В этом году, когда отмечается 180 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Д. И. Менделеева, чаще всего упоминают об открытии им периодического закона химических элементов. Однако, как и его великий предшественник М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев был разносторонне творческим ученым. «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных сферах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе) и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, <...> который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти» - так характеризовал Д. И. Менделеева его современник профессор Л. А. Чугаев[1]. В своем научном творчестве Д. И. Менделеев значительное внимание уделял не только естественнонаучным, но и социально-экономическим, социально-политическим и социально-демографическим проблемам.
В Советском Союзе отношение к имени Д. И. Менделеева было почтительным. Однако его социально-политические и социально-демографические воззрения замалчивались как в научной, так и в популярной литературе. Особо это касалось последних его работ «Заветные мысли» и «К познанию России», написанных и изданных в 1905-1907 годах.
При подготовке к изданию в 1930-1950-е годы Академией наук СССР 25-томного собрания сочинений Д. И. Менделеева из его книг, статей, очерков, писем, автобиографических заметок вымарывались слова, предложения, абзацы. Из оригинальных текстов изымались признанные цензурой крамольными места, так как нельзя было выдающегося ученого показывать сторонником капиталистического пути развития и критиком идей марксизма и социализма. При публикации в 1952-1954 годах XXI-XXIV томов «академического» собрания из работ Д. И. Менделеева «Заветные мысли», «К познанию России» и «Дополнения к познанию России» было изъято около восьми печатных листов, что по размерам составляет среднего объема книгу. В силу этого вне поля зрения оставались и воззрения Д. И. Менделеева на демографические процессы в России. Впервые после 1907 года полное издание его работ «Заветные мысли» появилось в 1995 году, а «К познанию России» - в 2002. Особенность этих изданий состояла в том, что в них была полностью восстановлена глава «Народонаселение», которая была специально посвящена социально-демографических проблемам.
Написание этой главы было обусловлено, во-первых, интересом Д. И. Менделеева к опубликованным к 1905 году в 89 томах итогам «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года». Во-вторых, будучи выпускником физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, Д. И. Менделеев в своих научных исследованиях часто использовал методы математического измерения. Во «Вступлении» работы «К познанию России» он отмечал, что всегда и в каждом деле «преполезно подсчитаться» и что он привык работать над числами «в области, требующих точности»[2], к которой относил и демографию. Поэтому первую часть работы «К познанию России» Д. И. Менделеев обозначил как «Важнейшие числа, относящиеся ко всей России и ее частям по переписи 1897 года». В-третьих, признавая значимость трактата Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (1798), основной идеей которого было доказательство пропорционального несоответствия размножения народа относительно находившимся в его «распоряжении количества пищи», русский ученый был не согласен с антигуманными выводами и рекомендациями английского священника. Возражая Т. Мальтусу, Д. И. Менделеев заявлял, что для опровержения узкой ограниченности мальтусовского учения «достаточно указать на одно то, что после Мальтуса, хотя прошло 70 лет, блага в человеческой жизни не убывают, а прибыли и бедствия, подобные голодовкам, сплошному мору людей и крупным истощительным войнам, не увеличились, а явно уменьшились» [с. 220-221]. Поэтому «всякие мальтусовские бредни ныне к делу не относятся; человечество их не слушается, несомненно, размножаясь». [с. 225].
Если М. В. Ломоносов в трактате «О размножении и сохранении российского народа» (1762), рассматривая существующую в то время в России демографическую ситуацию, считал главной социально-демографической проблемой сохранение русского народа, то Д. И. Менделеев в главе «Народонаселение» основное внимание уделил социально-демографическим процессам в России в соотнесении с глобальной демографической ситуацией и сделал главный акцент на вопросах размножения российского народа. Он утверждал, что в России «вопросы народного прироста <...> должны занимать первое место - вслед за вопросом о способах прекращения общей средней народной бедноты» [с. 65].
Основой размножения народа Д. И. Менделеев считал действие естественного закона, «так как в природе людей, как и всяких организмов вообще, вложено стремление к размножению» [с. 230]. Поэтому, с точки зрения ученого, прирожденной целью жизни людей является «продолжаться в умножающемся потомстве». Продолжение потомства, по мнению ученого, осознается людьми как цель и смысл их жизни. В связи с этим он заявлял: «Без этой цели ни к чему бы ни служили не только государства, но и самые науки и религии» [с. 206].
Размножение народонаселения России, по мнению Д. И. Менделеева, должно происходить по двум направлениям: за счет естественного воспроизводства (превышение рождаемости над смертностью) и пространственного перемещения (превышение иммиграции над эмиграцией). Д. И. Менделеев утверждал, что увеличение народонаселения «весьма важно» для всех стран. Что касается России, то для нее значение размножения народа «стоит даже на первейшем плане» и обусловлено «развитием земледельческой и всех иных видов промышленности» [1, с. 303].
Как утверждал Д. И. Менделеев: увеличение «действительного прироста населения может происходить только при улучшении общих жизненных условий и при уменьшении гибели части людей <...> от недостатков ли питания, или от войн, или от болезней и пороков» [с. 226]. Поэтому для него высшей и гуманной целью российской политики должна стать выработка «условий для размножения людского» [с. 43]. Для того чтобы происходило умножение российского народа, заявлял Д. И. Менделеев, правительство должно способствовать развитию промышленности и сельского хозяйства, науки и просвещения. Главным путем, по которому должна идти Россия, по его мнению, должно быть: развитие промышленного трудолюбия и просвещения» [с.153]. Не потеряла актуальность и мысль русского ученого о том, что для большей рождаемости «особо важное значение имеют мероприятия страны, способствующие росту благосостояния, увеличивающего жизнедеятельность и продолжительность жизни» [с. 244]. Обращаясь к Государственной думе и правительству, ученый призывал: если они «хотят добра народу, а себе вечной славы», то должны положить «в основу своих действий и усиленно - всякими законами - покровительствовать расцвету промышленности» [с. 155]. В настоящее время - это одна из актуальнейших проблем для России.
Рассматривая вопрос о распространении людей по континентам и странам, а также проблемы их миграции, Д. И. Менделеев выделял четыре основные причины переселения людей. Первой важнейшей причиной, по его мнению, является «стремление к размножению и заботливость о судьбе и спокойствии потомства». В качестве второй причины он указывал «искание лучших условий жизни», третьей - «стремление к переменам и новизне» и четвертой - «недостаток средств для жизни» [с. 206-207]. Эти причины и сегодня побуждают людей к внешним и внутренним миграционным процессам.
С точки зрения Д. И. Менделеева, размножение народонаселения в Росии за счет прибыли переселенцев имеет положительно значение, так как «увеличивает естественный прирост» в стране, особенно если происходит сокращение численности населения страны. Однако приток населения из других территорий, считал он, зависит, во-первых, «от суммы природных условий страны и от условий развития в ней благосостояния частных жителей», а также от достоинства «порядков, в ней господствующих». Во-вторых, «переселенец оставляет насиженную страну <...> по преимуществу, ища больших условий развития и приложения своей инициативы и трудоспособности» в другой стране. В-третьих, переселенец уверен в том, что на новом месте он будет иметь возможность «применить свои силы к достижению личного и семейного блага» [с. 275-276].
Каких бы социальных проблем ни касался в своих публикациях Д. И. Менделеев - будь то проблемы народонаселения, развития промышленности и сельского хозяйства, торговли, науки и образования, политического устройства России и международных отношений он, с одной стороны, предостерегал от «гибельных потрясений», а с другой - выступал сторонником эволюционных, «постепенных, но решительных перемен», с помощью которых возможны процветание и прогресс в России. В этом проявлялся основной идейно-нравственный пафос его духовного завещания современникам и потомкам.
Глотов Михаил Борисович, доктор социологических наук, профессор РПГУ им. А.И. Герцена
[1] Электронный ресурс - Режим доступа http://www.rulit.net/books/poznanie-rossii-zavetnye-mysli-sbornik-read-232005-1.html.
[2] Здесь и далее будет использован первоисточник: Менделеев Д. И. К познанию России. - М., 2002.