Международное «Достоевское братство», или Нет пророка в своем Отечестве

Ко дню памяти Федора Достоевского

Новости Москвы 
0
734
Время на чтение 32 минут

11 ноября 2013 года исполняется 192 года со дня рождения Достоевского. Для меня это не просто писатель, которого читаешь для развлечения или расширения кругозора. Это писатель, который повлиял на мою судьбу. Его творчество, взгляды, сам факт его существования так тесно связаны с моей жизнью, что без него она сложилась бы совсем иначе. Достоевский показал мне дорогу к Богу, вернее всем своим творчеством просто сказал: «Бог есть!»

Символично, что оба раза на вступительных экзаменах по литературе мне доставался вопрос о «Преступлении и наказании». Отвечая, я и помыслить не могла, что именно этот писатель приведет меня к Богу. Именно он покажет то, что увидеть невозможно, - сердце человека как поле битвы Бога и дьявола, покажет, как уживаются в одном сердце идеал Мадонны и идеал Содомский, покажет и докажет, что «есть и за гробом жизнь»...

Первой, кто меня окунул в океан его «вечных вопросов», стала профессор Харьковского университета Рита Никитична Поддубная (Царство ей Небесное), мой научный руководитель, старший друг, рецензент моих работ. Именно она «заразила» меня своей любовью к Достоевскому, именно она повлияла на всю мою дальнейшую жизнь. После первых же лекций о Достоевском я сразу записалась в ее семинар и начала читать роман «Подросток». Боже мой! Это же про меня, про наше «случайное семейство», про нашу российскую жизнь, как на постоялом дворе... Потом были «Хозяйка», «Кроткая», «Неточка Незванова», «Бесы», «Братья Карамазовы» и особенно «зацепившие» меня «Идиот» и «Сон смешного человека». Поставив точку в кандидатской диссертации, я окончательно поняла: «Бог есть!» Смешной человек привел меня к этому выводу, не требующему доказательств.

В беседе с Оптинским старцем Амвросием Достоевский признался, что раньше ни во что не верил, пока не увидел рай: «Ах, как там хорошо, как светло и радостно... Не могу я забыть того, что пережил там, - и с тех пор повернул к Богу».

На мой взгляд, в «Сне смешного человека» мы соприкасаемся с тайной загробной участи души человека. После прочтения «Сна» я поняла: есть жизнь вечная, и смерти бояться не нужно. Вот так Достоевский привел меня к вере, а позже болезнь брата заставила переступить порог храма.

Надо ли говорить, что я хотела посвятить жизнь дальнейшему изучению творчества Достоевского, мечтала написать книги о нем, а не только статьи. Но Бог распорядился моей жизнью совсем по-другому. В самые голодные и трудные годы он дал мне возможность зарабатывать не наукой (за которую платили копейки), а журналистикой. Поэтому приглашения участвовать в Достоевских чтениях в Старой Руссе и в Санкт-Петербурге каждый раз становились для меня настоящим счастьем.

Несказанным счастьем было, конечно, и участие в XIV Симпозиуме Международного общества Достоевского (МОД, International Dostoevsky Society - IDS) в Неаполе в 2010 году.

Достоевский тогда спас меня от настоящей духовной смерти, от саморазрушения, от жуткой депрессии. Я никогда не забывала, что Бог есть, но в тот год казалось, что возложенный Им на меня крест мне не по силам. Посреди лютой стужи физического и метафизического ада вдруг пришло письмо от Стефано Алоэ (ответственного секретаря симпозиума IDS, доктора филологии, профессора, доцента кафедры русской литературы и славяноведения университета Вероны) о том, что меня включили в состав участников форума в Италии. Я не верила своим глазам. Тут же в памяти всплыли слова князя Мышкина из «Идиота»: «Вот тут-то, бывало, и зовет все куда-то, и мне все казалось, что если пойти все прямо, идти долго, долго и зайти вот за эту линию, за ту самую, где небо с землей встречается, то там вся и разгадка, и тотчас же новую жизнь увидишь, в тысячу раз сильней и шумней чем у нас; такой большой город мне все мечтался, как Неаполь, в нем все дворцы, шум, гром, жизнь...»

Я не верила тогда в новую жизнь. Старая рухнула и погребла меня под обломками. О Неаполе я не мечтала, хотя и подала заявку на участие в симпозиуме. И вот я чудом оказалась не только в Неаполе («Новом городе», который реально обновил мою душу http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=9859), но и в Бари - у мощей Святителя Николая Чудотворца, а месяцем позже - на Корфу - у мощей Святителя Тримифунтского. В Бари попала благодаря инициативе Дмитрия Достоевского, прямого потомка писателя, которому до сих пор благодарна. Каюсь, что так и не расшифровала беседу с ним о чудесах Святителя Николая, которую снимала на видеокамеру по пути из Бари в Неаполь. Теперь нет ни видеозаписей, ни видеокамеры. Все сгорело во время пожара в январе нынешнего года.

Тогда Достоевский спас меня от одной беды, а в июле 2013 года - спас от новых бед, которые одновременно свалились на меня и могли сломить. Могли, но не сломили. И мой доклад о «Сне смешного человека» включили в программу XV Симпозиума Международного общества Достоевского, проходившего под названием «Достоевский и журнализм».

Доклад «Сон смешного человека» Ф.М.Достоевского, или Как «премудрые» побивают каменьями «непремудрых» (о злободневности фантастического рассказа Достоевского)» мне помогли сделать новые незнакомые друзья. Я металась тогда из Москвы в Дедовск и Истру, обивала пороги разных учреждений, и не смогла реализовать свой замысел. Хотела взять десятки интервью об этом фантастическом рассказе у самых разных людей, но из-за тяжелой болезни брата и пожара не успела. «Мне очень нужна ваша помощь, - написала я в социальных сетях. - Свои рассуждения уже прислал сербский врач Иван ПЕтрович. Присылайте мне свои мысли о рассказе, и все самое интересное войдет в доклад». И неизвестные мне читатели Достоевского спасли меня. А задолго до начала симпозиума Федор Михайлович, а вернее мои коллеги-филологи, изучающие его творчество, начали спасать меня, потерпевшую «кораблекрушение», и морально, и материально.

«Достоевское братство»

Именно они первыми пришли мне на помощь, узнав о пожаре в деревянном доме - моем единственном жилище - и о тяжелой болезни брата-диабетика, нуждающегося в трансплантации почки и поджелудочной железы. Пользуясь случаем, хочу выразить слова огромной благодарности всему «Достоевскому братству». (о «Журналистском братстве», «Церковном братстве» и «Врачебном братстве» см.: http://www.pravoslavie.ru/put/62975.htm).

Моя добрая подруга, светлый и солнечный человек - доктор филологических наук, специалист по истории русской религиозной философии и русскому космизму, а также по творчеству Достоевского, Тютчева и Федорова Анастасия Гачева (http://www.biografija.ru/biography/gacheva-anastasiya-georgievna.htm) первая зазвонила во все колокола, и этот колокольный звон-SOS подхватил историк, литературовед, кандидат филологических наук Николай Подосокорский, разместивший 12 марта просьбу о помощи мне в своем «Живом журнале» (http://philologist.livejournal.com/3688361.html). (Николай - очень отзывчивый человек. Он постоянно размещал в «ЖЖ» мои материалы о помощи онкобольным детям.)

На следующий день просьба появилась и на сайте Фонда Достоевского, президентом которого является профессор Игорь Волгин писатель, историк, поэт, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, академик РАЕН.

К сожалению, невозможно перечислить всех моих дорогих друзей и коллег, которые горячо откликнулись на мою беду. Назову лишь несколько имен тех, кто первым пришел мне на помощь.

Член Союза российских писателей и Союза писателей Москвы, член Жюри Литературной премии Александра Солженицына, эксперт по Государственным премиям в области художественной литературы, литературовед, критик, специалист по творчеству Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына Людмила Сараскина (http://www.ludmila-saraskina.info/), получив гонорар за второе издание своей книги «Достоевский», вышедшей в серии «ЖЗЛ», (http://www.rg.ru/2011/09/07/dostoevski.html), написала мне: «С радостью поделилась с Вами гонораром. Дай Бог, чтобы удалось Вам устроить себе сносное жилье. Удачи. Ваша Л. Сараскина». На что я ответила: «Спасибо большое! Значит, сам Достоевский мне помогает вместе с Вами!» (Позже Людмила Ивановна обещала поделиться и книгами из своей библиотеки, как только у меня появится свое жилье.)

Потом пришли пожертвования от Натальи Ашимбаевой, Бориса Тихомирова, Наталии Шварц, Карена Степаняна, Веры и Юлии Богдановых, Бориса Тарасова, Ольги Богдановой, Валентины Борисовой, Татьяны Касаткиной и многих других.

А Иван Есаулов и Роза Семыкина, как и некоторые другие ученые, не знавшие раньше о моей беде, внесли свою лепту в помощь погорельцу на XV симпозиуме Международного общества Достоевского, который назывался «Достоевский и журнализм».

Пожертвования от некоторых участников симпозиума при прощании передал мне и вновь избранный президент Международного общества Достоевского Владимир Захаров.

Это произошло после посещения села Даровое, где семья писателя проводила летние месяцы в небольшом имении. Мы провели там незабываемый день. Сначала возложили к памятнику писателю-пророку алые гвоздики, погуляли по Фединой роще, помолились в храме Сошествия Святого Духа в с. Моногарово, где мальчиком молился Федор Михайлович. Настоятель храма отец Григорий Решетов отслужил панихиду на месте условной могилы отца писателя (настоящее место захоронения пока не найдено) и молебен в разрушенном храме, который уже много лет стоит в лесах без купола. Как болит душа за то, что в огромной стране столько лет не находятся средства для возрождения этого храма...

Потом нас угостили чаем со свежей выпечкой и подарили на память холщовые мешочки с «запахом детства» (так пахнет сено из Дарового). Лично меня поразил тот факт, что когда в имении случился пожар, и сгорело несколько крестьянских дворов, мать писателя выдала каждой семье по 50 рублей, и люди всем миром помогали погорельцам строить новые дома.

Как погорелец я не могла не позавидовать им, т.к. никто из моих соседей в Дедовске не предложил свою помощь. Теперь мне годами придется собирать «с миру по нитке», чтобы обрести новое жилье взамен сгоревшего.

И я никогда не забуду, что первые «нитки» мне подарили люди, посвятившие свою жизнь изучению творчества нашего любимого писателя. Низкий поклон вам всем! А потом откликнулись и сотни других людей.

«Достоевский и журнализм»

XV симпозиум стал если не эпохальным, то уж точно историческим событием в культурной жизни нашей страны. И не только благодаря избранию на пост президента IDS ученого из России, но и благодаря тому, что это был ПЕРВЫЙ за всю историю существования Международного общества Достоевского (созданного западными славистами в 1971 г.) симпозиум, который прошел в России, на родине писателя - в Москве, где он провел первые 15 лет своей жизни. А ведь имя Достоевского в мировом сознании ассоциируется именно с Россией.

По словам Карена Степаняна, Достоевский мечтал о том времени, когда все национальные культуры, раскрыв свой уникальный потенциал, объединятся в деле служения всечеловеческому братству. В этот процесс русская культура, считал он, может внести значительный вклад, если только не забудет о своем главном качестве и долге - «общеслужении человечеству, не общеславянству только, но всечеловечеству», не забудет, что «у нас, у русских, две родины: наша Русь и Европа».

Симпозиум внес свою весомую лепту в это «общеслужение всечеловечеству». Жизнь и творчество Достоевского притягивают к себе внимание ученых всего мира, причем их общение не прерывается и в периоды между симпозиумами, служа тем самым «всечеловеческому братству», о котором говорил писатель.

Достоевский был не только писателем, но и журналистом, которого волновали самые острые проблемы современности, которые остаются актуальными и в наши дни: гласный суд, самоубийства молодежи, распад семьи, повсеместное распространение пьянства, экологическое разграбление, женский вопрос, война в Балканах и многие другие.

Грустно, однако, что форум «Достоевский и журнализм» прошел практически без участия журналистов, которые (за исключением корреспондентов нескольких изданий и телеканала «Культура») не использовали шанс лишний раз привлечь внимание соотечественников к почитаемому и читаемому во все мире русскому классику, хотя информационный повод для этого был более, чем значимый.

XV симпозиум собрал более 120-ти ученых из разных стран мира, но для широкой общественности прошел незамеченным. Так в очередной раз подтвердилась евангельская истина - «нет пророка в своем отечестве».

Площадкой для диалога цивилизаций на сей раз стал Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына, где с 8 по 12 июля 2013 года смогли плодотворно общаться более 60-ти российских докладчиков (из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Великого Новгорода, Владивостока, Калининграда, Коломны, Перми, Петрозаводска, Томска, Уфы и других городов России) и более полусотни достоевистов из Бельгии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Латвии, Новой Зеландии, Польши, Румынии, Украины, США, Франции, Швеции, Японии и других стран.

Здесь царило настоящее международное «Достоевское братство». Говорили о журнализме и «реализме в высшем смысле», об «онтологической насмешке» и «перекличке столетий» и даже о Берлускони как новом «великом инквизиторе»...

На пленарных и секционных заседаниях, а также на круглых столах обсуждались самые разные аспекты отношения Достоевского к журналистике, проявления журнализма в его беллетристике и другие проблемы изучения творчества писателя.

На Генеральной ассамблее Международного общества Достоевского ученые почтили память безвременно ушедших Г. К. Щенникова, Н. В. Живолуповой и Д. Томпсон.

В день открытия симпозиума с приветственным словом к его участникам обратились директор Дома русского зарубежья им. А.Солженицына Виктор Москвин, участница первого симпозиума Международного общества Достоевского Ирен Зохраб и декан Центра образовательных программ Колумбийского университета, президент Международного общества Достоевского Дебора Мартинсен (Нью-Йорк, США), которая выступила на пленарном заседании с докладом «Уникальное коварство черта Ивана Карамазова».

Дебора Мартинсен - восьмой президент IDS

По окончании симпозиума Дебора Мартинсен поблагодарила всех его участников, сказав, что он прошел на высоком уровне благодаря финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и, конечно, благодаря усилиям его организаторов - Фонда Достоевского, Государственного литературного музея, Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына и Российской государственной библиотеки.

В течение тех шести лет, что Дебора Мартинсен возглавляла Международное общество Достоевского (http://www.dostoevsky.org/), она старалась, по ее словам, не работать, а служить ему. Именно при ней на XIV симпозиуме в Неаполе в 2010 году российской делегации удалось убедить членов IDS провести следующий форум в России. (http://www.pravmir.ru/dostoevskij-v-neapole/).

При Деборе Мартинсен в 2010 г. Общество официально получило государственную регистрацию в Швейцарии, а в Конституцию IDS 1971 года, немного измененную в 1977 году, был внесен еще ряд изменений, предложенных ею, швейцарцем Ульрихом Шмидом, Гари Розеншильдом из США и Малькольмом Джоунсом из Великобритании, который участвовал в работе первого учредительного симпозиума в 1971 г.

Учредительный симпозиум IDS собрал в Бад-Эмсе (Германия) около 60 ученых из 14 стран. Затем симпозиумы проходили в Австрии (1974 - Сант-Вольфганг, 1995 - Гаминг), Дании (1977 - Рунгстедгорд), Италии (1980 - Бергамо, 2010 - Неаполь), Франции (1983 - Сериз-ля-Салль, Нормандия), Великобритании (1986 - Ноттингем), Югославии (1989 - Любляна), Норвегии (1992 - Осло), США (1998 - Нью-Йорк), ФРГ (2001 - Баден-Баден), Швейцарии (2004 - Женева), Венгрии (2007 - Будапешт).

IDS издает научный журнал «Dostoevsky Studies», проводит симпозиумы, ведет активную научную и просветительскую деятельность.

Хотя инициаторами создания IDS были эмигранты из России (Дмитрий Гришин, Надин Натова, Владимир Седуро, князь Алексей Гедройц и др.), первое время отечественные гуманитарии были отлучены от участия в его работе. Исследователи из СССР впервые приняли участие в симпозиуме лишь в 1977 году и то в качестве наблюдателей. Единственным участником из СССР на VI симпозиуме в Великобритании был Г.М. Фридлендер, руководивший изданием академического Полного собрания сочинений Достоевского, заочно избранный за это в 1983 году Почетным президентом IDS.

По словам президента Фонда Достоевского Игоря Волгина, в 1986 году, получив приглашение на симпозиум в Ноттингеме, он был отечески остановлен бдительным университетским парткомом.

Лишь с 1989 года, когда российские ученые «прорвались» в Любляну, их участие в симпозиумах стало постоянным, а в начале 1990-х годов IDS смогло принять в свои ряды новообразованное российское Общество Достоевского. Так наши специалисты деятельно включились, наконец, в мировую дискуссию о самом известном на Западе русском писателе, в котором, по словам Игоря Волгина, мы постоянно чувствуем «самую жгучую, самую смертную связь» с русской историей и русской судьбой.

На последних симпозиумах отечественные делегации были не только самыми представительными, но и вносящими все более значительный вклад в их итоговый научный результат. С 1986 года, когда российские ученые стали официально участвовать в работе IDS, национальными представителями IDS от России были В. Туниманов, И. Волгин и К. Степанян.

За 42 года существования общества президентами IDS были Нильс Аке Нильссон (Швеция), Роберт Луис Джексон (США), Мишель Кадо (Франция), Малкольм Джонс (Великобритания), Рудольф Нойхойзер (Австрия), Хорст-Юрген Герик (Германия), Ульрих Шмид (Швейцария), Дебора А. Мартинсен (США). Звания «Почетный президент» в разное время были удостоены выдающиеся ученые Рене Веллек (США), Георгий Фридлендер (Россия), Дмитрий Лихачев (Россия), Надин Натова (США).

В настоящее время почетными президентами являются профессора Роберт Луис Джексон (США), Роберт Луис Белнап (США), Хорст-Юрген Герик (Германия), Рудольф Нойхаузер (Австрия), Ульрих Шмид (Швейцария), Дебора Анна Мартинсен (США).

(http://www.eursa.eu/node/1959/print)

Владимир Захаров - девятый президент IDS

В 1998 г. на Генеральной ассамблее X Симпозиума Международного Общества Достоевского в Нью-Йорке вице-президентом IDS был избран доктор филологических наук, профессор Владимир Николаевич Захаров, а на Генеральной ассамблее XV Симпозиума IDS он стал его новым президентом.

Его избрание - это признание и его личных заслуг в мировой славистике, и заслуг российской науки в целом.

В.Н. Захаров - специалист в области истории русской классической литературы, исторической поэтики, творчества Достоевского, заведующий кафедрой русской литературы Петрозаводского государственного университета, глава «петрозаводской школы» в отечественной достоевистике и текстологии, заместитель директора Российского гуманитарного научного фонда. Он известен как активный сторонник внедрения в научные исследования и педагогическую практику новых информационных технологий. В.Н. Захаров создал на филологическом факультете ПетрГУ научно-исследовательскую Интернет-лабораторию и текстологическую группу. Научная общественность отметила уникальность созданных за последние 15 лет электронных библиотек и баз данных, без которых сегодня невозможно изучение русской литературы и наследия Достоевского во всех университетах.

С 1993 г. по инициативе В.Н. Захарова проходят международные конференции «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, сюжет, мотив, жанр», материалы которых опубликованы в одноименных сборниках. Значительное место в научной деятельности Захарова занимают архивные разыскания неизвестных автографов Достоевского.

На пленарном заседании XV симпозиума Владимир Захаров сделал доклад «Кодекс Достоевского: журнализм как творческая идея писателя». Раскрывая кодекс журнализма Достоевского, ученый попытался ответить на вопросы, в чем секрет успеха Достоевского, почему не провалился его мессианизм, почему безуспешны нескончаемые попытки низвержения пророка, создавшего оригинальную концепцию журнализма. «Критикуя журнальные интересы современников, он формулировал новое слово, идеи времени, формировал почвенничество, рискнул на проповедь», - сказал В.Н. Захаров.

Российские исследователи Достоевского

«Достоевский: журнализм как миросозидающий проект» - так назвал свой доклад президент Фонда Достоевского, академик РАЕН, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института имени А. М. Горького Игорь Волгин.

Если в 1982 году, когда Волгин приступил к работе о журналистике Достоевского, исследований на эту тему почти не было, то ныне, по его словам, в указанной области сложилась целая исследовательская индустрия. Игорь Леонидович пытается подвести итоги коллективных научных усилий, наметить направления дальнейшей работы и выяснить, обладает ли журналистика Достоевского «неким нравственным стержнем» и «каким образом менялись авторские стратегии на протяжении всей жизни писателя».

Борис Тихомиров, доктор филологических наук, председатель Российского общества Достоевского, заместитель директора по научной работе литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге выступил с докладом ««Кто же это так смеется над человеком?» (Мотив «онтологической насмешки» в творчестве Достоевского)». В названии видоизменен вопрос Федора Павловича Карамазова «Кто же это так смеется над людьми?» В разных произведениях («Приговор», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.) существуют разные варианты ответа на вопрос о субъекте «онтологической насмешки» - Бог-Творец? Природа? Дьявол (черт)? А как сам Достоевский относился к данной метафизической проблеме? Этот вопрос был поставлен в центр доклада.

Карен Степанян, доктор филологических наук, вице-президент Российского общества Достоевского, национальный представитель Международного общества Достоевского от России, главный редактор альманаха «Достоевский и мировая культура», член редколлегии журнала «Знамя», заведующий отделом критики, в докладе «Типология реализма Достоевского в «большом времени» (Шекспир, Сервантес, Бальзак, Маканин)» продолжил исследование типологии «реализма в высшем смысле» Достоевского, начатое им в 2011 г. на симпозиуме в Пекине.

Карен Степанян рассказал о романтическом реализме, реалистическом сентиментализме, о художественной антропологии Достоевского, Шекспира и Сервантеса, о жанровой специфике этих писателей, а также Бальзака и Маканина, восходящей к мистерии и притче. На вопрос из зала, правомерно ли ставит в ряд с классиками Маканина, ученый ответил, что считает его крупнейшим современным русским прозаиком и наиболее заметным продолжателем традиций русской классики в современной отечественной литературе.

Особо хочется отметить прозвучавший в стенах Дома Русского зарубежья им. Солженицына доклад доктора филологических наук Людмилы Сараскиной «Церковь и общество в публицистике Достоевского и Солженицына. Перекличка столетий». Член правления Российского общества Ф. М. Достоевского, член Союза российских писателей и Союза писателей Москвы, член жюри премии А. Солженицына, Людмила Ивановна подчеркнула, что, как ни парадоксально, из российской жизни не ушли ни «достоевские» вопросы к церкви, ни солженицынские. На новом витке истории, когда церковь возвращает утраченные при советской власти позиции в обществе и в государстве, «размышления в духе Ивана Карамазова о церкви и государстве опять оказываются в центре общественного внимания и интереса», считает исследовательница.

Большой интерес вызвали доклады москвичей Татьяны Касаткиной («О концепции и научных принципах выставки «Живет в тебе Христос. Достоевский: образ мира и человека: икона и картина»), Ивана Есаулова («Русская империя Достоевского и советская экспансия 1945-1991: проблемные вопросы»), Кирилла Зенина («Достоевский: одиночество веры»), Анны Гумеровой («Господи Бог мой»: двойственность в повести Достоевского «Двойник»), Ольги Богдановой («Под черным знаком Достоевского...» (рецепция писателя в русской печати 1900-х гг.)») и др.

Исследователи из Уфы Сергей Шаулов и Римма Якубова рассказали «О строении и функциях «журналистского» нарратива в поздних романах Достоевского» и о «Художественном осмыслении феномена журнализма в романе «Бесы».

Ольга Захарова (Петрозаводск) посвятила свое выступление теме «Достоевский в прижизненной критике (1845-1881)», а Роза Семыкина (Барнаул) - «Метафизике подполья в творчестве Достоевского и Маканина».

Интересными были и выступления ученых из Санкт-Петербурга. Нина Буданова сделала доклад-презентацию ««И свет во тьме светит...» (к характеристике мировоззрения и творчества позднего Достоевского», Наталья Ашимбаева говорила о «смысловом поле понятия благородства у Достоевского», Валентина Ветловская - о «судьба варьирующихся мотивов в эпическом тексте. Последний роман Достоевского», Наталья Чернова прочитала доклад «При свете пожаров. Огонь на пути к эволюции литературного типа: от Прохарчина к Лембке». Борис Егоров в докладе «Харьковские литераторы о Достоевском» рассказал, в частности, о поэте Борисе Чичибабине (с которым я имела счастье общаться на его вечере поэзии в Харьковском госуниверситете), а после симпозиума читал стихи поэта и в автобусе, и во время обеда.

В докладе харьковчанина Юрия Романова «Творчество Достоевского в трудах украинских литературоведов» прозвучали дорогие моему сердцу имена - моего научного руководителя и старшего друга Риты Поддубной, которой уже нет с нами, и ее аспирантки Любови Куплевацкой.

Украину представляли также Марина Кустовская (Симферополь) с докладом ««Живая жизнь» в публицистике Достоевского» и Елена Быстрова (Дрогобыч) с темой «Проблема женского самоубийства в творчестве Достоевского».

Изучение Достоевского за рубежом

XVI симпозиум состоится через три года в Гранаде (Испания), откуда родом Бенами Баррос Гарсиа. Доклад, который назывался «Достоевский, пишущий (почти) без «как бы», «как будто» и «вдруг»: отсутствие фикциональности с точки зрения нейроэстетики», заинтересовал меня постольку, поскольку я сама когда-то пыталась ответить на вопрос, почему так часто на страницах произведений Достоевского встречается слово «вдруг» (у меня была даже статистика его использования в разных произведениях). Так вот, по мнению автора, эти три маркера-оператора создают психологический шок в памяти читателя и чем выше степень их присутствия в тексте, тем более он тяготеет к художественной прозе.

Одними из самых интересных на симпозиуме были названы доклады «Бисмарк в политических взглядах Достоевского и Ницше» (Жорди Морильяс, Барселона, Испания) и «Великий инквизитор и этико-политическая жизнь Италии «эпохи Берлускони»: из журналистских и философских дебатов» (Стефано Алоэ, Верона, Италия).

Оказывается, Берлускони в 1980 году написал предисловие к итальянскому изданию тетрадей и черновиков Достоевского, некоторые идеи которого он усвоил. Да так, что, по мнению Стефано Алоэ, один из персонажей Достоевского - великий инквизитор - превратился в известной мере в «ипостась» Сильвио Берлускони, до конца 2012 года исполняющего роль премьер-министра Республики. «Является ли «берлусконщина» вариантом «карамазовщины»?» - спрашивает Алоэ. Он заметил, что образы Достоевского стали так часто встречаться в этико-политических дебатах в Италии, что можно говорить о его живой актуальности и даже об устойчивой моде. Например, некоторые воинствующие сторонники Берлускони, этого врага Христа и свободы, этого нового «великого инквизитора», взывали к учению последнего в поддержку «чуда, тайны, авторитета» и против «свободы слабых». Авторы некоторых новых публикаций, вышедших в Италии, говоря о произведении Достоевского в связи с общественно-политической жизнью Италии, поднимаются выше уровня «злобы дня».

Профессор Университета Виктория Ирен Зохраб (Веллингтон, Новая Зеландия) раскрыла тему «Попытка установления вклада Достоевского в редактирование статей сотрудников газеты-журнала «Гражданин» в рамках цензуры того времени: постановка проблемы».

Людмила Федорова (Вашингтон, США) выступила с докладом «Апулей, Гофман и Достоевский: о системе подтекстов в «Идиоте»«.

Небезынтересными были и выступления поляков. Халина Халациньска прочитала доклад «Синдром крови в романном мире Достоевского: Культурно-литературоведческие размышления». Мартин Боровски заинтересовался темой «Сходства и различия в понимании творчества Достоевского польским и русским «наивным» читателем (на материалах Интернет-опроса)». Тадеуш Сухарский прочитал доклад «Польский поэт в американском университете о русском гении, или Милош и «ересь» Достоевского», а Анджей де Лазари - «Старообрядчество в журналах братьев Достоевских».

Доклад Бруно Б. Гомиде (Сан-Пауло, Бразилия) назывался «Достоевский в Бразилии: собрание сочинений издательства «Жозе Олимпио» в контексте 1940-х гг.»

Эмил Димитров (София, Болгария) посвятил доклад теме «Достоевский и роман-икона».

Своими исследованиями поделились ученые из Венгрии Каталин Кроо («Тема нигилизма в контексте поэтики «элегической» прозы Достоевского») и Тюнде Сабо (««По книжке лучше...» - наследие Достоевского в женской прозе XX и XXI в.»).

Японские исследователи осветили темы «Национальный вопрос в публицистике Достоевского с позиции релятивной этнокультуры» (Дзюнити Судзуки, Владимир Жданов (Саппоро)) и «Проблемы интерпретации авторского образа Достоевского в последние десятилетия в русле теории постмодернизма» (Тоёфуса Киносита (Тиба)).

«Дневник писателя» под микроскопом исследователей

В поле зрения многих российских и зарубежных исследователей оказался «Дневник писателя» Достоевского. Анастасия Гачева (Москва) рассмотрела его сквозь историософскую призму. Валентина Борисова (Уфа) посмотрела на «Дневник писателя» как на феномен интердискурса. Доклад Агнеш Дуккон (Будапешт, Венгрия) назывался «Женщины и дети в романном мире и «Дневнике писателя» Достоевского».

Альберт Ковач (Бухарест, Румыния) говорил об утопии и антиутопии в «Дневнике писателя» и в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы». Валерий Лепахин (Сегед, Венгрия) посвятил свой доклад иконе в поэтике «Дневника писателя», Алина Денисова (Санкт-Петербург) - поэтике диалога в «Дневнике писателя». Иван Ланджев (София, Болгария) назвал свой доклад «Пророчество одного эго-дискурса, или Что вышло из «Дневника» Достоевского в публицистике XX в.».

Елена Степанян-Румянцева (Москва) говорила о «страждущей и спасающей природе в «Дневнике писателя»: К проблеме художественной ауры». Борис Тарасов (Москва) рассказал о христианской антропологии, аксиологии и историософии как основе журнализма в «Дневнике писателя». Ирина Якубович (Санкт-Петербург) рассмотрела реальный факт как жанровую особенность «Записок из Мертвого дома» и «Дневника писателя».

Алексей Казаков (Томск) говорил о критическом комментарии Достоевского к собственным произведениям в «Дневнике писателя» за 1876 г. Наталья Тарасова (Петрозаводск) выступила с докладом «Журнальная концепция «Дневника писателя» Достоевского за 1876-1877 гг.: вопросы текстологии и поэтики текста». Доклад Владимира Викторовича (Коломна) назывался ««Перевес журналистики»: случай Достоевского».

Исследователь из Японии Т. Шимицу (Токио) говорил о поэтике суицида в «Дневнике писателя».

Фантастическому рассказу «Сон смешного человека» (одному из самых загадочных произведений Достоевского, входящих в «Дневник писателя») свои доклады посвятили москвичи Владимир Кантор (««Какие сны приснятся в смертном сне?» (Ад и Рай у Достоевского в «Дневнике писателя»: «Бобок» и «Сон смешного человека»)»), Владимир Катасонов («По ту и по эту сторону загадки (О «Сне смешного человека» Достоевского)»), Ирина Ахундова (««Сон смешного человека», или Как «премудрые» побивают каменьями «непремудрых» (о злободневности рассказа Достоевского)») и исследовательница из Японии Рицуко Кидэра (««Кроткая» и «Сон смешного человека» в контексте «Дневника писателя»«).

Борис Тихомиров провел круглый стол, на котором состоялись обсуждение издательских новостей и презентация книг. Каталин Кроо и Карен Степанян провели круглый стол на тему «Современные тенденции в достоевистике», а Игорь Волгин и Уильям Миллс Тодд III - круглый стол «Достоевский-художник и Достоевский-публицист: тождество, расхождение, противоположность?». В ходе последнего развернулась жаркая дискуссия.

Музей детства Достоевского в с. Даровое и уникальные выставки

Для участников симпозиума была организована большая культурная программа. Желающие ездили в Переделкино в музеи Бориса Пастернака и Корнея Чуковского. Многим запомнилась экскурсия по Музею-квартире Достоевского в Москве (филиал Государственного литературного музея расположен на ул. Достоевского, д. 2), которую провела его заведующая Галина Пономарева.

Никого не оставили равнодушными выставки уникальных документов и вещей писателя: «Личные вещи русских писателей в собрании Государственного Литературного музея», ««Все мною собранное...» Из коллекции А.Г. Достоевской. Собрание Государственного литературного музея», «Достоевский и русская эмиграция» (по материалам из архивов Дома русского зарубежья им. А. Солженицына). А выставка «Рукописи Достоевского», организованная сотрудниками отдела рукописей РГБ в Пашковом Доме, стала красивым и сильным аккордом, завершившим работу симпозиума «Достоевский и журнализм».

Благодаря усилиям Владимира Викторовича, доктора филологических наук, профессора кафедры литературы Московского государственного областного социально-гуманитарного института, автора проекта «Коломенский текст», и Альбины Бессоновой, директора музея-заповедника «Даровое» (Московская область, Зарайский район), участники симпозиума смогли посетить экскурсии по Коломне и Зарайскому Кремлю и побывать в Музее детства Достоевского (http://darovoe.ru/darovoe).

«Культурно-просветительский, научно-реставрационный и музейный центр «Заповедное Даровое»« создан в июле 2011 года. Учреждение некоммерческого партнёрства стало насущной необходимостью и закономерным этапом в многолетней совместной деятельности учёных и студентов из Коломны и Москвы, волонтёров из Зарайска и Луховиц при поддержке властных структур, различных организаций, благотворителей и СМИ. Люди, неравнодушные к судьбе земли детства Ф.М. Достоевского, объединились для того, чтобы сохранить усадьбу Даровое для потомков как историко-культурный, природно-ландшафтный заповедник и музей детства великого писателя.

Лишь совместными усилиями общественности, музейных работников и деятелей культуры, власти и бизнеса можно решить ряд неотложных проблем Дарового: это статус музея, охранные зоны, концепция развития музея-заповедника, сохранение и регенерация старинной липовой рощи, реконструкция и благоустройство усадебной территории, реставрация храма Сошествия Святого Духа в селе Моногарове. От своевременного решения этих вопросов зависит дальнейшее существование этого уникального места, столь значимого в судьбе и творчестве Ф.М. Достоевского.

На сайте «Заповедное Даровое» можно узнать его историю «из первых уст» на основе архивных материалов, мемуаров, писем, произведений Ф.М. Достоевского, исследований учёных, старых изображений Дарового и его современной фотолетописи. Здесь описаны интересные программы и проекты, в которых все желающие смогут принять участие, собраны публикации о Даровом (http://darovoe.ru/publication).

Проект «Достоевский. 2021» предполагает создание в Даровом комплексного музея-заповедника, который должен стать нашим общим даром к 200-летию великого русского писателя. Если Вам дорого имя Достоевского и небезразлична судьба отечественной культуры, приезжайте в Даровое, вступайте в ряды «Достоевского братства». В него входят добрые отзывчивые люди. В этом я смогла убедиться лично. Спасибо им! Спасибо Достоевскому. Спасибо Господу!

Ирина Ахундова, кандидат филологических наук

PS.

Дорогие друзья! В ночь с 28 на 29 января 2013 г. сгорел мой дом. Я была в Харькове с больным братом и горячо молилась о его исцелении. Бог услышал меня и поджег дом. Он стал тем костром, который разводят потерпевшие крушение, чтобы привлечь внимание спасателей. Дом не зря сгорел. Он стал тем сигналом SOS, который привлек внимание к моему брату-страдальцу. Иначе его уже не было бы в живых. Всем огромное спасибо за отклик. Удалось собрать полтора миллиона рублей. Благодаря пожертвованиям моего брата лечили на коммерческой основе эндокринологи и нефрологи. Ему сформировали фистулу, и сейчас он находится на гемодиализе. Надеется дождаться трансплантации почки и поджелудочной железы. Но для платной операции в Минске нужно собрать еще около 800 тысяч рублей. В Харькове и Москве в бесплатной операции брату отказали. А потом нужно будет думать о строительстве дома или покупке квартиры. Прошу всех неравнодушных людей по мере возможности помочь нам с братом молитвенно и материально.

Яндекс-деньги можно отправить на номер 410011821351311

QIWI-кошелек - 8-909-677-80-51

Для тех, кому удобно пользоваться картой Сбербанка:

Номер: 4276 380110780413

Получатель: Ахундова Ирина Рамизовна

Можно положить пожертвование на мой новый счет:

Банк получателя: ОАО «Сбербанк России»

Московский банк

БИК: 044525225

ИНН: 7707083893

КПП: 775003035

ОКАТО: 45286580

Корреспондентский счет: 30101810400000000225 в ОПЕРУ МГТУ Банка России

Расчетный счет: 30301810800006003800

Получатель: Ахундова Ирина Рамизовна

Номер счета получателя: 42306.810.2.3817.2914925

Дополнительный офис N 9038/0833

125367, г. Москва, ул. Габричевского, д. 10, к. 2

телефон: 7 (499) 193-00-23

Мультивалютный счет: в долларах: 42306.840.2.3817. 3501721

В евро: 42306.978.4.3817.3500892

Адрес: akhund@yandex.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ахундова
Три правила преподобномученицы Елисаветы
Беседа с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия
02.11.2023
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия
15.10.2023
Россия была, есть и будет под Покровом Пресвятой Богородицы – Непобедимой Воеводы
Интервью с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко
18.09.2023
«Судьба царя – судьба России…»
В Санкт-Петербурге откроется фотовыставка «Царский венец»
15.09.2023
«Царский Венец»
В историческом районе города Гатчина Мариенбурге открылась фотовыставка
25.08.2023
Все статьи Ирина Ахундова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 13:42
Как быстро поднять рождаемость
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 13:08
Кто убил Евгения Пригожина?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
17.05.2024 12:36
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Человек
17.05.2024 12:25
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от учитель
17.05.2024 12:08
Антисталинисты – враги Церкви
Новый комментарий от Андрей Х.
17.05.2024 11:45