В нашей семье сложилась традиция: если 28 Августа мы находимся на даче в Пахре, то праздник Успения Богородицы чествуем в церкви близлежащего поселка Щапово, где этот Великий Праздник является и престольным. Но не только из-за этого мы посещаем здешний храм. Тут важные страницы жизни...
В этих краях прошло всё мое детство, до школьной поры я жила на даче вместе с дедушкой, бабушкой, родителями, младшим братом и другими близкими родственниками. А когда пошла в школу, то поняла, как же я скучаю по своему второму дому в Пахре, по Щаповскому поселку, его старинным зданиям, великолепному липовому парку с аллеями и мостами. Щапово знаю от и до, как свои пять пальцев; помню, как поселок менялся и меняется до сих пор множеством многоквартирных новостроек.
Но есть и то, что остается в вечности. Например, здешняя помещичья усадьба. Там раньше была амбулатория, куда меня привозили, если я заболевала. Меня несли или вели по скрипучей деревянной лестнице на второй этаж, и там меня осматривал пожилой врач - добрая заботливая женщина. Сейчас заброшенная усадьба теряется, разрушается ее прошлое и, можно сказать, рушится её живая душа, которая пережила многое на своем очень большом веку. Хотя к усадьбе теперь пристроили офис местной полиции в жанре «евроремонта» и провели «косметический» ремонт в части первого этажа, разместив там какую-то контору, все эти новшества только испортили внешний вид большого старинного дома. Кирпичное внизу и деревянное наверху великолепное сооружение, украшенное резными деревянными узорами наличников и застрех в изысканном стиле русского модерна, портит полная унизительная заброшенность. На побелке стены разрисованы граффити. Обращает на себя надпись «два-восемь-два». Это статья Уголовного кодекса РФ. Кто знает, тот понимает.
Восстановленные некогда мосты через овраг с пересохшим ручьем теперь тоже стали разрушаться, в упадке полностью или частично другие старинные сооружения села. Неужели наше поколение так и не сможет оценить это наследие?! Такое отношение к нашей истории удручает. Но радует то, что есть все-таки люди, которым это вовсе не безразлично. Можно сделать все, если захотеть. Народ захотел восстановить Божий храм и с трудностями на пути, но с желанием в сердце возродил его.
Первое письменное упоминание о селе Александрово относится к 1607 году: «село Александровское в Молоцком стане Московского уезда». Происхождение названия точно неизвестно, но русская топонимика обычно связывает подобные названия с именем человека, основавшего здесь деревню, это мог быть некий Александр, и скорее всего он же был представителем государственной власти.
В 1612 году боярин Василий Петрович Морозов закладывает в своей вотчине в честь победы над поляками новое село, где на высоком месте близ реки Лубенка ставит церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1627 году село Александрово переходит как приданное дочери Василия Петровича - Марии, вышедшей замуж за Андрея Васильевича Голицына. В 1646 году селом владеет их сын - Иван Андреевич Голицын, но в 1677 году село возвращается во владения рода Морозовых.
С 1754 года Александровым владеют Иван Кондратьевич и Владимир Михайлович Грушевские. Сын Владимира - Александр на месте деревянного храма строит каменный с чертами модного тогда стиля классицизма. Особенно это проявилось в формах колокольни с часами. А четырехскатный центральный шлемообразный свод с небольшим куполом явно был заимствован у бывшей деревянной церкви. Иконостас был позолочен, храмовая икона Успения перешла из старой церкви Морозовых.
В 1815 году село продали бригадному генералу Ивану Степановичу Арсеньеву. И.С.Арсеньев отдал Александрово в качестве приданого своей дочери Евдокии. Позже Евдокия Ивановна пристроила к церкви предел святого мученика Иоанна Воина.
Весной 1889 года помещичью усадьбу и окрестности купил московский промышленник и благотворитель Илья Васильевич Щапов. Он отреставрировал церковь и стал благоустраивать прилегающую местность, построил три училища для местной молодежи: сельскохозяйственное, ремесленное и школу кружевниц, возвел конюшню, молочный двор, сараи для сельхозтехники.
В 1892 году Московское Кирилло-Мефодиевское братство, многолетним членом которого был И.В.Щапов, в селе Александрово при Успенском храме открыло и церковно-приходскую школу. В ней обучалось до двухсот здешних детей.
Во времена революции музейный подотдел Подольска приступил к ликвидации церквей в крае. В забвении и запустении стоял храм ряд десятилетий, используемый под кузницу, мастерские, хранилище удобрений, от испарений которых осыпались старинные фрески. Как мне рассказывал отец, в 1970-е годы руководством опытного сельского хозяйства «Щапово», которое с 1950-х годов обслуживало Верховный совет СССР и дом отдыха «Пахра», было принято решение о реставрации здания Успенского храма и устроении там поселкового музея, основная экспозиция которого была посвящена местному животноводству и производству молока. Церковный двор был замощен, были поставлены фонари, стилизованные по старину, над папертью устроили кованый козырек, отремонтировали пол храма и частично расчистили и отреставрировали фрески, стенды экспозиции располагались в обоих алтарях - Успенском и Иоанновоинском.
В 1988 году, во время празднования Тысячелетия Крещения Руси местные верующие и ревнители старины из Подольска и столицы стали подавать прошения в органы советской власти о необходимости возвращения здания Русской Православной Церкви, и к 1990 году по разрешению руководства агрофирмы «Щапово» на территории храма стали совершаться первые молебны. Местный музей был переведен в здание бывшего ремесленного училища, устроенного И.В.Щаповым. Памятник И.В.Щапову расположен в сквере рядом с музеем. Мой папа рассказывал, что в самом храме, освобожденном от музейной экспозиции, службы начали совершать летом 1991 года. А в конце Августа или начале Сентября отец Георгий во время службы прочитал с амвона Послание Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II связи с московскими событиями ГКЧП СССР.
23 октября 1991 года клирик Московской епархии отец Георгий Еварестов был официально назначен Настоятелем Успенского храма в Щапово. Вот слова обращения отца Георгия к прихожанам в честь официального возобновления церковных служб: «Храм, воскресший из небытия, как и Господь Иисус Христос, Воскресший из мертвых, будет помогать нам жить».
В 1994 году Церкви была подарена звонница из 5 колоколов. Звонарем храма стал знаменитый музыкант Александр Гороховский, наш сосед по дачному поселку в Шаганино. В 2007 году для церкви приобрели колокол Благовест весом более тонны.
В 2003 году при храме Успения Пресвятой Богородицы благодаря усилиям его настоятеля - отца Георгия, была учреждена Воскресная школа - продолжательница традиций Церковно-приходской школы, основанной в 1892 году. Теперь в Воскресной Успенской школе обучаются 130 учеников. Образовался хор из матерей воскресных школьников, который уже дважды пел на богослужениях в Успенской церкви.
28 Августа нынешнего года вновь прошла основная для храма и села престольная служба. На главный праздник поселка и церкви пришло много прихожан. Храм был заполнен до отказа. Но, как я помню, раньше бывало и больше народа, когда храм не вмещал всех людей и они располагались на паперти и в церковном дворе. Однако и теперь всех нас объединило главное событие - Успение Пресвятой Богородицы, которое относится к двенадцати важнейшим Праздникам Церкви. Церковные люди Успение Пресвятой Богородицы называют малой Пасхой. И в этот раз среди прихожан царило именно такое настроение. Воодушевленно совершался Чин Погребения Божией Матери. Прошло каждение Её Плащаницы. Затем Успенскую Плащаницу обнесли вокруг храма Крестным ходом.
В день Успения Приснодевы Марии в Иерусалиме собрались все Апостолы, кроме Апостола Фомы, который потом на третий день пришел к гробнице и узнал о Воскресении Божией Матери, когда в пустом гробе обрел Её Пояс. Так и сейчас люди собираются в Церкви в этот день, чтобы проводить Богоматерь в новую Небесную жизнь. Как же можно праздновать смерть, тем более торжественно?
Неизменный с 1991 года Настоятель Успенского храма отец Георгий в своей проповеди изрек: «Смерти, с нашей христианской точки зрения, не существует. Существует окончание земной жизни. Но назвать это смертью - окончательно к пропаданию человеческого существа, и человеческого естества, и человеческого тела... Этот день назван не смертью, а назван Успением, потому что сон временный, проходящий, может быть длительный, но все равно заканчивается. Если сказать смерть, то, наверное, это состояние непонимания вечности».
Так и с верой: если разрушить тысячи храмов в пух и прах, оставив только пустырь, этим жизнь не кончается. Веру и любовь к Богу нельзя разрушить, пока живет надежда на лучшее. Щаповская старина пока «тлеет», но я надеюсь, что она воскреснет, будут восстановлены все старинные здания, построенные в XIX столетии при И.В.Щапове. И наши потомки будут радоваться обновленной русской старине, любоваться красотами поселка Александрово-Щапово.
Фото автора