Апостольские правила об избрании и рукоположении епископов

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
2636
Время на чтение 10 минут

Упрёки в «либерализме» и «обновленчестве» автора статьи «О природе церковной власти»  есть все основания в лучшем случае отнести к некомпетентности самих обличителей, которые за всю свою благочестивую жизнь так и не удосужились ознакомиться, как заповедано всем христианам без исключений (епископам, пресвитерам, дьяконам, прихожанам), с Правилами Православной Церкви, которыми все мы призваны от времён апостольских руководствоваться не только в своей собственной жизни, но и в управлении церковном. А некоторые даже не постеснялись отпустить такие реплики как «я считаю что теперь выборный епископат ни к чему» и так далее.

В первую очередь по поводу обновленчества. Для слышащих звон, да не знающих, откуда он, поясняем. Основными лозунгами обновленчества, которые автор статьи совершенно не разделяет, были:

1. Упразднение монашеского епископата

2. Пресвитерианское управление церковью

3. Служение литургии на русском языке

4. Переход на гражданский «ленинский» календарь

А теперь скажите, люди добрые, где хотя бы намёком в нашей статье был предложен хотя бы один из этих пунктов?

Было предложено лишь вынести на всеобщее обсуждение (епископов, клира, мирян) вопрос о возвращении к многолетней церковной практике избрания кандидатов в епископы наряду с монашествующим священством священства женатого.

По поводу же «либерализации», то есть участия народа в избрании кандидатов в епископы, делаем выписки из книги «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского», том I, Репринтное издание, С.-Петербург, 1911, «Отчий дом», Москва, 2001)». А проще говоря - эту обычный семинарский учебник.

В I Апостольском правиле (стр. 45) идёт речь «о рукоположении епископа... Относительно же того, кем должен избираться тот, которого эти два или три епископа будут рукополагать в епископский сан, в упомянутом правиле не сказано; о последнем акте, т.е. об избрании епископа и идёт речь в данном 4 (стр.181) правиле».

А теперь приводим авторитетнейшее и единственное толкование этого правила (стр. 183-190), оспорить которое может только Вселенский собор.

«Правило предписывает, чтобы епископ по­ставлялся (рукополагался - прим. автора) собором всех епископов данной митропо­личьей области... В случае, если не все епископы согласны относительно кандидата, тогда предпочтение отдаётся имеющему большинство голосов, но всегда после утверждения со стороны митрополита, как говорится в 6 правиле того же (I Вселенского, Никейского - прим. автора) собора, дополняющем предписания данного (4) пра­вила. Соборное послание, отправленное всем церквам мира, также дополняет предписание этого правила, прибавляя, что при избрании епи­скопа должен участвовать и народ. Всё вышеизложенное составляет предмет постановления Никейского собора относительно избрания и поставления (рукоположения) епископа, и это предписание, получившее соборную силу закона, является точным и полным выразителем церковной прак­тики послеапостольскаго времени до созвания этого собора, причём мы имеем много свидетельств, указывающих, что избрание и поставление (рукоположение) епископа в означенное время совершалось именно таким образом.

Из первого века христианства мы имеем об этом классиче­ское свидетельство от апостольскаго ученика, римского епископа Кли­мента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно гово­рится о епископском преемстве от Апостолов. Прекрасный и торжественный способ избрания епископа изображается в Апостольских постановлениях следующим образом:

«Собравшийся в день Господень народ с собором пресвитеров и в присутствии епископов пусть даст согласие. Затем старейший среди прочих епископов пусть спросит пресвитеров и на­род, тот ли это, которого желают иметь начальником (епископом - прим. автора)? И когда они ответят утвердительно, пусть снова спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин этого великого и знатного начальствования и истинно ли исполнил то, что относится к его обязанностям в отношении Бога, не нарушил ли прав людей, хорошо ли устроил дела по дому (речь о женатом кандидате - прим. автора) и безукоризнен ли по жизни? И когда все свидетельствовали согласно, по истине, а не по предубеждению, как перед судиёю Богом и Христом и перед Духом Святым и всеми святыми и служебными духами, что он таков, тогда опять в третий раз пусть будут спрошены, действительно ли он достоин священнослужительства, чтобы устами двух или трёх свиде­телей подтвердилось всякое слово; когда же и в третий раз под­твердит, что он достоин, то пусть от всех потребуют знак согласия (речь о голосовании поднятием рук - прим. автора). И когда последнее будет добровольно исполнено, пусть умолкнут. Затем, когда настанет молчание, один из первых епископов с двумя другими, став подле жертвенника в то время, когда остальные епископы и пресвитеры тайно молятся, а диаконы держат раскрытая божественные Евангелия над голо­вою рукополагаемого, пусть говорит молитву» и т. д.

Подобное же этому говорит в одном из своих посланий и Киприан, епископ карфагенский III века, например: «надобно тщательно сохранять и соблюдать божественное предание и установление Апостольское, которое сохраняется у нас почти во всех областях и по которому, для законного поставления к известному народу епископа, необходимо, чтобы собрались ближайшие епископы той области, и тогда пусть избирается епископ в присутствии народа, который хорошо знает жизнь каждого в отдельности и обыкновенно наблюдает поступки каждого».

Таким образом, как эти, так и другие свидетельства показывают самым наглядным образом, что Никейский собор данным (4) правилом только выразил в полной форме то, что практи­ковалось при выборе епископа до него и в его время. Эти предписа­ния Никейского собора подтверждаются многими историческими примерами позднейшего времени.

Так Григорий Назианзин пишет кесарийцам послание, в котором рекомендует как высшим сановникам, так и клиру и народу избрание Василия великого. Стефан ефесский, доказывая на халкидонском соборе каноничность своего поставления на кафедру, говорит, что на эту кафедру он поставлен 40 епископами и голосом первейших людей, всего клира и всего граждан­ства. Сам Василий великий упоминает в одном из своих посланий, что епископам надлежит избрать пастыря для известного го­рода, но что голос народа должен иметь в этом решающее значение.

Среди правил, принятых карфагенским собором 419 г., находим определенное упоминание о народе, который должен высказать своё суждение о кандидате на епископство, и лишь после этого епи­скопы могут поставить или не поставить означенного кандидата.

Итак на основании определения Никейскаго собора и на основании других исторических свидетельств за полтора века после этого собора, из которых некоторые приведены нами, видим, что избрание епископа в первые пять веков церкви состояло в следующем.

Собирался народ, клир и областные епископы, исследовали, кто достоин занять кафедру, и после того, как народ высказал мнение об известных лицах, собравшиеся епископы решали, который из них был достойнейшим епископства; или же сами епископы предла­гали какое-либо лицо и народ изъявлял своё согласие или несогласие на его избрание. После взаимного соглашения между клиром, народом и епископами, выбор предлагался на утверждение областного митропо­лита, и лишь после утверждения приступали к рукоположению избран­ного.

Как видно, право избрания в строгом смысле принадлежало епископам, а народ свидетельствовал каково лицо, имеющее быть епископом, или высказывал своё согласие относительно предложенного епископами лица. Голос народа, следовательно, был так же компетентен, как и голос епископов, так что без народного участия никто не мог быть поставлен епископом. Если епископы не могли прийти к соглашению относительно известного лица, то решал, как мы видели, голос большинства, а если и после этого было какое-либо несогласие, тогда снова обращались к народу, для которого избирали епископа, и голосом народа устранялось всякое дальнейшее несогласие.

Против лица, избранного по согласию епископов и народа и утверждённого митрополитом, никто уже не мог протестовать; а если бы явился такой протестующий голос, вследствие каких-либо обстоятельств, то правила повелевают наказать клир, не умевший сохранить порядка и допустивший в своей епархии возможность протеста против пра­вильно избранного епископа.

В главном, такой порядок избрания епископов, а в частности относительно утверждения избранного, повто­ряется в правилах многих соборов (Антиох. 19; Лаод. 12; Карф. 13, 50 и др.).

Участие иерархии в избрании и поставлении епископов, которым она передаёт божественные полномочия, осталось и должно всегда оставаться неизменным; участие же в этом народа с течением времени подверглось различным изменениям».

С этого момента, надо сразу заметить, и начинаются все наши беды, приведшие сначала к упразднению женатого епископата, затем к разделению церквей, потом к расколам и так далее. Но продолжим цитирование.

«Вначале в избрании епископа участвовал весь народ известной местности, без различия общественного положения того или другого лица. Это производило при избрании беспорядки и смуты, и Лаодикийский собор нашёл нужным прекратить эти беспорядки, воспретив «сборищу народну» избирать имеющих по­святить себя на служение церкви. После издания этого постановления, в церковную практику проник обычай, по которому в избрании стали участвовать только знатнейшие лица из народа (т. е. государственная элита), причём этому обычаю дал силу закона император Юстиниан. Он установил, что при поставлении нового епископа клир и знатнейшие граждане известной епархии должны собраться в определенное место и, дав присягу в своём беспристрастии, избрать трёх лиц, о которых известно, что они обладают всеми качествами, требуемыми от избираемого канонами и гражданскими законами, а затем из этих трёх лиц митрополит с епископами должен избрать достойнейшего и поставить его в епископы. Этот закон Юстиниана тотчас, после его издания, вошёл в канонические сборники и сделался общим церковным законом.

В конце же VIII века, седьмой вселенский со­бор нашёл нужным рассмотреть вопрос об избрании епископа и, подтвердив прежние постановления об этом, осуждает 3 своим правилом введённый обычай, по которому некоторые, обходя церков­ную власть, посредством мирской власти старались сделаться епископами, и объявляет такое избрание недействительным. В действительности, сами светские власти поступали в таких случаях насильственно, принимая подкуп от некоторых претендентов на епископское достоинство. Обманывая государственную власть, обязан­ную наблюдать за точным исполнением законных предписаний при избрании епископа, представители этой власти находили некоторых бессовестных епископов, которые, в свою очередь, за под­купы исполняли гнусные предначертания этих представителей светской власти. Последнее, между прочим, послужило поводом к изданию осо­бой царской новеллы, упоминаемой нами ниже.

Такой способ избрания и поставления епископа со стороны надлежащего областного епископского собора и при участии народа, т. е. избранных народных представителей, сохранялся, как мы видим, в церкви в течении целого ряда последующих веков.

В исходе XII века александрийский патриарх Марк обращался к Вальсамону с вопросом, можно ли по правилам допускать деревенских людей к участию в выборе епископа, - и, конечно, получил от Вальсамона отрицательный ответ с ссылкой на 13 лаодикийское правило, определённо воспрещающее, как уже нами было упомянуто, «народному сборищу» являться для избрания духовных лиц с правом подачи голоса. Но против участия народа в настоящем смысле, т. е. против его участия через избранного им представителя, Вальсамон не говорит патриарху Марку ни слова, хотя, как известно, Вальсамон не сочувствовал участию народа в избрании епископа.

В XIV и XV веках относительно этого представляет нам свидетельства константинопольская патриархия. Так, между прочим, мы имеем решение патриарха Филофея, в ноябре 1370 г., о хиротонии монаха Анфима в митрополита угровалахийского после избрания его клиром и народом; также решение патриарха Матвея от 1 февраля 1400 г., в котором он предписывает клиру и народу при­ступить по существующему порядку к выбору заместителя на освобо­дившуюся анхиальскую архиепископию, причем повелевается предста­вить ему трех кандидатов, для того, чтобы, рассмотрев все касающиеся их свидетельства, признать достойнейшего из них епископом.

С течением времени, право народа на участие в избрании своих епископов начало мало по малу утрачиваться, по крайней мере, в большей части поместных церквей; но оно, всё-таки, не потеряло значения, как это торжественно засвидетельствовал иерусалимский собор 1672 г. в своём 10 члене, вошедшем в символические книги православной церкви, именно в Послании восточных патриархов 1723 года.

Кроме упомянутого способа, которым обыкновенно избирались и поставлялись епископы, история представляет нам случаи поставления некоторых епископов и без формального избрания, а просто через наименование известного лица епископом со стороны государственной власти, после чего подлежащее епископы с митрополитом подвергали такое лицо испытанно и, найдя его достойным, совершали над ним хиротонию и выдавали ему утвердительную грамоту.

Подобный способ поставления епископов стал практиковаться в церкви с того времени, когда греко-римские императоры провозгла­сили себя защитниками церкви, сделали в её пользу богатые пожертвования и законом признали за ней широкие привилегии.

Немало спо­собствовала этому и самая точка зрения римского государственного права, по которому случалось, что государи или заставляли, или непосредственно поставляли епископов, или же оказывали своё влияние на их избрание и поставление, или же, если клир и народ желали иметь своим епископом достойное лицо, то они это лицо и назначали... С течением времени, как со стороны церков­ной, так и государственной власти, было издано несколько законных предписаний в смысле утверждения этого права государей при поставлении епископов».

Такая практика (давление со стороны государственной власти) ни к чему хорошему не привела. В России, это знаменовалось не одним расколом, то и, так называемым, Синодальным периодом, который стал настоящим бичом Русской Православной Церкви.

Всероссийский собор, работа которого шла в дни русской смуты, призван был не только вернуть патриаршество, но и каноническое право народа на избрание кандидатов в епископы.

И если в древнейшие времена участие всего народа в избрании кандидатов в епископы походило, как сказано в упомянутом выше правиле, на «сборище», то нами и была предложена именно «тайная форма голосования» при избрании кандидата в епископы. И притом, на каждом приходе отдельно. А выборы епископа предлагалось осуществлять путём жребия, как выбор Патриарха Тихона (Белавина), после соборной молитвы.

А теперь скажите, люди хорошие, причём тут либерализм?

А может, дело не в этом, а в том, что кому-то не хочется выпускать из рук бразды тоталитарного правления? Теперь много говорят о внешних врагах Церкви, и ни слова о том, что мы изначала приняли неправильное церковное управление. Положим, во времена монархического строя и большевистского богоборческого режима, об участии народа Божия в избрании кандидатов в епископы даже и говорить не приходилось, теперь-то что мешает вернуться к этой канонической практике, отсутствие которой - и есть самый главный враг нашей Православной Церкви?

Протоиерей Владимир Чугунов,

Городецкая и Ветлужская епархия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Н.Тальберг

"В самом способе избрания на иерархические должности в 4 и последующих веках произошли некоторые перемены. Прежде в избрании епископа, пресвитеров и диаконов принимала участие вся община, составлявшая местную церковь. Теперь же это участие общины или мирян было ограничено. С одной стороны, когда христианство стало религией господствующей, при множестве верующих, было положительно невозможно всем мирянам принимать участие в избрании иерархических лиц, с другой, права мирян на участие в избрании, особенно епископа, естественно перешли к представителям народа — императорам. Кроме того, многие частные случаи подавали повод к ограничению участия народа в избрании иерархических лиц. Так случалось, что народ, вопреки древним правилам Церкви, выбирал на священные должности лиц светских, неподготовленных или даже только что принявших христианство, но богатых или знатных; случалось, при выборе епископов, составлялись партии и происходили возмущения. В виду этого, собор сардикийский (347 г). определил, чтобы ученый или богатый из светских не прежде был поставляем в епископа, как пройдет низшие степени и не малое время, а собор лаодикийский (около 364 г). не позволил сборищу народа избирать имеющих произвестись во священство. Обыкновенно, епископа известной церкви избирали все епископы области, с утверждения главного областного епископа или митрополита. На епископские кафедры знаменитых городов избрание совершалось по указаниям государя." http://goo.gl/T5aJI
М.Яблоков / 20.07.2012, 06:26

5. Re: Апостольские правила об избрании и рукоположении епископов

Проблема с выборным епископатом, даже в не том, что в России не избирали епископов никогда. Если уж решили следовать церковным правилам то этой традицией можно было бы пренебречь как антиканонической. Но народ наш даже церковный мало знаком со святоотеческой традицией. Мало знаком с догматикой, нравственным и богослужебным учением. Поэтому вполне может пойти за демагогами с подвешенным языком и отвергнуть вполне традиционных кандидатов. Представте себе перед вами архимандрит с безупречным взглядом на нравственные и вероучительные вопросы, служит хорошо и образ жизни его достаточно высок, но оратор он так себе, да и по вопросам современности не всегда сходен в запросах окружающих. Например антикоммунист и Сталина не выносит на дух. Другой игумен оратор, блестящий харизмат, сталинист и поклонник Ивана Грозного. Но вот один нюанс с точки зрения догматики еретик несусветный. Из-за второстепенного вопроса отвергли достойного пастыря и избрали хищного волка, не щадящего стадо. Не важно сталинист, антисталинист, украино или русофил лишь бы он был настоящим пастырем. Но к сожалению народ наш идет на фальшивый блеск часто. Пока не будет сформирован церковный приход. Пока русское церковное большинство не будет иметь твердого преставления о церковном учении о никаком выборном епископате говорить ближайшие 20-30 лет нельзя.

4. Ответ на 3., Сергий Агапов :

А о повышении роли соборности в церковной жизни, на мой взгляд, самое время.

Спасибо. Но все-таки синоним слова соборность - кафоличность. Нельзя представлять соборность в хомяковском понимании как демократию. Демократии никогда и не было в Церкви.
М.Яблоков / 19.07.2012, 14:16

3. Ответ на 1., М.Яблоков:

И не случайно, а по причине возникающих нестроений.

Дорогой Михаил, православные уже лупят друг друга и не только цепями от наперстных крестов, вполне возможно, что дальше будет еще хуже: http://ruskline.ru/analitika/2012/05/04/v_sudbah_ukrainskogo_pravoslaviya_nastal_moment_istiny_mnogoe_zavisit_ot_pozicii_moskvy/#comments Мне кажется, вполне допустимым стремление отца Владимира поднять вопрос о роли мирян в церковной жизни. Даже и в обсуждении кандидатур епископских. Боятся того, что наша Патриархия завтра объявит свободные и равноправные епископские выборы, еще слишком преждевременно. А о повышении роли соборности в церковной жизни, на мой взгляд, самое время. И яркий пример этому вы, уважаемый Михаил. Всегда с интересом слежу за вашими публикациями и комментариями. Думаю, не каждый епископ даже способен на подобное. Это не упрек епископам и не похвала вам. Это горестный результат сложившихся бюрократических искажений апостольских преданий. Статья уже хороша тем, что дает возможность проследить развитие епископских рукоположений и побуждает к мыслям о причинах столь грустного положения вещей в православии. Пример, возня архиерейская в Православной Церкви в Америке, Да и на Украине ничуть не привлекательнее проходят архиерейские игры. Про участие дьяконов в выборах епископских уже умолчу. Про женатых епископов с вами согласен. Это ушло. Навсегда ли? Неизвестно, что будет с нами, когда в норах по болотам и пустыням будем укрываться, не приведи, Господи. А вот мерзость обновленчества, мерзость дьявольской гордыни, о чем вы говорили на другой теме, к сожалению, не исчезнет до скончания века. С уважением Сергий.
Сергий Агапов / 19.07.2012, 13:31

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

В чем либерализм? А в том, что Церковь от этого уже давно и сознательно отказалась. Как от агап, причащения после еды много другого, что было в самой древности. И не случайно, а по причине возникающих нестроений. И не надо забывать, что со дня Пятидесятницы Дух Святой управляет Церковью. А сейчас выборность епископов мирянами приведет к полнейшему безобразию и бесчинию, как наподобии Гос.Думы, где мочить будут друг друга стульями и цепями от наперсных крестов ) Вы этого хотите?

Вас только такие окружают? У нас лучшее Вашего мнение о нашем народе. Если, конечно, народ выбирающий будет состоять из таких категоричных характеров, как Ваш комментарий, то драки не избежать.
оникс / 18.07.2012, 19:53

1. А теперь скажите, люди хорошие, причём тут либерализм?

В чем либерализм? А в том, что Церковь от этого уже давно и сознательно отказалась. Как от агап, причащения после еды много другого, что было в самой древности. И не случайно, а по причине возникающих нестроений. И не надо забывать, что со дня Пятидесятницы Дух Святой управляет Церковью. А сейчас выборность епископов мирянами приведет к полнейшему безобразию и бесчинию, как наподобии Гос.Думы, где мочить будут друг друга стульями и цепями от наперсных крестов ) Вы этого хотите?
М.Яблоков / 18.07.2012, 19:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Чугунов
О природе церковной власти
Приглашение к обсуждению насущной проблемы
08.06.2012
Все статьи Протоиерей Владимир Чугунов
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31