Информационная война в архитектуре

Вновь о современном храмоздательстве

Проблемы церковной жизни 
0
1400
Время на чтение 3 минуты

От редакции. Продолжаем тему современной церковной архитектуры. (См.: протоиерей Константина Островский «Заметки о модернизме в церковной архитектуре»; Дмитрий Соколов «Может ли храм быть современным?»).

Наверное, не нужно никому уже доказывать, что мы живем в эпоху мировой информационной войны. Но до последнего времени ее распространение на русскую архитектуру наблюдалось опосредствованно, и выражалось в том, что строилось и строится у нас на глазах, в том, как доуничтожается златоглавая и другие старинные русские города. Теперь фронт подошел уже к святыням, к храмам, и они, старые и новые, оказались на передовой. Особенно не завидна участь вновь создаваемых храмов, потому что они особенно ненавистны врагу рода человеческого, и именно на них обрушивается вся мощь сил зла, рядящихся в белые одежды. Как говорил Гете, все, что портится в этом мире, портится из лучших побуждений.

Поэтому скорее с жалостью, чем с удивлением, недоумением и возмущением слушал я то, что говорилось на этой встрече, посвященной выпуску того журнала, той трибуны, с которой казалось и взывать бы, или взвывать к господам храмоздателям, в уповании на их веру, благочестие и преданность традициям своих отцов. И что же я услышал? У Ольги Зайцевой подробно рассказано обо всем, происходившем на этой встрече. Опять призыв вперед, к новому образу. И от кого? От уважаемого ответственного редактора журнала С.В.Чапнина Неужели до сих пор непонятно, что для верующего человека нет и никогда не было ни нового, ни старого образа дорогого ему храма, а есть образ отхода от традиций, от веры своих отцов, от Бога наконец! Есть образ безо̒бразности и безобра̒зности, - пустоты, маскируемой словом «поиск». Есть отсутствие Благодати и отсутствие поиска Ее и стремления к Ней, а не поиска нового храма. Двое молодых людей из мастерских Андрея Альбертовича Анисимова, используемые в качестве тарана в наступлении на храмовую архитектуру, показали нам все, что уже 60 лет назад прошла Европа, пришедшая теперь к тому, что даже Папа Римский не в силах больше продолжать свою миссию в этом безумном мире. С молодыми людьми все просто. Может быть они и понимают традицию, но не сердцем, а умом. Они не любят ее, потому и изменяют ее и ей! Сложнее с теми, кто их использует. Однако ссылка на Священное Писание - фраза из Откровения Святого Иоанна Богослова: «Се аз творю все новое», при ближайшем внимательном рассмотрении, выглядит мягко говоря, малоубедительно. Вырванная из контекста, еще куда ни шло. Но есть в Священном Писании и прямо противоположные мысли. Например: «Растлеша и омерзишася в начинаниих»... псалтирь, гл. 2 псалом 13 стих 1. А вот, что говорил и писал о нас великий Пушкин (Евгений Онегин, глава 5, стих 42):

«Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян».

Это было сказано двести лет тому назад! Так что недуг новейших россиян из века в век один и тот же. Браво Пушкин, наш современник!

В дни Великого поста с глубоким прискорбием испрашиваю прощения у упомянутых здесь лиц и желаю всем любви Божией.

Дмитрий Сергеевич Соколов, главный архитектор строительно-реставрационной компании «Практика»

***

Образцы модернизма в церковной архитектуре:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

14

15

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Re: Информационная война в архитектуре

Кстати, наткнулся тут на любопытный проект: вот как здание (не церковное, но расположенное рядом с храмами, да какими!) предлагают поставить в одном небезызвестном месте http://i255.photobucket.com/albums/hh121/Aleks_Aki/architecture/10090642604100420041504120421041004140-430043B044C0431043E043C041003-34_zps350fd391.jpg
рудовский / 21.08.2013, 09:22

6. Re: Информационная война в архитектуре

В этот раз (в отличие от прошлых публикаций) всего 1 картинка заинтересовала. А храм в виде градирни - это вообще полный абзац. Спасибо автору. С нетерпением жду новых публикаций.
рудовский / 04.04.2013, 08:05

5. Re: Информационная война в архитектуре

Мы живем в эпоху апостасии. Для этой эпохи как раз и нужны вот такие храмы, которые удобны для "отхода от традиций, от веры своих отцов, от Бога наконец!" Данные образцы проектов очень хорошо сочетаются с либеральными и экуменическими тенденциями, которые мы наблюдаем в настоящее время. Они больше соответствуют той самой теплохладной церкви будущего, о которой сказано в Откровении Иоанна Богослова: "Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих". По церковно-славянски сказано более точно "...изблюю тебя из уст Моих". Творчество и поиск греховного человека (а все люди греховны) должны осуществляться в рамках очищающей многовековой традиции. Иначе результат такого творческого поиска будет насквозь пропитан духом мiра сего и уводить от Бога, а не приводить к Нему.
Анатолий Пронин / 04.04.2013, 07:01

4. Неужели такое возможно?

Эти домики вызывают ассоциации с уродливым телом человека, в котором обитает довольно ущербная душа. Таковы законы символики и её художественной интерпретации. Что ж, уродство в духе времени! но да не пройдёт оно никогда в прекрасный, стройный мир церковной красоты. «Творю всё новое»? – вот новое и было сотворено в Византии в эпоху свв. Отцов Церкви, сохранялось в России. А это – возвращение к старой эпохе колдунов, поклонников всяческих духовных и физических аномалий. Люди ну совсем далёкие от Церкви нарисовали эти эскизы, как и страшилище в Париже! Скорее всего это очередная провокация. Надо полагать, подобные проекты никогда бы не прошли… но почему в Париже они чуть было не прорвались? Вот вопрос.
Борис В. / 04.04.2013, 07:01

3. Re: Информационная война в архитектуре

Зачем человек идет в храм? Он идет на встречу с Богом. Но это в том случае, где все, каждый элемент служит Богу и где Сам Бог обитает. А что будет в случае с указанными новоделами? Для встречи ли с Богом пойдет человек или из любопытства перед этими «произведениями»? Будет ли гореть душа у посетителя перед Ликом Божиим? Посмотрите на купола некоторых проектов – это просто газовые горелки Газпрома. Зачем гореть душе, когда можно заплатить за вход и глазеть на формы, пока не надоест. А надоест, можно этот бросить и перейти к другому проекту. Потом появится мода, как на туфли, и ходить в определенный храм будет уже не модно, устарел. («А ты от кого одеваешься?») Что будет с внутренней архитектурой? Не будут ли вместо икон изображения в виде абстракций, соответствующих по стилю храму? А каковы сердечные мотивы у архитекторов построения подобных храмов – не гордыня ли и самовосхваление вместо создания «дома Божия»? И захочет ли Сам Бог обитать в этих храмах? Вы правы. Идет война за Россию, за все, что дорого и свято русскому человеку, и фронт уже слишком близко подошел к нашим храмам.
Дмитрий 988 / 04.04.2013, 06:43

2. Re: Информационная война в архитектуре

Поклон автору. Странно, что не упомянут самый, пожалуй, скандальный "православный" проект последнего времени - проект русского храма в Париже. СЛАВА БОГУ, парижане его не все-таки не пропустили! http://www.russian.rfi.fr/rossiya/20120227-mer-parizha-vystupaet-protiv-proekta-russkoi-tserkvi-na-naberezhnoi-branli
ерусалимецъ / 03.04.2013, 21:27

1. Re: Информационная война в архитектуре

Всё это латинские формы.
Косьма / 03.04.2013, 21:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Соколов
Может ли храм быть современным?
Размышления о церковной архитектуре
15.03.2013
Все статьи Дмитрий Соколов
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21