Польский привкус Мазепы

...Грозы не чуя между тем,
Неужасаемый ничем,
Мазепа козни продолжает.
С ним полномощный езуит
Мятеж народный учреждает
Пушкин А.С. «Полтава»

Активизированная в последние годы возня вокруг российско-польских отношений превращает «мазепинскую» тему в предмет актуальный, прежде всего с точки зрения многовековой польской враждебности по отношению к России и Малороссии.

«Польский вопрос» непосредственно касается и личности Мазепы - одиозной фигуры конца XVII - начала XVIII веков. Историки неоднократно заявляли о «польской составляющей» в жизни и деятельности гетмана-изменника. И его измена - самое важное событие в его жизни, также связано с кознями польского двора.

Мазепа даже рассматривался как часть своеобразного политического «польского проекта» и как подрывной элемент в  начавшейся Северной войне.

Что касается влияния Речи Посполитой на восточные территории (Малороссия и Россия), то здесь оно было сильным. После Хмельниччины и последующего за ней воссоединения России и Малороссии, польская политика была направлена на противостояние не только Москве и ее новым союзникам, но и на недопущение объединения Правобережья с Малой Русью, следствием чего явилась «Руина», гражданские войны и усиление польской доминанты в регионе.

 Одной из форм усиления данной политики была ассимиляция тогдашней украинской аристократии и шляхты. Это признают и украинские историки. Крипьякевич указывает: «Наиболее густонаселенные шляхетские гнезда были в Галиции, где украинская шляхта была полностью зависима от экономико-социальной системы, которая втянула ее в себя, деморализовала, принудила к компромиссам и уступкам...»[1].

М.Грушевский пишет: «Польская шляхта привыкла смотреть на украинский народ, как на гелотов польской народности, на его язык, культуру традиции и право, как на нечто неизмеримо низшее, сравнительно с польским, так что всему туземному, хотя по ее искреннему убеждению была одна дорога - самоскорейшего перехода в польский лагерь, перечисления в польскую национальность... Национальные интересы уже не могли сплотить правящего сословия. Вместе с осознанием своего бессилия оно постоянно подпадает влиянию польского элемента, усваивая воззрение поляков на украинский элемент и украинскую культуру как на нечто низшее в сравнении с польской и денационализируясь в весьма сильной степени». [2] 

Соответствует этим характеристикам и отец будущего «нового иуды», белоцерковский шляхтич Адам-Степан Калединский, который был сторонником изменника Выговского и Гадячского договора с Польшей, за что был награжден польским сеймом - подтверждением его прав на землю: «і те особливо заслуговує уваги, що сина свого Яна при боку Нашому, на послуги Нашої Речі Посполитої він залишає». («...Заслуживает особого внимания и то, что своего сына, Яна, он оставляет при Нас для службы Нашей Речи Посполитой»). [3].

Ополячивание тогдашней украинской шляхты не может  вызывать сомнения, и этот факт отражается в биографии самого Мазепы, которого в свое время многие современники и историки считали «природным поляком», как это делали Вольтер, Леклерк, Голиков, Симоновский, Лэсюр.  На польское происхождение Мазепы указывает катехизис украинской национал-истории - «История Русов»: «Гетман Мазепа был природным Поляком из фамилий Литовских. Считалось, что он сбежал вон из Польши по непонятным причинам» [4].

Александр Ригельман замечает: «Некоторой Европейской историк, в книге разговора в Царстве мертвых, печатанной немецким языком в Лейбциге в 1725 году, пишет, что назывался он Иван Мазепа и был Польской шляхтич из Украйны» [5]. Петр Симоновский пишет: «...Сей Мазепа былъ природній Польскій шляхтичь, изъ воеводства Подольскаго»[6].

Польский историограф Эразм Отвиновский, считал Мазепу польским шляхтичем, «который хотел освободить свой родной край, чтобы потом перейти к Польше» [7].

Несомненно, эти данные можно считать несостоятельными, так как гораздо больше источников ссылаются на «украинское» происхождение Мазепы, «Мазепа был уроженцем из малороссийского края и увидел впервые Божий свет в селе Мазепинцах, лежащем недалеко от Белой Церкви, на реке Каменке»[8].

Однако однозначного ответа на данный вопрос с доказательствами церковных метрик и иных документов пока не существует.

Тем не менее, «польская прописка» Мазепы не появилась случайно. Его молодость прошла в Польше и воспитанием его занимались иезуиты - организационная структура которых, созданная для радикального противодействия ереси и врагам Рима, отличалась железной иерархической дисциплиной. «Общество Иисуса» старалось дать своим членам всестороннее образование, для чего создавалась система теологическо-апологетической обороны. За короткий срок иезуиты превратились в могущественную религиозно-идеологическую и политическую силу. Как «орден ученых» они получили под свое руководство духовные семинарии, основывали свои учебные заведения и вскоре превратились в почти монополистов в области просвещения и воспитания в католических странах [9]. Именно они стали учителями Мазепы.

  «Мазепа воспитан у таких людей, которые могли нечувствительно вкоренять в сердце его ненависть к Российскому, а склонность к Польскому правительству. Воспитатели его были Поляки и Езуиты в Польше у коих обучался он по Латыни и всего того, что было сказано» [10].

Любопытно, что выходец из не слишком выдающейся семьи украинских шляхтичей, из среднеобеспеченной «не польской, не благородной» семьи (nie bardzo nobilitowany), после курса иезуитского образования получает путевку на учебу в европейских школах Голландии, Италии и Германии. Известны и источники финансирования Мазепы: «Во Франции и Голландии он учится на средства мецената краковской  академии Новодворского» [11].

В студенческом реестре «Хезеллен Бук» голландского города Девентера, упоминается «Йоганнес Коледински, нобилес польонус», то есть польский дворянин»[12].

Таким образом, формирование мировоззрения Ивана Мазепы находилось под контролем, и должно было отвечать интересам курирующей стороны.

После обучения Мазепа не возвращается  на родину, точнее он возвращается туда, где ему было удобнее, интереснее, сытнее - на службу польского короля [13].

Любопытную характеристику в отношении «польскости» Мазепы  даёт историк запорожского казачества Д. Яворницкий [14],  Грушевский [15].

Его молодость и формирование характера и политических взглядов проходили в атмосфере абсолютной русофобии, которая присуща польскому истеблишменту вплоть до сегодняшних дней. При этом, «Мазепа воспитывался в польской политической школе и имел широкие конексии (связи, протекции - С.Б.) среди кругов польского панства»[16].

Длительное время Мазепа выполнял некие особенные функции. Например, он в октябре 1659 г. был отправлен посланцем к гетману Выговскому[17]. Случайно или нет, но именно Мазепа пытался дискредитировать конфедерата Яна Хризостома Паска. 

 Так или иначе, в жизни Мазепы, особенно в деле его предательства всегда будут фигурировать имена польских политиков или ответственных лиц. Истории княгини Дольской, иезуита Зеленского, переписка со Станиславом Лещинским и его посредническая роль в переговорах с Карлом XII - серия свидетельств того, каким образом в судьбе Мазепы то таял, то всплывал зловещий «польский след».

 

[1] Крипьякевич И. История Украины. Львов, 1990. С. 232

[2] Грушевский М. Очерки истории украинского народа. К., 1991. С.131

[3] Мицик Ю. Іван Виговський. Володарі гетьманської булави. К., 1994. С. 231

[4] Історія Русів. К., 1991. С. 237.

[5] Ригельман А. Летописное повествование о Малой Руси и ея народе и козаках вообще. Часть 3. М., 1874.

[6] Симоновский П. Краткое описание о казацком малороссийском народе и о военных делах его // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. № 2. С. 114

[7] Єнсен А. Мазепа: ІсторичнІ картини. К., 1992

[8] Костомаров Н. И. Мазепа. М.,1992. С. 19.

[9] Католицизм. М., 1991. С. 95.

[10] Єнсен А. Указ. соч. С.40.

[11] Там же.

[12] Мацьків Т. Гетьман Іван Мазепа в західньоевропейських джерелах 1687 - 1709. Киïв- Полтава, 1995. С. 312.

[13] Симоновский П. Указ. соч. С. 114.

[14] Яворницкий Д.И. История Запорожский казаков. Т.3. К., 1993. С. 286 - 288.

[15] Грушевский М. Очерки истории украинского народа. К., 1991. С. 232.

[16] Крипьякевич И. История Украины. Львов, 1990. С. 210

[17] Мицик Ю. Іван Виговський // Володарі гетьманської булави. К., 1994. С. 231

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Бунтовский
Чем опасен украинский национализм?
Из инструмента решения внутренних задач радикальные укронацики могут превратиться в пушечное мясо для разжигания большого конфликта
21.06.2013
«Цесаревич Алексей – последний законный атаман всех казачьих войск России»
В Донецкой области освящен поклонный крест в честь Великого князя Алексея Николаевича
02.11.2011
Самый позорный день Украины
Открытое письмо журналистам, представителям власти и всем неравнодушным гражданам Украины
30.01.2009
Все статьи Сергей Бунтовский
Мазепа
Мелкий Христопродавец из Фанара
Заявление архиепископа Иова (Геча) о том, что Константинопольский Патриархат не признает анафему Мазепе, политизировано и не имеет ничего общего с православной истиной
19.09.2018
Оболганный Мазепой
Вышла новая книга о гетмане Иване Самойловиче
18.12.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Григорий Иванович
17.01.2021 09:35
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от учитель
17.01.2021 05:25
Нас посетил Государь
Новый комментарий от Егоров
17.01.2021 04:51
Стране нужны политологи!
Новый комментарий от Наблюдатель
17.01.2021 02:43
Спасти Венедиктова
Новый комментарий от учитель
16.01.2021 11:04