличил свою агрессивность. То же происходит и в духовной сфере. Плоды эгоцентризма, своей собственной исключительности, прочно засели в подкорке, запустив механизм самоуничтожения западного мира...
1. Re: Когда время священно