Успение Пресвятой Богородицы в селе Александрово-Щапово

Заметки фоторепортера

0
698
Время на чтение 6 минут

В нашей семье сложилась традиция: если 28 Августа мы находимся на даче в Пахре, то праздник Успения Богородицы чествуем в церкви близлежащего поселка Щапово, где этот Великий Праздник является и престольным. Но не только из-за этого мы посещаем здешний храм. Тут важные страницы жизни...

 

Успенский храм

 В этих краях прошло всё мое детство, до школьной поры я жила на даче вместе с дедушкой, бабушкой, родителями, младшим братом и другими близкими родственниками. А когда пошла в школу, то поняла, как же я скучаю по своему второму дому в Пахре, по Щаповскому поселку, его старинным зданиям, великолепному липовому парку с аллеями и мостами. Щапово знаю от и до, как свои пять пальцев; помню, как поселок менялся и меняется до сих пор множеством многоквартирных новостроек.

 

Мосты

 

Но есть и то, что остается в вечности. Например, здешняя помещичья усадьба. Там раньше была амбулатория, куда меня привозили, если я заболевала. Меня несли или вели по скрипучей деревянной лестнице на второй этаж, и там меня осматривал пожилой врач - добрая заботливая женщина. Сейчас заброшенная усадьба теряется, разрушается ее прошлое и, можно сказать, рушится её живая душа, которая пережила многое на своем очень большом веку. Хотя к усадьбе теперь пристроили офис местной полиции в жанре «евроремонта» и провели «косметический» ремонт в части первого этажа, разместив там какую-то контору, все эти новшества только испортили внешний вид большого старинного дома. Кирпичное внизу и деревянное наверху великолепное сооружение, украшенное резными деревянными узорами наличников и застрех в изысканном стиле русского модерна, портит полная унизительная заброшенность. На побелке стены разрисованы граффити. Обращает на себя надпись «два-восемь-два». Это статья Уголовного кодекса РФ. Кто знает, тот понимает.

 

граффити

 

Восстановленные некогда мосты через овраг с пересохшим ручьем теперь тоже стали разрушаться, в упадке полностью или частично другие старинные сооружения села. Неужели наше поколение так и не сможет оценить это наследие?! Такое отношение к нашей истории удручает. Но радует то, что есть все-таки люди, которым это вовсе не безразлично. Можно сделать все, если захотеть. Народ захотел восстановить Божий храм и с трудностями на пути, но с желанием в сердце возродил его.

знакПервое письменное упоминание о селе Александрово относится к 1607 году: «село Александровское в Молоцком стане Московского уезда». Происхождение названия точно неизвестно, но русская топонимика обычно связывает подобные названия с именем человека, основавшего здесь деревню, это мог быть некий Александр, и скорее всего он же был представителем государственной власти.

В 1612 году боярин Василий Петрович Морозов закладывает в своей вотчине в честь победы над поляками новое село, где на высоком месте близ реки Лубенка ставит церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1627 году село Александрово переходит как приданное дочери Василия Петровича - Марии, вышедшей замуж за Андрея Васильевича Голицына. В 1646 году селом владеет их сын - Иван Андреевич Голицын, но в 1677 году село возвращается во владения рода Морозовых.

С 1754 года Александровым владеют Иван Кондратьевич и Владимир Михайлович Грушевские. Сын Владимира - Александр на месте деревянного храма строит каменный с чертами модного тогда стиля классицизма. Особенно это проявилось в формах колокольни с часами. А четырехскатный центральный шлемообразный свод с небольшим куполом явно был заимствован у бывшей деревянной церкви. Иконостас был позолочен, храмовая икона Успения перешла из старой церкви Морозовых.

В 1815 году село продали бригадному генералу Ивану Степановичу Арсеньеву. И.С.Арсеньев отдал Александрово в качестве приданого своей дочери Евдокии. Позже Евдокия Ивановна пристроила к церкви предел святого мученика Иоанна Воина.

Весной 1889 года помещичью усадьбу и окрестности купил московский промышленник и благотворитель Илья Васильевич Щапов. Он отреставрировал церковь и стал благоустраивать прилегающую местность, построил три училища для местной молодежи: сельскохозяйственное, ремесленное и школу кружевниц, возвел конюшню, молочный двор, сараи для сельхозтехники.

В 1892 году Московское Кирилло-Мефодиевское братство, многолетним членом которого был И.В.Щапов, в селе Александрово при Успенском храме открыло и церковно-приходскую школу. В ней обучалось до двухсот здешних детей.

Во времена революции музейный подотдел Подольска приступил к ликвидации церквей в крае. В забвении и запустении стоял храм ряд десятилетий, используемый под кузницу, мастерские, хранилище удобрений, от испарений которых осыпались старинные фрески. Как мне рассказывал отец, в 1970-е годы руководством опытного сельского хозяйства «Щапово», которое с 1950-х годов обслуживало Верховный совет СССР и дом отдыха «Пахра», было принято решение о реставрации здания Успенского храма и устроении там поселкового музея, основная экспозиция которого была посвящена местному животноводству и производству молока. Церковный двор был замощен, были поставлены фонари, стилизованные по старину, над папертью устроили кованый козырек, отремонтировали пол храма и частично расчистили и отреставрировали фрески, стенды экспозиции располагались в обоих алтарях - Успенском и Иоанновоинском.

 

Интерьер храма

 

 В 1988 году, во время празднования Тысячелетия Крещения Руси местные верующие и ревнители старины из Подольска и столицы стали подавать прошения в органы советской власти о необходимости возвращения здания Русской Православной Церкви, и к 1990 году по разрешению руководства агрофирмы «Щапово» на территории храма стали совершаться первые молебны. Местный музей был переведен в здание бывшего ремесленного училища, устроенного И.В.Щаповым. Памятник И.В.Щапову расположен в сквере рядом с музеем. Мой папа рассказывал, что в самом храме, освобожденном от музейной экспозиции, службы начали совершать летом 1991 года. А в конце Августа или начале Сентября отец Георгий во время службы прочитал с амвона Послание Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II связи с московскими событиями ГКЧП СССР. 

 

батюшка

 

23 октября 1991 года клирик Московской епархии отец Георгий Еварестов был официально назначен Настоятелем Успенского храма в Щапово. Вот слова обращения отца Георгия к прихожанам в честь официального возобновления церковных служб: «Храм, воскресший из небытия, как и Господь Иисус Христос, Воскресший из мертвых, будет помогать нам жить».

В 1994 году Церкви была подарена звонница из 5 колоколов. Звонарем храма стал знаменитый музыкант Александр Гороховский, наш сосед по дачному поселку в Шаганино. В 2007 году для церкви приобрели колокол Благовест весом более тонны.

В 2003 году при храме Успения Пресвятой Богородицы благодаря усилиям его настоятеля - отца Георгия, была учреждена Воскресная школа - продолжательница традиций Церковно-приходской школы, основанной в 1892 году. Теперь в Воскресной Успенской школе обучаются 130 учеников. Образовался хор из матерей воскресных школьников, который уже дважды пел на богослужениях в Успенской церкви.

28 Августа нынешнего года вновь прошла основная для храма и села престольная служба. На главный праздник поселка и церкви пришло много прихожан. Храм был заполнен до отказа. Но, как я помню, раньше бывало и больше народа, когда храм не вмещал всех людей и они располагались на паперти и в церковном дворе. Однако и теперь всех нас объединило главное событие - Успение Пресвятой Богородицы, которое относится к двенадцати важнейшим Праздникам Церкви. Церковные люди Успение Пресвятой Богородицы называют малой Пасхой. И в этот раз среди прихожан царило именно такое настроение. Воодушевленно совершался Чин Погребения Божией Матери. Прошло каждение Её Плащаницы. Затем Успенскую Плащаницу обнесли вокруг храма Крестным ходом.

В день Успения Приснодевы Марии в Иерусалиме собрались все Апостолы, кроме Апостола Фомы, который потом на третий день пришел к гробнице и узнал о Воскресении Божией Матери, когда в пустом гробе обрел Её Пояс. Так и сейчас люди собираются в Церкви в этот день, чтобы проводить Богоматерь в новую Небесную жизнь. Как же можно праздновать смерть, тем более торжественно?

 

как же хорошо!

 

Неизменный с 1991 года Настоятель Успенского храма отец Георгий в своей проповеди изрек: «Смерти, с нашей христианской точки зрения, не существует. Существует окончание земной жизни. Но назвать это смертью - окончательно к пропаданию человеческого существа, и человеческого естества, и человеческого тела... Этот день назван не смертью, а назван Успением, потому что сон временный, проходящий, может быть длительный, но все равно заканчивается. Если сказать смерть, то, наверное, это состояние непонимания вечности».

Так и с верой: если разрушить тысячи храмов в пух и прах, оставив только пустырь, этим жизнь не кончается. Веру и любовь к Богу нельзя разрушить, пока живет надежда на лучшее. Щаповская старина пока «тлеет», но я надеюсь, что она воскреснет, будут восстановлены все старинные здания, построенные в XIX столетии при И.В.Щапове. И наши потомки будут радоваться обновленной русской старине, любоваться красотами поселка Александрово-Щапово.

 

крестный ход

 

 Фото автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Леонидовна Болотина
А я иду — шагаю под Москвой…
Светлана Болотина об открывшейся в столице выставке «Метро — подземный памятник архитектуры»
23.03.2016
Путешествующим спутешествуй!
Репортаж Светланы Болотиной об освящение часовни Святителя Спиридона Тримифунтского в здании Савеловского вокзала г. Москвы
08.02.2016
Лики и символы народного единства на площадях и улицах Москвы
4 ноября 2015 года. Фоторепортаж. Часть 2
13.11.2015
Лики и символы народного единства на площадях и улицах Москвы
4 ноября 2015 года. Фоторепортаж. Часть 1
12.11.2015
Торжество Памяти Державных Святых
О вечере в Международном фонде Славянской письменности и культуры
30.07.2015
Все статьи Светлана Леонидовна Болотина
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08