itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мысли С. Л. Франка о политике: уроки для современников

Консервативная классика 
0
1346
Время на чтение 13 минут

Семен Людвигович Франк, как и большинство религиозных мыслителей - ярчайших представителей русской религиозной философии XX века, значительное внимание уделял выявлению, актуализации и осмыслению этических норм, установок и принципов в сфере политики и социальных трансформаций социума.

Социально-политический реализм С. Л. Франка основан на твердом и несокрушимом убеждении в том, что радикальное переустройство общества путем насилия, в соответствии с какими-либо рациональными абстракциями, временными социально-политическими целесообразностями - является грехом и отступлением от воли Творца. Несомненно, аморальным Франк считал подавление свободной воли человека, ограничение творчества и неприятие инакомыслия. В своих фундаментальных исследованиях он сформулировал своего рода этическое руководство к действию для политиков, которое не утратило своего значения и поныне.

Людмила Дементьева, кандидат философских наук пишет: «В философской системе Франка происходит слияние этической и социально-политической концептуализации»[1]. Социальная активность каждого человека, нравственный подвиг, плодотворная духовная жизнь дают возможность реального влияния отдельно взятой личности на жизнь всего многогранного и сложного социума.

Политические воззрения и идеи Франка напрямую связаны с христианской антропологией, учением о греховной природе человека и с вопросом о спасении человека в Боге. Признавая наличие греха в жизни социума, мыслитель говорит о том, что построить идеальное общество, государство на земле - невозможно.

Но, путь человека к Богу, жизнь человечества в общении с Творцом - гарантия возможности совершенствования всего социума. Политическая мысль Франка заключалась в том, что построить Царство Божие на земле никакими политическими и социальными трансформациями человеку не под силу. Можно только создавать наиболее благоприятные в правовом и политическом отношениях условия для осуществления «политики любви» и «творческой христианизации общих условий жизни мира»[2]. Путем нравственного воспитания личности, обуздания темных, корыстных, хаотических вожделений человека, через воспитание, педагогику и христианскую миссионерскую деятельность можно прийти к процессам преображения социума и всего мира[3].

Политические идеи Франка глубоко пронизаны христианской богословской мыслью. Философ ощущает вызовы своего времени, анализирует социально-политические условия и четко понимает, что только движение общества путем свободной демократии к идеалам Правды Божией - залог конструктивной политической деятельности и подлинная платформа плодотворных преобразований человечества. Для Франка христологический догмат о «двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа»[4], проповедь Церкви о сотворении человека по образу и подобию Божию, христианское учение о полноте воспринятой Словом Божиим человеческой природы, утверждение соборности, всеобщности высшего достоинства всех людей, - основание настоящей духовной жизни человечества. «Противопоставление «реальной политики» - «миросозерцанию» - в корне фальшиво»,[5]- подчеркивает Франк.

Развитость демократии Франк видел в свободе и творческом преобразовании мира. Жестко критикуя революционную целесообразность, абстракцию блага и пользы для людей, философ писал о том, что самое опасное для политической деятельности - это политический фанатизм. Политики, по мысли Франка, должны думать не только об идеях, а в первую очередь о способе их осуществления, о «морально-политической структуре отношения к жизни и действительности во имя общественного идеала»[6].

Жизнь человека, уважение к личности, право человека на собственную точку зрения для Франка выше всякой революционной борьбы и политической демагогии. Философ предостерегает все человечество. Он говорит о том, что общество, подвергнувшись разочарованию, социальной нестабильности, неправде, злу, в борьбе за светлое и лучшее будущее своих детей может прийти «к торжеству царства смерти и сатаны»[7].

Анализируя историю, Франк пишет, что во имя торжества разума - люди впадали в дикое безумие, во имя свободы, равенства и братства - водворялся чудовищный деспотизм. В стремлении построить Царство Божие на земле - возникал всеобщий раздор и панический ужас. Желание угодить Богу - оборачивалось истреблением мирных инакомыслящих людей. Франк отмечает, что все «святые», и «герои», которые, «горя самоотверженной жаждой облагодетельствовать людей, исправить их и воцарить на земле добро и правду, становятся дикими извергами, разрушающими жизнь, творящими величайшую неправду, губящими живых людей и водворяющими все ужасы анархии или бесчеловеческого деспотизма»[8].

Попирая богоданную свободу человека, ограничивая права личности, общество, неизбежно, по мысли Франка, станет свидетелем трагедии: сатанинского превращения добра во зло. Философ придерживался известной мысли и утверждения, что начинают революцию святые, а заканчивают бандиты. Политики, отмечает философ, которые забывают основы христианской любви, вместо царства света и свободы ввергают мир в «душную тюрьму»[9].

Приведем великие и мудрые слова Франка, которые будут актуальны для всех периодов человеческой истории: «Если окинуть общим взором всю жизнь человечества, то приходится усмотреть парадоксальный, но воочию явственный факт: все горе и зло, царящее на земле, все потоки пролитой крови и слез, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатической веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли и одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, непосредственно преступной и своекорыстной воли»[10].

Франк склоняет общество к мысли, что любой политический процесс, несмотря на многочисленные его причины и особенности, все же должен базироваться на определенных духовных ценностях. Известный политолог, философ и социальный мыслитель, профессор Александр Панарин отмечает, что «обществу грозит застой, если оно самоизолируется от системы общего духовного производства»[11].

Настоящая, подлинная демократия, согласно Франку, зарождается в явлении творчества, свободы, в глубинах духа и религиозном устремлении к Правде Божией. Можно согласиться со словами известного русского философа Георгия Федотова, который утверждал, что «христианская демократия есть не безцарствие, но царство народа Божия. Демократия в Европе долго говорила христианским языком»[12].

Франк считал, что для наступления демократии необходимы духовные и социальные основы. Философ называет наиболее важные аспекты развития демократии[13]:

1. Человек носитель и творец духовных ценностей. Личность священна. Человек должен всегда рассматриваться как цель и никогда - как простое средство.

2. Общество должно иметь чувство ответственности перед Богом, без которой народ не способен к демократии и погубит её.

3. Личность требует неприкосновенности и свободы.

4. Всякая диктатура одинаково безнравственна и недопустима.

5. Человек выше государства. Человек подчинен верховному Судии - Богу[14].

6. Мысль и совесть не могут находиться под властью людей.

7. Политики должны руководствоваться интересами народного блага.

8. Равноправие и народовластие.

9. Моральная недопустимость хозяйственной эксплуатации и социальных привилегий.

10. Обеспечение условий свободной, разумной и достойной жизни.

Франк поставил задачу пред политиками: активизировать общественное сознание в духе демократических идеалов общества, где каждому человеку и социуму в целом предстоит не просто духовно совершенствоваться, а активно участвовать в утверждении добра и вытеснении зла из мира.

Философ отмечал, что только через укрепление соборности, развитие гражданского общества, уважение прав, свобод граждан, посредством духовной борьбы и нравственного совершенства каждого человека политика христианской любви способна возобладать в обществе в целом.

Несмотря на зло, коррупцию, цинизм, несправедливость, беспринципность с наибольшей силой проявляющиеся, прежде всего, в сфере политической деятельности, не трагически-созерцательная, паническая, а активная деятельная волевая позиция, основанная на христианских принципах любви, предлагается С. Л. Франком человечеству.

Христианская мораль, согласно Франку, должна обрести убежденность и способность приводить общество, особенно тех, кто не способен к выбору в пользу добра, любви и милосердия. Христианские ценности должны быть силой, энергией, движением, чтобы противостоять силе зла, хаоса и разрушения. «История общества в качестве истории духовной жизни есть драматическая судьба Бога в сердце человека»[15], - напоминает религиозный мыслитель.

Религиозно-этическое учение Франка представляет собой общее, цельное видение мира, ценности, смысл, цели человеческой жизни и всего общества. Свобода, демократия, соборность, всеединство, творчество, мораль - таковы культурные блага в политической концепции Франка.

«Франк создает собственную философскую концепцию, в которой основные выводы сосредоточены на духовности как основе человеческого бытия»[16]. Глубочайшие корни всех человеческих трагедий и кризисов, Франк видел, - в духовной пустоте человека и в бессмысленности человеческого бытия.

Согласно Франку, политика в свете этического осмысления открывается как новый мир, как сфера духовной работы. Через любовь к Богу человек проникается любовью и ответственностью ко всем сферам своего бытия, в том числе и к политической деятельности. Для политического изменения общества, считает Франк, необходимы духовные основания, этическая культура и напряженная духовная борьба. «Христианская нравственная установка полагает: творить добро, вливать в мир силу добра и столь же неустанно бороться с грехом, злом, неустроенностью мира, с действующими в нем силами разрушения»[17].

Исходя из основных идей Франка, к этическим принципам в политике можно отнести идею ответственности каждого человека перед Богом, Церковью, ближним и Отечеством. Прежде всего, это духовная устремленность к Правде Божией, проявляющаяся в ответственности перед Творцом за священную миссию - борьбы со злом на земле. Франк как теоретик не считал главным вопросом политики вопрос о достижении и получении самой власти.

Франк указывает на средства осуществления христианской политики. Фундаментом внешних политических преобразований Франк считал свободные нравственные действия любви, которые и должны освящать закон и регламентировать жизнь государства.

Христианство, для Франка, является не теорией и философской абстракцией, а конкретной реальностью, дарующей нам неисчерпаемую полноту и глубину жизни в Боге. «Христианство есть религия человеческой личности, религия персоналистическая и антропологическая»[18].

Через личную нравственную ответственность перед Богом, посредством духовной борьбу и очищения сердца - совершенствуется каждый человека, а в его лице и все гражданское общество. Христианская любовь, первоначально утверждаясь в церковных общинах, семьях, личных отношениях, переходит и в сферу глобальной политической деятельности.

Для Франка вера в Бога и жизнь в Церкви не являются «слепой верой» в нечто, реально не данное и даже невозможное. Церковь, для философа, - это живой духовный организм, имеющий прямое отношение к жизни общества, а значит, и к политической деятельности.

Франк неустанно говорит о духовной основе общества. «Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна»[19], - отмечает философ. Всецело познать и изучить политику, государство, национальные вопросы, экономику и хозяйственную жизнь посредством эмпирического познания невозможно. «Этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности»[20].

Вся человеческая история, политика и экономика являются для Франка великим драматическим процессом воплощения, развертывания во времени и во внешней среде «духовной жизни человечества»[21]. И те ученые, мыслители, политики, которые этого не понимают, отмечает Франк, не имеют самого предмета исторического знания, а имеют «только какое-то внешнее его подобие»[22].

Франк пишет: «То, что общество есть всегда нечто большее, чем комплекс фактических человеческих сил, именно система объективных идеально-формирующих сверхчеловеческих идей, есть лучшее свидетельство, что человеческая жизнь есть по самому своему существу жизнь богочеловеческая»[23].

Таким образом, Франк настаивает на том, что все экономические преобразования и политические реформы должны осуществляться на основе религиозных ценностей и морали. Каждый политик, по мысли философа, непременно должен считаться с «нравственной волей»[24], как реальной силой, трансформирующей общественную жизнь.

Франк верил, что сила морали, укорененная в глубинах конкретной духовной жизни способна изменить мир. Нравственные мотивы, национальная ментальность, религиозный интуитивизм, чувство личного достоинства, свобода личности всегда, по мысли Франка, реально могут сокрушить, не только хитросплетения «реальной» политики, но и даже самые могучие низменные, чисто корыстные и животные побуждения, действующие в социуме[25].

Франк отмечает, что провести политические реформы, экономические преобразования и тем самым трансформировать общество, нельзя без духовных ценностей, аскетизма, любви, трудолюбия и доверия друг к другу. Франк четко осознавал, что «христианская аскеза стремится к обогащению мира, к поднятию его на новую, более высокую ступень жизни, преображенной, «теофанической»«[26].

Согласно основным идеям религиозно-этической концепции Франка, политика, одухотворенная идеальным чувством любви и порывом к свободе - непременное условие любой политической деятельности. «Не анархический порыв к свободе утверждает политические права личности, а тот дух свободы, который оформлен нравственным чувством достоинства личности и уважением к порядку и чужим правам»[27].

Любая политическая доктрина, основанная исключительно на слабостях, страстях и пороках человека, в лице «политического фанатизма»[28] может только покалечить политическую и социальную жизнь общества.

Подводя итоги нашего исследования места этики в сложных и многогранных процессах политической деятельности, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, Франк был глубоко убежден, что выход общества из кризиса лежит на путях духовного возрождения человека, а значит и всего социума. Конечный социальный смысл религиозной веры Бога, по мысли философа, заключается в обеспечении духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей.

Во-вторых, согласно религиозно-этической концепции Франка, политика является связующим звеном между религией, философией и социологией. Внутренняя структура политической жизни, по мысли философа, должна включать в себя вопросы духовности, морали, религиозных ценностей, смысла человеческой жизни, политической культуры и процессы политического участия в решении общественно значимых проблем человечества.

Протоиерей Игорь Биягов, Ровеньковская епархия Украинской Православной Церкви (МП)



Список литературы:

[1] Дементьева Л. С. Социально-политические идеи С. Л. Франка в контексте его метафизической системы. Автореф. дис. канд. философ. наук. Хабаровск, 2005 // Интернет-портал «Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов». [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-politicheskie-idei-sl-franka-v-kontekste-ego-metafizicheskoi-sistemy - Дата доступа: 16. 01. 2014.

[2] Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. С. 237.

[3] Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. С. 239.

[4] Подробнее см.: Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие. - М.: Издательский дом «Хроника», 1994. С. 39.

[5] Франк Семен. Политика и идеи // Франк С. Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. С. 68.

[6] Франк Семен. Крушение кумиров // Франк С. Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 608 с. 127.

[7] Франк Семен. Крушение кумиров. С. 126.

[8] Франк Семен. Крушение кумиров. С. 126 - 127.

[9] Франк Семен. Крушение кумиров. С. 127.

[10] Франк Семен. Крушение кумиров. С. 128.

[11] Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. - М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 224.

[12] Федотов Г. П. Империя и свобода. Избранные статьи. - Нью-Йорк: Посев-США, 1989. С. 207.

[13] Подробнее см.: Франк Семен. Политика и идеи. С. 69 - 72.

[14] Семен Франк писал: «Христианская мораль учит, что человеческая личность, как таковая, вообще не подлежит человеческому суду, выходит за его пределы; людям и дано и необходимо судить человеческие поступки; но сама личность человека - единственная сфера осуществления истинного добра и зла - неподсудна никому, кроме себя самой и Бога будучи «чадом Божиим», как бы посланником и представителем иного мира, Царства Божия, в этом мире, она экстерриториальна в отношении всего мира. В этом - великая хартия вольности христианской морали, вытекающая не из ее снисходительности, а, напротив, неукоснительно строгого ее соответствия истине, которая имеет здесь силу». Подробнее см.: Франк С. Л. С нами Бог / С. Л. Франк; сост. и предисл. А. С. Филоненко. - М.: АСТ, 2003. С. 580.

[15] Франк Семен. Духовные основы общества. В ведение в социальную философию. С. 75.

[16] Невлева И. М. Философия культуры С. Л. Франка / И. М. Невлева. - СПб.: Алетейя, 2007. С. 162.

[17] Невлева И. М. Философия культуры С. Л. Франка / И. М. Невлева. - СПб.: Алетейя, 2007. С. 171.

[18] Франк С. Л. С нами Бог / С. Л. Франк; сост. и предисл. А. С. Филоненко. - М.: АСТ, 2003. С. 577.

[19] Франк Семен. Духовные основы общества. В ведение в социальную философию. С. 66.

[20] Франк Семен. Духовные основы общества. В ведение в социальную философию. С. 66.

[21] Там же, с. 74.

[22] Там же, с. 74.

[23] Там же, с. 74-75.

[24] Франк Семен. Духовные основы общества. В ведение в социальную философию. С. 101.

[25] Франк Семен. Духовные основы общества. В ведение в социальную философию. С. 101.

[26] Шпидлик Томаш. Русская идея: иное видение человека / Пер. с франц. В. К. Зелинского и Н. Н. Костомаровой. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. С. 219.

[27] Франк Семен. Духовные основы общества. В ведение в социальную философию. С. 102.

[28] Там же, с. 103.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Консервативная классика
Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей»
Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода
09.11.2022
«Я знаю, что делать!»
Заметки о книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»
09.11.2022
«За нами Бог, за нами правота дела»
Взгляд на русское государственное мировоззрение в трудах священномученика Иоанна (Восторгова)
03.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 12:18
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
28.01.2023 12:11
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 11:53
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2023 11:04
Берл-Лазар плохо понимает по-русски?
Новый комментарий от Человек
28.01.2023 10:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 09:20