Встреча с государем

Царь Болгарский Симеон II

Быть Царем - это посвящение, спокойствие и умеренность,

самоограничение, умение управлять государством,

быть олицетворением национального единства и веры в человека.

Царь Болгарский Симеон II

1.

«Когда же ты успел стать монархистом? - вполне серьезно спросили меня однажды. - Время, в которое ты родился, в котором воспитывался, явно этому не способствовало! Вокруг сплошной атеизм, церкви снесены или закрыты, а в те, что открыты, лучше не заходить - узнают, неприятностей не оберешься! О Царе вообще никто ничего не говорил, а если имя Государя где-то и упоминалось, то исключительно в негативном ключе. Так откуда же в тебе этот дух?» А действительно, откуда?

Мое детство прошло на Урале. В памяти всплывает: начало 70-х, я учусь в третьем классе, в классную комнату входят дяденьки, дружелюбно поглядывая на нас, раздают тетрадные листы «в клеточку» и просят написать, кто из наших родственников ходит в церковь. Я пишу - «бабушка», которой уже далеко за 80, понимая, что ей за это ничего не будет. И не вписываю маму и себя... Дяденьки собирают листки, складывают их в папочку и уходят. А у меня на душе очень неспокойно. В следующий раз к нам в школу приходит старенькая учительница - она учила самого Павлика Морозова! Женщина рассказывает, какой он был хороший, прилежный, усидчивый, «ну прямо как Ленин!», и как хорошо он сделал, что «сдал» своего отца. Но ее рассказ не кажется мне убедительным. Позже, когда я уже учился в седьмом классе, на Пасху в храме во время праздничной Божественной Литургии ко мне подошел батюшка и пригласил пройти с ним молиться в алтарь, подальше от чужих глаз. Однако уже на следующее утро в школе меня сразу провели в кабинет директора: «Саша! Нам только что сообщили, что ты вчера был в церкви!.. Как ты мог! Ты же советский мальчик!..» И так далее.

И еще вспоминаю. Мама подходит ко мне и тихо говорит: «Отца Петра сегодня вызывали (о том, куда вызывали, кто вызывал, она не уточняет, но и так все было понятно), ровно через 24 часа он должен уехать, вечером никуда не уходи, мы пойдем с ним попрощаемся». Отец Петр... Сильнейший проповедник! К нему шли и шли люди, к нему тянулась молодежь, и вот это как раз и стало причиной высылки священника. Я хорошо помню тот зимний вечер. Вокруг темно, и мы с мамой пробираемся переулками к дому, куда перед отъездом должен был зайти батюшка. В доме много народа, но свет никто не включает, окна плотно задернуты шторами, горит свеча. Неожиданно на улице раздается тарахтенье мотоцикла, затем наступает тишина и потом - скрип половиц в прихожей под чьими-то ногами. Входит отец Петр, и люди все как один устремляются к нему. Он благословляет своих духовных чад, благословляет меня, люди начинают плакать, он, как может, утешает нас...

...И как я должен после этого относиться к «воспитавшей» меня советской власти? Тем более, что я знал, как на Тамбовщине раскулачивали нашу семью, как чудом избежал ареста дед - ему удалось скрыться перед самым приходом чекистов, как многодетную семью выкинули на улицу, как мои родные голодали: из тринадцати детей в живых остались четверо, остальные умерли от голода и болезней. Естественно, я воспринимал советскую власть как власть богоборческую, жестоко преследующую за веру, инакомыслие.

Нет, в семье я никогда не слышал ни злобных выпадов в адрес советской власти, ни каких-то других видимых проявлений недовольства. Но и о царе никто мне не говорил. Разве что однажды, когда взрослые собрались вечером за столом отпраздновать день крещения моего школьного друга, услышал от них песню: «Так за Царя, за Родину, за Веру, мы грянем громкое: ура! ура! ура!», - после которой мурашки побежали по спине. Но поскольку я ходил в церковь и общался с верующими пожилыми людьми, со старыми священниками, то по их скупым рассказам о том времени все-таки имел какое-то представление о том, как люди жили при Царе-Батюшке. И это представление понемногу, далеко не сразу, но, по-видимому, формировало во мне монархическое сознание. Это уж потом, когда вырос, начал читать самиздатовские книги о Самодержавии, стал учиться в семинарии, моя приверженность монархической идее укрепилась настолько, что я в конце концов стал убежденным монархистом. В моем сознании настоящая власть - это монархическая власть, при которой Помазанник Божий отвечает перед Богом за свой народ, за его духовное состояние. Да, царь должен в первую очередь заботиться о бессмертной душе своего народа. А что мы слышим сейчас? Экономика! Рост благосостояния! Потребительская корзина! А о душе никто не беспокоится. А ведь не хлебом единым жив человек. Забываем слова Господа: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12; 20).

У людей, которые не понаслышке знают о моих монархических настроениях, они не вызывают вопросов. А вот новые знакомые, узнав о моих взглядах, вскидывают брови. Для них это становится неожиданностью. Хотя лично мне не понятно, что здесь может быть неожиданного и удивительного. Россия испокон веков была монархической державой, и лишь только последние почти сто лет ею правит политическая элита. Впрочем, за семьдесят страшных лет коммунистического ига в людях постарались вытравить, а из многих - вышибли православный дух, и у этих несчастных теперь за душой уже ничего не осталось. Ничего духовного, ничего православного... А монархическая власть в России ассоциируется у меня исключительно с Православием.

2.

В 2003 году Господь сподобил меня посетить Болгарию. Во время пребывания на болгарской земле я зашел помолиться в один из новых монастырей. Ко мне подошли его насельницы и попросили расписаться в памятной книге. Я открыл книгу и увидел в ней запись, которая принадлежала 36-му Царю Болгарскому Симеону II. Зная по опыту, что ничего случайного не бывает, и будучи в душе своей уже убежденным монархистом, я расценил это как милость Божию ко мне, грешному.

Идеи создать фильм (документальный фильм «Царь Болгарский») тогда еще не было. Она появилась значительно позже. Думаю, она не могла не появиться, потому что все эти годы я мысленно постоянно возвращался к этому важному для меня событию. Тем более что трагедия наших, российских, святых Царственных Страстотерпцев близка к трагедии семьи Болгарского Царя Симеона II. До сих пор помню, как много лет назад старенький алтайский священник, вспоминая о чудовищной расправе над Царской семьей в Ипатьевском доме, говорил о Свердловске: «Проклятый город, провалится в бездну...» Коммунисты - мы это хорошо знаем! - могли с легкостью уничтожить и Симеона, пусть и совсем еще ребенка, и его мать, и его родственников, как они уничтожили его регентов, среди которых был его дядя Князь Болгарский Кирилл - расстреляли, сбросили тела в яму и могилу сровняли с землей... Узнаваемый почерк.

Царь Болгарский был вынужден покинуть Родину и пятьдесят семь лет провести в изгнании. Пятьдесят семь лет... Немыслимо. Но бессмертны слова святого князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!» Пусть и более чем через полвека, но Милостью Божией Православный Царь Симеон II вернулся к своему народу.

По моей просьбе мой добрый друг Иван Желев Димитров, профессор богословия, в прошлом министр вероисповедания Болгарии, раскрыл Его Величеству наш замысел создать о нем - Православном Царе! - фильм и испросил Его разрешения на нашу встречу с ним. Симеон II, несмотря на большую занятость, весьма благосклонно отнесся к этому предложению. В июле 2011 года, по благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, наша съемочная группа прилетала в Софию. Было заранее решено, что вести беседу с Православным Царем Симеоном II будет мой единомышленник, член Александро-Невского братства Заслуженный артист России Юрий Беляев.

Чтение Символа верыМы тщательно продумали каждый наш шаг, однако все равно волновались, потому что заранее предвидеть ничего нельзя. Ну, например, как подойти к монарху? Этикет требует приложиться к его руке. Естественно, мы спросили об этом нашего уважаемого профессора Желева, и тот ответил, что за века ничего не изменилось - если человек признает Симеона II царем, значит и вести себя перед ним должен соответствующим образом. Тем более что болгарский монарх, как и епископ, во время богослужения входит в алтарь Царскими Вратами, прикладывается к Престолу и не только молится в алтаре, но и на Божественной Литургии от лица народа читает Символ Веры.

Ю.Беляев, Царь Болгарский Симеон II, о.А.НовопашинИ вот она - наша встреча с Помазанником Божиим. Мы прикладываемся к руке Его Величества, при этом Царь смущенно произносит: «Молю вас, молю вас... (то есть "прошу вас, прошу вас...") не надо». Затем преподносим в дар Его Величеству икону Казанской Божией Матери и памятный знак, изображающий Крест-мощевик, который принадлежал Царской семье. Этот знак выпущен Екатеринбургской епархией к десятилетию основания на месте уничтожения останков святых Царственных Страстотерпцев мужского монастыря. Еще мы дарим книгу о новосибирском соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. Его Величество с умилением принимает подарки: «Такое количество подарков! Прямо как на Рождество!», - и этим сразу разряжает несколько напряженную из-за нашего волнения атмосферу.

Симеон II предложил нам место, где можно вести съемку, там действительно было очень уютно, однако нужно было особое освещение. Наш оператор - мой сын Кирилл - спросил разрешения Его Величества передвинуть стол на середину зала, и Царь со словами «конечно, конечно!» направился к столу, чтобы самому его перенести. Мы едва успели его удержать. И пока Кирилл налаживал аппаратуру, мы с Его Величеством пили чай и вели непринужденную беседу. И мне даже не верилось, что я общаюсь с Царем - настолько Симеон II был скромен, прост в общении.

Вскоре Кирилл объявил, что все готово к съемке. Его Величество подошел к столу, оглянулся на наши подарки и неожиданно пожелал, чтобы книга о соборе, которую он назвал «чудесной», во время съемок непременно лежала рядом с ним на столе. Как позже выяснилось, Его Величество действительно весьма заинтересовался книгой. А дело обстояло таким образом. В один из последующих дней нашего пребывания в Болгарии Симеон II пригласил нас в свою резиденцию «Быстрица». В этот день Его Величество с супругой отсутствовали, и проводить нас по царской резиденции вызвался его дворецкий. Сразу нужно сказать, что царская резиденция или дворец на самом деле больше напоминает загородный дом. Дворцы - у наших олигархов. А здесь - одноэтажное деревянное строение, впрочем, созданное со вкусом, возведенное еще при деде Симеона II Царе Фердинанде I.

Царь Болгарский Симеон IIКстати, после того, как девятилетнего Симеона II коммунисты выдворили из Болгарии, в царскую резиденцию сразу же вселился коммунист Георгий Димитров. Вот она - гнусная и лживая сущность революционеров, которые кричат: «Мир хижинам, война дворцам!», а сами между тем занимают эти самые дворцы.

Итак, мы ходили по царской резиденции и удивлялись простоте убранства. А вот и спальня Царя. Совсем небольшая комнатка. Кровать с металлическими прутьями на спинках, застеленная грубым шерстяным одеялом, у кровати столик, на нем очки, видимо Его Величество читал перед сном, на стене - семейные фотографии. Никакой роскоши. Здесь же мы увидели и нашу книгу. Симеон II всю ее перелистал - в книгу были вставлены многочисленные цветные закладки.

И еще до этого был один эпизод. Мы гостили у игумена Рильского монастыря, когда профессору Ивану Желеву позвонил Симеон II. Профессор вышел поговорить, а вернувшись сказал, что Его Величество просил передать поклон «его новым русским друзьям», а также сообщил Желеву, что он видел его фотографию в книге о соборе. Здесь следует пояснить, что Иван Желев действительно запечатлен на одной из нескольких сотен фотографий, но чтобы найти эту фотографию, нужно было внимательно рассматривать и все другие снимки в подарочном альбоме.

3.

Когда началась съемка, я в очередной раз убедился в том, насколько правильный был сделан выбор: именно такой человек, как Заслуженный артист России Юрий Беляев, и нужен для этой работы - сдержанный, с чувством собственного достоинства и одновременно исполненный смирения и глубочайшего почтения к Православному Царю.

«Ваше Величество! - произнес Юрий. - Позвольте мне от всей нашей съемочной группы и от себя лично засвидетельствовать Вам наше наиглубочайшее почтение! Ранее у Вас брали интервью как у политического и государственного деятеля. Но мы пришли к Вам сегодня как к Православному Царю. В то же время нам хочется показать Вас не только как монарха, но и как человека. Мы частично знакомы с биографией Вашего отца - Царя Бориса III, и то, что мы знаем о нем, вызывает у нас восхищение! Удивительна и Ваша биография. Нам показалось, что незаурядные человеческие качества Вашего отца передались и Вам. Все мы знаем о роли личности в истории. Но в советской школе эту проблему представляли изуродованной, нечеловеческой, пронизанной ложью. С такими "знаниями" было очень непросто ориентироваться. Поэтому сегодня мы хотели бы получить информацию, что называется, из первых рук - от самого Болгарского Царя! И мы очень благодарны Вам, Ваше Величество, за то, что Вы милостиво согласились ответить на все наши вопросы».

И далее мы перешли к конкретным вопросам, которые готовили с особой тщательностью.

Царь Борис IIIОдна из тем затрагивала тяжелый момент в жизни Царя Болгарского Симеона II - трагическое известие о кончине его отца Царя Бориса III. Оказалось, что этот день из детских воспоминаний Его Величества является одним из наиболее ярких и скорбных.

«В 1943 году, в конце августа мы с моей старшей сестрой были за пределами Софии, - вспоминает Симеон II. - Неожиданно к нам вошел адъютант моего отца и обратился ко мне со словами "Ваше Величество" вместо обычного "Ваше Высочество", как положено обращаться к сыну здравствующего Императора. Мы поняли, что наш отец умер. Старшая сестра расплакалась, начал плакать и я. Для нас это было сильным потрясением».

Кончина Государя стала потрясением и для всего болгарского народа. Скорбь охватила страну. Десятки тысяч людей в безутешном горе со слезами на глазах прощались с Царем в кафедральном соборе святого князя Александра Невского в Софии. Молодые и старые, бедные и богатые, подходили к телу усопшего государя для прощания в течение шести дней и ночей. Народ уважал и любил своего Царя, называл его «Объединителем»...

Известно, что к началу Второй Мировой войны отец Его Величества Симеона II Царь Борис III многое делал для того, чтобы обеспечить нейтралитет Болгарии. По идеологическим и религиозным соображениям он не мог пойти на сближение с СССР, но и не хотел иметь ничего общего с нацистской Германией. Однако жизнь распорядилась таким образом, что Борис III в целях безопасности своей страны был вынужден вступить в гитлеровскую коалицию (об этом чуть подробнее я скажу ниже). Но он по-прежнему делал всё от него зависящее, чтобы оградить Болгарию от военных действий: в частности, категорически не соглашался направить болгарские войска на Восточный фронт. Больше того, вопреки требованиям нацистов он на свой страх и риск отказался депортировать из страны 50 тысяч болгарских евреев, чем спас их от неминуемой смерти в концентрационных лагерях. Несомненно такая жесткая позиция требовала от него немалого личного мужества.

Неуступчивость, стойкость Царя Бориса приводила фюрера в бешенство. В 1943 году он вновь вызвал его в Берлин для серьезного разговора... По возвращении в Софию Царь через две недели умирает. Врачи сделали официальное заключение, что смерть наступила в результате острого сердечного приступа. Однако многие в Болгарии - и тогда, и сегодня - считают, что фашисты отравили царя Бориса III. Мы спросили, что думает об этом его сын Симеон II.

«Это сложный вопрос, - ответил Симеон II, - и его действительно вот уже столько лет задают себе многие люди. Но нет доказательств, что отца отравили. Об этом ничего не говорится ни в немецких, ни в английских, ни в американских архивах. Я запрашивал и российскую сторону - у вас сейчас много рассекреченных материалов. Но не нашел ничего, что могло бы указывать на возможную насильственную смерть отца. Поэтому неизвестно, узнаем ли мы когда-нибудь истину. Но как сын, я предпочитаю думать, что мой отец умер от болезни, вызванной тяжелейшим психо-эмоциональным напряжением, которое ему пришлось испытать в последние месяцы жизни».

4.

Сегодня в России люди ничего не знают о подвиге Царя Бориса. Я не ошибся - о подвиге! Приходилось не раз слышать выпады людей, сознание которых насквозь пропитано большевистской пропагандой и не успело еще восстановиться. Они так и считают, что Царь Борис исправно служил Гитлеру, исповедуя его нацистские идеи, называют нацистским преступником, прислужником гитлеровцев.

Я убежден, это герой, который вынужденно пошел на сближение с Гитлером, только для того, чтобы, став номинальным его союзником, спасти весь болгарский народ, спасти Святую Православную веру. Чего невозможно было сделать под пятой того, кто разрушал церкви, уничтожал священнослужителей и выхолащивал православную душу русского народа. По-моему, здесь можно сравнить подвиг Царя Бориса с подвигом святого князя Александра Невского, который категорически отверг предложения Папы Римского о военной поддержке взамен на окатоличивание православных христиан и добровольно пошел на унижения к кровавому Батыю ради сохранения Святой Руси.

Важно вспомнить и еще один подвиг Царя Бориса III, спасение 50 тысяч болгарских евреев. Государь категорически отказался их депортировать, в то время как другие союзники беспрекословно исполняли приказ Гитлера, к примеру, на юге Франции в период режима Виши, просуществовавшего до 1942 года, было депортировано 75 тысяч французских евреев, в том числе 11 тысяч детей.

Царя болгарского народа называют врагом. За что? За то, что Царь Борис в марте 1941 года подписал соглашение с Гитлером? Но почему же тогда не замечают действий Сталина, который за год до этого события становится союзником Гитлера (пакт Молотова-Риббентропа). Более того, мы знаем, что фактически с этого пакта начался грабительский раздел европейских территорий - СССР забрал себе восточную территорию Польши, Прибалтику. Вот политика, за которую нас до сих пор не могут простить ни поляки, ни прибалты! Вот два верных союзника - Гитлер и Сталин, которые сначала вместе раздирали земли и народы, а затем дрались между собой за власть, при этом погубив десятки миллионов невинных людей! Почему, когда заходит разговор о Царе Борисе, об этом стараются не вспоминать?

Царевич СимеонВо время войны со стороны болгарской армии по нашим солдатам не было произведено ни единого выстрела! Зато Одесса была оккупирована румынскими войсками. Но это не помешало Сталину наградить Орденом Победы румынского короля Михая I, его еще называли королем-комсомольцем! А Царя Бориса заклеймить как врага и косвенно (а может быть и напрямую) содействовать выдворению его сына Симеона II из страны. При этом мало кто знает, что в 1946 году, незадолго до вынужденного отъезда царской семьи, машину девятилетнего Царя Симеона II, в которой он ехал с матерью в церковь на Божественную Литургию, изрешетили из автоматов, и только великой милостью Божией никто не пострадал. Нет никаких сомнений в том, что это сделали коммунисты-террористы. Те же коммунисты-террористы пытались убить и Царя Бориса в апреле 1925 года. Его машину расстреляли, но Царь чудом остался жив. Погибли его личный телохранитель и друг-попутчик, шофер был ранен. В то же день был убит депутат генерал Константин Георгиев. Во время отпевания генерала коммунисты взорвали в храме бомбу. В результате взрыва погибли более 120 человек, в том числе мэр Софии, шеф полиции, целый класс лицеисток...

Царь Борис был бесстрашным человеком. И даже после покушения его нередко видели прогуливающимся в одиночку по улицам Софии. Один пожилой болгарин рассказал мне следующее. Его отец работал парикмахером. Как-то к нему в зал вошел элегантный человек и попросил побрить его. Его отец усадил клиента в кресло и уже было приступил к работе, как вдруг увидел в зеркале отражение Царя! Он вскинул глаза на стену, на которой висел портрет Бориса III, перевел взгляд на клиента, снова посмотрел на портрет - и так несколько раз до тех пор, пока не осознал, кто перед ним! У отца тут же затряслись руки, и он с трудом проговорил: «Ваше Величество, я не могу Вас побрить, у меня от волнения трясутся руки!» Царь Борис улыбнулся: «Ничего-ничего!», поднялся и вышел на улицу. Вот такой штрих к портрету.

5.

Провозглашение Парламентом Симеона II царемНа царство шестилетнего царевича Симеона в 1943 году благословил Софийский митрополит Стефан. По этому поводу в храмах была отслужена продолжительная праздничная Литургия с молебном. Торжественно провозгласил престолонаследника Царем и болгарский Парламент. Однако в памяти Симеона II осталось и другое - как к ним, в царскую резиденцию Врана пришел Владыка Стефан, облаченный в белые одежды Экзарха, и долго беседовал с Царицей Марией о поездке в Московский патриархат. Ведь Русская Православная Церковь помогла Болгарской преодолеть греко-болгарскую схизму1). Во время правления митрополита Софийского Стефана, избранного Болгарским Экзархом, при посредничестве Русской Православной Церкви состояние раскола между Константинопольским Патриархатом и Болгарской Церковью было ликвидировано.

Между прочим, эта встреча проходила в том самом помещении, где мы, спустя почти 70 лет, записывали интервью с Симеоном II!

Через три года, в 1946 году, к власти в Болгарии пришли коммунисты. Они, конечно же, сразу ликвидировали монархию, 15 сентября объявили страну «народной республикой», а уже 16 сентября Симеон II вместе с матерью, старшей сестрой и тетей покинули Родину. Только благодаря этому они остались живы. За три года до этих страшных событий при взошедшем на престол шестилетнем царе был создан Регентский совет из трех человек, в состав которого входил и князь Болгарский Кирилл - младший брат царя Бориса III. В сентябре 1944 года, когда власть в Болгарии захватило правительство просоветского Народного фронта, регентов арестовали и в феврале 1945 года расстреляли вместе с восемью царскими советниками, двадцатью двумя министрами, шестьюдесятью депутатами Народного собрания Болгарии. На их место коммунисты назначили своих людей во главе с коммунистом Тодором Павловым, которому принадлежат слова: «Мы (коммунисты) кровью взяли эту власть и только с кровью и отдадим; ни реки, ни моря, ни океаны крови не заставят нас её отдать». Совершенно ясно, что с такими настроениями коммунисты могли спокойно уничтожить и Болгарского Царя, и всех его родных. Понимал ли Симеон II всю опасность своего положения?

«Я думаю, что это прекрасно понимала моя мать, поэтому ей было тяжелее всего, - отметил Симеон II. - Зная о трагической гибели российской царской семьи и имея на руках двух несовершеннолетних детей, она, безусловно, сильно переживала. Мы же, дети, скорее всего, имели несколько иное представление о том, что происходило вокруг нас».

Время это было очень бурное, время незаконного плебисцита (референдума). При поддержке товарищей из СССР коммунисты Болгарии, занявшие к тому времени все ключевые посты в стране, в присутствии контингента войск Красной Армии проводят «общенародный» референдум и объявляют о создании народной республики и свержении монархии. Поражает то, что согласно официальным данным, 94 процента болгар высказались в пользу республики, не зная, что это такое. Ведь Болгария никогда прежде не была республикой. Понятно, что 94 процента - это абсолютно искусственный, подстроенный результат, результат незаконных манипуляций, которыми коммунисты владели в совершенстве.

Естественно, мать Симеона II ни минуты не могла оставаться в «покрасневшей» Болгарии. Тем более что уже было совершено покушение на царскую семью, о котором я писал выше. Одного его, пожалуй, было достаточно, чтобы Царица Иоанна, опасаясь за жизнь детей, приняла решение покинуть Болгарию. В Египте уже жили ее родители Король Италии Виктор Эммануил III и Королева Елена. Коммунисты предложили Царице Иоанне через двадцать дней отплыть в Египет на корабле из Варны через Одессу. Но она, услышав об Одессе, испугалась, так как подумала, что семью вполне могут в этом городе арестовать, и наотрез отказалась от этого маршрута. В результате семья срочно покинула Болгарию и выехала в Египет на турецком корабле, который выходил из Стамбула. Так девятилетний Царь Болгарский Симеон II оказался на чужбине, стал Царем в изгнании.

6.

В Александрии была Русская церковь, в которой молились преимущественно русские эмигранты. Здесь мать Симеона II тесно сошлась с некоторыми членами семьи Романовых - своими родственниками по линии своей матери Королевы Елены, в прошлом принцессы Черногорской. По большим православным праздникам они посещали греческий православный кафедральный собор.

В Египте Симеон II учился в английском колледже. В 1951 году семья переехала в Мадрид. Но здесь продолжить обучение на английском языке не представлялось возможным, и тогда Симеона II отдают во французский лицей, по окончании которого начинается армейский период Царя Болгарского.

Его мать и все его болгарское окружение за границей считали, что молодой человек обязан пройти военную службу. В связи с этим он поступил в одну из наиболее крупных военных академий США «Валли Фордж», где, несмотря на строгую дисциплину, ему было очень интересно учиться. Одновременно Его Величество посещает курсы по политическим наукам и праву в Университете «Комплутенсе». Он обучается под фамилией Рильский. Никто из студентов не подозревал, что скромный кадет Рильский - Болгарский Царь. После возвращения в Мадрид он поступил в Мадридский университет на факультет международных отношений и права. Потом стал заниматься частным делом, в котором ему весьма помогало знание сразу нескольких иностранных языков1).

Когда Симеону II исполнилось 18 лет, его дядя Король Итальянский Умберто II настоял на том, чтобы Симеон II официально провозгласил себя действующим Царем, зачитав особый Манифест. Причем эта процедура должна была быть проведена особенно торжественно, обязательно с молебном. Царь Болгарский Симеон II зачитал Манифест в присутствии русского архимандрита Пантелеимона, Царицы Иоанны, Короля Умберто II, многочисленных болгарских эмигрантов, испанских министров и дипломатов. Вот текст Манифеста:

«Болгары!

Сегодня, 16 июня 1955 года, мне исполняется 18 лет, и согласно Конституции Болгарского Царства, я вступаю в свое совершеннолетие. Возвещая об этом событии Моему возлюбленному народу сообразно с пунктом 31 нашего Основного закона, призываю Божию милость и заступничество в дальнейшей его судьбе.

Дорогие соотечественники!

Прошло уже 10 лет, как наше Отечество страдает под гнетом антинародного режима, установленного по воле и с помощью чужого завоевателя. Свобода, Справедливость и Человечность растоптаны сегодня на прекрасной болгарской земле. В бурные годы нашей новейшей истории болгарский народ сумел построить свое государство на истинно демократической основе и завоевать гражданские свободы, обеспеченные Тырновской конституцией2). Болгария возвысилась как независимое и благополучное государство, пользующееся всеобщим уважением и устремленное к светлому будущему, вопреки многочисленным посягательствам на независимость Болгарии. Нынешняя власть первоначально не посмела отменить Тырновскую конституцию, обещала оберегать и применять корректно ее повеления, но впоследствии по чужому приказу и чужой вооруженной силой установила насильственно новую конституцию, противную нашему быту и традициям. Но Тырновская конституция продолжает жить как заветный идеал в сознании и чувствах каждого болгарина. Она никогда законно не отменялась, так как конституционный закон невозможно изменить, дополнить или отменить кроме как по предвиденному в нем же порядку. Тырновская конституция по сей день жива в вечном, неугасимом стремлении болгарского народа к освященным ей же правам и свободам.

Дорогие сонародники!

Убийство Моего дяди, Князя Кирилла, и всех остальных невинных людей, издевательство над памятью Моего покойного Отца, всеми любимого и чтимого царя Бориса ІІІ, как и наветы против Болгарской династии, оставляют во Мне тяжкие и грустные воспоминания Моего полного горести и несчастий детства. Я знаю, что болгарский народ непричастен к этим деяниям. Знаю также, что незаконный плебисцит (референдум), произведенный 8 сентября 1946 года, был только подобием народного опроса. Покидая Родину, Я не отрекался от болгарского Престола. Как результат и в соответствие с Тырновской конституцией, Я и сейчас связан с тяжелой миссией, предопределенной Мне Провидением. В день Моего совершеннолетия, лишенный возможности положить установленную присягу перед Великим Народным Собранием, Я торжественно обещаю служить верой и правдой болгарскому народу, хранить свято и ненарушимо все положения Конституции, работать для полного торжества свободных институций, завоеванных нашим народом ценой многих битв и таких дорогих жертв. Давая этот священный обет перед образом нашей дорогой Родины, Я отправляю призыв ко всем родолюбивым болгарам без различий их прошлых политических убеждений и социального положения подать друг другу руку, забыть вражды и соперничества и дружно начать работать о спасении Болгарии. Единство всех болгарских чад сегодня необходимо более чем когда-либо. В качестве первого гражданина Болгарии и во имя институции, которую я представляю, торжественно заявляю, что для Меня все болгары равны, и Я буду подкреплять любую инициативу, отвечающую Тырновской конституции и ставящуюся с целью освобождения и преуспеяния Болгарии.

Бог с нами!

Да здравствует свободная и независимая Болгария!

Отпечатан в изгнании

Симеон ІІ

Мадрид, 16 июня 1955 года»

7.

Сегодня Его Величество Царь Болгарский Симеон II единственный православный царь в мире. Православного короля Михая I Румынского именуют королем, а не царем. Королем был и Петр II Югославский. Царь же - это монархический титул, который в Болгарии был испокон веков. «Его Величество - последний миропомазанный монарх и в Болгарии, и в мире», - многозначительно сказал мне профессор Иван Желев Димитров.

Однажды Его Величество назвал Болгарию «православной страной с традициями, отличающими ее от римско-католического сердца Европы». Однако эти отличия в вероисповедании не помешали ему полюбить девушку католической веры - испанскую дворянку Маргариту Гомес-Асебо-и-Сехуэле. И вот здесь возникло препятствие. Дело в том, что Ватикан требует от не-католиков, которые вступают в брак с католиками, подписывать специальный документ, обязывающий родителей воспитывать детей в католической вере. Перед свадьбой Симеону II пришлось трижды встречаться с папой Иоанном XXIII и вести с ним переговоры на эту тему. К счастью, папа Римский с пониманием отнесся к просьбе Его Величества. Возможно, помогло то, что несколько лет папа Иоанн XXIII представлял интересы Святого Престола в Болгарии при Царе Борисе III. И это при нем Царь Борис III крестил старшую сестру Симеона II в Православную веру, вопреки всем ожиданиям католиков. То есть он знал, что есть такая проблема, наверное, ему было непросто решиться на это, но он пошел Его Величеству навстречу. Венчание по православному чину состоялось в русской православной церкви во имя святой великомученицы Варвары в Вевей (Швейцария), а венчали новобрачных болгарский и русский Владыки - болгарский митрополит Андрей из Нью-Йорка и архиепископ Женевский и Западно-Европейский Русской Православной Церкви Заграницей Антоний.

Тем не менее Царица Болгарская Маргарита исповедует католичество. В ходе съемок мы спросили Его Величество, не является ли для Симеона II это проблемой.

«Как вы, наверное, знаете, - ответил Симеон II, - я тоже происхожу от смешанного брака: мой отец был православным христианином, мать - католичкой. Однако (вот они - парадоксы нашей жизни!) несмотря на это, моя мать очень энергично внушала мне и сестре Православную веру. То есть в том, что мы стали православными христианами, несомненно есть и ее немалая заслуга».

«Первых двух наших сыновей мы вопреки всему крестили в Православии, - рассказал Симеон II, - при этом супруга вовсе не была против и даже сама предложила, чтобы второй сын тоже стал православным христианином. Однако поймите меня правильно, мы жили в католической Испании. В этой стране к вере относятся особенно щепетильно. Поэтому во избежание возможных недоразумений и по просьбе супруги следующих детей мы крестили в католическую веру. Но никаких проблем по этому поводу у нас никогда не возникало и не возникает до сих пор. Когда дети подросли, они говорили, что в одно воскресенье они идут "в храм нашего папы", в другое воскресенье - "в храм нашей мамы". Кстати, у моего старшего сына дети тоже православные, его супруга приняла Православие полтора года назад, она - родом из Испании. Сын моей дочери-католички тоже православный. Важно верить в Бога - для меня это главное».

Первые тридцать лет, наблюдая за тем, как развиваются политические взаимоотношения между Востоком и Западом, Царь Симеон II и не мечтал вернуться на Родину. И даже позднее, к концу 70-х - началу 80-х годов, когда начались некоторые позитивные изменения, он, по его словам, все равно не рассчитывал дожить до того дня, когда сможет вновь увидеть родную Болгарию и уж тем более вернуться на Родину таким волнующим образом, как это произошло в мае 1996 года3). Никакие эксперты-«кремлеологи» и предположить не могли такое развитие политических событий, особенно того, что произошло в 1989-м году4). «Потому что эти вещи не зависят от человека, - пояснил в разговоре с нами Царь Болгарский. - Так распорядился Бог, и я бесконечно благодарен Господу за то, что Он дал мне дожить до этого времени».

Царь Болгарский Симеон II вернулся на Родину с триумфом! Болгарский народ встречал его с ликованием. Об этом наглядно свидетельствуют сохранившиеся документальные кадры тех лет. Без волнения смотреть их невозможно. Но этому событию предшествовали не только возрождение монархической идеи, кардинальные политические изменения в Болгарии, неблагоприятная экономическая ситуация, но и многие обращения болгар к своему царю с приглашением вернуться на Родину. Вот одно из многих обращений, так называемое «письмо 101 интеллектуала», адресованное Его Величеству и опубликованное в ноябре 1995 года. «Ваше Величество! Считайте настоящее обращение призывом и приглашением посетить Болгарию в удобное для Вас время. Мы, как и многие болгары, хотели бы услышать в живой встрече здесь, в Болгарии, Ваше мнение и предложения по выходу из тяжелого кризиса и нахождению нового, более благоприятного пути к просперитету (процветанию) и благополучию для нашей страны и нашего народа». Приглашение было принято словами: «Мое безграничное желание увидеть Болгарию уже сознательным человеком, а не только детскими глазами, вместе с вашим призывом и настоятельным приглашением многих болгар, привели меня к заключению, что уже наступило время для моего возвращения туда, где я родился. До сих пор я воздерживался, потому что руководствовался не импульсивным желанием, а решимостью поставить над всем остальным спокойное и мирное протекание демократических процессов в моей Родине...» Царь Болгарский принимает приглашение. Но Болгария - уже не монархическая страна. И потому Его Величество по просьбе болгар создает политическую партию «Национальное движение Симеона II», убедительно побеждает на выборах и становится премьер-министром страны. Однако для многих болгар он был и остается Царем-батюшкой, Отцом родным, Государем.

«Меня с детства учили, что Царь находится вне политики, его деятельность - надпартийная, и поэтому принять решение о создании партии и вхождении в политику было очень непросто. Но если человек хочет и может внести свой вклад в жизнь страны, послужить Родине, то он должен чем-то жертвовать», - говорил Симеон II.

Директор по делам религий при совете министров республики Болгария 2002-2008 годов профессор Иван Желев Димитров накануне интервью с Царем Болгарским сказал мне следующее: «Я очень хорошо знаю Царя Симеона. Независимо от того, как воспринимает его общество, признают или не признают его царем, для меня Его Величество - это Болгарский Царь Сименон II! Он миропомазан на царство. Как богослов я хочу поставить акцент на том, что Его Величество - Православный монарх. Он христианин, который хранит свою веру. В условиях очень тяжелой эмиграции, на чужбине, в неправославной среде он остался православным!..»

«Этот человек пожертвовал своим царским достоинством, чтобы по просьбе народа стать министром - председателем Болгарии. Приход Его Величества в политику я рассматриваю как его жертву в пользу Болгарии», - говорит болгарский богослов.

По его словам, в Царе Болгарском течет австрийская и итальянская кровь. «Но он больше всех нас болгарин, потому что принадлежность к нации определяется не родственными связями, а готовностью жертвовать собой ради народа».

На днях мне передали слова одного популярного болгарина, который, узнав о том, что я хочу сделать фильм о Болгарском Царе, высказался о непопулярности Симеона II среди болгар, мол «отхватил себе полстраны», а также нелестно отозвался о его отце Царе Борисе III. Может быть, этот болгарин заидеологизирован настолько, что уже не имеет своего мнения? А может быть, он представляет мнение горстки бывших политических противников Симеона II. Не знаю. Но знаю другое. Во время нашего пребывания в Болгарии мы общались со многими болгарами: и молодыми, и пожилыми, ходили по улицам Софии и задавали болгарам вопрос, знают ли они, кто такой Симеон II и как относятся к нему. Большинство говорили о нем с гордостью, что это «наш Царь»!

8.

«Всю свою жизнь, я имел одно-единственное желание - благоденствие Болгарии и моего народа. Для меня мои сонародники - люди с сердцем и душой, а не просто электоральная масса... Искусственное разделение на "левых" и "правых" на фоне тяжелой мировой экономической обстановки - это полностью устаревший подход, который зря тратит наши силы и энергию, и мы только теряем ценное время. Сегодня критерии благополучия - экономическое процветание, наличие честных предпринимателей и совестливых государственных чиновников... А мы становимся свидетелями непрерывных междоусобиц, личных битв, непочтенных манер, жадности, эгоизма, высокомерия, отсутствия идеалов и патриотизма...» - эти слова принадлежат самому Царю Болгарскому Симеону II, с которыми он обратился к болгарскому народу по случаю 50-летия со дня своего восшествия на Престол.

Нас интересовало, возникали ли у Его Величества ситуации, когда православное сознание оказывалось в конфликте с теми обязанностями, которые он должен был выполнять в качестве государственного деятеля.

Царь Болгарский«Нет, не возникали!» - ответил Государь. Он очень тяжело переносил известные события, связанные с церковным расколом в Болгарии. Это подтвердил профессор Иван Желев. А когда в итоге был положен конец этой беде, Симеон II, по словам Желева, был невероятно благодарен Господу, Который сохранил единство Святой Болгарской Православной Церкви.

Нужно особо отметить, что ликвидация весьма болезненного для болгарского народа церковного раскола стала возможной как раз с приходом к власти Симеона II. Новый президент страны Георгий Пырванов и новый премьер-министр немедленно заявили о своей всесторонней поддержке канонической Болгарской Церкви. А дирекция вероисповеданий, во главе которой тогда встал декан Богословского факультета Софийского университета Иван Желев, восстановила государственную регистрацию Патриарха Максима как главы Болгарской Православной Церкви.

Мы спросили, что думает Его Величество о Патриаршестве, и он ответил, что испытывает бесконечное уважение и к Патриаршеству, и к Болгарскому Патриарху. И при этом добавил, что такие же чувства присущи и каждому болгарину. «Когда я встречаюсь с Его Святейшеством, для меня это всегда особый день!» - сказал Его Величество.

В 1968 году Симеон II заявил: «Быть Царем - это посвящение, спокойствие и умеренность, самоограничение, умение управлять государством, быть олицетворением национального единства и веры в человека». На дворе 2011 год. Мы спросили его, изменил ли бы он что-нибудь в своих словах сегодня? Или же всё оставил бы так, как есть?

«Могу лишь подчеркнуть, - сказал Симеон II, - что нужно обладать большим терпением и всегда тепло относиться к людям, независимо от их взглядов. Каждый из нас имеет право на свободу мышления. Я не могу считать своим врагом человека, который рассуждает иначе, ставит перед собой иные цели и задачи. Тем более что в честном, открытом диалоге при желании всегда можно найти точки соприкосновения. Есть много способов добиться этого, но без терпения здесь не обойтись. Я верю в созидательную силу такой добродетели, как терпение. Когда мы ставим перед собой великую цель - благоденствие нашего общества, без этой добродетели нам не обойтись».

Говоря о российско-болгарских отношениях и перспективах их развития, Его Величество отметил, что у нас много общего - и в истории, и в языке. Но главное - у нас общая религия! Это то, что наиболее сближает людей. И когда мы попросили сказать напутственное слово россиянам, Болгарский Царь произнес: «Я хочу пожелать русским людям - это очень личное! - сохранить нашу общую православную веру. Это особенно важно именно сейчас, в это непростое время. Сохраняя православную веру, мы тем самым способствуем тому, чтобы как можно больше людей обращались к Господу. В этом смысле люди всегда могут рассчитывать на мою готовность в любой момент привнести все свои силы в дело преумножения нашей Святой веры».

Съемки были продолжительными. Мы задали семнадцать вопросов, и на все семнадцать вопросов получили подробные, обстоятельные ответы. Был один неприятный для нас момент: когда Его Величество вспоминал о смерти своего отца, аппаратура не сработала должным образом, и ответ не записался. Мы вынуждены были попросить Его Величество повторить все, что он сказал, и Симеон II с пониманием отнесся к нашей просьбе. Хотя говорить на эту тему ему было непросто.

Юрий Беляев был под таким впечатлением от встречи, что под конец не удержался и сказал Симеону II, что испытывает самое искреннее желание стать верноподданным Его Величества.

После съемок все вышли в сад, чтобы сфотографироваться на память. Его Величество говорил, что хочет приехать в Россию, теперь у него появилось желание посетить Сибирь.

Царь и царица с Патриархом МаксимомКонечно, мы были уставшими, но это была какая-то особая усталость, она не томила. Настроение у всех было приподнятое. В завершении встречи к Его Величеству подошли и сказали, что Его ждет Царица Маргарита. Мы тепло попрощались. После чего Его Величество сел за руль простенького Hyundai и уехал с Ее Величеством.

Лично я был переполнен чувством благодарности к Его Величеству и совершенно покорен этим удивительным человеком, покорен и восхищен его внутренним миром.

Примечания:

1 Схи́зма (древне-греч. σχίσμα - «расщепление, раскол, распря») - раскол в Церкви, отделение от господствующей церкви. Схизмой называют состояние, когда определенные поместные церкви теряют единство между собой.

Гре́ко-болга́рская схи́зма (болгарский раскол, болгарский церковный вопрос) - одностороннее провозглашение 11 мая 1872 года автокефалии иерархами Константинопольского Патриархата болгарского происхождения (фактически раскол произошел еще в апреле 1860 года) и последовавшие в сентябре того же года прещения со стороны кириархальной Церкви - Константинопольского (Вселенского) Патриархата, а также ряда иных. Автокефальный статус Болгарской Церкви был признан Константинопольским Патриархатом лишь в феврале 1945 года.

1) Его Величество Симеон II под псевдонимом «Семен Рильский» успешно занимался частным бизнесом, консультировал крупные международные компании по внешнеэкономическим вопросам.

2) Тырновская конституция - первая конституция Болгарского Княжества, принята 16 апреля 1879 года в городе Велико-Тырново после освобождения страны от Османского ига. В 1911 году Пятое Великое народное собрание Болгарии сделало целостную редакцию Тырновской конституции, в соответствии с новым правовым и международным статусом болгарского государства, которое после 22 сентября 1908 года - Дня объявления независимости страны - стало называться уже не Княжеством, а Царством. Слова «княжество» и «князь» в Тырновской конституции были изменены на «царство» и «царь».

3) Царь Болгарский, впервые после полувекового перерыва ступивший на болгарскую землю, превратится в самого популярного политика, светлую надежду болгарского народа.

4) 10 ноября 1989 года лидер Народной Республики Болгария Тодор Живков был смещён Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии. В ноябре 1989 года в Софии начинаются демонстрации под экологическими предлогами, быстро переросшие в требования политических реформ. В феврале 1990 - Болгарская коммунистическая партия отказалась от монополии на власть, в июне 1990 прошли первые свободные выборы с 1931 года. Их выиграло умеренное крыло компартии, сформировавшее Болгарскую социалистическую партию (БСП). В 1991 году Тодор Живков был отдан под суд, он избежал судьбы Николае Чаушеску.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

37. На № 35

Уважаемый Слава, перечитайте сообщение № 23 из этой дискуссии, зайдите на сайт Императорскогро Дома, и Вы поймете, что в России как раз подобная ситуация невозможна, так как позиция Главы Императорского Дома отрицает подобный ход развития событий.

Закатов / 13.10.2011

36. Славе на 35

Не монархия, а монарх – законный наследник престола, сын Царя Бориса III, выставил свою кандидатуру на выборах 2001 года от новой партии НДСВ (введя в большое недоумение и конфуз все старые партии с монархической настроенностью) в качестве гражданина Республики Болгарии Симеона Сакскобургготского. И выиграл. Стал на несколько лет премьером. При президенте-социалисте. А на следующих выборах проиграл. Речь в наших беседах шла о том, что участием в политической борьбе он добровольно отказался от монархического статуса – надполитического, сакрального.

Иоанна / 13.10.2011

35. Re: Встреча с государем

Иоанна, извините, я внимательно следил за Вашими записками, только один вопрос: что же получается, монархия выступила как одна из партий, и проиграла? Я к тому, что такой вариант вполне возможен и в России. Еще как возможен.

34. на 33

Ну, на этой почве мы и с болгарами можем объединиться без каких бы то ни было противоречий и взаимных обид.

Иоанна / 13.10.2011

33. Re: Встреча с государем

Всего доброго, Иоанна! Вы использовали замечательный и, на мой взгляд, очень симпатичный образ двух подвыпивших друзей. В этом есть что-то глубоко наше национальное, что в конечном счете нас объединяет, несмотря на те или иные противоречия.

Закатов / 13.10.2011

32. А. Закатову

Александр, простите, но мы с Вами уже напоминаем пару подвыпивших друзей, которые всю ночь провожают друг друга до дома. Уж рассветает, а они все ходят туда-сюда. Пойду-ка я к себе домой – не провожайте. Всего доброго!

Иоанна / 12.10.2011

31. Иоанне на № 30

Уважаемая Иоанна! Простите меня, но Вы очень сильно передергиваете, вырываете фразы из контекста и потом приписываете мне то, чего я и не думал утверждать. Кстати, по восторженности отношения к Царю Симеону о. Александр и его сотрудники значительно меня превосходят. Мне не нужно знать историю Болгарии "лучше болгар", чтобы понять, что лица, дискредитирующие свою историческую Династию, объективно вредят процессу возрождения традиционных ценностей. И я продолжаю утверждать, что возвращение исторической Династии в общественную жизнь страны - это очень важный шаг в области исцеления недугов, порожденных революцией и богоборчеством. Именно поэтому Государи постоянно идут по лезвию ножа. На них нападают открыто явные враги, их дискредитируют лукавые лжедрузья, в них летят стрелы и слева, и справа, их сознательно провоцируют и специально вводят в различные соблазны и т.д. и т.п. Это приходится переживать, разумеется, не только им, но и другим влиятельным деятелям, но Государям гораздо труднее, чем политикам, потому что их ответственность несоизмеримо выше, даже если они на данном этапе отстранены от управления государством. Потому что они - каждый в своей стране - краеугольные камни Богоустановленной системы человеческого общежития. Я не буду оспаривать Ваше мнение по поводу отношения болгар к своему Царю и к Православной Церкви. У меня нет оснований доверять Вам больше или меньше чем тем болгарам, с которыми общался я сам. Наверняка, есть и те, кто восхищается Царем и преданно любит его (таких мне встретилось больше), и те, кто к нему равнодушен, и те, кто его ненавидит. Какова истинная пропорция, судить не мне, но, думаю, и не Вам, и, тем более, не людям, которые проявляют явную ангажированность. Прошу Вас учитывать, что в современном обществе, к сожалению, массовое сознание стало манипулируемым в гораздо большей степени, чем прежде. Это часто порождает печальные и тревожные внешние проявления. Но что творится в душах и сердцах людей, знает только Бог. Я верю, что в определенный момент мы можем стать свидетелями совершенно неожиданных положительных изменений. В тоже время, неправильно сидеть и ждать, когда это произойдет само собой или в результате какого-то чуда. Мы должны стараться ускорить процесс возрождения (конечно, неизменно помня, что полагаться мы должны только на Бога и не льстить себе мыслью, что православная монархия восстановится благодаря нашим усилиям). А любая созидательная деятельность невозможна при пораженческих настроениях. Я всегда вспоминаю прочитанный в детстве рассказ о солдатах, заблудившихся ночью зимой в лесу. Не раз силы оставляли их и отчаяние овладевало ими. Только один раненый солдат, которого несли на носилках, всё время твердил, что он видит впереди огоньки. Наконец, измученные солдаты вышли к какой-то деревне, к спасительным огням. И тогда они увидели, что солдат, который в течение долгих часов воодушевлял их в темноте, не мог видеть никаких огней, так как ему в бою выжгло глаза... Эта притча произвела на меня глубокое впечатление, и я стараюсь помнить о ней в любых обстоятельствах, даже если они в тысячу раз хуже, чем считаете Вы, даже если на самом деле мы пока не видим никаких огней. Погибает тот, кто теряет надежду. Повторюсь, для меня беседа с Вами - это не "препирательство", а обмен мнениями, свидетельство, что могут быть разные оценки и интерпретации действительности, в зависимости, в том числе, и от эмоционального настроя, а не только от рассудка, расчетов и статистических данных. А если говорить о реальных расхождениях, то они - в Вашей последней фразе. Вы и солидарные с Вами люди, судя по всему, не хотите служить Государям, которых уже ДАЛ нам Бог. Вы всё ждете какого-то особенного Царя, который будет соответствовать Вашим представлениям об идеале. Аналогично этому иудеи до сих пор ждут Мессию. Заслужить восстановление Православного Царства невозможно, не служа законным Государям уже сейчас, когда они лишены власти, когда они бывают гонимы и унижаемы, когда подвергаются безнаказанной клевете, когда лишены инструментов и возможностей по-настоящему наказать или существенно поощрить. Грехи и ошибки Царей не могут быть оправданием ни нашего предательства, ни нашего равнодушия. Вот это я, действительно, хотел бы всем доказать.

Закатов / 12.10.2011

30. Закатову на 29

Уважаемый Александр, а я не раздражаюсь и не сержусь. Пытаюсь понять, что Вы хотите мне доказать. И не могу. Давайте вернемся к началу. По поводу самой статьи. Она - личное впечатление отца Александра. Без претензий и выводов вселенского масштаба. Так и обозначено в названии. Вопросов к автору у меня нет никаких. Только маленькая поправка, которая относится более к словам профессора Желева (Димитров – это его отчество). А вот Ваши выводы подвигли меня написать ответ. Вы в своем комментарии сказали, что – цитирую:” Но в смысле возвращения традиционных ценностей Болгария опережает нас весьма сильно”. ЭТО НЕВЕРНО. НЕ ОПЕРЕЖАЕТ, А СИЛЬНО ОТСТАЕТ. Цитирую дальше: „Я лишь убежден, что там, где две основные духовные и исторические опоры народного бытия - Церковь и Царственная Династия - стоят прочно и пользуются моральной поддержкой народа (пусть и не все являются практикующими прихожанами, и не все готовы отдать жизнь за Царя и Монархию), процесс возрождения традиционных ценностей поднялся на более высокий качественный уровень.” И ЭТО НЕВЕРНО. НЕ ПОДНЯЛСЯ. НЕ СТОЯТ ПРОЧНО. И МАССОВОЙ ПОДДЕРЖКОЙ НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ. Дальше в том же духе. Теперь, как понимаю, Вы и историю болгарскую знаете лучше самих болгар. А если нет, то зачем взялись судить? Еще раз повторю, что Балканы – это другой мир, никакие параллели и „методологии” здесь не работают. Здесь все свое – посмотрите фильмы Костурицы. А историю, тем более такую трагическую, осмыслять необходимо. Не трогать при этом царствующую династию и только славословить ее никак не получится. И некоторые национальные катастрофы плотно связаны с именами царей – никак не развяжешь, никак не сделаешь из них „белый пиар”, хоть тресни! Но все же я предоставила бы разбираться самим болгарам. Им по любому виднее. Никогда не вмешивалась – считаю, что это неуместно, неумно и бестактно. В этом плане статья отца Александра выдержана в положенных рамках. Если говорить подробнее, то лучше поручить профессионалам „коренной национальности”. Так же и по поводу духовного опережения и качественно нового уровня. Но тортов с кремом точно не будет. И дело тут в действительности, а не в „черном пиаре”. Это она такая черная, а не пиар. Увы! Напрасно Вы меня подозреваете в желании подлить масла в огонь антимонархической пропаганды. Я даже не знаю, что такая пропаганда существует. Я тружусь во славу Божию на ниве православного просвещения и верю в то, что Господь пошлет нам православного Государя, когда мы этого заслужим.

Иоанна / 12.10.2011

29. Иоанне на № 27 и 28

Уважаемая Иоанна! Напрасно Вы раздражаетесь, сердитесь и пытаетесь меня испугать. Я прекрасно знаю, что у любого Государя есть много врагов и противников, как слева, так и справа, и они не заставят себя ждать, если им представится случай посамоутверждаться. Я вовсе не хочу "оставить последнее слово за собой", а просто считаю необходимым ответить собеседнику, если он поддерживает беседу и продолжает выдвигать свои аргументы. Я ничего от Вас не "добиваюсь". Доказать хочу только то, что отец Александр, даже если он в чем-то ошибся и что-то представил в несколько приукрашенном виде, относится к Царю так, как положено относиться православным - с любовью и почтением. А хулители Государя и Царственного Дома берут на себя тяжелую ответственность и впадают в грех гордыни, осуждения и цареборчества. Я никогда никого не "поливаю грязью". Если Вас возмутили мои критические замечания в адрес г-на Тодорова, то почему же Вас не возмущает, когда он изображает Болгарский Царский Дом нарочито черными красками? По-Вашему, г-н Тодоров может писать о Царе и Династии всё, что ему вздумается, а если монархисты дают этому отрицательную оценку, то это "поливание грязью"? Двойные стандарты, столь знакомые нам по внутрироссийским дискуссиям... Статьи г-на Тодорова я прочитал, прекрасно понял и сам бы мог их перевести (достаточно найти в словаре всего несколько слов, которые я не смог перевести с лёту, но которые не помешали мне уяснить суть позиции автора и уровень его аргументации).Умиляться пасквилям, даже написанным в околоакадемическом стиле, поверьте, нет никаких оснований. В России и без г-на Тодорова достаточно людей, которые мнят себя судиями всего и вся. Так что не вижу смысла как-то особенно выделять его из общего ряда. Если уж Вы стремитесь к действительно честному и всестороннему обсуждению, то лучше и правильнее всего было бы перевести на русский язык равномерно статьи как критиков Болгарского Царского Дома, так и верных ему людей. А Вы, судя по всему, настроены на то, чтобы подлить в огонь антимонархической и антидинастической пропаганды в России еще и маслица болгарского производства. Не обижайтесь, но это заведомо тенденциозный и необъективный подход. Никоим образом не претендуя на какие-то сверхглубокие познания в области болгарской истории, могу сказать, что они, тем не менее, достаточны, чтобы понять несправедливость и ущербность МЕТОДОЛОГИИ творцов "черного пиара" в отношении Царя Симеона. Страны и обстоятельства разные, а схемы и сценарии дискредитации везде примерно одинаковы. По поводу "последнего миропомазанного Царя", да, Вы правы, и я тоже сразу обратил на это внимание. Конечно, это ошибочное утверждение проф.Димитрова, и вообще непонятно, зачем на этом делать акцент. Если он имел в виду, что Царь Симеон последний православный монарх, который реально царствовал в своей стране и не подписывал отречение от престола, то есть еще Король Эллинов Константин. Но здесь, все-таки, мы имеем дело с частностью. Последний или не последний, миропомазанный или немиропомазанный, но Симеон II - точно ЗАКОННЫЙ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦАРЬ.

Закатов / 12.10.2011

28. на 26

О миропомазании я сказала в связи с этой цитатой. «Его Величество - последний миропомазанный монарх и в Болгарии, и в мире», - многозначительно сказал мне профессор Иван Желев Димитров». Спасибо за ссылку, но я в курсе вопроса.

Иоанна / 12.10.2011
Александр Новопашин:
Все статьи автора
Последние комментарии
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от Сергей
2020-05-30 16:35
Не ожидал
Новый комментарий от электрик
2020-05-30 16:32
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-05-30 16:22
Пора вспомнить: мы – Великороссы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-30 15:00
«Кого нам хвалит враг, в том верно проку нет!»
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
2020-05-30 14:52
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от _Ольга_
2020-05-30 14:27