От редакции. Продолжаем тему современной церковной архитектуры. (См.: протоиерей Константина Островский «Заметки о модернизме в церковной архитектуре»; Дмитрий Соколов «Может ли храм быть современным?»).
Наверное, не нужно никому уже доказывать, что мы живем в эпоху мировой информационной войны. Но до последнего времени ее распространение на русскую архитектуру наблюдалось опосредствованно, и выражалось в том, что строилось и строится у нас на глазах, в том, как доуничтожается златоглавая и другие старинные русские города. Теперь фронт подошел уже к святыням, к храмам, и они, старые и новые, оказались на передовой. Особенно не завидна участь вновь создаваемых храмов, потому что они особенно ненавистны врагу рода человеческого, и именно на них обрушивается вся мощь сил зла, рядящихся в белые одежды. Как говорил Гете, все, что портится в этом мире, портится из лучших побуждений.
Поэтому скорее с жалостью, чем с удивлением, недоумением и возмущением слушал я то, что говорилось на этой встрече, посвященной выпуску того журнала, той трибуны, с которой казалось и взывать бы, или взвывать к господам храмоздателям, в уповании на их веру, благочестие и преданность традициям своих отцов. И что же я услышал? У Ольги Зайцевой подробно рассказано обо всем, происходившем на этой встрече. Опять призыв вперед, к новому образу. И от кого? От уважаемого ответственного редактора журнала С.В.Чапнина Неужели до сих пор непонятно, что для верующего человека нет и никогда не было ни нового, ни старого образа дорогого ему храма, а есть образ отхода от традиций, от веры своих отцов, от Бога наконец! Есть образ безо̒бразности и безобра̒зности, - пустоты, маскируемой словом «поиск». Есть отсутствие Благодати и отсутствие поиска Ее и стремления к Ней, а не поиска нового храма. Двое молодых людей из мастерских Андрея Альбертовича Анисимова, используемые в качестве тарана в наступлении на храмовую архитектуру, показали нам все, что уже 60 лет назад прошла Европа, пришедшая теперь к тому, что даже Папа Римский не в силах больше продолжать свою миссию в этом безумном мире. С молодыми людьми все просто. Может быть они и понимают традицию, но не сердцем, а умом. Они не любят ее, потому и изменяют ее и ей! Сложнее с теми, кто их использует. Однако ссылка на Священное Писание - фраза из Откровения Святого Иоанна Богослова: «Се аз творю все новое», при ближайшем внимательном рассмотрении, выглядит мягко говоря, малоубедительно. Вырванная из контекста, еще куда ни шло. Но есть в Священном Писании и прямо противоположные мысли. Например: «Растлеша и омерзишася в начинаниих»... псалтирь, гл. 2 псалом 13 стих 1. А вот, что говорил и писал о нас великий Пушкин (Евгений Онегин, глава 5, стих 42):
«Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян».
Это было сказано двести лет тому назад! Так что недуг новейших россиян из века в век один и тот же. Браво Пушкин, наш современник!
В дни Великого поста с глубоким прискорбием испрашиваю прощения у упомянутых здесь лиц и желаю всем любви Божией.
Дмитрий Сергеевич Соколов, главный архитектор строительно-реставрационной компании «Практика»
***
Образцы модернизма в церковной архитектуре:
7. Re: Информационная война в архитектуре
6. Re: Информационная война в архитектуре
5. Re: Информационная война в архитектуре
4. Неужели такое возможно?
3. Re: Информационная война в архитектуре
2. Re: Информационная война в архитектуре
1. Re: Информационная война в архитектуре