Духовность и ее значение

Размышления о вопросах духовности и выбора жизненного пути

Новости Москвы 
0
537
Время на чтение 14 минут


Предисловие

Во все времена духовность человека и ее развитие являлись важными задачами. В наше время, в связи с тяжелым наследством, оставленным длительным богоборческим периодом (по-видимому, можно даже говорить и о некоторой генетической составляющей данного наследства), эти задачи приобретают особую актуальность. Действительно, еще сильны устремления к ложным сокровищам, - которые становятся для человека ложными и лукавыми богами. Речь идет о властолюбии, славолюбии, сластолюбии, сребролюбии, являющимися, - по христианским понятиям, - злейшими страстями и преградами на пути спасения человека. Также следует отметить и лицеприятие, лицемерие, лесть, лукавство и ложь (см. статью в РНЛ «О добре с кулаками»), которые весьма распространены в различных сферах человеческой деятельности.

Прп. Макарий Великий наставляет: «К чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (цит. по 1: 164). При этом сам человек превращается в раба своих страстей, истлевая в обольстительных похотях (Еф. 4: 22) и незаметно для себя попадая в духовные капканы, или чувственные ловушки с расставленными приманками удовольствий. Это обусловлено страстями, овладевшими человеком после падения, и привязавшими его к себе. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр. 2: 19).

По мнению доктора медицинских наук, проф. иеромонаха Анатолия (Берестова): «Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника - Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность - распад духа, падение в бездну греха» (2: 44, 45)

§1. Для верующего человека нет ничего важнее, чем спасение, которое является основной целью его земной жизни и основной задачей Церкви Христовой. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).

Вообще, осознание цели жизни дает человеку внутреннюю цельность и создает в нём четкую и направленную доминанту. Заметим, что есть даже специальный метод психотерапии - логотерапия, представляющая собой переориентацию жизненных ценностей, точнее, их иерархической структуры (3). Лечение здесь производится путем изменения, или появления нового, смысла жизни. Иначе говоря, - путем создания определенной целевой установки, формирующей новое мировоззрение человека, его новые жизненные интересы и мотивацию действий.

Именно поэтому так важно выбрать правильную цель жизни (поняв при этом ее логический и мистический аспекты), дающую человеку благодатную жизнь, как на земле, так и после земной жизни. И тогда уже в его жизни на земле не будет места рабству страстям, разрушающим душу и тело. Это гармонизирует психические силы человека (разум, чувства, волю), создавая определённую духовную направленность.

При этом под духовностью здесь понимается не отношение к светским знаниям, не информированность в различных науках, не количество прочитанных книг и просмотренных фильмов, а отношение к религии, к религиозной вере, к Богу. Иначе говоря, взаимоотношения с Богом, обуславливающие выполнение Его заповедей. Духовность человека, как и его психические силы, является духовным вектором, характеризуемым величиной и направленностью. Величина духовности определяется тем, где именно находится человек по отношению к Богу (далеко или близко). Направленность - тем, куда именно движется человек по отношению к Богу (к Нему или от Него).

По мнению В. Невяровича: «Ошибочным является бытующее понятие о том, духовный человек - это есть лишь высокоинтеллектуальный человек или что духовная жизнь заключается в слушании музыки, чтении светских книг или посещении театров и музеев. Вовсе нет. Все это имеет, по большей части, отношение к душевной, но никак не духовной жизни, которая, напротив, может (и обычно бывает) быть лишена всего этого, но целиком подчинена и наполнена иными целями и смыслом» (4: 15).

Психологи В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев пишут «Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы... Именно поэтому духовность человека обнаруживает себя в наивысшей степени и становится способом его жизни, когда для человека открываются его личные отношения с Богом - поистине высшей Основой бытия всего сущего» (5: 337, 338).

§2. О значении духовности можно сказать и следующее. У Адама и Евы не было никаких природных греховных предрасположенностей, но это не исключило их грехопадение в раю. И наоборот, наследственная греховность природы, с которой рождаются все люди на земле, не исключает возможности некоторым из них стать великими святыми. Данный пример показывает и одновременно с этим доказывает, что наследственность, с которой рождается человек, не определяет его дальнейшее состояние в целом.

Телесные гены не только не формируют душу как субстанцию, но также не могут определять и состояние души. Они могут лишь оказывать некоторое ограниченное воздействие на это состояние путем определенного влияния на возможность появления «телесных» страстей. Таким образом, состояние жизни конкретного человека, в конечном итоге, определяется не состоянием его личной наследственности (зависящей от духовного и физического состояния предков), а состоянием его личной духовности (зависящей, впрочем, в определенной степени, и от наследственности, и от воспитания, и от окружающей обстановки). Иными словами, личная духовность и определяет судьбу (жизнь) личности. Св. Ефрем Сирин говорит: «Не место спасает человека, а произволение. Адам, праотец наш, в раю пал, а Лот праведный и в Содоме себя сохранил».

И вообще, поскольку земная жизнь полна обольщений, - обуславливающих забвение жизни последующей, - то нужно удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2: 11). Святые апостолы учат: мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8: 12, 13); попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим.13: 14); «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12); поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5: 16).

Свт. Тихон Задонский говорит: «Ведь ты пришел сюда (в христианство - П.Д.) не богатства, злата и серебра собирать, не чести и славы искать, не плоти и миру угождать, не греху и страстям работать, но Христу Господу работать и угождать, и тако спасение получить» (цит. по 6: 1152).

Проф. Н. Н. Фиолетов пишет, что «благом является все, что используется в соответствии своему назначению, в соответствии с высшей целью самой жизни и призванием человека. Но эти блага перестают быть благами, если они становятся предметом искания сами по себе и сами для себя, если они занимают место самой высшей цели, иначе, если вместо относительной и условной ценности (которую они имеют) им приписывается абсолютное и безусловное значение.

Вместо земных благ они превращаются в идолов и кумиров, порабощающих человека, и закрывают от него смысл его жизни. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им? (Гал. 4: 9). Правильное использование высших благ, внешних условий и обстоятельств жизни может быть только в том случае, если человек сохраняет внутреннюю свободу от порабощающей привязанности к ним. Никакие вещи и никакие блага, с точки зрения христианского сознания, не могут обладать человеком и отвлекать его от того пути, к которому он призван» (7: 262, 263).

§3. В связи со сказанным, можно выделить два основных направления при выборе жизненного пути (два основных кредо). «Одно - и это у большинства, - брать от текущего дня все, что только можно взять для тела приятного, услаждающего. Культ тела, поблажка персти, выраженная в извращенной философии Эпикура: «Будем есть и пить, так как завтра умрем», - это приятие жизни со дня грехопадения Адама. С падением Адама утратило человечество богопросвещенный ум, «умный» ум, и все чаще и чаще принимает ложь за истину; утратило восприятие истинной красоты, ибо извратило свои чувства и принимает безобразие за красоту; и воля устремлена часто к злу, принимая зло за добро или творя зло под личиною добра» (8. См. «Предисловие»).

Такой ситуации способствует и растлевающее воздействие некоторых средств массовой информации. Также необходимо отметить и часто встречающееся отсутствие религиозного понимания цели и смысла жизни, потерю надежды и уверенности в завтрашнем дне, что в свою очередь, приводит к росту алкоголизма, наркомании и духовной деградации.

По мнению И. Г. Эренбурга: «Во всех странах «лучшая, наиболее активная, наиболее мыслящая часть молодежи стремится к изучению естественных наук». Однако «среди этой лучшей части молодой части интеллигенции можно заметить большое духовное смятение»« (цит. по 9). Приведем еще цитату: «Если в эпоху Данте сознание превосходило знание и «Божественная комедия», изобилуя схоластическими суждениями о вселенной, поражает нас глубиной сознания, то я встречал во всех странах, где мне приходилось бывать за последние десять лет, немало молодых людей, обладающих большими знаниями в облюбованной ими области, но беспомощных в вопросах сознания или, точнее говоря, совести» (10: 243, 244).

Действительно, «для многих главным является деловая жизнь, работа. «Деловые люди» - это особое поколение людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога» (11. См. гл. «Поиск веры», разд. «Зов»).

Архим. Рафаил (Карелин) говорит: «Большинство наших современников видит счастье в материальном богатстве; для них деньги - эквивалент благополучия. Но могут ли деньги принести человеку действительную радость? Может ли он купить за деньги дружбу, преданность, способность быть любимым и самому любить? Чаще всего материальное благополучие угашает внутреннюю жизнь, переводит человека во внешнее. Царь Соломон молился: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне (Прит. 30: 8). Богатство, как и нищета, становится прессом, который давит на человеческую душу, оно наполняет ее постоянной тревогой. Еще никого богатство не делало лучше...» (12: 113).

§4. Вместе с этим, в сознании человека существует и понимание, и желание, и ожидание истинного, прекрасного и вечного. А в душе живет врожденное устремление к духовному и немеркнущему. Поэтому, «среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений, иногда люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов не всегда сознается как исходящий от Бога, а воспринимается иногда в смутном чувстве некой неудовлетворенности, внутреннем беспокойстве и тоске. Душа человека томится суетой, хотела бы выбраться из тины греха, но не понимает ясно, куда ей идти» (11. См. гл. «Поиск веры», разд. «Зов»). Ибо «не утрачена во всем человечестве и окончательно тоска по мирам иным, воспоминание об Эдеме, о богообщении; и суетный, перстный человек жаждет познания полной истины, ищет настоящей красоты, жаждет послужить подлинному добру. В минуту просветления ясно представляется перстная жизнь как смена обманчивых снов» (8. См. «Предисловие»). Это и есть призыв ко второму направлению жизненного пути - пути к Богу.

К сожалению, данные стремления часто подавляются в нас мирскими заботами и суетностью, а потребность в Боге удовлетворяется различными суррогатами. Все это резко увеличивает значение обсуждения извечных духовных тем о: происхождении человека, его назначении и месте в мире; природе и составе человека; цели и смысла его жизни; душе, включая ее бессмертие и спасение; психике человека; добре, зле, грехе, страстях и т. д. Добавим, что эти вопросы волнуют людей разных мировоззрений и возрастов - и только начинающих свой жизненный путь, и прошедших часть пути, и заканчивающих его. Ведь «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществит смысл и цель жизни» (блж. Августин). Ибо, «наша душа может насытиться золотом не более чем наше тело ветром. Определил Бог насыщение каждой вещи по ее природе. Почему хлеб, а не яд составляет нашу пищу? Потому что хлеб, а не отрава соответствует нашей природе. Равным образом, так как наша душа имеет сходство с Богом, то один Бог может наполнить наше желание» (13: 289, 290). При этом потребность в Боге, в слове Божьем, иногда становится нестерпимой. Ведь с возрастом, как правило, происходит рост важности указанных проблем для человека, происходит обострение последствий их нерешенности.

§5. Отметим, что человек рождается на свет без своего ведома и уходит из жизни без своего согласия. Таким образом, два величайших для человека события - его рождение и смерть, - происходят с ним принудительно, - без свободного выбора и осознанного добровольного соучастия. Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Являюсь в бытие бессознательно, без всякого со стороны моей согласия; увожусь из этой жизни против моей воли, в час неопределенный, непредугаданный. Являюсь и увожусь, как невольник» (14: 6). Однако сама земная жизнь человека (находящаяся во временнóм интервале между рождением и смертью) протекает уже вполне сознательно и при свободе духовного выбора (за исключением младенческого возраста). Другими словами, - с участием сердца, ума и воли. Именно поэтому здесь и возможно обоснованно говорить о нравственной оценке выбора жизненного пути и ответственности за него. Ибо, со смертью заканчивается время наших земных деяний («время посева») и начинается время воздаяния за них («время жатвы»). Иисус Христос предупреждает нас: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Св. апостол Павел учит: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 7, 8).

Иначе говоря, что будет ожидать человека в вечности - зависит от его собственного выбора, от его земной жизни. Бог, как создатель всего предоставил прародителям две дороги (два жизненных пути). Одна из них вела к бессмертию, как следствию постоянного укрепления прародителей в праведности. Другая - вела к смерти духовной и физической, как следствию нарушения воли Божьей. Каждый человек, в соответствии со свободой, данной ему Богом, сам выбирает свой путь. Ибо Бог от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15: 17). При этом человек был извещен о последствиях своего выбора: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих (Втор. 30: 19).

§6. Выбор жизненного пути (с учетом свободы нравственного выбора и ответственности за него), приобретает для нас первостепенное и важнейшее значение. И этот вопрос нужно решать уже сейчас, - поскольку от нас сокрыто, когда остановятся часы нашей жизни. Свт. Тихон Задонский пишет: «Видишь, что свеча горит, и далее сгорает. Сей пример подает тебе знать, что и житие наше, пока живем, как свеча горит, а потом и угаснет, - и помнить кончину его, которая неизвестна в какой день и час будет: а потому всегда ожидать ее должно» (6: 354).

И никто из нас не знает, когда Сын Божий опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых (Символ веры). Внезапно придет Судия, и деяния каждого обнаружатся - говорится в утренних молитвах (тропари Троичные). В Новом Завете об этом сказано так: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25: 13); Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12: 40); Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр 3: 10).

Поэтому, нужно постоянно быть угодными Богу, чтобы не погибнуть навеки, как смоковница (Мф. 21: 18, 19). Ведь в аде нельзя найти утех (Сир. 14: 17). Св. апостол Павел призывает: «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2: 28).

Сегодня мы еще можем изменить себя, свое будущее и мир, но сможем ли завтра?!

Отметим, что совокупность последовательно совершившихся и связанных между собой Величайших Евангельских Событий - Воплощения Сына Божьего; Крестных страданий и смерти безгрешного человеческого естества Иисуса Христа; Схождения в ад и выведение оттуда всех праведников; Воскресения - обеспечивает необходимые (но ещё не достаточные) условия (основания) полноты спасения души человека во всех периодах ее существования.

И хотя Бог недалеко от каждого из нас (Деян. 17: 26-28), и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4), и стоит у дверей души нашей, и стучит (Откр. 3: 20) - Он не дерзает взломать их (В. Н. Лосский). Он только ждет, пока отворят дверь, потому что чтит великий дар, данный Им человеку - свободу нравственного выбора.

И этот выбор, определяющий, что будет ожидать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь - в своей земной жизни.

Таким образом, для спасения, - являющегося целью жизни христианина, - ещё нужно, чтобы человек находился в синергии (соработничестве) с Богом, т. е. ещё необходимо деятельное участие и самого человека в своем спасении. Ведь от воли человека зависит многое. И даже благодать, «спасительная для всех человеков» (Тит. 2: 11), может оказаться тщетной, если человек не приложит свои силы, свою волю, к соработничеству с Богом. Ибо «Бог спасает нас не без нас» (свт. Афанасий Великий). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет» (цит. по 15: 45). Свт. Григорий Богослов наставляет: «Надобно, чтобы спасение зависело как от нас, так и от Бога... К преуспеянию моему нужны две доли от великого Бога, именно первая и последняя, также одна доля и от меня» (цит. по 15: 45).

В заключение статьи, в виде дополнения к ней, хочу предложить благочестивому читателю интересный логический довод в пользу выбора пути к Богу, высказанный Паскалем (16: 341 со ссылкой на С. С. Глаголева). Смысл довода в следующем.

Поскольку бытие Божие, также, как и его отсутствие, недоказуемо формальными методами, то, следовательно, можно предположить, как одно, так и другое. Поэтому нам необходимо выбрать: жить с Богом или без Него. Учитывая, что ставка при этом выборе очень велика, рассмотрим его варианты и последствия.

Если мы выберем путь к Богу, то в случае выигрыша получим вечное блаженство (т. е. приобретем все хорошее), а при проигрыше (если окажется, что Бога нет), по сути дела, ничего не теряем. Если же мы выберем отсутствие Бога, то в случае выигрыша - ничего не теряем и ничего не приобретаем, а при проигрыше (если окажется, что Бог есть) - подвергаемся вечным мучениям (т. е. теряем все хорошее и приобретаем все плохое).

Таким образом, даже с точки зрения логического выбора, лучше выбрать бытие Божие и путь к Нему.

Добавим к этому, что только верующий ум в соединении (синергии) с благодатью Божий способен направить человека на путь достижения высшего счастья - блаженства, на путь соединения с Богом. Ведь недаром известный русский философ, филолог и тайный монах проф. А. Ф. Лосев говорил, что вера в Бога - это требование предельно развитого человеческого ума (17: 189).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. - В 2-х т. - Т. 1. - СПб., Сатисъ, 2002.

2. Анатолий (Берестов). Грех, болезнь, исцеление. М.: Изд-во «Путь» НП «Центр духовных и социальных программ св. прав. Филарета Милостивого, 2005.

3. Франк В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с анг. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - Б-ка зарубежной психологии.

4. Невярович В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русскiй Хронографъ, 2001.

5. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

6. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского - М.: Самшит - издат, 2003.

7. Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. Пред. проф., доктора наук прот. Глеба Каледы. Изд. третье. - Клин: Христианская жизнь, 2007.

8. Добротолюбие избранное для мирян.

9. Наука сегодня, 1969.

10. Иностранная литература, 1965, N12.

11. Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. Ведение в православное богословие.

12. Рафаил (Карелин), архим. Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. Из воспоминаний. - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

13. Диоптра или духовное зерцало. - СПб.: ОЮ-92, 1996.

14. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. - М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.

15. Воронов Л., прот., док., проф. Догматическое богословие: учеб. для дух. учебн. завед. - 2-е изд. - Клин: Христианская жизнь, 2002.

16. Христианство: Энциклопедический словарь в 3 т.: Т. 3: Т - Я / Ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

17. Алексий (Бабурин), иер. Монах Андроник. Из разговоров с А. Ф. Лосевым // Москва. - 1995. - N 4.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Добросельский
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 3
07.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 2
01.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 1
24.03.2020
Борьба со злом
О различном отношении к врагам
11.02.2020
Виновны ли потомки Адама и Евы в их грехопадении в раю и его последствиях
Об отношении рода человеческого к первородному греху в христианском богословии
24.01.2020
Все статьи Петр Добросельский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.05.2024 07:15
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52