Церковь выступает в защиту семьи от ювенальной юстиции: обществу необходимо ей помочь

Вариант Проекта документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции»

Ювенальная юстиция 
0
1116
Время на чтение 8 минут

На сайте Патриархии размещён Проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции» с призывом всем желающим оставлять свои комментарии.

Безусловно, это - уникальная возможность обратиться к авторитету Русской Православной Церкви для того, чтобы защитить семью в России, и поэтому принять участие в соборном составлении такого документа крайне важно для любого гражданина страны.

Общественное движение «Семья, любовь, Отечество» первым откликнулось на это предложение, и редакция уже опубликовала статью руководителя движения Л.А. Рябиченко с анализом Проекта и предложениями для внесения в него.

Представляем читателям вариант Проекта документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции», составленный Межрегиональным общественным движением «Семья, любовь, Отечество», на основе базового документа с добавлением своих предложений, и призываем широкую общественность присоединиться к его обсуждению.

* * *

Проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции»

(Предложения Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» на основе проекта Патриархии)

Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на богоустановленных ценностях. Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 10:16). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:18-21). Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям. Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья - важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

Современные общемировые тенденции, характеризующие отношение общества к семье и детству, можно обозначить, как огосударствливание детей и разрушение института родительства. Многочисленные информационные кампании, манипулируя, как правило, всего несколькими многократно повторенными фактами, создают в общественном сознании миф о пандемии жестокости родителей в отношении детей. Между тем, достоверной статистики подобной жестокости, основанной на реальных исследованиях, не существует, а случаи домашнего насилия, хотя, к сожалению, имеют место, но носят достаточно ограниченный характер, зачастую не обнаруживаясь в ближайшем окружении очень большого количества граждан.

К числу подобных информационных кампаний относятся также распространяемые мифы о поголовном угнетении несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, о стремительном росте сексуальных преступлений в отношении детей. К сожалению, такие случаи имеют место в системе детских домов, искоренять это зло, безусловно, необходимо, но их количество не столь велико, как нам внушается. Нельзя не отметить, что большинство детских домов всё-таки материально достаточно обеспечены, их персонал заботится о детях, а проблемой становится не отсутствие заботы, а социальная дезадаптация их выпускников, абсолютно беспомощных в самостоятельной жизни перед реальной ситуацией оплаты коммунальных расходов в сберкассе или записи в поликлинику.

Смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, предлагаемое в качестве защиты их прав, на практике также давно реализуется согласно ряду Постановлений Верховного суда (2000, 2009, 2012 гг.). Вследствие также реализующегося принципа «экономии уголовной репрессии» большинство детских колоний в настоящее время пустуют или перепрофилируются под женские колонии.

Рост количества сексуальных преступлений против детей, который сейчас обозначается в СМИ как массовая тенденция российского общества, в свою очередь, искусственно индуцируется соответствующими публикациями, популистскими высказываниями некоторых политиков о всеобщем распространении педофилии и скоропалительными псевдо-кампаниями по борьбе с ней. Решить проблему социального заражения поможет введение нравственного контроля над СМИ.

При этом необходимо честно признать, что для современного общества характерны тенденции снижения уровня социализации семьи, разрушения семейных установок и неспособности многих семей к самостоятельной устойчивости.

В качестве средства избавления от всех проблем России активно навязывается система ювенальной юстиции, которая, по мнению самих лоббистов, решает двуединую задачу: с одной стороны - максимальное смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, а с другой стороны - усиление ответственности родителей за воспитание своих детей.

Ювенальная юстиция в целом основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей, что приводит к ущемлению прав и интересов родителей и семьи в целом. Принцип приоритета прав ребёнка вступает в противоречие с Конституцией и законодательством России, возникая на основе редуцирования (усечения) прав родителей.

Это приводит к разрушению иерархии отношений в семье и обществе, неоправданному избавлению подростков от ответственности за свои поступки, осознаваемой ими безнаказанности и последующему пренебрежению ими социальными нормами. Переориентирование общества на ужесточение требований к родителям при игнорировании потребности семьи в реальной помощи приводит к выраженному нарастанию репрессивных процессов по отношению к родительству.

Перспектива создания ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети. Известны факты изъятия государственными органами детей из семей по сомнительным поводам (бедность, стеснённые жилищные условия, отсутствие прививок, недостаточный рацион питания, отсутствие или проведение ремонта, наличие инвалидов в семье). Кроме того, уже появились случаи, когда дети подталкивались к составлению жалоб на собственных родителей, то есть, можно вести речь о создании системы доносительства. Всё это создаёт почву для коррупции и чиновничьего произвола.

Переориентирование социальных служб на карательные меры по отношению к слабым семьям, использование для стимулирования их исправления угрозы лишения ребёнка, не могут стать адекватной мерой поиска помощи им. Созданная в стране система межведомственного контроля, призванная взять под надзор каждую семью, попадающую в сферу зрения служб, взаимодействующих с ней (здравоохранение, образование, милиция), меняет отношения в обществе, разрушает ценностные установки и служит ускорению процесса маргинализации социально неустойчивых семей.

Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут в первую очередь сами дети.

Ювенальная юстиция - зло, порок, однозначную позицию непринятия которой уже предъявила от лица всего общества родительская общественность, и Церковь в данном случае не видит иного пути, кроме как поддержать мнение народа.

Кроме того, очевидно, что лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них - это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, целенаправленное формирование крепких связей детей и родителей. В православной пастырской традиции накоплен огромный потенциал помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот потенциал должен быть в большей степени задействован в современном обществе.

Вместо этого идёт непрерывное изменение семейного законодательства, когда путём внесения новых законопроектов или поправок в действующие законы, существенно умаляются права всех родителей в отношении собственных детей и, по сути, происходит разрушение института родительства, результатом чего станет уничтожение первородного и неотъемлемого права родительства для каждого человека и замена его на привилегию избранных.

Все перспективы изменения этой сферы необходимо соотносить с национальными правовыми стандартами, с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения. Недопустимо принятие законов, ограничивающих права родителей или ставящих под вопрос их изначальную неотъемлемость.

При этом необходимо активно вести общественно-государственный диалог, в котором нужно поднять вопросы о границах допустимости вмешательства государства в жизнь семьи, о неотъемлемости права родителей на жизнь со своим ребёнком; о защите семьи от произвола опеки и разного рода чиновников, о наказании тех из них, кто разрушает семьи и делает сиротами детей при живых родителях; о так называемом «подушевом» финансировании детских домов, когда их работники крайне заинтересованы в наличии и сохранении в стенах своих учреждений достаточного количества «контингента»; о неконтролируемом реформировании отечественного законодательства в сфере семьи, детства и родительства; о непомерном разрастании сферы международного усыновления детей, что для страны, находящейся в ситуации демографического коллапса, самоубийственно. И обязательно обозначить новую, пока не осознанную обществом опасность - передачу ряда функций государства и прав на сферу семьи и детства определённому кругу так называемых «социально ориентированных некоммерческих организаций» (НКО).

Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, но считает важным подчеркнуть, что вмешательство в жизнь семьи и кардинальные меры по отношению к ней возможны только в исключительном случае - при однозначно доказанном факте прямой угрозы жизни для конкретного ребёнка, которая должна быть чётко обозначена законодателем, чего на настоящий момент, к сожалению, не существует.

Церковь также призывает оценивать суть системы ювенальной юстиции с точки зрения христианской морали. В национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.

Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. В ряде государств осуществление введения ювенальной юстиции вступило в противоречие с основами национального конституционного права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства.

Существуют основанные на фактах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, к соблюдению постов и других религиозных предписаний.

Следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоять попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям и неотрывны от прав родителей. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.

Необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию их общения с противоположным полом и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред нравственному или телесному здоровью ребенка.

При наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, православные христиане призываются обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения, в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед властью. Особую роль в этом диалоге должна сыграть Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Церковь выступает в защиту семьи от ювенальной юстиции: обществу необходимо ей помочь

Поддерживаю данную редакцию документа. В этом виде позиция Церкви становится более чёткой. Её сложнее игнорировать и обойти. Формулировки исходного документа более "эластичны". При желании, их можно игнорировать, и при этом прямого конфликта с позицией Церкви не возникнет. В частности, в исходном документе призаётся ухудшение ситуации с защитой прав и здоровья детей, но не говорится, что представление ситуации в СМИ во многом тендециозно и направлено на обоснование ювенальных технологий. Очень опасной была фраза: "в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь", позволяющая широкие возможности для интерпретаций. Текст в настоящей редакции говорит лишь о прямой угрозе для жизни ребёнка, что является совершенно правильным. Мы должны помнить, что в любой момент Церковь могут обвинить в покушении на здоровье детей (пост, таинство исповеди, причастие от одной чаши, целование креста и т.д. - всё это может быть подано неогуманизмом как нарушение прав ребёнка). Определение ювенальной юстиции (в ссылке исходного документа) позволяет обосновать необходимость существования данного института в России. В настоящей редакции дано чёткое понимание, что ювенальная юстиция как комплекс использующихся под этим "брендом" институтов и маетодов - безусловное зло. В качестве предотвращения негативных последствий в исходном документе предлагается организация общественного обсуждения. Однако практика таких обсуждений показывает, что они нужны для легализации в общественном сознании инициатив, первоначально вызывающих активное неприятие обществом. Общественное мнение учитывается лишь в деталях, а базовые положения оказываютс неизменными. Нам нужно не обсуждать ювенальные законопроекты, а однозначно отвергать их. Предложенная здесь редакция позволяет избежать втягивание в дискуссии по поводу инициатив, о которых изначально понятно, что они направлены на разрушение российских традиций, в том числе и семейных отношений, принятых В Православии.
Андрей Карпов / 27.08.2012, 07:32

4. Поддерживаю!

Все предложения поддерживаю. Если смотреть по исходному документу Межсоборного присутствия, то напрашиваются такие поправки: 1. В документе записано "Острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми, тяжелое положение несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, стремительный рост количества сексуальных преступлений против детей, распространение детской порнографии". Но есть ли какие-то социологические данные, статистика и проч., подтверждающие "остроту проблемы"? Про-ювенальное лобби навязывает такое мнение через информационные кампании в СМИ, так стоит ли пользоваться его формулировками? 2. В сноске указано, что "включает в себя" ювенальная юстиция, но нет определения. А то, что записано - не вызывает никаких возражений. Тогда против чего выступаем? Надо, наверное, четко определить само понятие и сделать это на основе документов самих ювеналов, например, по раздаточным документам парламентских слушаний Государственной Думы от 12 ноября 2009 года на тему: «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», где записано, что ювенальная юстиция решает двуединую задачу: с одной стороны – максимальное смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, а с другой стороны – максимальное усиление ответственности родителей за воспитание своих детей. Вот второе как раз и означает на практике "презумпцию виновности" родителей и приоритет прав ребенка над правами родителей. Нужно бы обозначить категорическую недопустимость таких принципов! 3. Абзац 4: "По отношению к малолетним правонарушителям необходимо применять не карательный, а реабилитационный подход с привлечением квалифицированных психологов и педагогов. Существует необходимость изменения системы наказания несовершеннолетних преступников, ..." Эта система и так уже максимально ослаблена: "повсеместная реализация судами страны предлагаемого ювеналами принципа «экономии уголовной репрессии» уже привела к неоправданному избавлению подростков от ответственности за свои поступки, осознаваемой ими безнаказанности, последующему пренебрежению ими социальными нормами, а также к тому, что большинство детских колоний в настоящее время пустуют или перепрофилируются под колонии …женские" (Л.Рябиченко. http://www.radonezh.ru/analytic/16731.html). В целом нужно бы четче обозначить неприемлемость самих принципов ювенальной системы для нашей страны, как это было сделано ранее в других документах Церкви и заявлениях Патриарха.
А.А.Н. / 26.08.2012, 22:16

3. предложения от родителей Урала

1 просьба добавить поправки священников http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/cerkov_vystupaet_v_zawitu_semi_ot_yuvenalnoj_yusticii_obwestvu_neobhodimo_ej_pomoch/ 2 внести конкретные предложения по изменению и исправлению законодательства в этой области 3 просьба проработать каждый абзац Проекта документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции», так как документ требует основательной проработки и исправлений почти в каждом абзаце. Так, например в проекте от РПЦ: "Острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми..." - ? Мы говорим уже как ювеналы? В фразе:"Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны" - тоже много неясного, позволяющего неоднозначно трактовать текст. 1 - Какие усилия государства конкретно поддерживает РПЦ? 2 - Что считать угрозой здоровью: отсутствие прививок, апельсинов и "секс - просвета" - как профилактики СПИДА? 3 - А что за угроза нравственному состоянию ребенка?Часто - по - разному люди понимают нравственность, от слова"нрав"...Необходимо говорить о том, что заповедал Господь. 4 -а конец фразы: " государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны". Нет права на вмешательство в семейную жизнь и изъятие детей, кроме как доказанной угрозы жизни, и в этом мы вполне солидарны с предложением Общественного движения «Семья, любовь, Отечество»: "Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, но считает важным подчеркнуть, что вмешательство в жизнь семьи и кардинальные меры по отношению к ней возможны только в исключительном случае - при однозначно доказанном факте прямой угрозы жизни для конкретного ребёнка, которая должна быть чётко обозначена законодателем, чего на настоящий момент, к сожалению, не существует. Необходимо показать какую конкретно "поддержку здоровой семьи" надо оказать и как, но не только здоровой, но "больной" семьи в большей мере... Следующий абзац проекта от РПЦ: "По отношению к малолетним правонарушителям необходимо применять не карательный, а реабилитационный подход с привлечением квалифицированных психологов и педагогов". Ну, прямо словами ювенальщиков, которые на Западе отправляют правонарушителей в процессе реабилитации на курорты, вместо наказания и принуждают изнасилованных прощать насильников под страхои изъятия из семьи или лечить наркоманов более слабыми наркотиками. Далее читаем: "Существует необходимость изменения системы наказания несовершеннолетних преступников, дабы оно не приводило к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем". А психологи - кто? От какой нравственной шкалы они отталкиваются? А кто такие "заинтересованные общественные силы"? Может НКО, существующие на западные гранты и выполняющие их работу? "Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы". А про духовную связь забыли? Что Господь поручил родителям исполнять и что детям? Далее, "Семейное законодательство также исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в ее дела, обеспечения прав всех членов семьи, возможности судебной защиты этих прав". "Семейное законодательство" плохо "исходит из необходимости укрепления семьи". здесь необходимо вносить конкретные предложения в него. Можно учесть предложения АРКС в области необходимых законодательных инициатив, выложенных на сайте. "Вне зависимости от того, насколько введение или функционирование системы ювенальной юстиции противоречит национальным правовым стандартам, необходимо соотносить ее с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения". В "традиционном пониманием семейных ценностей" необходимо добавить православном, исконном. Что за позиции и каких "религиозных общин"? А "мнение населения" - это "секс = меньшинств"? далее в абзаце проекта звучит странная фраза для позиции РПЦ: "Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям". "Национальная культура и традиции" - какие? Может в свете законопроекта "О Культуре"? Если эта законодательная инициатива вступит в силу, то через пару лет могут вырасти такие новые традиции и так может измениться национальная культура от развития "культурного многообразия","культурных сообществ" с секс - меньшинствами, мнение которых может защищаться наравне с исконно - традиционным, что "мало не покажется".
Cветлана / 25.08.2012, 20:29

2. Казань поддерживает!

Правильно! Ни в коем случае нельзя допускать укоренения ювенальной юстиции в нашей стране. Казанское региональное отделение движения "Семья.Любовь. Отечество." полностью поддерживает позицию, выраженную в данной статье.
Антей / 24.08.2012, 19:07

1. Краснодар поддерживает!

Вот это кратко, четко и по существу! Спаси Господи! Говорю не только от своего имени, но и от имени всего Краснодарского регионального отделения движения "Семья. Любовь. Отечество". Мы внимательно проанализировали исходный документ и полностью согласны с позицией, выраженной в статье Л.А. Рябиченко и составленным на ее основе вариантом проекта.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28