Строка из стихотворения современного поэта и богослова Юрия Кабанкова припомнилась не случайно: одна из книг владивостокского писателя оформлена цветными линогравюрами белгородца Косенкова. Всё неразрывно связано со всем. И «Свет далеких звезд» оказывается не таким уж далеким, пока тепла людская память о них, о «звездах». Так называлась выставка, открытая для посетителей в течение всего июля в выставочном зале «Родина» Белгородского регионального отделения Союза художников России. Экспозиция была посвящена творчеству 26-ти ушедших из жизни мастеров, стоявших у истоков Белгородской организации (1968) Союза художников России, и панорамно, но и человечно, представила - через образы известных россиян, земляков, пейзажи родной природы - Россию, Белгородчину.
«Ax, вcтaнь... дpyг-нaдёжa!..»
По словам старшего научного сотрудника выставочного зала «Родина» Елены Костиной, совместный проект Белгородского художественного музея и выставочного зала «Родина» представил более 100 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства из фондов музея, а также из частных коллекций.
Вспомним их поименно: в целом это была яркая плеяда выпускников харьковских и других художественных заведений большой страны: заслуженные художники России Григорий Гритчин, Станислав Косенков, Марат Парахненко, Борис Пупынин, а также Лев Блякницкий, Евгений Поленов, Нина Мельникова, Равиль Салихов, Василий Казак, Виктор Легеза, Анатолий Гребенюк, Александр Саушкин, Виктор Блинов, Виталий Леус, Александр Булатов, Александр Христенко, Анатолий Савинов, Иван Булавин, Николай Чернушкин, Виктор Каплун, Вадим Баженов, Лазарь Агриян, Ориф Ахунов, Илья Хегай, Павел Иванов. На выставке были представлены также работы Станислава Молодых, оказавшего, как считают, влияние на художественные искания и вкусы нескольких поколений белгородских художников.
Значительным событием в культурной жизни города стал трехчасовой музыкально-поэтический вечер, который провела 21 июля вдова В. Леуса музыковед Людмила Леус. В вечере приняли участие десятки причастных - биографически и сердечно - к творчеству и памяти художников-белгородцев. Он стал мемориальным, но и трепетным приношением от всех муз, поскольку присутствовали не только коллеги-художники и родственники художников, но и театралы, музыканты, поэты, любители искусств.
Лица 26-ти под элегически звучавшую скрипку (А. Кузнецова) проходили чередой на старых фотографиях, появлявшихся на экране большого плазменного монитора, и это создавало эффект живого присутствия тех, кто уже покинул Землю.
Выяснилось, что многие дети ушедших художников пошли по смежным стезям искусств. В частности, Олеся Гребенюк, скрипач симфонического оркестра Белгородской филармонии, дочь А. Гребенюка, исполнила «Вокализ» Рахманинова, а Дмитрий Хегай, также артист филармонии, сын И. Хегая, сыграл на флейте под фортепианный аккомпанемент А. Немыкиной пьесу Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Не обошлось и без красивой современной музыки: Александр Легеза, сын В. Легезы, спел «Аллилуйю» Л. Коэна.
Выступил на вечере известнейший поэт Белгорода Игорь Чернухин, это именно от него пошла о Прохоровском поле метафора «третьего ратного поля России», это его строки выбиты металлом на Мемориальном комплексе «Курская дуга», расположенном на северном въезде в Белгород:
Это поле победы суровой
Для потомков по праву равно
Полю грозному Куликову,
Ратным доблестям Бородино
Поэт вспомнил о С. Косенкове (скоро выйдет книга мемуаров И. Чернухина, где есть страницы о художниках-белгородцах), о своих товарищах А. Гребенюке, В. Казаке и В. Леусе, создававших вместе с архитектором А. Божко Мемориальный комплекс в честь героев Курской битвы, который был сооружен методом народной стройки на Прохоровском поле у высоты 254,5 метров и открыт 3 августа 1973 г., в год 30-летия знаменательных исторических событий.
Мне привелось сказать о своем покойном друге С. Косенкове, к 70-летию со дня рождения которого (будет торжественно отмечаться городом в октябре с. г.) готовится монография-альбом, и мне выпала честь снова, как и 10 лет назад, написать вступительную статью к косенковской книге. Я прочел два стихотворения, посвященных большим русским художникам Косенкову и Саврасову.
С личностным воспоминанием, касающимся детей и семьи Косенкова, выступила А. Косенкова, директор музея-мастерской Заслуженного художника РСФСР С. С. Косенкова. Текст ее лирического сообщения полностью будет опубликован в вышеупомянутом юбилейном альбоме С. Косенкова.
Свои стихи в этот вечер читали и члены Союза писателей России Н. Грищенко, З. Филатова, А. Гирявенко, тележурналист Е. Дубравный, снявший о художниках-земляках 16 больших видеосюжетов и бессчетно маленьких.
Звучали романсы, русскую народную песню «Черный ворон» спела журналистка Н. Почернина. Заслуженная артистка России О. Стожок в сопровождении трио скрипачей (С. Долгачева, А. Кузнецова, О. Гребенюк) исполнила «Аве Мария» Люци и малоизвестную, но очень трогательную лирическую французскую народную песню «Птички», чем внесла особый, интимно-доверительный строй в течение вечера. Р. Фирсова, директор белгородского филиала Российского Фонда культуры, в большом волнении прочла стихотворение Д. Маматова «Памяти Виктора Легезы», а Е. Алешников, главный дирижер филармонического оркестра народных инструментов, замначальника областного управления культуры, сказал несколько проникновенных, личных слов и спел бардовскую песню.
На вечере присутствовала чета Владимира и Галины Аксеновых (выпускников Абрамцевского училища). В. Аксенов - признанный график и мастер декоративно-прикладного искусства, самая известная его работа - резной киот для одной из величайших русских святынь, иконы «Богоматерь Владимирская», которая пребывает в храме-музее св. Николая Чудотворца в Толмачах, при Третьяковской галерее.
В кулуарах говорилось и о новом взгляде на некоторые работы прежних лет: портреты работников предприятий Курской магнитной аномалии, казавшиеся нам порой в советское время данью «соцреализму» и, может быть, понятной конъюнктуре, в рамках этой экспозиции словно ожили, напомнив и о человеке труда, и о художественном языке, изображающем именно людей, а не странные ломаные сущности.
И 26 ушедших, и ныне здравствующие - все они совокупно, говоря об интимном или общем, творили и творят единый облик своей малой и великой Родины.
«И здесь мы слово «Родина» впервые прочитали по складам...»
Не могу не сказать и о своей личной привязке к месту. Галерея «Родина» находится в доме (по ул. Б. Хмельницкого, являющейся частью трассы Москва-Симферополь), соседнем с тем, где я прожил детство и юность с 1961 г. (с двух лет) по 1975-й. С 1968 г. на первом этаже жилого дома № 71 открылись художественно-производственные мастерские Художественного Фонда Российской Федерации и зародилась Белгородская областная организация СХР. Все это место в совокупности для меня осенено словом «Родина», еще и потому, что тут неподалеку, за 73-м домом, стоял одноименный кинотеатр, в новейшие времена снесенный.
Не случайно в названии галереи кем-то внимательным и чутким возрождено слово «Родина», вовремя вспомянутое. Кинотеатра жаль, я бегал в него все детство, раз в несколько дней тут появлялись новые фильмы, билет для школьника стоил 10 копеек. Но для Троицкого сквера и памятника святителю Иосафу Белгородскому, который теперь стоит у входа в Марфо-Мариинскую обитель, в нескольких шагах от места, где возвышался кинотеатр, все же не жаль ничего. Тем более что имя «Родина» здесь не потерялось. К слову, свт. Иоасаф изваян учеником Косенкова и сподвижником Клыкова скульптором А. Шишковым, тоже присутствовавшем на памятном вечере.
В моем детстве тут не было здания Белгородского университета (да и университета не в городе было), спортивного комплекса олимпийской гимнастки Светланы Хоркиной, а фактически до самых стен мастерских по весне разливалась река Везёлка, подтапливая огородики частных владельцев и разнося мусор. Теперь здешний вид имеет какую-то даже европейскую монументальность, соединенную с местными белизной и светом: каменные берега обуздали Везелицу, сформировалась одна из красивейших архитектурных и содержательных доминант города.
А перед глазами, здесь же, во дворе, - наша белгородская однокомнатная квартирка - ул. Б. Хмельницкого, 71-а, кв. 1. Еще в позапрошлом году тут стояли крестообразные стальные планки на двух наших форточках (ведь первый этаж, и мой дед Тихон изготовил решетки и прикрепил на болтах), а ныне установлены немецкие стеклопакеты.)
В Марфо-Мариинском женском монастыре - в советском детстве мы такого именования и не слыхивали - работала хлебопекарня, и мы пацанами бегали сюда под окна, просили у теток горячего хлебца, а раза два, исхитрившись, забирались на обезглавленную колокольню Покровского собора, названия которому не знали, зато разнюхали, где там хранились сухари - с изюмчиком, в сахарке. Теперь на куполах обители стоят кресты, будто перелетев туда с форточек нашей бывшей квартиры. И уже отреставрирован второй храм обители, в былые годы разрушенный настолько, что я его очертаний и не припомню. Теперь я знаю, что храм - Успенско-Николаевский, возведенный на средства Петра I, который останавливался неподалеку, когда направлялся на битву, к Полтаве, через Харьков.
Но и это не всё! В двух шагах от нашего перекрестка совсем недавно откопали старый часовенный подвал, где располагался Троицкий монастырь и где были обретены в 1911 г. святые мощи святителя Иоасафа Белгородского! Сейчас заканчивается убранство возведенной в этом году часовни над этим местом. Там стоял дом, я все свои школьные годы через этот двор проходил каждый день как минимум дважды. И ничего ведь никто тогда не знал.
16-17 сентября исполнится 100 лет прославления святителя Иоасафа, ожидается прибытие на торжества Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (в том числе освящение Его Святейшеством этой часовни), а также президентов России и Украины.
Присоединимся к словам Е. Костиной о выставке 26-ти звезд: «Это светлый реквием по тем, кто оставил яркий след и в становлении местной творческой организации и в художественной жизни области... И чем больше проходит лет, тем пронзительнее и яснее открывается истина о месте настоящего художника... о его вкладе в изобразительное искусство».
Кинотеатра «Родина» тоже больше на земле нет, как нет и 26-ти художников. Но белгородцы по-прежнему, едучи на маршрутках по главной магистрали города, просят водителей: «Остановите, пожалуйста, на «Родине»!».
Фото А. Жихова и автора