Военно-транспортная авиация России: необходимость радикального обновления

Бывший СССР 
0
594
Время на чтение 8 минут

В своё время Советский Союз создавал уникальные военно-транспортные самолёты, которые прославили не только отечественную авиапромышленность, в частности, но и нашу страну в целом. Многие из них и сегодня эксплуатируются в разных странах мира.

Даже сейчас, изучая возможности советских транспортных самолётов, ясно, что при своевременной и глубокой модернизации они могут успешно эксплуатироваться ещё долгие годы.

 

Ил-76МД-90А (Ил-476)

 

Новый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной модификацией Ил-76МД. Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолёт может транспортировать весь перечень вооружения и военной техники, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки раненых и тушения площадных пожаров.

Проект создания Ил-76МД-90А был утверждён ещё в 2007 году, однако из-за проволочек первый экземпляр новой машины был готов только через пять лет.

22 сентября 2012 года был выполнен первый полёт нового самолёта. По словам командира экипажа, заслуженного лётчика-испытателя, Героя России Николая Куимова, «полёт прошёл нормально, все системы самолёта работали штатно, без замечаний».

Основные конструктивные особенности Ил-76МД-90А от исходной машины заключаются в следующем:

- штатные двигатели Д-30КП2 заменены на значительно более современные и экономичные ПС-90А-76;

- в конструкции нового крыла применены длинномерные панели;

-·топливная система доработана под новое крыло;

-·на Ил-76МД-90А применена новейшая цифровая система автоматического управления САУ-76;

-·самолёт оснащён так называемой «стеклянной кабиной». Вместо аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолётных систем и оборудования. В кабине самолёта восемь многофункциональных индикаторов (шесть у лётчиков и два - у штурмана). Такой вариант более информативен: пилотам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолёта, его скорость, высота и другие пилотажные параметры;

-·доработаны самолётные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;

-·на самолёте установлена новая ВСУ ТА-12А.

Новый пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и кабина Ил-76МД-90А отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полётов, точность самолётовождения и десантирования.

Грузоподъёмность нового самолёта достигает 52 тонны (вместо 40-47 тонн на более ранних модификациях). Максимальная дальность полёта при нагрузке в 20 тонн увеличилась до 8500 км (вместо 6700 км).

Тем не менее, проект Ил-76МД-90А продвигается с трудом. Первое, в настоящее время покупка новых военно-транспортных машин обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолётов до уровня Ил-76МДМ; кроме того, кризис экономики может привести к пересмотру программы по серийному производству новых самолётов. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания новой машины начались сравнительно недавно, при этом их ход отстаёт от графика; причём первый полёт Ил-76МД-90А изначально собирались провести ещё в 2011 году. Остаётся неясным, будет ли в дальнейшем программа испытаний и производства новых «транспортников» идти в точном соответствии с планом.

 

Ил-76МФ

 

Практически одновременно с принятием Ил-76 на вооружение, ещё 13 января 1976 года Министерство авиационной промышленности СССР дало указание провести проработку вопроса создания самолёта Ил-76МФ, имеющего намного лучшие характеристики по транспортной производительности. Однако для такого самолёта ещё не имелось подходящего двигателя, поэтому работы по созданию Ил-76МФ были приостановлены.

В конце 1980-х годов в Советском Союзе был создан новый двигатель ПС-90А, Ил-76МФ был готов к серийному производству, однако развал СССР нанёс тяжёлый удар по авиапрому России. Поэтому вследствие экономического коллапса новый самолёт выполнил первый полёт только 1 августа 1995 года. Командиром экипажа был заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов.

По своим транспортным возможностям Ил-76МФ на 40% превосходит Ил-76МД, объём грузовой кабины увеличен с 326 м2 до 400 м2, в грузовой кабине установлена новая система напольной механизации, обеспечивающая перемещение и крепление международных авиационных поддонов и контейнеров с грузами.

Все эти изменения позволили:

- увеличить грузоподъёмность нового самолёта до 60 тонн;

-·обеспечить возможность перевозки длинномерных грузов (до 31 м);

-·увеличить дальность полёта на 20%;

-·снизить удельный расход топлива на 15%;

-·выполнить требования ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии (выбросам вредных примесей при сгорании топлива);

- снизить уровень прямых эксплуатационных расходов.

На Ил-76МФ значительно увеличена номенклатура перевозимых боевой техники и грузов. Если Ил-76МД брал на борт две боевые машины типа БМП-3, то Ил-76МФ - уже три. За счёт значительного удлинения грузовой кабины удалось увеличить число перевозимого личного состава и обслуживающего персонала. Конфигурация грузовой кабины в хвостовой части Ил-76МФ обеспечивает свободную и быструю загрузку самолёта и свободный выход грузов при сбрасывании их на парашютах в полёте.

Установленный на Ил-76МФ комплекс бортового транспортного оборудования позволяет выполнять погрузку и выгрузку с помощью лебёдок и электротельферов, в том числе и крупногабаритной техники без применения специального наземного оборудования, что даёт возможность автономно работать на аэродромах различного класса. Четыре подтрапника, переставляемые по ширине рампы, помогают экипажам боевой техники с любой колеёй самостоятельно въезжать в самолёт. Грузовая кабина, как и кабина экипажа, герметичная и обеспечивает поддержание нормального атмосферного давления, комфортное пребывание десанта на борту.

У Ил-76МФ отличная аэродинамическая компоновка крыла с надёжными трёхщелевыми закрылками, многоколёсное шасси повышенной проходимости с высокоэффективной тормозной системой колёс. Этот уникальный самолёт может эксплуатироваться в высокогорье, в жарких и холодных климатических условиях, на бетонных и грунтовых аэродромах с короткой взлётно-посадочной полосой.

На Ил-76МФ установлен новый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-3». Спутниковая навигационная система существенно расширила возможности самолёта. Новый «Ил» может выполнять задачи в любой точке мира, в местах, которые не оборудованы радиосвязными и навигационными системами. И сегодня это - новый шаг в модернизации авиалайнеров, в том числе и Ил-76МФ.

Однако, несмотря на расширенные возможности Ил-76МФ, в строю ВВС России его нет до сих пор. Зато этим воспользовалась Иордания - в 2011 году авиакомпания «Jordan International Air Cargo» получила два таких самолёта; иорданские лётчики эксплуатируют их - не нарадуются. Кроме того, мало кто знает, что после крушения социалистического блока именно Ил-76-е пополнили авиапарк Военно-воздушных сил США. Комментарии, как говорится, излишни...

 

Ан-124-100М-150

 

Несмотря на уникальные качества транспортного гиганта, становилось ясно, что со временем Ан-124 необходимо оснастить обновлённым комплексом БРЭО; вместе с тем было нужно усилить конструкцию фюзеляжа для обеспечения загрузки-выгрузки и перевозки моногрузов массой до150 тонн. Поэтому с начала 2000-х годов в АНТК «Антонов» велась работа по модернизации машины, получившей индекс Ан-124-100М-150.

На новом самолёте модернизированы комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек. Две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации самолёта.

Модернизированное бортовое оборудование позволяет выполнять транспортно-десантные задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника, а также в длительном отрыве от аэродрома основного базирования. Самолёт оснащён новым погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми передвижными кранами (БПК) общей грузоподъёмностью до 30 тонн, швартовочным оборудованием.

Главные конструктивные особенности Ан-124-100М-150 от исходной машины:

- максимальная нагрузка увеличена до 150 тонн;

-·увеличена дальность полёта с грузом 120 тонн с 4650 км до 5400 км;

-·на самолёте модернизированы навигационный комплекс и локатор;

-·установлены новые цифровые тормозные блоки и разработана система торможения, что позволяет на 30% сократить посадочную дистанцию;

-·уменьшен состав экипажа с шести до четырёх человек и повышен комфорт кабины отдыха;

- установлены усиленные колёса и шины;

- установлена более совершенная система молниезащиты самолёта;

Ан-124-100М-150 способен брать на борт до 440 десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Кроме того, без специального разрешения возможна перевозка моногрузов весом до 50 тонн. Самолёт имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка самотёком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла. Простота, надёжность и безопасность эксплуатации самолёта обеспечиваются резервированием систем и их компьютеризацией.

Возможности «Руслана» так поразили генералов из Пентагона, что в марте 2006 года началось использование «транспортников» в рамках программы НАТО и Европейского Союза SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). Ан-124 применяется для обеспечения частей НАТО в Средней Азии и Афганистане (правда, Россия недавно закрыла свой воздушный коридор для авиации НАТО), а также в районе Персидского залива для перевозки зенитно-ракетного комплекса РАС-3 «Пэтриот».

После развала Советского Союза американские специалисты тщательно изучили возможности Ан-124, но ничего подобного они так и не сумели создать. Однако экономический кризис в России и события на Украине сделали своё чёрное дело - в составе российских ВВС эксплуатируются всего лишь два Ан-124-100М-150...

 

Ил-112

 

Ил-112 - проектируемый российский лёгкий транспортный самолёт нового поколения, предназначенный для замены устаревших Ан-26. Планируются к выпуску две модификации: военно-транспортный самолёт Ил-112В и транспортная машина для гражданской авиации Ил-112Т.

Согласно проведённому ещё в 1990-х годах анализу, спрос на лёгкий транспортный самолёт в военной и гражданской модификациях оценивался в России приблизительно в 300 машин (однако учитывая бездорожье и старение инфраструктуры, реальная потребность транспортной авиации в Ил-112 составляет в 500-600 самолётов).

Ил-112 предназначен для эксплуатации на небольших малооборудованных аэродромах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлётно-посадочных полос. Для Ил-112 проектируют принять систему эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, которая обеспечивает поддержание требуемого уровня лётной годности при минимальных эксплуатационных расходах и срока службы 35 лет.

Вначале Госпрограммой вооружений на период до 2020 года предусматривалось производство 62 серийных самолётов Ил-112В; однако впоследствии заказ на закупку нового военно-транспортной машины был уменьшён, сообщил агентству «Интерфакс» источник в оборонно-промышленном комплексе, не уточнив при этом, на сколько единиц он сокращён.

Первые серийные Ил-112В, по словам источника, ВВС России получат в конце 2018 - начале 2019 годов. Ранее сообщалось, что весь комплекс НИОКР по созданию Ил-112В будет закончен к 2020 году, а первые две опытные машины появятся уже в 2016 году. Всего, по оценкам специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина, до 2030 года компания планирует построить до 200 самолётов Ил-112 всех модификаций.

Однако проект продвигается с большим трудом из-за хронического недофинансирования и проблем с двигателями, не развивавшими установленной мощности. Ранее Минобороны уже отказывалось финансировать доводку Ил-112 и закупать эти машины, однако в 2013 году работы были возобновлены. Посмотрим, удастся ли в России начать серийное производство новых машин...

Крупная и боеспособная группировка военно-транспортной авиации - жизненно необходимое условие сохранения боеспособности Вооружённых сил России и самой России, как единого целого. Чтобы убедиться в справедливости этого тезиса, достаточно взглянуть на карту автомобильных и железных дорог России: значительная часть территории нашей страны доступна только с помощью авиации.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Федоров
Все статьи Константин Федоров
Бывший СССР
Возрождение Могилевской епархии при архиепископе Максиме (Крохе)
25 декабря исполняется 35 лет со дня освящения владыкой Могилевского кафедрального собора Трёх святителей и 96 лет со дня его рождения
24.12.2024
День памяти русских воинов, павших при взятии Измаила
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля Царской России День И.Л.Горемыкина
24.12.2024
День памяти святителя Иоасафа Белгородского
Сегодня мы также вспоминаем генерала Н.П.Слепцова, поэта К.Д.Бальмонта и авиаконструктора А.Н.Туполева
23.12.2024
День памяти священномученика протоиерея Павла Левашева
Сегодня мы также вспоминаем сенатора А.А.Ширинского-Шихматова и графа А.П.Игнатьева
22.12.2024
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.12.2024 20:33
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
24.12.2024 20:23
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
24.12.2024 20:15
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Константин В.
24.12.2024 19:36
Курс на создание «государства в государстве»?
Новый комментарий от С. Югов
24.12.2024 19:35
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
24.12.2024 19:32
В мире нарастает уровень турбулентности
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
24.12.2024 18:08