Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году

К вопросу о православном социализме

0
639
Время на чтение 5 минут

Около года назад довелось давать на РНЛ негативную оценку богословских воззрений на имущественную этику православного социалиста (далее по тексту - ПС) Н.В. Сомина как несоответствующего Преданию предельного ригоризма, то есть по сути разновидности неомонтанизма. (См. «Разбор учения «православного социализма»: Часть 1; Часть 2).

В этот раз речь пойдет в русле этой же темы по поводу проблемы, которую сам Николай Владимирович не так давно ставил как достойную задачу для исследования по данной тематике.

В.ЭрнДело в том, что в 2005 году он написал небольшую работу «Литературный дебют В.Ф. Эрна» (см. http://chri-soc.narod.ru/lit_geb_Ern.htm). Это очень интересная публикация, поскольку с накоплением анализируемой информации по теме приходится все более утверждаться в мысли, что современные ПС не сказали ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было сказано сто лет назад (в 1905 году) москвичом Владимиром Эрном в краткой статье «Христианское отношение к собственности» (текст работы см. по ссылке http://krotov.info/libr_min/v/vzysk/aern_sobst.htm). Собственно, сам Сомин подтверждает это, говоря: «По сути дела Эрн сформулировал основные положения христианского социализма...»

Уместно сразу отметить, что для критиков учения Сомина со товарищи отсюда, в частности, следует, что искать контраргументы против современных ПС также можно весьма плодотворно в том периоде времени, когда были живы такие духоносные оппоненты ПС как св. Иоанн Кронштадский и св. Иоанн Восторгов.

Сделав это замечание, следует все же заострить внимание на том, кем же была высказана сия концепция. Здесь я согласен с Соминым, что на лицо «еще интересное обстоятельство - «Христианское отношение к собственности» - первая публикация молодого, 23-х летнего автора, его литературный дебют». То есть, перед нами взгляды выпускника историко-филологического факультета Московского университета, состоящего в нелегальной организации «Христианское братство борьбы» с явно экстремистской программой (в частности, уничтожение судов и тюрем, отказ от несения воинской повинности - в светской жизни, а в церковной - осуществление «полного идеала безвластия» и замена устоев Предания в богослужении на «непосредственное вдохновение и свободное религиозное творчество» - вы будете смеяться, но последнее прямо восходит к небезызвестному фригийцу Монтану).

Академическое богословское образование за отсутствием такового явно не отягощает автора «Христианского отношения к собственности». С этим до известной степени согласен Сомин, когда пишет про Эрна как автора этой работы, что «по молодости лет он просто не был достаточно сведущ в святоотеческих писаниях», хотя и был способен на «блестящую экзегезу» Евангелия.

Но дальше уже не могут не начаться серьезные расхождения. Если современники сочли Эрна «неистовым» и «юным радикалом», с чем трудно не согласиться по прочтению самой статьи, то для Сомина «ни о какой «незрелости» статьи не может быть и речи». А сам ее автор объявляется им ни много ни мало, «одним из самых замечательных мыслителей России». В одном месте разбора «литературного дебюта» Эрна пафос Сомина доходит до тревожных ноток: «Кто прав - Златоуст или Эрн? Оставим этот вопрос открытым». Оно и понятно, для настоящего ПС нет непререкаемых авторитетов.

Такое неумеренное восхваление своего предтечи заводит в итоге Сомина в нешуточный тупик. Он пишет: «И все же эта работа преподносит нам одну загадку, которую решить мы пока не в состоянии. Дело в том, что ни в одной из своих последующих работ к теме христианского отношения к собственности Эрн не возвращается. Почему? На ум приходят разные объяснения. Может быть, цензурные условия не давали возможности открыто высказать свою христианско-социалистическую позицию. Может быть, автор перестал интересоваться этой темой... И наконец, может быть Эрн посчитал, что по обсуждаемому вопросу высказал «все», так что к сказанному нечего было добавить». И Сомин приглашает нас поучаствовать в разгадке этого трагического для ПС вопроса, говоря: «Какое из этих предположений попадает в цель - должны ответить исследователи».

На это предложение объективный исследователь должен ответить так: ни одно из предположений не точно, а сам их список не покрывает все возможные исходы. Странно, что профессиональный математик Николай Владимирович Сомин дает нам заведомо неполный выбор возможностей, исключая наиболее естественный вариант эволюции взглядов Эрна. Который и имел место на самом деле, и был, очевидно, связан, с изучением им «святоотеческих писаний». Поговорим об этом немного подробнее.

Для начала укажем, что Эрн не перестал интересоваться «этой темой» после дебютной публикации. В 2006 году, то есть год спустя после постановки Соминым вышеуказанной проблемы, вышла книга О.Платонова «Русская экономика без глобализма» (скачать с http://lyudi-x-pervyi-klass.ru/3542-russkaya-ekonomika-bez-globalizma.html), содержащая статью Эрна «Христианский идеал экономики». Если предыдущая его статья была первой, то эта, по элементарной логике, есть последующая. В этой работе мы читаем уже намного более здравые суждения, что напрямую связано с проработкой Эрном церковного Предания. Например, преамбула статьи такова: «Отцы Церкви видели великую несправедливость в том, что горсть людей присваивает себе все земные богатства мира и порабощает других, лишая их хлеба насущного. Они, однако, не требовали полного отказа от частной собственности, ибо никогда люди не дойдут до такой степени совершенства, чтобы презирать земное богатство...»

Если вспомнить, что писалось им в дебютной работе: «Таким образом, из вышеприведённого с достаточной определённостью выяснилось, что Евангелием от каждого верующего положительно требуется освободиться от всякой собственности.... И, значит, на поставленный вопрос: каково должно быть отношение верующего к своей собственности, Евангелие отвечает: личной собственности у верующего быть не должно. Кто не отрешается от личной собственности, тот не христианин, а язычник, "ибо всего этого ищут язычники" (Мф. 6, 32)».

В новой работе Эрн согласует свои мысли с цитатами из св. Киприана, св. Григория Низианзина, св. Василия Великого, св. Амвросия, св. Иоанна Златоуста, св. Григория Нисского, блж. Августина, Климента Александрийского, св. Иеронима и св. Иринея. Не хочется вводить множество длинных цитат, но одну для общей характеристики ухода от ригоризма следует все же привести. В разделе «Приобретение земных благ» Эрн так передает позицию Златоуста: «В любви к ближнему, доведенной до полного отказа от своей собственности, св. Иоанн Златоуст видел нечто столь великое, что ожидал от торжества ее устранение всех недостатков нашей экономической жизни. Он, однако, не забывает, что такое самопожертвование требует от человека высоких нравственных достоинств, и советует это только избранным. Остальным же разрешает сохранить свое имущество и даже заботиться об его увеличении. Он лишь дает им следующий совет: «Давайте из вашего добра нуждающимся и вы увеличите свое имущество. Ибо дающий бедному, сказано, дает в рост Богу».

То есть, теперь Эрн счастливо встает на твердую почву Предания, проявляя в этом переходе от мальчишеского ригоризма к здравомыслию действительно незаурядный ум. Изложив сумму взглядов отцов Церкви по имущественной этике, Эрн, действительно, не имел уже нужды в дальнейшем возвращаться к этой тематике.

Хочется убедительно просить наших современных ПС внимательно ознакомиться с этой работой и взять на вооружение идеи ее автора, авторитет которого они столь высоко ценят. А то прискорбно получается, что незрелая проба пера одного молодого философа начала прошлого века становится краеугольным камнем для современных мужей-интеллектуалов.

Там, где Сомин считает, что «евангельские аргументы Эрна остаются не опровергнутыми» богословами - его оппонентами по первой публикации, мы видим, как сам Эрн плодотворно корректирует свои взгляды от ригоризма и радикализма к традиционности. Причем было сделано это достаточно быстро, поскольку статья «Христианский идеал экономики» вышла спустя всего год после первой, в 1906 году.

В заключение заранее приносим извинения, что возможные комментарии к статье не будут иметь ответа от автора публикации.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Дорогой редакции

Коль скоро стал принципиальный вопрос о подлинности текста Эрна, включенного в книгу О.Платонова, прошу ДР по своим каналам связаться с самим Олегом Анатольевичем для получения комментариев.
Алексий / 14.11.2011, 09:25

18. НовоГеоргий

чем меньше человек богат и чем дальше от власти – тем ближе он находится к возможности поумнеть

Наверное, верно! ). Главное - не начать думать о себе, что коли уж не богат, так точно умен и духовен ). На каждом шагу тут ловушки...
Артур / 09.11.2011, 10:39

17. Tcnm возможности поумнеть

Лебедевъ, остров72, и Артур! "и Чем больше человек богат и властен – тем больше он погружен в глупость мира сего, и чем меньше человек богат и чем дальше от власти – тем ближе он находится к возможности поумнеть" - http://www.isihazm.ru/?id=1067

16. 12. свщ Алексий Бачурин :

Как кто? Древний ужас Мордора, летящий на крыльях ночи - Вы же это хотели сказать, отче?
Артур / 09.11.2011, 06:36

15. 13. Потомок подданных Императора Николая II

Сойдемся на этом, дорогой Владимир! :)
Артур / 09.11.2011, 06:35

14. Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году

Совершенно ясно, что они никакие не "православные" и даже не сталинисты", и уж, конечно,не патриоты. А - кто?

Уважаемый о.Алексий! Скажите, пожалуйста, - Н.Ролле, которая считает изображение Гагарина на фотографиях типичным примером "совка"-вырожденца - патриотка и "истинно православная"? А Эрик, воспевающий садиста Мигеля Краснова и его хозяина кровавого палача Пиночета - патриот и тоже "истинно православный"?

13. Re: Об одной проблеме, сформулированной Н.В. Соминым в 2005 году

калий хорош для того, чтобы иметь здоровое, ровно бьющееся, равнодушное сердце :)

Дорогой Артур! Ваше разъяснение проливает свет на многое. Я недооценил глубину аристократической интуиции. Но хочу сделать небольшое уточнение - калий улучшает кислотно-щелочной баланс в организме, а это способствует уменьшения вымывания кальция из костей. Пэтому банан, всё-таки, символизирует не только здоровое, ровно бьющееся, равнодушное сердце, но и белую кость.

12. Все "сталинисты" уже здесь.

И - во всеоружии убийственного остроумия. А ведь здесь ни слова ни о Сталине, ни о Троцком. Что за беспокойство? Совершенно ясно, что они никакие не "православные" и даже не сталинисты", и уж, конечно,не патриоты. А - кто?

11. О "статье Эрна"

Я действительно не был знаком с этим текстом. Спасибо автору, что он мне на него указал. Однако у меня есть существенное замечание. Статья озаглавлена «Христианский идеал экономики». Такой статьи исследователи творчества В. Эрна не знают. Поэтому я сильно подозреваю, что название было дано публикатором О. Платоновым, который, как известно, может легко давать свои названия, компилировать текст из нескольких работ, обрезать текст по своему усмотрению и не давать ссылок на первоисточники. Все это очень хорошо видно по книге «Экономика русской цивилизации», из которой этот текст взят. Кроме того, откуда видно, что этот текст написан в 1906 г.? В этом, 1906, году вышла отдельным изданием работа Эрна «Христианское отношение к собственности», о которой повествует моя статья. И Платонов, кстати, курьезно ссылается именно на это издание (!), что говорит о полной некомпетентности автора публикации. И вообще я сильно сомневаюсь, что этот текст принадлежит Владимиру Эрну. Дело в том, что такую куцую статью Эрн, большой мастер слова, написать не мог – тут явно взяты отдельные куски, работающие на идеологию публикатора. Скорее всего, что это чья-то компиляция. Тут много крайне сомнительного. Например, вот цитата из недавней речи нашего патриарха: Патриарх Кирилл (7 ноября 2011): ‘’Хотел бы привести слова великого русского философа Владимира Соловьева, который более века тому назад сказал следующее: «Христианский идеал народного хозяйства основан на почве безусловной справедливости»’’. Но буквально те же слова Соловьева мы находим и в тексте Эрна (!). Неужели Эрн просто так ученически списал у Соловьева, не сославшись на него? Или речи патриарху готовят несведущие сотрудники? Другой пример. Ударная цитата автора: «В любви к ближнему, доведенной до полного отказа от своей собственности, св. Иоанн Златоуст видел нечто столь великое, что ожидал от торжества ее устранение всех недостатков нашей экономической жизни. Он, однако, не забывает, что такое самопожертвование требует от человека высоких нравственных достоинств, и советует это только избранным. Остальным же разрешает сохранить свое имущество и даже заботиться об увеличении его. Он лишь дает им следующий совет: «Давайте из вашего добра нуждающимся и вы увеличите свое имущество. Ибо дающий бедному, сказано, дает в рост Богу» является точным заимствованием из известного сочинения иезуита И.Зейпеля «"Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви" (!), изданного у нас в 1912 г. Опять Эрн списывал, причем целыми абзацами? Пример третий: цитата из «статьи Эрна»: «Материализм, двинув вперед науки точные и создав великие успехи техники, овладел и душой человека, убил ее свободу, низложил в гордыне своей Творца. Дальше идти некуда. Для западной цивилизации уже начинается тьма, небытие». А вот цитата из работы С.Ф. Шарапова, тоже помещенной в «Экономике русской цивилизации»: «Этот закон материализма, двинув вперед науки точные и создав великие успехи техники, овладел затем и душой человека, убил ее свободу, отрекся и от самой души, низложил в гордыне своей Творца и Спасителя душ. Дальше идти некуда… Побежденные стихийные силы в природе воскресли в буйствующей душе человека и погубили ее. Для западной цивилизации уже начинается тьма, небытие». Похоже, не правда ли? Спрашивается, кто у кого списывал: Эрн у Шарапова или Шарапов у Эрна? Наконец, заключительные слова «статьи Эрна»: «Падет БИРЖА, ставшая церковью, и воссияет истинная Церковь Христова» - принадлежат тому же С.Ф. Шарапову(!). См. http://www.christeducenter.by/pageView.php?page=244#_ftn3 Есть над чем задуматься, правда? Так что, уважаемый г.Есиков, если уж Вы написали статью, то потрудитесь пожалуйста разыскать первоисточник статьи Эрна, и (если этот первоисточник найдется) предоставить публике ее полный текст. Вот тогда разговор продолжим.
Николай Сомин / 08.11.2011, 12:37

10. 9. Потомок подданных Императора Николая II :

Дорогой Владимир, Вы ошиблись: для костей нужен кальций, а калий хорош для того, чтобы иметь здоровое, ровно бьющееся, равнодушное сердце :)
Артур / 08.11.2011, 12:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Олегович Есиков
Все статьи Алексей Олегович Есиков
Последние комментарии
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
08.11.2024 12:50
Кощунство не пресечено!
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 12:26
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Фромназарет
08.11.2024 11:16
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от seaduck
08.11.2024 11:13
День народного единства или день единства народов?
Новый комментарий от Человек
08.11.2024 10:47
Украина: здоровый рвотный рефлекс как условие выхода из «цирка уродов»
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 10:39
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 10:38