В октябре православный мир отметит 400-летие со дня преставления преподобного Трифона Вятского, а 21 декабря по юлианскому календарю или 3 января 2013 года по новому стилю исполняется 385 лет, как почил о Господе блаженный Прокопий.
Также 5 лет назад, 21 октября 2007 года, в церковном календаре появился новый праздник в честь Собора вятских святых.
Год юбилейных торжеств начался соборной службой блаженному Прокопию Вятскому в Успенском соборе Трифонова монастыря, где под спудом почивают мощи святого.
И в том видится промыслительное действие, что празднование в 1912 году 300-летия праведной кончины преподобного Трифона стало масштабным государственно-церковным событием. Тогда оно не просто показало ключевую роль святого Трифона в истории Вятской земли, но окончательно сделало преподобного достоянием современной церковной жизни (до начала ХХ века святым Трифону и Прокопию служили только в части храмов епархии).
Были не только изданы серьёзные научные работы, посвящённые преподобному Трифону, но и, например, открыт церковно-археологический музей, названный «Трифоновским». В епархиальной богадельне число призреваемых было увеличено на 40 человек, а сама обитель для убогих стала называться «Трифоновой».
Наверное, в таком же ключе предполагалось в 1927-1928 годах отметить 300-летие со дня преставления блаженного Прокопия. Но с 1912 года не просто прошло 15 лет. Была уже другая страна, где религия оказалась вне пространства жизни, а главные вятские соборы (включая Успенский) были захвачены обновленцами.
Уверен, что подготовка к празднованию 385-летия кончины блаженного Прокопия в 2012-2013 годах должна идти параллельно с подготовкой к 400-летнему юбилею со дня преставления преподобного Трифона. В «Вятском епархиальном вестнике» уместно открыть соответствующую рубрику, под которой в каждом номере газеты публиковать как исторические материалы, так и хронику современных праздничных мероприятий.
Нужно отметить, что 400-летний юбилей со дня преставления святого Трифона является значимым событием не только для Вятской епархии, но и для всей Русской Православной Церкви. Об этом свидетельствует размещение в Православном церковном календаре, подготовленном издательством Московской Патриархии, особой статьи, посвящённой преподобному Трифону.
О том, что 400-летний юбилей может стать не только нашим епархиальным празднованием, но и охватить несколько соседних епархий (Пермскую, Ижевскую, Архангельскую, где почитается память вятского святого) говорит следующее.
Вблизи села Нагорная Коса Пермского края при поддержке местных властей, предпринимателей и общественности 22 августа 2011 года был установлен деревянный крест в память святого Трифона Вятского. По сообщению сайта Пермской епархии, шестиметровый крест из бруса установлен на возвышенности, с которой открывается вид на все окрестные селения и старый Сибирский тракт. Местные краеведы и историки считают, что именно по этому участку Сибирского тракта преподобный Трифон покидал Чердынь, отправляясь на Кай-городок, а оттуда до города Хлынова - главного тогда города Вятской земли.
Одним из самых достойных примеров подготовки к юбилею 400-летия со дня преставления преподобного Трифона, бесспорно, станет книга о святом и истории Трифоновой обители, над которой несколько лет работает кандидат исторических наук Елена Витальевна Кустова. Есть идея выпуска ещё нескольких изданий. Темы юбилеев вятских святых будут освещаться в лекциях, организованных епархиальным церковно-историческим центром, и, будем надеяться, в рамках общероссийской конференции. Важно, чтобы в работу включились вятские музеи и архивы, которые могут организовать выставки и презентации, посвящённые преподобному Трифону и блаженному Прокопию.
Кстати, в этой общей работе важно помнить, что в конце 2013 года нас ждёт новая важнейшая для Вятской епархии дата - 150 лет прославления иконы Богородицы «В скорбех и печалех утешение», не только общевятской, но и общецерковной святыни.
В качестве первой публикации предлагаем вниманию читателей небольшой материал о блаженном Прокопии Вятском.
Какая фамилия была у блаженного Прокопия?
К середине 1990-х годов преподобному Трифону Вятскому была посвящена обширная библиография, включавшая около 200 названий. По житию Прокопия Вятского работ в десятки раз меньше. По мнению известного историка А.В. Эммаусского (1898-1987), «этого «святого» вятские церковники сочинили, в прямом смысле этого слова, по образцу известного московского Василия Блаженного». То есть А.В. Эммаусский ставил под сомнение саму достоверность жития блаженного Прокопия. Но в одном из новейших исследований (2000 г.) С.А. Иванов утверждает, что житие «изобилует... точными деталями, обычно почти отсутствующими в «юродской» агиографии», и обращает внимание, что в житии «встречается довольно много имён». Например, С.А. Иванов, анализируя исторические источники, нашёл подтверждение существованию в г. Слободском священника Илариона, у которого жил блаженный Прокопий. Есть сведения о почитавшем юродивого князе Приимкове-Ростовском, о духовнике блаженного Иоанне Колачникове (Калашникове), о принимавших участие в похоронах святого Прокопия князе Никите Барятинском, архимандрите Успенского монастыря Ионе (Мамине), протопопе Стефане Юфереве, подьячем приказной избы Семёне Павлове.
Нас при изучении жития блаженного интересовали вопросы о его фамилии - Плушков (или Плишков) - и его родине (деревне Корякинской), что помогло бы значительно повысить достоверность текста самого жития. На первый вопрос, по нашему мнению, есть определённый ответ в житии святого Прокопия, принадлежавшем в 1887 году священнику села Татаурова Нолинского уезда Илии Рязанцеву. Начало жития традиционно, исключая фамилию: «В лета от воплощения Бога Слова 1578-е... в веси нарицаемой Бобинской, идеже именуется деревня Корякинская, ту живяше поселянин именем Максим по прозвищу Глушков». Действительно, Плушков похоже на опечатку или некую неточность, и, возможно, фамилия юродивого - Глушков.
Есть и другой вариант фамилии, и связан он с местом рождения блаженного Прокопия. Название родины святого, «деревни Корякинской», действительно, нигде не встречается. Вместе с тем известно, что в более поздних житиях говорится о названии родной деревни святого Прокопия как Митино. В писцовой книге 1629 года можно встретить такое указание: на речке Плоской полдеревни Митинской.
В списках населённых пунктов за 1859-1873 годы можно найти при речке Плоской казённую деревню Сагадковская (Плишки) в 12 верстах от г. Вятки, деревню Плешковская (Корюгино ближнее) при безымянном ключе в 12 верстах от г. Вятки и, наконец, деревню Корюгинская (Корюгино) на речке Плоской в 18 верстах от г. Вятки. Здесь у нас два географических ориентира: один из них существовал как в XVII-м, так и в дальнейшие века - речка Плоская. И ещё в житии указано, что родина блаженного Прокопия находилась в 12 верстах от Хлынова. Этим параметрам, согласно данным XIX века, соответствуют две деревни - Сагадковская (Плишки) и Плешковская (Корюгино ближнее). И тогда к версии, что фамилия святого Прокопия - Глушков, можно добавить предположение, что фамилия Максима, отца блаженного, происходила от названия деревни - Плишков.
Соответственно, возможно, блаженного звали Прокопий Максимович Плишков (Глушков). Можно констатировать, что фамилия святого Прокопия имеет реальную основу: она находится в названии той или иной деревни Бобинской волости. Какой конкретно - должны дать ответ дальнейшие исследования.
«Вятский епархиальный вестник» №1 2012 г.
http://www.eparhia-vtk.ru/_upload/vestnik/2012/2012_1.pdf.
Автор, который будет вести на страницах «Вятского епархиального вестника» в течение года рубрику, посвященную св. Трифону и Прокопию Вятским, будет благодарен за присланные материалы, посвященные как истории, так и современному почитанию этих святых. E-mail: avkimarkelov@mail.ru