Воспитание социальной компетентности в центрах социальной реабилитации

Возвращение человека к нормальному образу жизни

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
255
Время на чтение 9 минут

Материалы секции ХХ Международных рождественских образовательных чтений «Медицинские, социально-психологические, образовательные и духовные подходы к реализации профилактических программ среди молодёжи»

Цель работы центров социальной реабилитации для лиц с зависимым поведением - возвращение человека к нормальному образу жизни в социуме, его ресоциализация и реадаптация.

Достичь этого можно через воспитание социальной компетентности у лиц, проходящих реабилитацию.

Для этого необходимо разработать и ввести в деятельность этих учреждений осознанный, планомерный, непрерывный, научно обоснованный и целенаправленный процесс воспитания социальной компетентности у лиц, проходящих реабилитацию (или повышение социальной компетентности).

Под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности выпускника центра (или постреабилитанта), позволяющий ему быть конструктивным в основных сферах деятельности личности.

Для подготовки социально-компетентного человека в условиях центра социальной реабилитации для людей с зависимым поведением, способного к конструктивному поведению в реальных социальных условиях, необходимо разработать и применять в воспитательной деятельности этих учреждений такие педагогические технологии, которые бы в полной мере отражали особенности современного общества и способствовали воспитанию социальной компетентности.

Мы считаем, что один из путей решения этой задачи - разработка технологии воспитания социальной компетентности у реабилитантов на основе интегративной схемы моделей деятельности субъектов воспитательного процесса с использованием педагогического мониторинга и квалиметрической системы оценки результатов.

Основой для разработки педагогической технологии воспитания социальной компетентности являются деятельностные модели участников реабилитационного процесса. Именно модели деятельности, а не модель субъектов, так как только через деятельность можно достичь воспитательной цели.

Под моделью И.А.Бестужев-Лада понимает «объект исследования, формализованный настолько, чтобы представить в форме, поддающейся количественным оценкам аналитического, диагностического и прогностического характера»

На основании этого мы построили три взаимосвязанных между собой модели деятельности участников реабилитационного процесса:

  • модель деятельности реабилитанта,
  • модель деятельности постреабилитанта
  • модель деятельности воспитателя (инструктора)

Главной, основной моделью схемы является модель деятельности постреабилитанта, т.к., качество, эффективность деятельности центров социальной реабилитации, по нашему мнению, в конечном счете, проявляется в успешности или не успешности его ресоциализации и реадаптации.

Мы считаем, что успешность вхождения бывшего реабилитанта в окружающий его социум в значительной степени зависит от уровня его социальной компетентности. Поэтому следующая модель схемы - это модель деятельности реабилитанта. И, наконец, в основе интегративной схемы находится модель деятельности воспитателя (инструктора) центра социальной реабилитации. Именно от деятельности воспитателя, его профессионального мастерства, человеческих качеств зависит должный уровень организации всего воспитательного процесса, а значит и уровень социальной компетентности реабилитантов. Однако нужно отметить, что указанная иерархическая зависимость - вещь достаточно условная, т.к. любая деятельность из перечисленных теряет всякий смысл без любой другой. Только в своем единстве они приобретают практическую ценность.

Б.С.Давыдов и Д.В.Чернялевский отмечают, что поскольку «моделирование всех сторон деятельности представляет собой сложную задачу», в реальной модели должны быть выделены лишь существенные аспекты деятельности. На основании этого мы выделили основные, опорные виды деятельности, которые прослеживаются в каждой модели. Все составляющие моделей обязательно взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Мы считаем, что в модели социально- компетентной деятельности реабилитанта должно присутствовать пять функционально свернутых составляющих:

  • образовательная деятельность,
  • трудовая деятельность,
  • деятельность по формированию личностных качеств,
  • социальная активность,
  • навыки и культура поведения реабилитантов.

В модели деятельности постреабилитанта:

  • образовательная деятельность,
  • трудовая деятельность,
  • деятельность по формированию личностных качеств,
  • социальная деятельность,
  • семейно-личностная деятельность.

Вся деятельность воспитателя распределяется по следующим функционально свернутым направлениям:

  • самообразование, работа по повышению профессионального мастерства;
  • учебная работа с реабилитантами (реализация программ духовно-нравственного содержания, в том числе катехизаторских);
  • работа по организации трудовой деятельности воспитанников;
  • учебно-методическая работа;
  • общественная работа.

Каждая из составляющих, в свою очередь, состоит из показателей и критериев.

Модель деятельности выпускника (постреабилитанта) реабилитационного центра может выглядеть следующим образом:

1. Образовательная деятельность.

Приобретение профессионального образования:

  • имеет профессиональное образование;
  • стремится получить профессиональное образование;
  • не имеет профессионального образования (и не стремится).

Духовное образование (курсы, факультативы д.н. направленности)

- Продолжает систематическое д. о.

- Не занимается

Самообразование:

  • занимается систематически;
  • занимается не систематически;
  • не занимается.

2. Трудовая деятельность.

Производственная работа:

  • работает постоянно - 2 балла;
  • работает временно - 1 балл;
  • не работает - 0 баллов.

Бытовая деятельность:

  • владеет бытовыми навыками самообслуживания, экономически компетентен - 2 балла;
  • достаточный уровень навыков и компетентности - 1 балл;
  • низкий уровень навыков и компетентности - 0 баллов.

Отношение к труду как источнику существования:

  • понимание и потребность сформированы - 2 балла;
  • не четкое понимание и плохо выраженная потребность - 1 балл;
  • ни понимание, ни потребность не сформированы - 0 баллов.

Отношение к труду как источнику самореализации и самоутверждения:

  • понимание и потребность сформированы - 1 балл;
  • ни понимание, ни потребность не сформированы - 0 баллов.

2. Деятельность по формированию личностных качеств.

Способность быть ответственным и самостоятельным:

  • развито чувство ответственности, обладает личностной автономностью - 2 балла;
  • не всегда способен быть ответственным и самостоятельным - 1 балл;
  • не самостоятелен и в большинстве случаев безответственен - 0 баллов

Умение ставить цели, строить жизненные планы и проявлять волю в их достижении:

  • умеет ставить цели и проявлять волю в их достижении - 2 балла;
  • умеет ставить цели, но не проявляет воли в их достижении - 1 балл;
  • не умеет ставить цели и безволен - 0 баллов.

Психо-эмоциональная устойчивость и гибкость:

  • всегда способен сохранять психо-эмоциональное равновесие и гибкость в изменяющихся обстоятельствах - 2 балла;
  • не всегда способен сохранять равновесие и гибкость - 1 балл;
  • психо-эмоционально не устойчив, не умеет изменяться в изменяющихся обстоятельствах - 0 баллов.

Семейно-личностная деятельность.

Культура быта:

  • культурно-гигиенические навыки сформированы в потребность - 2 балла;
  • навыки частично сформированы в потребность - 1 балл;
  • навыки не сформированы в потребность - 0 баллов.

Сформированность позитивной семейной установки (желание иметь собственную семью, детей выполнять социальные роли мужа, отца, жены, матери:

  • позитивная семейная установка сформирована - 2 балла;
  • неустойчивая семейная установка - 1 балл;
  • сформирована негативная семейная установка - 0 баллов.

Здоровый образ жизни:

  • ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье - 2 балла;
  • проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке - 1 балл;
  • злоупотребляет своим здоровье, имеет вредные наклонности и привычки - 0 баллов.

Исходя из того, что в информационном обществе педагогический мониторинг является видом педагогической деятельности, имеющим свои цели, принципы, методы и приемы, в нашей работе педагогический мониторинг носит практико-ориентированный характер и используется как условие педагогически целесообразной актуализации моделей деятельности субъектов воспитательного процесса в центре социальной реабилитации. Мы используем в своей работе уже имеющиеся научные разработки, связанные с педагогическим мониторингом.

В качестве основного определения педагогического мониторинга мы принимаем его дефиницию, представленную А.С.Белкиным. Мониторинг - процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного, слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач, средств их решения.

Основным принципом, которого мы придерживались при проведении педагогического мониторинга, является принцип воспитательной целесообразности.

Мы исходим из того, что педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления воспитательным процессом. В использовании методов, приемов педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности реабилитанта и другим участникам воспитательного процесса.

На основе системы принципов воспитания и принципов педагогического мониторинга мы разработали педагогическую технологию воспитания социальной компетентности у реабилитантов, состоящую из двух циклов, каждый из которых включает в себя несколько этапов.

Первый цикл - подготовительный (до 3 месяцев). Работа с педагогической информацией, полученной во время подготовительного цикла, продолжилась в основном цикле педагогического мониторинга.

Второй цикл - основной (около 12 мес.)

На коррекционном этапе осуществляется практическое внедрение в воспитательную деятельность р.ц. всех выводов и предложений, полученных в результате педагогического анализа на предыдущем этапе.

На конструктивно-организационном этапе осуществляется организация и отработка на практике конструктивных решений, принятых на предыдущем этапе.

На итогово-диагностическом этапе осуществляется анализ тенденций изменения квалиметрических показателей, заложенных в модели деятельности участников воспитательного процесса; определение эффективности предыдущего этапа.

Теоретической основой разработки моделей должна быть квалиметрия, с помощью которой определяется система оценок.

Проблема формирования системы объективной оценки качества обучения постоянно рассматривалась на всероссийских симпозиумах по квалиметрии человека и образования.

Е.В.Яковлев отмечает, что большие возможности в повышении эффективности и качества педагогических исследований содержатся в квалиметрическом подходе. «В настоящее время активно развивается научное направление, ориентированное на количественное описание качества предметов, т.е. квалиметрия - область научного знания, изучающая методологию и проблематику разработки комплексных, а в некоторых случаях и системных количественных оценок качества любых объектов (предметов, явлений, процессов)» Из-за специфичности педагогической квалиметрии, замечает Е. Яковлев, на начальном этапе подвергалась сомнению корректность приложения понятия «измерение» к понятию «качества», а также оспаривалась принципиальная возможность получения комплексных количественных показателей качества. Позднее эти сомнения были сняты. В основе педагогической квалиметрии - такие науки, как педагогика, психология, социология, математика и кибернетика.

В своей работе мы производим измерения для того, чтобы экспериментально определить численные значения величин, которые характеризуют составляющие моделей участников воспитательного процесса в реабилитационном центре. Полученная в результате измерений педагогическая информация позволяет нам объективно оценить уровень деятельности субъектов этого процесса.

Положительная динамика изменения результатов свидетельствует о конструктивном влиянии реализации предложенной нами технологии на процесс повышения социальной компетентности у реабилитантов.

Фёдоров О.Л. - руководитель филиала епархиального центра соц.реабилитации Екатеринбургской епархии, психолог

Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», №3, с. 73-75

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45