24-25 мая 2013 года в г. Южно-Сахалинске состоялась региональная научно-практическая конференция «Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения: к 400-летию Дома Романовых и 20-летию образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии». Организаторами мероприятия выступили правительство Сахалинской области, Южно-Сахалинская и Курильская епархия и Сахалинский государственный университет.
В работе круглого стола «Духовно-нравственные ценности в информационном пространстве Сахалинской области» приняла участие редактор информационно-просветительского портала Хабаровской епархии Юлия Шутова, представив доклад на проблемную тему «Существует ли православная журналистика?». Сегодня РНЛ публикует этот материал.
***
Казалось бы, термин «православная журналистика» или «православные СМИ» ни у кого не вызывает удивления и мыслится, зачастую, как противопоставление светской жизни церковной.
Говоря о положении дел в журналистке в нашей стране сегодня, стоит отметить, что вопросы духовно-нравственного качества информационной среды приобретают особое значение. Исходя из определения журналистики как сферы общественной деятельности, призванной не только к информированию и развлечению, но и просвещению и воспитанию в добре, честности, патриотизме и так далее, можно утверждать, что сегодня произошел перекос в сторону удовлетворения интересов зрителя в его устремлении к «хлебу и зрелищам».
Поэтому журналистика должна представлять собой некий непрерывный процесс, уходящий в прошлое и берущий начало в Православии, и нацеленный на будущее, формирующий и созидающий как личность, в частности, так и общество в целом. Апеллируя к прошлому, подчеркнем, что при отсутствии современных СМИ их роль выполнял эпистолярный жанр, основанный на традиционных христианских ценностях: начиная от летописей, заканчивая романами начала 20 века.
По сути, журналистика должна сама по себе являться нравственным событием, иначе ее существование ставится под сомнение. В связи с тем, что акценты, являющиеся приоритетными для журналистики в верном понимании этого термина в настоящем смещены, то так или иначе эта ситуация способствовала условному выделению такого «особого направления», как православная журналистика.
Вообще же «православная журналистика» (условно будет называть ее так) сформировалась и сложилась в конце 19 века и занималась «вопросами православного мироощущения», развивая в обществе взгляды, основанные на православном миросозерцании. Прекрасными образцами могут выступать статьи И. Аксакова, А. Хомякова или «Дневник писателя» Достоевского.
Естественно, что в 20-м веке говорить о таком миссионерстве (а это именно так) не приходилось, новая власть пыталась расставить свои приоритеты.
Так, в России были разработаны два кодекса, основывающихся на мировой практике: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года), основанные на понятиях и нормах светской этики - честности, ответственности, уважения частной жизни и достоинства и т. д.
Большинство журналистов сегодня научилось либо умело лавировать между этими понятиями, либо в какой-то мере их нарушать, поскольку задачи, о которых заявлялось в начале доклада, словно утратили для большинства актуальность, перестав быть главенствующей целью. Условно современное общество можно разделить на два лагеря: тех, кто, прикрываясь размытым для многих понятием «свободы слова», пытается отстоять право на вседозволенность, и тех, кто готов даже на введение цензуры, дабы прекратить деструктивные процессы в медийном пространстве. Приведем пример негативного влияния использования запрещенных приемов в СМИ, как подтверждение слов о «первом лагере». Часто как в заголовках, так и текстах используются методы и приемы НЛП (т е нейролингвистического программирования): «Несчастье постигло семью известного....», «В это трудно поверить, но...». Нередко информация снабжается фото или флеш-анимацией, для создания мем-ассоциаций - условного рефлекса на связь картинки с текстом в подсознании читателя или зрителя. Известные мемы: «ЗАО РПЦ», «Совок» (СССР), Раша (Россия). Такого рода «вбросымемов» имеют исключительно негативное воздействие на общество, способствующее отрицательному восприятию тех вещей, людей, явлений, которые подверглись так называемым «медиа-вирусам».
Что касается мнения «второго лагеря», заявляющего о необходимости хотя бы частичной цензуры, стоит отметить, что такой опыт в нашей стране уже имелся (советская цензура). Этот опыт можно считать негативным, поскольку цензура опиралась по своей сути на единоличное мнение власти, которое почти всегда носит односторонний характер.
В этой связи следует сказать о таком важном понятии, как свобода слова в журналистике. Обращаясь к опыту прошлого, при котором позиция автора, почти всегда, так или иначе, была основана на христианстве, отметим, что журналистика должна существовать, развиваться и созидать в рамках этого мировоззрения, в котором понятие свободы не подменяется понятием вседозволенности.
По сути, мы приходим к выводу, что журналистика должна быть христоцентричной. И это вовсе не означает, что говорить нужно исключительно на богословские темы или быть путеводителем по «музейному Православию». Ведь Православие - это не гетто, не зоопарк, где верующие, словно звери в клетке, ходят по периметру храма и изредка обходят его с Крестным ходом по большим Церковным праздникам. Это и люди, которые живут вмиру, поэтому и круг описываемых тем обширен.Христоцентричность в данном случае предполагает совершенно определенный нравственно-ценностный угол зрения, соотнесение любой темы с Евангельскими заповедями, пусть не внешне, но внутренне. Нужно говорить честно и правдиво пусть даже о простых или обыденных вещах, внешне никак не связанных с верой, но с позиции человека, имеющего нравственный стержень, четкое разграничение понятий о добре и зле, которое в настоящее время намеренно размывается. Именно в этом и кроется залог идеальной журналистики как таковой. Писать можно о любом событии или явлении в жизни: балете, футболе, выборах президента, обучении, воспитании, абортах и многом другом. Мерилом в выборе тем должно быть исключительно понятие «читательской пользы». Можно писать «светским» языком на «церковные» темы, то есть на темы, содержащие те непреложные вечные истины, которые в любом случае должны привести читателя, зрителя ко Христу. Мы должны понимать, что прочитав статью об абортах, вызвавшую у адресата внутреннее согласие с позицией автора о чудовищности данного явления, человек резко разграничит для себя почему он согласен (а это возможно только при четком понимании и делении события, ситуации по внутреннему критерию добра и зла), то цель журналиста достигнута. Раскрывая тему греха аборта, даже если журналист не является православным журналистом, автор так или иначе отсылает читателя к заповеди «Не убий». Таким образом, грань между понятием «светской» и «православной» журналистикой стирается, позволяя поставить знак равенства в понятиях «православной журналистики» и «качественной журналистики» как таковой.
Почему термин «православная журналистика» мыслится как не вполне удачный? Потому, что этим самоопределением мы не только противопоставляем себя светской, но и автоматически выводим большую часть людей (атеистов, сомневающихся, представителей иных конфессий) за рамки потенциальной читательской, зрительской аудитории: то есть неосознанно ограничиваем поле вещания. Тут стоит определиться, а кто, собственно, аудитория, кто адресат? Церковные люди? От решения этого вопроса зависит и выбор языка, и тем, и объем необходимого комментария. Из сказанного выше абсолютно ясно, что это не отдельная каста людей, это целевая аудитория обычных СМИ.
Тогда так ли важно это условное деление на «православную» и «светскую» журналистику?
Православная журналистика, отражающая мышление и образ жизни верующего человека, не должна быть православной и называться так: миропонимание нормального верующего современного человека должно быть отражено в обычной качественной журналистике - честной и правдивой, не играющей на низменных инстинктах читателя. К сожалению, в погоне за рейтингом журналисты подчас забывают об истинных целях и задачах своего служения (иначе как служение это трудно назвать), ни гнушаясь ни словом, ни картинками, ни видеорядом, руководствуясь, по-видимому, известной фразой Б. Титомира: «Пиплхавает». А потому разговор о прошлом, об исторических личностях, о значимых политических, экономических, культурных и иных вопросах современности - это тоже способ выстроить у читателя четкую иерархию нравственных ценностей, ориентиром которой может быть только Христос. Владимир Даль писал: «Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: вторая требует только строгого исполнения законов, первая же ставит судьею совесть и Бога». Таким образом, можно говорить о приоритетах в расстановке акцентов. И здесь нужно отметить следующий факт: нравственная жизнь неверующего человека не лучше и не хуже христианской жизни по Евангелию. Просто у них совершенно разные цели и задачи, отличающиеся друг от друга. Нравственность упорядочивает отношения между людьми, а христианство - приводит человека к Богу, решая, таким образом, основную задачу - позволяет иметь тот неизменный, вечный, правильный ориентир, который не зависит ни от смены власти, ни от моды, ни от других внешних факторов.
В этой связи главной задачей на сегодня является внутреннее развитие самого журналиста, работающего по христианской (внешне или внутренне) тематике. Ведь феномен «православной журналистики» не в том, что писатель как-то по особому нажимает на клавиши компьютера, а в том, что он мыслит нравственными категориями, позволяющими правильно расставлять акценты и приоритеты, руководствуясь внутренними критериями в понимании «плохо-хорошо». Таким образом, говоря о православной журналистике мы, несомненно, подразумеваем исключительно качественную журналистику, которая через призму любого события общественной жизни остается верна принципам Православия, основанного на духовности и нравственности.
Юлия Шутова, редактор информационно-просветительского портала Хабаровской епархии
2. Re: Существует ли православная журналистика?
1. Существует ли православная журналистика?