ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
На процесс реализации гуманитарных программ, направленных на поддержку российских соотечественников, непосредственно и сильно влияют вредоносные мифы, распространяемые о России.
Освободиться от историй и мифов о «злобной России» непросто. На насаждение их в сознание масс, в политических, научных, экспертных кругах, в общекультурный код работает мощная пропагандистская машина Запада. Ей ассистируют её тутошние подпевалы, получающие сильную (в том числе финансовую) поддержку со стороны различных структур, контролируемых США и некоторыми другими государствами Западного мира, множество «независимых» активистов, ретранслирующих и дополняющих такую информацию.
Идёт многодонная, разноплановая обработка общественного сознания. В то же время с российской стороны уже десятилетиями многое не дорабатывается или вообще не делается в части осуществления контрпропаганды и пропаганды в интересах России.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВАЛОВ
Если говорить применительно к событиям в государстве Украина, то в Российской Федерации реально преобладает концепция «невмешательства во внутренние дела Украины». В результате пророссийский и лояльный к России сегменты информационного пространства, мягко выражаясь, провисают. С их провисанием, в мозгах большинства граждан проваливается и понимание России, её политики, истории, культуры, возможностей, перспектив. Особенно в сознании среднего и молодого поколения соотечественников. В итоге становится затруднительной защита естественных и законных прав и интересов русского и русскокультурного населения. Максимально затрудняется реализация даже российских гуманитарных программ, направленных на поддержку российских соотечественников (образование в Российской Федерации, добровольное переселение и т.п.)
Отсутствие качественного и масштабного информационного обеспечения становится предпосылкой и причиной тактических и стратегических провалов.
В инициативности проведения операций современной информационной войны, без побед в которой трудно реализовать госполитику в интересах русского населения и сохранения общерусской цивилизационной идентичности, Российская Федерация отстаёт лет на 20-25. И это только по времени, не говоря уже о катастрофическом отставании по количеству и качеству «вооружений», численности «боевых единиц», их ресурсному обеспечению.
Не менее опасным является и неподготовленность кадров, начиная с самого высокого уровня «гласных» (термин «спикер» - в нынешних условиях неприемлемое, но, тем не менее, часто употребляемое в русскоязычной среде слово-дерусификатор), заканчивая блогерами и рядовыми участниками защиты позиций России на полях социальных сетей.
Как пример профессиональной слабости наших информационных бойцов можно привести совсем недавний случай, когда многие «пророссийские» СМИ, интерпретируя слова высокопоставленного депутата Государственной Думы, развернули по-детски радостную карнавальную кампанию информирования о якобы «начавшемся процессе массовой выдачи российских паспортов жителям Крыма». Часть легковерных простых людей, испуганных обещанной бандеровцами дерусификацией, бросилась осаждать Генконсульство РФ в Симферополе. Через день представители Федерального Собрания РФ вынуждены были давать «обратные» пояснения... Но, вне зависимости от того, кто и как неадекватно интерпретировал информацию, этим первоначальным её вбросом, или же её исковерканной интерпретацией авторитету Российского государства уже был нанесён определённый урон.
Вот почему продолжаю призывать российских политиков и государственных деятелей, сотрудников средств массовой информации, общественных деятелей и политиков, действующих в государстве Украина, выступающих за сотрудничество с Российской Федерацией, за стороны «Юг», «Восток» и «Крым», воздерживаться и быть аккуратными в выражении мыслей. Не вообще молчать, а воздерживаться от такого рода заявлений и комментариев, которые выдаются за «истину», а на самом деле являются всего лишь частными предположениями, малообоснованными прогнозами, нереализованными идеями или проектами, непроверенными фактами, пропагандистскими ляпами. Или зудом поскорее распространить попавшую в руки «свеженькую» информацию, словно имеет место спешка при ловле блох.
Пример - заявления и комментарии в духе «Россия вас/нас спасёт», «помощь к вам/нам придёт через три дня», «Юго-Восток восстаёт/восстал» и т.п., Подобные тренды, не имеющие ничего общего с практической реализацией российской государственной политики или не подтверждающиеся реальными действиями, периодически озвучивают те или иные лица.
Бряцание оружием с целью устрашить или сдерживать противника хорошо тогда (бывают исключения, но редко), когда бряцающие готовы и могут (в том числе - имеют соответствующие ресурсы) организовать, возглавить и повести за собой ту часть народа, которая уже готова откликнуться. И уж если что-то заявлять (даже в пиаровских целях), нужно четко, внятно артикулировать, чтобы никого не вводить в заблуждение и не наполнять пустыми надеждами. Чтобы все потребители информационного продукта, настроенные к России как лояльно или позитивно, так и негативно, равно не могли искаженно, каждый по-своему, интерпретировать полученную информацию, а тем более - выворачивать её наизнанку во вред авторитету России (как страны) и Российской Федерации (как государства), да ещё и вселяя неуверенность в сторонников Евразийского выбора.
ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ЛЯПЫ
Пропагандистские ляпы - на первый взгляд «слишком мелкая проблема», чтобы на ней акцентировать внимание. Но пролонгированное во времени, усиленной частотой их применение становится действительно силой, разрушающей наше мировоззренческое единство. Это очень громоздкая тема, поэтому приведу лишь несколько примеров таких ляпов, широко используемых в риторике как российских деятелей, так и местных сторонников «вечной дружбы Украины с Россией» (такое выражение тоже просится в ряд ляпов). Вот примеры.
«Все жители Украины - украинцы» (формула - подспорье украинизаторам и дерусификаторам).
«Наши украинские соотечественники» (применительно к русским и представителям других коренных народов России работает как «обратная идентификация»).
Обобщение «украинцы» применительно ко всем гражданам государства Украина, независимо от их национально-культурной принадлежности и самоидентификации.
«Страна Украина» (можно говорить о целом комплексе близких по смыслу выражений, прислуживающих концепции дезинтеграции общего исторического, цивилизационного пространства России, как страны).
Называть «украинскими народными песнями» фольклорные произведения, возникшие в том или ином регионе нашего края в преоид до начала 20-го в. Особенно когда это можно и вовсе не делать, а говорить, например, о «малороссийских песнях», «народных песнях» Поднепровья, Слобожанщины, Прикарпатья, Закарпатья и т.д.
«Украинский и российский народы всегда были братскими на протяжении многих веков», «Украина и Россия в 17, 18, 19 веках»; «украинский гетман Богдан Хмельницкий» или «гетман Украины Иван Мазепа», «украинские казаки - запорожцы» (элементарная историко-культурологическая и терминологическая безграмотность, путающая мозги народу и способствующая созданию антироссийской и антинаучной «новой истории»).
Называть Крым и Севастополь «частью Украины» вместо того, чтобы называть Крым и Севастополь «административно-территориальными единицами государства Украина» (правильные композиции бывают сложными, а потому и не приживаются в мозгах, но от этого сложные не перестают быть правильными, а упрощенные - ложными и вредными).
Говорить о том, что «у Украины и России, у украинского и русского (российского) народов - многовековая общая (совместная) история». Это не просто ляп, а зловредная пропагандистская чушь, потому что до того момента, пока не образовалась Украинская Советская Социалистическая Республика, в которой украинцев на государственном уровне признали этносом, не могло быть никакой «совместной истории двух государств». Совместной историей для двух этно-культурных сообществ - украинского и русского - и для двух государственных образований - УССР и РСФСР - является период с 1918 по 1991 гг. С 1991-го «общая история» двух государств, увы, снова перестала быть совместной. Если рассуждать об «общности» истории, можно с таким же успехом заявлять о «совместной истории» Англии и Франции, исходя из наличия периода Столетней войны. А также - об «общей истории» Польши и Украины, учитывая, что Польша (Речь Посполитая), владела значительной частью территории, на которой ныне располагается украинское государство...
Из соображений «толерантности и политкорректности» употреблять в русском языке форму «в Украине», да ещё и развозить, как сметану по тарелке с варениками, полемику о том, что «не имеет значения, как говорить - «в» или «на», и что по правилам русского языка «можно и так и эдак»...
Называть «украинцами» Николая Гоголя или Владимира Короленко, Алексей Разумовского или Сергея Королёва (список можно продолжать едва ли не бесконечно).
Всерьез, наукообразно или «политически весомо» говорить о «великих россиянах украинского происхождения», если речь идёт не о персоналиях начиная с 20 века, которые сами себя публично идентифицировали «этническими украинцами».
Искренняя из «человеколюбивых соображений» пропаганда понятия «толерантности» как «общечеловеческой ценности».
И т.д. и т.п. Перечень и пояснения могут занять тома «Энциклопедии пропагандистских ляпов антироссийской направленности».
НЕ ВЫДАВАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ!
Не могу не отметить: многие выводы, к которым мы привыкли за последний месяц, транслирующиеся игроками на информационном поле, не вызывают безоговорочного доверия. Например, очень сомнительны разговоры о том, что «Восток (или Юг, или Юго-Восток) Украины «проснулся»». Может и очнулся от сна. Но, не отрицая определённого повышения уровня общественной активности, всё же я воздерживаюсь от утверждений, пестрящих и кричащих в публикациях - «мобилизуются», «объединяются», «восстают»... Слишком рано радоваться, оценивая как «активное движение» эти лишь всплески активности.
Одно дело - Севастополь и Крым, там действительно активность усиливается. Другое дело, когда заводятся трели о «восстаниях» в областях Востока и Юга...
СИСТЕМНЫЕ ОШИБКИ
Прежде чем перейти к рассмотрению в технологической плоскости «узкого» вопроса, вынесенного в заголовок («почему затрудняется реализация направленных на поддержку российских соотечественников гуманитарных программ?), напомню о некоторых системных ошибках:
Для решения задач защиты русского и русскокультурного населения, русского языка, культуры и образования, защиты прав и законных интересов российских соотечественников, вместо того, чтобы работать со всеми слоями общества Украины отдельно, российская сторона чаще предпочитала иметь дело и решать всё за счет контактов с центральной властью. Иногда - за счёт контактов с некоторыми политиками и предпринимателями из местных элит, без учёта того, что все они, как правило, были периферией «Партии XXXL», или «Украинской Партии власти... (Кучмы, олигархов, Януковича)».
Российская элита, в отличие от представителей США и многих государств Западной Европы, четко «гнущих свою политическую и пропагандистскую линию», по-прежнему стесняется чем-нибудь задеть больное эго украинских политиков, все время рефлексирует из опасения быть обвинённой «во вмешательстве во внутренние дела». Но ни дружба, ни тем более - любовь, без взаимного «внутреннего» вмешательства не произрастёт.
Провальной оказалась работа на «украинском направлении» в информационном пространстве и в области пропаганды ценностей общерусской (российской) цивилизации. Можно привести простой пример: очень много у нас размещается рекламы путешествий в государства Восточной и Западной Европы, Средиземноморья, в другие места, но очень редко и как-то непривлекательно рекламируются путешествия по интересным и прекрасным местам Российской Федерации. Другой пример - есть государственная задача продвижения российского образования, привлечения на учёбу в вузы Российской Федерации молодёжи, живущей на территории государства Украина, но практически не разработан вопрос масштабного продвижения этих возможностей, открывающихся для наших соотечественников. Третий пример - есть замечательная Государственная Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, но до сих пор нет хорошо разработанного плана её информационного обеспечения таким образом, чтобы информация о ней стала доступна на уровне районов, поселков, сёл. Причем, как я понимаю, главная проблема - в количестве выделяемых ресурсов, а также в постоянном задерживании бюджетного финансирования, по причине чего финансируется, в лучшем случае, работа со второго полугодия.
Для достижения успеха российской стороне нужно работать с политиками высшего эшелона власти - отдельно, с местными элитами - отдельно, с бандеровцами - тоже предметно и отдельно, и находить возможность как их «обезоружить» в рамках имеющегося инструментария. С учеными, промышленниками, «средним классом», СМИ, общественными организациями и со всеми другими - с каждыми отдельно! Так, как это делают американцы. Российским политикам-государственникам нужно более твёрдо и открыто отстаивать интересы России на т.н. «постсоветском пространстве». Даже при учёте всех геополитических сложностей. А не продолжать заигрывание с украинством «в новых условиях и в модернизированных формах». (Читайте об этом также в публикации за 23 февраля на http://www.истории.net).
В условиях, когда победивший «майдан» начал формировать свою «новую государственную элиту», дифференцированный подход к проработке отношений между Российской Федерацией и украинским государством приобретает особую актуальность.
ПРОПАСТЬ ПОД НОГАМИ ДВИЖЕНИЯ
И здесь не лишним будет напомнить о том, в каких муках рождалось на территории государства Украина и к какому итогу пришло совершенно неполитическое «консолидированное Движение российских соотечественников».
Процесс формирования длился с 2006 по 2010 гг. Изначально Система Координационных Советов организаций российских соотечественников (КСОРС) задумывалась как совокупность коллегиальных органов, призванных консолидировать и координировать самоуправляемые общественные объединения соотечественников. Координационные Советы должны были действовать под общим управлением Всеукраинского КСОРС (ВКСОРС) на трех уровнях: всеукраинском (через рабочие органы ВКСОРС); окружном (в пяти округах - «Восток», «Запад», «Крым», «Центр», «Юг»); региональном (АРК, города Киев и Севастополь, все области). В концепцию создания Движения закладывалась идея коллегиального метода управления во главе с Президиумом и поочередным председательствованием его членов в заседаниях Президиума ВКСОРС и ВКСОРС.
Окончание организационного формирования Системы КСОРС пришлось на 2010 г. По времени оно совпало с (как ожидалось оптимистами) приходом «всерьёз и надолго» на политический олимп Украины «Партии власти Януковича». В целях соответствия Системы КСОРС концепции работы российской стороны с «политическими элитами» (и вполне этой концепцией оправданно) бразды правления «консолидированным Движением» (Системой КСОРС) были переданы единоличному председателю - представителю «Партии власти Януковича».
Сейчас, наверное, не самое лучшее время искать вину «Партии власти Януковича» ещё и здесь. Но общий итог известен. В последующие три года (2011-2013), с одной стороны, Движение соотечественников не получило никакого руководящего импульса. Не получило оно и никакой ожидаемой, пусть даже минимальной, поддержки со стороны украинской власти «Партии ХХХL», даже в её «электорально-базовых» регионах. Что, впрочем, и не удивительно, и ещё раз подтверждает то, о чём я говорил и писал давно: какой бы ни была украинская «Партия власти XXXL» - имени «Л.Д.Кучмы», «Сонма всех олигархов» или «В.Ф.Януковича», она никогда ничего не сделает ни для коренного русского народа, ни для российских соотечественников...
С другой стороны, не получило «консолидированное Движение соотечественников» после его формирования и никакой серьёзной ресурсной подпитки со стороны материнского Российского государства, несмотря на то, что в Систему КСОРС были вовлечены от 130 до 150 самоуправляемых общественных организаций, 15 из них - всеукраинского уровня. В результате «консолидированное Движение» на Украине к началу декабря 2013 г. было поставлено на грань организационно-идейного краха.
А в это время победными факельными шествиями по территории государства Украина продвигались отряды бандеровцев, как один из результатов масштабных финансовых вливаний в развитие «демократии и свобод» от одних только северо-американских властей (если верить многочисленным публикациям и публичным откровениям) - от 250 миллионов до одного миллиарда в год в долларовом эквиваленте.
Так что «Великая украинская февральская революция» ещё раз подтвердила правило: каков уровень инвестиций, таков и уровень полученных инвесторами прибылей.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
«ПОТЕРЯННЫЕ ПОКОЛЕНИЯ»
Распространено мнение, что «потерянным для России поколением» можно с большой точностью считать тех, кто родился в период развала СССР и вырос уже «при независимости». Но мне оно видится ошибочным. Правильным считаю исходить из другого расчета.
Начиная с 1985 г. население нашей страны было подвергнуто массированной психологической и информационной интервенции Запада, масштаб которой превосходил на порядки ту, что велась все годы существования СССР и ещё во времена Российской Империи. И эта интервенция не могла не повлиять на умы людей, которые уже в те годы по возрасту были способны что-то воспринимать. Объективно - как минимум с 10-12-летнего возраста. И такому антироссийскому (а не только антисоветскому) воздействию подверглась с большой результативностью по меньшей мере половина населения. Этот расчет чисто схематический, но он иллюстрирует, что наши сограждане, родившиеся в период с 1974 г. и позже, всю жизнь живут под гнётом глобальной антироссийской информационно-пропагандитской кампании. Родившимся в 1974-м сегодня 40. Все кто младше - проходили социализацию уже в условиях вакханалии демократии и либеральных ценностей.
Но было бы глупо утверждать, что этому же тлетворному воздействию, не подвергались люди более старшего возраста. Здесь заложена важная причина наших поражений и в нынешней холодной войне. И не только сейчас, но и в советский период злокозненные англо-саксонские технологи социально-политических взломов использовали определённую неудовлетворённость жизнью. Они искусственно гипертрофировали эту неудовлетворённость в неудовольствие, а затем, в ходе так называемой «перестройки», в охладение у населения и продажных «элит» чувств к собственному государству. В результате врагам удалось вполне «прилично» развалить Советский Союз и единую страну под лозунгами «демократизации» и «свободы».
Далее следует учесть: до середины 2000-х годов с российской стороны активной контрпропаганды практически не велось. Да и до сих пор значительное количество российских СМИ продолжают (в той или иной мере) пропагандировать «ценности» не наши, а угодные Западу, или же бездумно ретранслировать те информационные вбросы, которые запускаются хорошо разветвлённой сетью западных и прозападных пропагандистов. А эти пропагандисты как «вечные двигатели» - не приостанавливают работу ни на один день, и даже ни на один час.
Как видим, к 2004 и, особенно к 2010 годам, диспозиции и возможности для отстаивания своих интересов в обществе государства Украина у евроамериканской и российской сторон изначально не были одинаковы. Активность американцев и европейцев и пассивность россиян в последние 25-20 лет не может не сказываться на сегодняшних результатах.
ПЛОДЫ ЕВРОАМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТИВАЦИИ
Более четверти века США и Западная Европа активно обрабатывали здесь «поле» и засаживали его своими «культурами», в то время как российская внешняя политика, в том числе - информационная, выгребалась из развалин СССР. Но ради понимания того, как действовать, предположим гипотетическое «равенство условий».
У каждой из заинтересованных внешних сторон здесь имеются сторонники. Важным местом приложения сил всегда является государственная администрация и местные органы власти, депутаты, чиновники, эксперты, журналисты, владельцы СМИ и т.д. Также и «весь народ» - на его мироощущенческие позиции возможно действовать посредством массмедиа, развитого «гражданского общества» (общественных организаций - НПО), множеством других способов. Можно воздействовать на бизнес-сообщество в целом, на бизнес-элиту, на «средний класс» и т.д. Причём, тем успешнее будет результат воздействия, чем выше уровень его дифференциации при неизменно высоком уровне «инвестиций в модернизацию». Конечно, невозможно ожидать положительных результатов без усиления позиций СМИ, передающих и создающих те или иные настроения. И есть достаточно общие во всех регионах настроения народа по отношению к действующей центральной власти, чаще - негативные. Нужно помнить, что за последние несколько лет трудно найти хотя бы одну сколько-нибудь значительную социальную группу, которая не получила бы от «Партии власти» серьёзные обиды, переживания за настоящее или страхи за будущее.
Как работают «западные партнёры России», отдирая от неё Украину по живому? И как действуют, защищая свои интересы и интересы русскокультурных соотечественников, россияне, для которых основной концепцией остается «невмешательство во внутренние дела»?
Отслеживая недовольство в массах народа действиями центральной власти, западники а) непосредственно обращаются к представителям властей, подкармливая и, одновременно, припугивая их «неминуемой расплатой», если те не встанут на «правильный путь»; б) подогревают в народе настроения недовольства, опираясь на объективные условиях их возникновения, а также соответствующим образом мифологизируя народное восприятие и кошмаря власть. При этом они не стесняются никаких методов - лишь бы достигнуть нужного результата. А последствия для большинства народа их мало интересуют или не заботят вообще.
Играть на недовольстве правительством, политиками, чиновниками, местными администрациями и разогревать это недовольство во всём обществе, в тех или иных социальных группах и прослойках - любимое занятие технологов «цветных революций». При этом они всех раскладывают по полочкам и с каждой категорией своих «клиентов» и «помощников» работают целенаправленно и дифференцированно, прорабатывая все возможные болезненные точки, на которые можно эффективно нажимать в нужное время. Внимание уделяется и проблемам коррупции, и несправедливостям в судебной системе, и превышению полномочий государственными и силовыми структурами, и низким уровнем зарплат и пенсий, и бессовестности отдельных государственных деятелей, и нарушением прав «меньшинств» и «сообществ». Прорабатываются экологические проблемы, налоговый прессинг, национальные, языковы, культурные, религиозные различия и конфликты... И всё, всё, всё остальное, что только они могут придумать и до чего только может дотянуться рука. И, как мы понимаем, поскольку американцы печатают мировые деньги, для них пределы возможностей финансирования такой деятельности весьма и весьма отдалены.
Западники не сомневаются в выборе - оказывать или нет прямое политическое давление и вмешательство. Не стесняются в выражениях и прямых угрозах. По всему широчайшему фронту создают на протяжении трех десятилетий свою «пятую колонну», выделяя огромные средства на развитие «демократии», «гражданского общества», «свободы слова и свободных СМИ» и т.п., внедряя многолетние масштабные программы в реорганизацию государственного управления, местного «самоуправления», судебной, образовательной и прочих систем жизнеобеспечения общества и государства. Все это сопровождается финансированием и другими формами поддержки тысяч средств массовой информации и пропаганды. Подавляющее большинство СМИ уже давно превратились в служащие Западу «СМИП».
Западники понимают, что, как показывает опыт истории, народ наш, в основной массе воспитанный или в лоне Православной Церкви, или возле этого лона, очень долготерпелив и на самопроизвольный революционный протест долго не поднимается, даже если власть «окончательно зажрётся». Значит, нужно подготовить общественный и политический авангард - группы влияния, которые будут срабатывать «взрывателями», в нужный момент воткнутыми в готовую полыхнуть динамитную массу «народного недовольства режимом» (а заодно и «импэрськымы амбициямы Москвы»).
Для решения этой задачи щедро финансируются общественные организации и политические партии, включая самые радикальные, покупается лояльность и преданность государственных деятелей высшего ранга, чиновников и депутатов всех уровней, СМИ целыми редакциями. Для этого ещё со времён «до развала» (известный Фонд «Видродження» действует с 1990 г.) создается класс грантоедов, которые получают от Запада выгоды и преференции в самых различных формах. Это и прямое финансирование различных «проектов» и «программ», которые внешне выглядят вполне «прилично» и «демократично», и вроде бы как не связано с политикой, а также и напрямую связанных с политикой и «модернизацией» системы управления в государстве. Это и учеба в известных научных центрах, поездки по обмену, и куча всяких программ - социальных, культурных, научного сотрудничества. И проч., проч., проч... Очень масштабно ведётся обработка молодёжи и на студенческом, и на школьном, и на дошкольном уровнях.
Что стоит, к примеру, разработать и внедрять повсеместно через легион грантополучателей многолетнюю программу подготовки волонтёров для спасения лягушек на прудах и болотах Украины? - В отличие от российских фондов и прочих структур, у американских ни одна поджилка не дрогнет от сомнений. В итоге потрачены весомые ресурсы в пересчете на баксы и человеко-часы. В ходе множества семинаров, практикумов, конференций, лагерей, пресс-конференций, пикетов, заграничных поездок для «новой элиты гражданского общества» и т.п. мероприятий и акций подготовлены новые легионы активистов, накачанных евроамериканскими ценностями. Эти активисты не как-то неопределённо, а вполне конкретно научены ненавидеть паршивую власть и паршивых промышленников, совместными преступными действиями губящих не только самих лягушек, но и всю среду обитания, общую для лягушек и человеков... И ведь это - лишь самый безобидный фланг подготовленных «властененавистников» - борцов с тоталитаризмом! К тому же - с четко, годами отработанной схемой финансирования и отчетности, рекрутинга и мобилизационной готовности.
И когда приходит время «Ч», обильно инвестирующим в контроль над обществом и политикумом останется привести «взрыватели» в действие. А масса «динамита» - недовольства властью и неудовлетворенности качеством жизни, отличающимся от американского и европейского «качества», - приращенная с помощью СМИП, детонирует с той или иной силой взрыва. Такие взрывы «революционного недовольства масс» на территории нашего края проводились как минимум четыре раза: в начале 1990-х (отрыв от СССР), в начале 2000-х («Украина без Кучмы»), в 2004-м, в ноябре 2013 - феврале 2014 гг. И всегда успешно. Даже акция «Украина без Кучмы» дала высокий результат, потому что подготовила «революционеров», впоследствии возглавивших «оранжевую революцию» и ставших одной из ведущих групп «евромайданного мирного протеста».
КАЧЕСТВО РЕКУЛЬТИВАЦИИ
Российское государство, осуществляя справедливую и красивую, но малоэффективную «концепцию невмешательства», разумеется, никак не играет на недовольстве центральной и местной властью. И, как говорилось выше, вместо того, чтобы работать со всеми слоями, прослойками и группами общества, предпочитает решать всё за счет непосредственных контактов с центральной властью, иногда - за счет контактов с некоторыми политиками и предпринимателями из местных элит. А поскольку «властная элита» практически не меняется на протяжении 20 лет, кадровый уровень межгосударственного сотрудничества с украинской стороны не очень сильно менялся в зависимости от того, какие политические группировки приходили к власти на Украине и какую внешнюю и внутреннюю политику они вели на «российском направлении».
Масштаб же российской гуманитарной поддержки общественных институтов и групп (в области образования, контакты с «гражданским обществом», учеными и т.п.) ограничивался до сих пор очень малыми объёмами, узкой тематической направленностью (русский язык, образование, культура, история и ещё ряд направлений), очень большой «избирательностью» в вопросах с кем и как работать. Мне, например, до сих пор не приходилось слышать, чтобы какие-то российские фонды поддерживали деятельность организаций соотечественников в области защиты среды обитания. И, думаю, неспроста в «новом коалиционном правительстве» на должность руководителя министерства экологии бандеровцы согласились поставить Андрия Мохныка - заместителя председателя партии партии «ВО «Свобода» по политическим вопросам. Это не просто «почётная» должность, потому что «ничего больше не предложили». Вопросы экологии волнуют очень многих людей, а контроль за деятельностью предприятий в области сохранности окружающей природной среды, при «правильной постановке вопросов», может дать и немалые административные возможности.
Со стороны Запада на территории Украины действовали тысячи представительств государственных и неправительственных институтов, сотни, если не тысячи иногосударственных и международных общественных организаций. А с российской стороны это участие исчислялось до сих пор в лучшем случае несколькими десятками структур, имеющими ничтожно малые бюджеты, которых едва хватало на обеспечение функционирования самих этих структур.
«Пятых колонн» российская сторона не создавала никогда. Местный бизнес, похоже, не поддерживала даже в приграничных регионах и в тех, которые считаются «пророссийскими». Никакие крупные программы воздействия на общественное настроение не реализовывались со времени начала горбачевской «перестройки». Российские предпринимательские структуры, которые «заходят» на рынки Украины, никакой помощи пророссийским общественным и политическим организациям не оказывают. Скорее даже украинские организации смогут получить что-то от российского бизнеса здесь, чем русские организации или объединения российских соотечественников.
Все обвинения, звучавшие в адрес Российского государства в том, что из под каждого куста выползает «злобная рука Кремля» - это такая же «утка», запущенная с целью дискредитации руководства Российской Федерации, как и тысячи таких информационных «уток», загадивших мозги едва ли не большинству граждан Украины до такой степени, что даже в регионах «Юго-Востока» многие уже всерьез верят в то, что «Кремль уже и не спит, а только о том и думает, как закабалить несчастных украинцев».
На территории самой Российской Федерации крупный бизнес украинского происхождения до последнего времени имел все возможности вне зависимости от того, какие политические концепции и позиции его владельцы открыто или скрыто поддерживают в украинском государстве. И мне кажется, что как имел, так и продолжает пока что иметь. А ведь можно было бы его развернуть и лицом к интересам российских соотечественников, прозябающих на Украине...
Подытоживая, можно сказать, что по состоянию на конец февраля 2014 г. в украинском государстве успешно состоялся очередной (четвёртый) этап украинской (она же - антироссийская) революции в пользу США и Евросоюза.
С каждым таким этапом влияние Российской Федерации на общество Украины слабеет. Возможности повернуть ситуацию вспять уменьшаются. «Цена», которую придётся положить только за попытки их реализации в масштабах всего государства Украина, растёт в геометрической прогрессии. Настроения угнетённости, безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство роста небезопасности условий жизни в среде российских соотечественников нарастают. Старые (партрегиональные) «местные элиты» публично или перешли в лагерь «признавших законность новой власти», или спрятались. Новые элиты, способные консолидировать русскокультурное население в большинстве регионов - не проявляются. Исключение, быть может, на сегодня продемонстрирует только АРК и город Севастополь. Но я всегда говорил, что Крым и Севастополь - это не совсем Украина. То есть, по действующему законодательству - это субъекты административно-территориального устройства государства Украина. Но по настроениям в обществе это очень пророссийские регионы, даже невзирая на наличие крымско-татарского фактора. Что же касается других регионов, то за годы владычества «Партии власти Януковича» там были в переносном смысле «закатаны в асфальт» все попытки пробиться к свету и Солнцу ростков русской и русскокультурной общественно-политической элиты.
ПОИСК АДЕКВАТНЫХ ОТВЕТОВ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
Всё высказанное - лишь малая часть возможных аспектов предметного ответа на вопрос «почему затрудняется реализация направленных на поддержку российских соотечественников гуманитарных программ?» Рассматривая эти ответы, нужно предпринять действенные меры хотя бы для защиты прав и интересов соотечественников, четко и однозначно идентифицировавшихся российскими, за счёт эффективной реализации соответствующей российской госполитики и предусмотренных ею государственных гуманитарных программ.
А ведь на повестке дня по-прежнему маячит ещё более широкий вопрос: «почему не сохраняется на Украине русский язык, русская культура и русская идентичность большинства коренного населения?» И он требует ещё более детального рассмотрения. Решение проблем в этой сфере национально-культурного спасения коренного населения - это задачи, которые невозможно будет решать без соответствующего отражения и защиты естественных и законных прав и интересов русских граждан в Конституции и законодательстве государства Украина, что само по себе определяет эти задачи как общеполитические.