Научно-образовательное общество - социальная стратегия развития России в XXI веке

Доклад на Международной конференции «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования»

0
559
Время на чтение 25 минут

17 декабря состоялось открытие международной конференции «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования»

Организаторами конференции выступили факультет социальных наук Герценовского университета, а также Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Комиссия по науке и высшей школе Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга, Российская Академия Образования, Социологический институт РАН, факультет социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Социологическое общество имени М.М. Ковалевского.

Целью конференции является теоретико-методологическое осмысление процессов, происходящих в глобальном пространстве и возможности системы образования реагировать на постоянно возникающие вызовы современности. На мероприятии присутствовали ректор Герценовского университета В.П. Соломин, представители ректората и администрации, сотрудники вуза, а также представители комитетов Санкт-Петербурга, научные деятели и профессора различных высших учебных заведений России и стран ближнего зарубежья.

 

Научно-образовательное общество есть единственно возможная стратегия социального развития российского общества. Становление научно-образовательного общества «внутри себя» включает механизм опережающего развития качества человека и качества общественного интеллекта на основе стратегии опережающего развития качества образования.

Внутренняя логика становления научно-образовательного общества имеет свои макроуровень и микроуровень.

Макроуровень в первую очередь раскрывает системогенез научно-образовательного общества как социальной системы с позиций Внутренней Логики Социального Развития - ВЛСР  с привлечением законов системогенетики. Поэтому выделим важные моменты для системной оценки становления научно-образовательного общества.

1.           «Современное общество» переживает «Великий Перелом Истории» не только с позиций Большой Логики Социоприродной Эволюции - БЛСЭ в форме наступивших экологических Пределов прежним механизмам цивилизационного развития в виде наступившей первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и соответствующего «императива выживаемости», но и с позиций ВЛСР, представшей в конце ХХ века Синтетической Цивилизационной Революцией, созреванием предпосылок перехода «общества-государства» [1] из стихийного, рыночно-отчужденного на базе частной собственности, капиталистического бытия к управляемой (на базе общественного интеллекта и доминирующей роли образования) социоприродной эволюции, т.е. к управляемому ноосферно-социалистическому бытию, на основе научно-образовательного общества.

2.           Ключевым моментом в этом измерении «Великого Перелома Истории» или «Великого Эволюционного Перелома» является переход от Истории Конкурентной - к Истории Кооперационной, от Истории Стихийной на основе доминирования стихийной (материальной) детерминации -  к Истории Управляемой на основе доминирования идеальной детерминации через общественный интеллект. В 1991 году автор этот «перелом» назвали сменой «парадигм истории», понимая под «парадигмой истории» некий устоявшийся набор механизмов цивилизационного развития. Это означает и «перелом» в парадигме представлений о «современном обществе», отражение процесса становления научно-образовательного общества.

Если в «западной модели общества»  акцент в теоретическом социологическом дискурсе был сделан на «социальный атомизме» общества как системы (при котором «социальным атомом» выступал человек - «хомо экономикус», осуществляющий рациональное экономическое проведение (под которым понимается проведение на рынке, устремляющего его к получению максимума своей «выгоды»), а затем на этой базе было осуществлено построение отношений взаимодействия этих «социальных атомов» и «плеяд» на основании интересов и т.д., (хотя, автор уже обращал внимание на то, что эту «западную модель общества» считает неадекватной реальному обществу, но выполняющей идеологическую функцию защиты рыночно-капиталистической цивилизации [1]), в какой-то степени отражающий «конкурентную социальную среду», то происходящий «перелом социальной эволюции» выбивает последние основания под такой системной моделью общества.

3.           Важной социологической категорией, как мы отмечали, становится общественный интеллект, введенный нами в приоритетный категориальный ряд обществоведческого дискурса в 1989 году.  Общественный интеллект - результат социальной интеллектуальной кооперации, некая опосредованная социальная «интеллигенция» (если воспользоваться этой категорией разума, присутствовавшей у Спинозы и Канта), которая проявляется как совокупный интеллект общества. При этом, «интеллект» используется в непривычном, а именно - «эволюционном» определении как синоним «управления будущим». В любой системе столько «интеллекта», насколько она управляет будущим. «Интеллект», таким образом, предстает эволюционным антиподом механизму «естественного отбора», как механизм «упреждения» хода эволюции и осуществления предадаптации к ее изменениям.

В социальной эволюции, таким механизмом, становится общественный интеллект, который является управлением будущим со стороны общества как целого.

Общественный интеллект есть единство общественного сознания и общественного знания, единство науки и культуры, которое направленно на обеспечение управления будущим, включая будущее творение (т.е. социальное творчество, социальную инженерию, социальные реформы и т.д.). Ведущими функциями общественного интеллекта является целеполагание, планирование, проектирование, прогнозирование, программирование, нормотворчество, законотворчество на уровне «общества-государства» и его подсистем [3].

4.            Субстанцией общественного интеллекта являются знания. Единство общественного интеллекта обеспечивается «социальным кругооборотом знаний» и соответственно - «социальным кругооборотом интеллекта», в котором действуют два двигающихся на встречу друг другу потока: поток объективизации знаний (от индивидуального интеллекта - к групповому - и от него к общественному) и перехода знаний в социальную-общественную память (библиотеки, базы знаний, язык и т.п.) и поток субъективизации знаний (от общественного интеллекта, его памяти - к групповому интеллекту - и от него к индивидуальному интеллекту человека), в организации которого огромную роль играют институт семьи и институт образования. Производство знаний на уровне индивидуальных интеллектов задействует каналы интуиции, проходящие через «правополушарный интеллект». Сама циркуляция знаний в системе общественного  интеллекта происходит через общественные институты науки, культуры, образования, коммуникативную структуру общества.

5.           Главным механизмом восходящего  воспроизводства качества общественного интеллекта становятся образование и наука. На рубеже ХХ и XXI веков происходит образовательная формационная революция, знаменующая собой смену образовательных формаций, переход к формации образовательного общества [5].

Трансформация общества в сторону научно-образовательного общества уже началась. В наукоемких экономиках и соответственно «обществах» образование становится базисом базиса общественного воспроизводства - и духовного, и материального, а наука становится главной производительной силой и силой управления. В западной социологии заговорили об «обществе знания». Автор считает, что науно-образовательное общество, как категория, - есть категория более богатая по своему содержанию, диалектически снимающая в себе общество знания.

Научно-образовательное общество - это такое общество, в котором образование, как функция, экспансируется во все общественные институты и организации, становится их ведущей функцией, становится базисом базиса воспроизводства такого общества, а наука пронизывает такое образование, обеспечивает слияние науки и образования.

Непрерывное образование приобретает роль ведущей родовой потребности всех членов общества, вызванной постоянной адаптацией - профессиональной (трудовой) и социальной к динамике изменений под воздействием «интеллектно-инновационной революции» в рамках Синтетической Цивилизационной Революции, породившей «мир изменений» [3, 4].

Образовательная формационная революция, в лоне которой происходит становление научно-образовательного общества, подготавливает основания для осуществления выхода человечества - системы «обществ» - из Исторического Тупика в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы через реализацию управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, т.е. ноосферного, экологического социализма.

При этом, управляемость социоприродной эволюцией, динамикой социоприродной гармонии на базе инновационного общества, с быстрой динамикой антропогенных влияний на живое вещество Биосферы, возможно только на основе опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, которое становится законом такого «устойчивого», гармоничного развития.

Нарушение требований закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта, качества образовательных систем в обществе уже сказывается в современных обществах. Оно проявляется в форме «негативов», уже приведших к «интеллектуальной черной дыре» как одному из факторов, участвующему в развитии Глобальной Экологической Катастрофы.

По отношению к нашему времени этот закон предстает как важнейший императив, действующий в логике «императива выживаемости» человечества (и России) - всех «обществ» на Земле - в XXI веке. Научно-образовательное общество есть такое общество, которое живет в соответствии с этим законом, есть общество, реализующее примат действия идеальной детерминации через общественный интеллект, т.е. есть общество восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта, а, следовательно - восходящего воспроизводства качества науки и качества культуры.

6.           Общественный интеллект как системообразующий фактор в функционировании и развитии общества усложняет представления о системной организации общества, он является еще одним основанием отрицания «атомистской либеральной модели» в попытках системного описания общества, в том числе принципа «методологического индивидуализма» Хайека. «Разум неотделим от отношений «человек-человек», «человек-общество» - «общество-человек», «общество-общество». Единица разума - не человек, а люди, а также некоторое целостное общество (разумное сообщество). Как абстрактный индивид homo sapiens  не существует. Разум - дело общественное» - замечает Ю.М.Осипов [5, с. 61].

Тезис Хайека «...основа нашей свободы - невежество» [6, с. 27] де-факто воплотился в «интеллектуальной черной дыре», отражающей увеличивающийся разрыв между скоростью происходящих негативных антропогенных изменений в монолите живого вещества Биосферы, в том числе в монолите разумного живого вещества - в живом веществе человечества, в его геноме, в том числе историко-культурном, ценностном геноме, и скоростью процессов познания этих негативных последствий, многие из которых носят необратимый катастрофический характер.

Этот тезис Хайек есть тезис самовлюбленного буржуазного интеллектуала-мещанина, полностью стоящего на позициях социал-дарвинизма, верующего в самоорганизующую силу рыночной стихии и некую божественную разумность Капитал-Фетиша, мещанина, исповедующего «религию денег», на которой держится монетаризм. Это есть тезис Анти-Разума [7].

Общественный интеллект есть выражение целостности общества как системы-организма, которая проверяется качеством управления будущим, качеством управления социоприродным развитием, качеством квазигомеостатических механизмов самого общества.

«Либеральное», «социально-атомарное» общество, за ликами которого скрывается капиталократическое общество, строй капиталократии, есть «распадающееся общество» [1], отрицающее мораль и традиционные ценности, т.е. национальные культуры (это беспощадно признает Дж.Сорос в монографии «Кризис мирового капитализма» [8]), и следовательно, отрицающее собственную национально-этническую, «народную» субстанцию, которая является скрепом общества наряду с государством. За этим «распадом» стоит и «распад» общественного интеллекта, его ведущей эволюционной функции - управления будущим с позиций продолжения социальной эволюции и жизни общества, человечества и природы. В России этот «распад» вследствие прививки «вируса либерализма» не замедлил проявиться в виде разрушения национально-этнических основ, распада российского суперэтноса по Л.Н.Гумилеву, скрепом которого является русский народ (русский этнос). Началась капиталогенная депопуляция по всей территории России с темпами вымирания населения по 0,8 - 1млн. человек в год, а у русского народа и того больше - по ~ 1,2 -1,5млн. человек в год.

Стратегия перехода к научно-образовательному обществу в России расширяет основания решения проблемы качества образования России, стратегию его реформ в начале XXI века.

7.           Таким образом, макроуровень системогенеза научно-образовательного общества определяет «современное общество» как такую социальную систему, которая эволюционно претерпевает трансформацию в своей интенции в сторону роста кооперированности, организмичности, усиления роста роли общественного интеллекта, в сторону становления научно-образовательного общества с одновременным процессом его ноосферизации, усиления роли разнообразия и роли этнической субстанции как формы взаимодействия социальности человека с его природностью, как формы гармонизации этого взаимодействия.

Макроуровневой подход почти исчез из современной западной  социологии, исчез именно вследствие доминирования «элементаристского», «социально-атомарного» подхода, поставившего якобы интересы человека, его «я» в центре социологического знания. П.А.Сорокин по поводу специфики социологического знания восклицает: «Где же и в чем искать эту отличительную черту?» - и отвечает: «Она дана одновременно - и в свойствах взаимодействующих единиц, и в свойствах самого процесса взаимодействия», «Человеческое общество с этой точки зрения похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окружены себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут  и исчезают, а море-общество - вечно бурлит, волнуется и не умолкает...» [9, с. 28, 29].

Автор в монографии «Онтология и феноменология педагогического мастерства» [10] показывал, что в основе бытия человека лежит «МЫ-бытие», которое является основой «Я-бытия» и без которого «Я-бытие» превращается в ничто. Именно игнорирование «МЫ-бытия» (против которого Хайек открыто выступил со своим монетарным манифестом буржуазного индивидуализма) лежит в основе абсолютизации «Я-бытия», превращающегося в «социальный вирус», разъедающий организм общества. «Взаимодействия атомов», которое было положено в основе экспликации общества как системы большинством социологов (П.А.Сорокин, Парсонс и др.), конечно важно для понимания определенных аспектов общества, но не является единственным базовым объяснительным принципом общества как системы. Не менее важным фактором выступает совокупная общественная память - память общественного интеллекта (включая письменную память, устную память, «коллективное бессознательное» народа, язык  и т.п.), которая изначально носит целостный характер и является проявлением целостности общества, общественного интеллекта.

8.           Общество всегда есть «МЫ-организация» («Homo-организация» по Ю.М.Осипову [5, с. 65]. Особое значение в этой «Мы-организации» принадлежит хозяйству. Общество есть совокупный хозяйствующий субъект, реализующий коллективное природопользование, в котором особенности природы накладывают печать на тип природосообразного поведения (здесь и проявляется географическая детерминация в социальной эволюции, космическая функция хозяйства по С.Н.Булгакову).

Хозяйство всегда носит коллективистский характер. Хозяйство постоянно реализует в истории «коллективистский императив». Хозяйство всегда континуально, а не дискретно, оно холистично по своей сущности, по своему энергетическому базису. Хозяйство в первую очередь есть «энерго-номика» (в нашем определении), оно - носитель экологии общества как «Homo-организации» или «МЫ-организации». Именно через него реализуется экологическая дискретность бытия общества - социального бытия.

Одновременно внутри себя хозяйство есть способ воспроизводства общества, есть способ его сохранения на основе воспроизводства. Через хозяйство реализуется открытость общества к природе, его «погруженность» в природу, неотъемлемость его бытия от бытия природы.

Производство - главная системная функция хозяйства. Производство реализует производственную кооперацию и организацию. Общественное хозяйство есть общество как хозяйство или хозяйственная система, на базе которого формируется общественное производство.

 «Великий эволюционный перелом есть «великий эволюционный перелом» в хозяйственной логике развития общества, в которой ноосферизация хозяйства становится ведущей тенденцией XXI века. Неслучайно системный анализ белорусского общества у М.И.Демчука и А.Т.Юркевича осуществляется через призму системно-хозяйственной организации общества, благодаря которой они приходят к идее социально-хозяйственного гомеостазиса на основе «локально многофункциональных экосистем - базовых ячеек народного хозяйства Республики Беларусь XXI века» [11]. К близкому решению приближаются социологические школы С.И.Григорьева в Алтае и В.Г.Немировского в Красноярске («витальная социология», «социология жизненных сил» у С.И.Григорьева и «универсумная социология» у В.Г. Немировского).

В логике «Великого эволюционного перелома» особое место принадлежит культуре. Увеличивается роль культуры в ее первородной, эволюционной функции обеспечения социоприродного гомеостазиса.

Научно-образовательное общество есть культуроцентричное общество, в котором университеты становятся «центрами культуры».

Культура - неотъемлемая часть общественного интеллекта, она есть особый вид коллективной формы мироосвоения. Культура - носитель правополушарной части общественного интеллекта, она есть хранительница памяти общества, она несет в себе память обо всей предшествующей социальной эволюции народа, составляющего основу общества.

Наука в большей степени репрезентирует левополушарную часть общественного интеллекта, она обеспечивает моделирование, рациональные формы прогнозирования и планирования, создает общественный банк рационального знания.

Если науку и образование отнести к культуре в ее расширительном понимании, то тогда культура становится формой организации общественного интеллекта. Образуется в этом случае цепь своеобразных изоморфизмов:

Научно-образовательное общество  общественный интеллект  культура   хозяйство  этническая система общества  государство.

В контексте этой цепи изоморфизмов культура предстает как системное основание бытия научно-образовательного общества, как некий скреп этого общества, равный по своей значимости и государству, и этнической системе общества, и хозяйству. Она определяет культуроморфность образовательного общества, всех его институтов и оснований. Ядром культуры общества (народов) является система ценностей, выработанных исторически, которая предстает как ценностный геном общества, всех народов, его составляющих. Н.Я.Данилевский и затем П.А.Сорокин фактически ввели понятие культурно-исторического архетипа общества (или «типа»), в котором, в нашей оценке, важнейшую роль играет «ценностный архетип общества» [7, с. 74], одновременно являющейся «архетипом ценностного генома». В этом «ценностном архетипе» важнейшая роль принадлежит базовым ценностям, которые и определяют личность, «человека культуры».

В данном контексте можно говорить об аксиологических основах научно-образовательного общества, которые не могут быть спроектированы в одночасье, не могут быть созданы проективно, в результате каких либо взглядов «реформаторов», а формируются эволюционно и определяют «ценностный иммунитет» общества [7, с. 78], предохраняющий его от стратегий социальной вирусологии (теория социальной вирусологии разрабатывается нами с 1993г.), формирующихся против «общества» его противниками в процессе ведения информационно-духовной войны. Примером защиты такого «ценностного иммунитета» общества является доклад президента Республики Беларусь на А.Г.Лукашенко на семинаре по идеологии в марте 2003 года (газета «Советская Беларусь» от 28 марта 2003 года). Отметим, что идеология «общества-государства» всегда выстраивается на его «ценностном геноме» и выражает собой главные ценностные предпочтения. «Идеология для государства (а мы добавим: система общепризнанных ценностей) - то же самое что иммунная система для живого организма - замечает А.Г.Лукашенко. -  Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же с государством (мы добавим: с «обществом-государством»): когда нарушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство ни казалось сильным и грозным». Именно «либеральная социальная вирусология» в России началась с войны против «идеологии» под видом лозунга «деидеологизации» (под прикрытием которой протаскивалась идеология американизма, поклонения образцам американского индивидуалистического поведения и т.д.) и против традиционных ценностей русской культуры и русской философии, сохранявших свое значение в советской идеологии: ценностей коллективизма, товарищества, общего дела по Н.Ф.Федорову, социальной справедливости, семьи, долга перед обществом, государством, патриотизма и т.п.

Культура призвана обеспечить восхождение по ступеням качества в своем развитии как человека, его разума, так и общественного интеллекта - общественного разума. Ю.М.Осипов писал: «...сознание как знание, т.е. в своем содержательном наполнении, безусловно, различно. И дело здесь не столько в количестве и разнообразии знаний, степени его усвоения и использования, сколько в мере познания этого знания, т.е. в степени самого сознания, его качестве (осознания знания)» [5, с. 73]. Ну, а поскольку общественный интеллект есть единство общественного сознания и  общественного знания, направленное на повышение качества управления будущим, поскольку этот тезис Ю.М.Осипова полностью можно отнести к общественному интеллекту и к задаче культуры, поскольку «культура - его сознание» [5, с. 75]. Ю.М.Осипов так определяет культуру: «Культура - воплощенное сознание. Но культура - и само сознания, сознание, оплодотворенное культурой. Культура - это еще и окультуренное сознание. Культуры нет без сознания, но и сознания нет без культуры. Сознание создает культуру и входит в культуру» [5, с. 75].

Продолжая эту линии рефлексии, подчеркнем, что культура - продукт не просто конкретного человека и сознания человеческого индивида, а именно продукт «МЫ-организации человека», «МЫ-сознания», т.е. общественного сознания и общественного интеллекта.

Общественный интеллект и культура есть единство, в котором культура есть форма воспроизводства общественного интеллекта, а общественный интеллект формой выражения главной функции культуры - обеспечения управляемой социоприродной гармонии.

Культура есть постоянный процесс очеловечивания человека, образования и образовательного общества, т.е. постоянный процесс гуманизации общества, движения по пути преодоления всех форм отчуждения человека от своего исторического предназначения как гармонического, ноосферного начала в социоприродной эволюции, в котором синтезируются в своей интенции Истина, Добро и Красота.

Культура - сама «живой организм» и одновременно, как таковая, организмическое начало в системности «общества - государства». Культура, воспроизводя  себя, воспроизводит духовность, духовный мир человека и общества.

Культура есть духовное воспроизводство-в-себе.

Образование - участник этого воспроизводства, оно - социальный институт культуры, воспроизводящий культуру как институт, и в этой своей функции, воспроизводящий вместе с культурой общественный интеллект, воспроизводящий науку.

Культура рождает общественный идеал «общества-государства», его национальную идею, рождает его исторически, социально эволюционно, в форме вечного исторического поиска лучшей формы человеческого бытия, которая бы в наиболее эффективной форме раскрыла бы творческие, духовные силы и потенциалы человека.

Капиталократический («либеральный») «распад общества» начинается с «распада культуры», с ее капиталорационализации, в результате которой происходит разрушение «органики культуры», превращение ее в «оболочку культуры», в «культуру без памяти», в «культуру пустоты». Новосибирский социолог Л.П.Кукса  достаточно логично показывает этот процесс смерти культуры в Европе под маской идеологии «пост-модернизма» и все это делается ради «свободы» - свободы капитала [12]. «Пост-модернизм» как идеология реформации культуры на логике чистого проективизма есть на самом деле капиталократическая смерть культуры, ее превращение в свой антипод - некий механизм расчеловечивания человека, дегуманизации общества.

Микроуровень рассмотрения образовательного общества обращен к «человекоцентристским моделям общества». Сейчас стало модным «кричать», что человек исчезает из социологии с приматом общественного в ее дискурсе. О проблеме соотношения индивидуального и общественного, об их сложной диалектике много пишет В.Т.Пуляев [13].

Научно-образовательное общество и человек образуют неразрывное единство. Человек в его социальном историческом самоопределении (а оно - основное в содержании категории «человек») неотрывен от общества.

Научно-образовательное общество - основа бытия человека. Человек не только социален, но и «общественен» в том смысле, что он всегда принадлежит определенному «обществу-государству». Социализация человека - предмет процесса воспитания, она основа становления в человеке личности.

Личность всегда отражает в себе диалектическое единство индивидуального и общественного (но не является выражением «массовидного человека» в трактовке Ю.А.Гагина);  личность есть системно-социальное качество человека. В личности выражается не социальная атомарность общества, а, наоборот, социальная континуальность общества, личность предстает репрезентацией качества общества как целого.

Личность - носитель духовности. Духовность личности есть выражение духовности общества. Духовность общества - выражение отношения его как целостности к окружающему миру, к космосу, универсуму.

Духовное общество космично, ноосферно. Только духовное общество имеет шанс экологически выжить в ХХI веке. Духовность общества континуальна, она - сосредоточие культуры как среды общества, его «пространства». По Т.Парсонсу культура - часть среды общества, воспроизводящая «образцы» и «ценности» [14].

Таким образом, можно утверждать, что личность - носитель научно-образовательного общества, ее самовоспроизводящийся системообразующий фактор, в такой же мере, как научно-образовательное общество есть основа бытия личности. Из этого вытекает следующее положение: личность есть «общество-в-себе», личность -  не только носитель общества, но есть своеобразный «образ общества». В идеале, в асимптотической, исторической перспективе, личность в будущем ноосферном, научно-образовательном обществе станет своеобразной голограммой сознания общества. Только в этом случае разрешится конфликт между свободой  личности и свободой общества, превращаясь в одну свободу [15] - свободу «единства личности - общества».

Личность (человек) созидает «общество-государство», она постоянно его воспроизводит и, воспроизводя общество, воспроизводит себя. Субстанцией этой воспроизводящей силы является труд. Только труд лежит в основе воспроизводства жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Бытие и человека, и общества - «трудовое бытие».

Духовность человека и научно-образовательного общества определяет духовность труда. Труд духовен по своей сущности, Духовность, если она гуманистическая, определяет труд как главную свою ценность. Христианский гуманизм ставил ценность труда в центр своей системы ценностей («Кто не работает, тот не ест»). В.Г.Комаров пишет о «максиме непреложной вплетенности всех возможных форм человеческой духовности во всякий материальный производительный труд» [16, с. 54].

Общество в своей сущности - «трудовое общество». Научно-образовательное общество сохраняет эту характеристику. Какой бы ни был труд -  индивидуальный, групповой, коллективный - он всегда общественен, он - субстанция единства бытия личности и общества, он есть та «трансисторическая субстанция» (мы воспользовались этим понятием В.Г.Комарова, только он его применял по отношению к «правде», а мы применяем к «труду»), которая никогда не исчезает, он - суть сути.

Капиталократия, фетишизируя капитал и деньги, «изгоняет» труд из бытия человека, тем самым фальсифицируя и «природу» человека, и «природу» общества. Человек капиталорационализируется и асоциализируется. Весь фрейдизм есть одна из идеологических, капиталократических мифологем, редуцирующих человека до его биологического начала, и то в искаженном, социал-дарвинистском виде, на основе абсолютизации принципа «человек человеку - волк». Это осуществляется для того, чтобы его легче было капиталорационализировать, изгнать трудовые начала духовности. Либеральная социальная атомарность имеет под собой не трудовое, а капиталократическое начало, в котором главной функцией человека становится «погоня за прибылью».

«Изгнание» труда из системы ценностей личности - и есть начало ее асоциализации, т.е. лишение личности ее системно-социального качества. Отсюда начинается системный распад общества и противопоставление человека и общества, человека и государства, - «центр» артикуляции либерального мышления и «розмыслов» о гражданском обществе.

 Интенция к «разумному обществу» как научно-образовательному обществу,  есть интенция возвращения общества к своей сущности (сброса своих «превращенных»  (иллюзорных) форм) - к «трудовому обществу», но в новом качестве - качестве ноосферного общества, в котором управление социоприродной гармонией предваряется социальной гармонией трудового общества на основе примата общественной собственности и снятия всех форм отчуждения труда от  средств производства и создаваемого на его основе капитала.

Рост интеллектоемкости, наукоемкости и образованиеемкости экономики и общества под воздействием Синтетической Цивилизационной Революции делает и труд все более интеллектоемким, наукоемким и образованиеемким. Труд все больше, даже на личностном, индивидуальном уровне - уровне человеческого индивидуума все больше репрезентирует в себе совокупной прошлый труд «общества-организма» и всей «системы обществ-организмов» в лице человечества, т.е. всеобщей труд. Иными словами, в труде человека-атома все больше и больше представлен всеобщий труд, овеществленный в знаниях, технологиях, технике, образовании.

То есть труд в своей «отдельности» стягивает в себе труд в его всеобщности. Труд становится дважды общественным, общественно-общественным. Осмысливая эту тенденцию в своей логике размышлений, В.Я.Ельмеев справедливо замечает: «Соответственно, общественная сущность, общественные силы не противостоят изначально отдельному индивиду, а должны стать сущностью каждого отдельного человека, не теряя своей принадлежности всем, всему обществу»  [2, с. 235].

Рост наукоемкости увеличивает этот процесс, потому что научный труд по своей сущности является всеобщим. Труд возвращается к системной универсальности, но к универсальности нового качества, базирующейся на универсальности научного знания и научной картины мира, этот труд «оплодотворяющий».

По В.Я.Ельмееву образуется интенция в движении к всемирной ассоциации труда, в которой образуется «новой тип общественных связей людей - их непосредственно общественных отношений, не опосредованных  товарным обменом» [2, с.236].

Наука становится непосредственной производительной силой (в соответствии со знаменитым прогнозом К.Маркса), транслятором которой становится наукоемкий труд и наукоемкое, образовательное общество.

Трудовое общество становится одновременно «обществом с доминированием роли общественного интеллекта» - «образовательным обществом».

В.Г.Комаров подводит черту под противоречием между трудом и капиталом, которое переходит в искусственно индуцируемое противоречие между трудящимся человеком и капиталистическом обществом и государством: «...наличие общественного разделения труда с его жестким закреплением классов, слоев, групп за частичными видами деятельности, существование отчуждения - самоотчуждения труда, отношений частной собственности, несправедливого распределения, эксплуатации человека человеком, господство товарно-рыночного и техно-технологического фетишизма расходятся с понятиями всеобщего жизнеобеспечивающего труда...» [16, с. 271].

Внутренняя логика системной эволюции «общества-государства» на микроуровневом анализе также отражает общую тенденцию к выходу на качественно новые основания новой ноосферы - управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Общественный интеллект, наподобие кантовской «интеллигенции», как субстанция, охватывает образовательное, ноосферное общество.

Россия в XXI веке, должна стать, если она проявит волю к своему сохранению и выживанию, цивилизацией научно-образовательного общества. Это есть стратегия развития российского общества, российской науки и российского образования, которое становится базисом реализации такой стратегии, правильного проектирования образовательных реформ и решения проблемы качества образования. На этом фоне все, что делается с наукой и образованием в России в последние годы есть преступное невежество либерально-монетарного эпигонства установившейся в России колониальной капиталократии.

 

А.И.Субетто , д-р филос. наук, д-р эконом. наук, профессор, член КПРФ, Санкт-Петербург

 

Литература:

 

1.           Субетто А.И.  Системный анализ современного общества (научный доклад) - СПб.: изд-во «Астерион», КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. - 88с.

2.           Ленинская теория империализма и современная глобализация (Коллективн. научн. монография). Книги I и II/ Под науч. ред. А.И.Субетто. - СПб.: Астерион, 2003. - 754с.

3.           Субетто А.И.  Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. - М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1994. - 168с.

4.           Субетто А.И.  Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования: грани государственной политики/ Под науч. ред. В.В.Чекмарева. - М.: КГПУ, Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1995. - 332с.

5.           Осипов Ю.М, Опыт философии хозяйства. - М.: МГУ, 1990. - 362с.

6.           Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода - СПб.: Пневма, 1999. - 288с.

7.           Субетто А.И.  Разум и Анти-разум (Что день грядущий нам готовит?). - СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003.- 148с.

8.           Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М.: Изд. Дом «ИНФРА». - М.: 1999. - XXIV, 262с.

9.           Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Изд. Полит. лит, 1992. - 543с.

10.       Субетто А.И.  Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая. - Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 1999. - 208с.

11.       Демчук М.И., Юркевич А.Т. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 342с.

12.       Кукса Л.П.  Интегральная социология. Монография в 6-и книгах. Книга первая. Предметная область и ее философско-теоретическое обоснование. - Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2004. - 380с.

13.       Пуляев В.Т. Человек и общество - вечная проблема бытия и познания - СПб.: «Знание», 2003. - 72с.

14.       Парсонс  Т.  Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. - М.: 1996. - с.494-526

15.       Субетто А.И.  Введение в квалиметрию высшей школы. Книги 1-4. - М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1991. - 96с.; 122с.; 171с.; 163с.

16.       Комаров В.Г. Правда: онтологическое основание социального разума. - СПб.: Изд. СПбГУ, 2001. - 556с.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Об изживании "советских травм" в науке

Разносторонность интересов докладчика, реализованных им на жизненном пути, и признание его заслуг в научной сфере (см.Википедию) не могут не впечатлять. Как я понял, он оказался не только свидетелем рождения советской социологии с легкой руки Зворыкина (в своё время на меня огромное впечатление произвели первые выступления в печати Анатолия Алексеевича!), но и, судя по всему, в меру сил сумел обустроить открывшуюся нишу. И, тем не менее, выйти за пределы "хрустального свода", в который волей-неволей упиралось советское обществоведение, ему так и не удалось. Не зря Дмитрий Владимирович Сладков, хорошо известный, надеюсь, не только в православных кругах, в программе "Тем временем" (см. видео "Физики и клирики" в Интернете) несколько шокировал участников заявлением, что в научно-образовательной сфере всё ещё продолжается "изживание советских травм", и могут переживаться "фантомные боли нашего тяжёлого прошлого". Судя по докладу, у автора ничего этого не было и нет. Он не подвергает сомнению декларируемые им же законы социального развития, точно так же, как некогда с вузовских кафедр советская профессура вещала о незыблемости законов политэкономии социализма. И ссылки на труды Питирима Сорокина здесь, увы, не помогут. В поисках личностного начала и путей его развития в христианском мире (или о какой ещё цивилизации идет речь?) обращаться следует как к самим основам вероучения, так и к его толкованию в Св. Предании – без этого какая бы то ни было социология останется ущербной, а самые сногсшибательные теоретические построения окажутся надуманными и им вскоре суждено будет кануть в Лету.
C. Гальперин / 31.12.2013, 16:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Иванович Субетто
Научно-образовательное общество – основа национальной безопасности России
Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность и суверенитет России в условиях гибридной войны»
09.10.2024
Памяти выдающегося ученого, человековеда, врача, поэта, генерала медицинской службы
Скончался член Президиума Ноосферной академии наук Владимир Владимирович Концевой
25.09.2024
Капиталогенный экологический апокалипсис
Конец Человечества или Прорыв его к социализму?
29.06.2016
Все статьи Александр Иванович Субетто
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47