Ниже мы публикуем одно из писем святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып. V. - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 94-98) подготовил А. Д. Каплин.
+ + +
Особенное мне удовольствие доставляет ваше откровенное изложение своих недоумений. С удовольствием же берусь и сказать вам слово-другое.
Вы пишете: «в письме не ясно мне, кто эти православные, которые собирались между собой и установляли порядок верования? Какой они имели авторитет? Кто они такие были?»
Я писал только об Апостолах, как установителях порядков веры, жизни, управления, таинств, и всего, что есть в Церкви. Апостолы вполне организовали Церковь во всех частях церковной спасительной жизни. И все это введено ими в жизнь христиан, и как жизнь и дело передавалось из рода в род.
Пастыри и учители после Апостолов суть только блюстители Апостольских преданий и учреждений. У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, с ними неразлучно бывших и усвоивших во всех частях Апостольскую премудрость. Эти их ближайшие ученики были их преемниками в управлении церквей и в блюдении всего Апостолами преданного. В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме, и во всех прочих местах, где были Апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики.
- Это мужи Апостольские.
Никому в голову не придет подумать, чтобы кто-нибудь из сих учеников позволил себе отступить от Апостольских постановлений. Они и на деле оказывались верны им.
Мужи Апостольские, по примеру и заповеди Апостольской, правя церковию, в тоже время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять место их, и продолжать блюсти Апостольские учения и порядки.
Эти вторичные преемники в свою очередь воспитывали третичных и так далее.
Все Апостольское, таким образом, переходило из рода в род жизнию и делом. Апостолы все, что предали, ввели в жизнь - умственную, нравственную, семейную, и во все виды жизни. Жизнь от жизни загоралась... и жизнь Апостолами заведенная блюлась...
Вот вам образчик. Св. Поликарп Смирнский был ученик Св. Иоанна Богослова, Св. Ириней ученик Поликарпа. Св. Поликарп мученически скончался около 60 годов второго столетия. Св. Ириней прожил до начала третьего столетия. Это не единственный конечно пример. И можем положить, что вторичные преемники перенесли сохранно Апостольское предание до 3 века... А третичные до половины и конца его.
Сим путем Апостольское предание сохранилось бы, если бы никто не писал из сих преемников. Но писатели скоро начались и когда писали, - преимущественно писали, как предано было. Оттого, читая писания св. Отцов второго века, видим Апостольские слова и обороты речи, Апостольские на все воззрения, а цитатов почти нет.
От чего? Оттого, что все они были блюстители предания... И умствовали, и писали, как предали Апостолы каждой церкви.
Апостольские писания собраны в книгу в конце первого века, при св. Иоанне Богослове. А списки их распространились к концу второго века. Оба эти века христиане питались преимущественно преданиями.
Вы понимаете предание - как передавание из уст в уста... А оно было передание из жизни в жизнь, из дела в дело.
Скажу простой пример - как столько веков хранится одинаковый образ плетения лаптей, печения хлебов... Дети делом перенимают у отцов и матерей, - и передают своим детям.
Христианство - не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь, как определенный образ, воззрение на все сущее и бывающее.
Бывают школы, в которых влиятельный наставник передает свои учения впечатлительно... И потом это учение заседает в школе и тянется века... Тем паче это уместно в христианстве.
Потом все порядки христианские, и веровательные, и жизненные, и освятительные... вошли в писания отеческие... и закрепились.
Мы чтим отеческие писания ради того, что в них блюдется Апостольское предание, которое узнается в общем согласии всех их.
Таким образом третий век чрез третичных преемников мог передать Апостольское предание четвертому веку... В четвертом веке мы видим вполне все, что мы теперь имеем, в писаниях Отцов, хотя все оно по частям есть и в 3 и во 2 веках. Извольте теперь общее иметь наведение: Греческая церковь верно соблюла Апостольское предание и передала его нам. Это Апостольское наследие - у нас.
Католики помутили Апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело - и еще хуже сделали... У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа. Это я мимоходом помянул. Господь с ними... Нам какое до них дело?
И прошлый раз и теперь... - я все толкую про Апостольское предание, которое св. Православная Церковь имеет источником учения наряду с Св. Писанием. Теперь я думаю это будет для вас поясней.... Какие толкования вы разумеете говоря: «Почему эти толкования православных имеют более авторитета, чем толкования протестантов?» - Мои толкования? - Мои толкования суть резюме толкований св. Отцов... Их же толкования авторитетны потому, что наивернейше суть хранительники апостольского предания... Древнейшие наши толковники св. Златоуст, Блаж. Феодорит суть питомцы четвертого века. Четвертый же век - преемник третичных преемников Апостольского предания. Вот в чем их важность!
У протестантов есть православные, но они все же протестанты. Какие это!? Это те, которые придерживаются мудрованию первых протестантов. Нынешние протестанты далеко отошли от первых, - и чистых протестантов, т.е. совершенно согласных с древними, теперь почти нет. - У них столько сект, что не перечтешь. А все именуются протестантами. У них уже начинались толки, как бы объединить всех. Ничего не вышло. Образовалась только новая секта унионистов. - Так вот какие протестанты стараются держаться древних протестантов, те у них и православные, - но все же протестанты.
После того, что я наговорил вам о предании, вам верно не трудно будет понять, как предание Апостольское могло не измениться. Что предано Апостолами, то составляет жизнь христианскую, и как таковое переходило из рода в род неизменно, входя в тоже время в писания Отцов с первого же века. Писания Апостольские сами суть хранители Апостольского предания, хотя не во всей полноте...
После апостольские писатели внесли в свои писания и все прочее, не внесенное Апостолами в свои писания. И то и другое теперь в Церкви Православной блюдется.
1. Re: Преемство Апостольского предания и верность ему Православной Церкви