О богатом юноше

В преддверии Великого поста

0
973
Время на чтение 9 минут

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,16-24).

Последние слова Господа настолько поразительны, что до сих пор вызывают много споров, да, собственно, они сразу, как только были произнесены, удивили и апостолов: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф.19,25). И действительно, было чему удивляться! Ведь в Ветхом Завете, которым еще продолжали жить евреи, богатство почиталось благословением Божием, наградой, подаваемой праведным; а лишение его считалось наказанием или, по крайней мере, искушением. Так было, например, с праведным Иовом, который за свою праведность был вознагражден большим имением, но по зависти сатаниной все это утратил. Однако затем, показав свою веру и терпение в искушениях, снова был вознагражден от Бога сугубым богатством. Богатыми были и патриархи еврейского народа: Авраам, Исаак и Иаков, причем, согласно Библии, и их богатство было наградой от Бога за их праведность.

Поэтому слова Спасителя весьма удивили Его учеников. Ведь если понимать эти слова буквально, то богатый вообще не может спастись: как невозможно верблюду пройти сквозь игольный уши, так же невозможно богатому достичь спасения. Но тогда как же не только спаслись, но даже и достигли святости Авраам, Исаак, Иаков, Иов и многие другие ветхозаветные праведники, обладавшие богатством? Кто-то, правда, скажет: это все было до пришествия Христа, после него уже другие законы. Но, во-первых, это не отменяет выше обозначенного вопроса о спасении богатых праведников Ветхого Завета, если по словам Господа богатый вообще не может спастись; во-вторых, и в новозаветное время было много святых, имевших богатые имения, например, благоверные цари и князья, а также множество просто благочестивых богатых людей, о которых нам сообщает церковная история и жития святых*. Так что же, все они не спаслись? Может быть, нам срочно надо вводить в сотереологическое учение Православной Церкви какие-то классовые критерии?

Во всяком случае очевидно, что толкование этого места Св.Писания (Мф.19,25) в смысле невозможности спасения для богатых противоречит реальности, противоречит тому, что многие богатые, но благочестивые христиане не только спаслись, но и стали святыми. К тому же Спаситель, казалось бы, противоречит Самому Себе: сначала Он говорит, «что трудно богатому войти в Царство Небесное», а затем добавляет: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,23-24), из чего мы делаем вывод о невозможности для богатого спасения. Но «трудно» и «невозможно» - это разные вещи. Так в чем же дело, неужели евангельское слово оказалось не только ложным, но еще и противоречащим само себе?! Никак! Ложным и противоречивым является наше однобокое и буквальное толкование всего этого места Св.Писания, повествующего о богатом юноше (Мф.19,16-24). По моему мнению, пророчески разъяснил это святой пророк и псалмопевец царь Давид, когда сказал: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах» (Пс.61,12-13). Вот и я думаю, что хотя Бог и «единою» говорит о богатстве, но последнее у того юноши было двояким: не только вещественным, но и духовным.

Что же такое это богатство духовное? В самом начале Нагорной проповеди Господь сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5,3). Но если есть нищета духовная, то, очевидно, есть и духовное богатство. И если под первой святые отцы понимали смирение, то под вторым, естественно, - гордость. И как смирение само по себе спасает человека, спасает даже самого закоренелого грешника; так и гордость сама по себе губит душу - может погубить и великого праведника. Как сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Если гордость из ангелов сделала бесов, то смирение и из бесов может сделать ангелов».

Но почему смирение называется духовной нищетой, а гордость, соответственно, таким же богатством? Этому Святая Православная Церковь учит нас в первую подготовительную неделю к Великому посту, в Неделю мытаря и фарисея. Вот что говорит о себе фарисей: «Я не таков, как прочие люди, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18,11-12). Как видим, фарисей в своем самодовольстве был «весьма богат добродетелями», настолько богат, что в этом своем самомнении «превосходил» всех людей. Это и есть богатство духовное, т.е. гордость, о которой святые отцы говорят, что она состоит в двух вещах: первое, помнить свои добрые дела и высоко мнить о них; второе - осуждать других людей, как, якобы, не имеющих таких дел. А вот мытарь помышлял о себе как не имеющем ничего доброго, поэтому и был оправдан. Точно также рассуждали о себе и все святые: они и величайшие подвиги совершали, и чудеса творили, и мертвых воскрешали, а помышляли о себе как о не имеющих ничего доброго. Это и есть нищета духовная, т.е. смирение.

Так и нам надо поступать. Христос заповедал нам творить добрые дела и совершать добродетели. Но при этом нам не следует уповать на них и помнить их. Тут верно простое аскетическое правило: что мы помним, то Бог забывает. Помним мы наши добрые дела - Бог их забывает; помним мы наши грехи - Спаситель забывает их. И наоборот, что мы забываем, то Бог помнит. Забываем мы наши грехи, Бог их помнит; забываем мы нами совершенные добродетели - Спаситель их помнит. Исполняя это простое аскетическое правило можно удобно достигнуть спасения, нарушение оного ввергает в гордость и приводит к погибели. Следует также отметить, что современному христианину очень трудно это исполнить по следующей причине - как правило, у него отсутствует православное понимания догмата Церкви об Искуплении. Это и является в наше время причиной множества духовных падений.

Но вернемся, однако, к богатому юноше. Совершенно очевидно, что последний имел не только вещественное, но и духовное богатство. Вот что он говорит о себе в ответ на слова Христа о том, что ему надо соблюсти заповеди закона Моисеева: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф.19,20). Т.е. юноша почитал себя соблюдшим заповеди закона и имеющим соответствующие добродетели (вот оно богатство духовное!), хотя кто может соблюсти закон?! «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3,20). И не по причине закона, а по немощи человека, пытающегося его исполнить, «ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7,14). Таким плотяным и по сути не исполняющим заповеди закона был и тот юноша. Однако мнил он себе совсем иначе, как о имеющем большое духовное богатство в виде кажущегося исполнения заповедей. О таковых Господь сказал: «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3,17). Поэтому слова Спасителя: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф.19,21) относятся не только к вещественному богатству юноши, но и к его духовному богатству.

Конечно, если бы юноша действительно решился раздать все свои имение нищим и последовать за Христом, став Его апостолом, он не только достиг бы спасения, но и святости. Однако решимости на это, как мы видим из Евангелия (Мф.19,22), у него не хватило. Так что же, призыв Господа оказался для него бездейственным? Нет! Спаситель ведь провидел, что юноша не сможет раздать свое вещественное богатство, и не этого хотел достичь Своим призывом. Спаситель желал, чтобы юноша положил начало раздаянию своего духовного богатства, чтобы он понял свою недостаточность в добродетели, понял, что он весьма далек от совершенства. Чего Господь и достиг, ибо юноша отошел от Него с печалью (Мф.19,22). Если это была печаль по Богу, то она, как известно, спасение соделывает, возбуждая в душе стремление к совершенству, к Богу. Если это была печаль по вещественному богатству, то это не желательно. Но даже и в этом последнем случае юноша вынужден был в какой-то мере отказаться от своего духовного богатства, т.к. понял, что трудно высокое мнение о своей добродетели соблюсти и капитал сохранить.

Поняв все это, мы сможем без труда (и без внесения коммунистических классовых понятий в православное учение о спасении) понять вышеприведенное место Св.Писания (Мф.19,16-24), особенно Мф.19,23-24. Когда Господь говорит «что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19,23), - это Он, по-видимому, говорит о богатстве вещественном, обладание коим действительно является препятствием ко спасению. Почему очень многие, даже, прямо скажем, большинство подвижников действительно раздавали свое богатство (иногда очень большое) нищим, а сами уходили в монастырь. Но трудно, не значит невозможно, поэтому, как уже упоминалось, были и другие святые, которые имели богатство, коим благоразумно распоряжались, в частности, обильно благотворили, в том числе, и нищим. Такова реальность, отраженная в церковном учении о святости, в частности, в Житиях святых.

Когда же Господь говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,24), - т.е. говорит о полной невозможности спасения для богатого, то здесь речь идет о богатстве духовном, т.е. о гордости, как это было разъяснено выше. Гордый действительно не может войти в Царство Божие до тех пор, пока не избавится от этой своей «страсти бесстрастной».

Такое толкование позволяет избежать противоречий слова Божия с житиями святых и с самим собой, которые возникают при попытке истолковать это место Св.Писания только в смысле невозможности спасения для богатых вещественно. Кроме того, это толкование объясняет крайне резкие высказывания святых отцов (которые так любят приводить «православные» социалисты) против богатых и богатства вещественного. Дело в том, что последнее довольно легко «конвертируется» в богатство духовное. Например, некий состоятельный человек пожертвовал нечто на доброе дело, и уже мнит о себе, как о весьма добродетельном. Так происходит «конвертация» вещественного богатства, которое само по себе не губительно, в богатство духовное, т.е. в гордость, которая губительна сама по себе. Чтобы этого не происходило, христианину полезно помнить изречения святых отцов о богатых и богатстве, которыми в изобилии снабдил нас, например, Н.В.Сомин. И согласно которым богатый, даже пожертвовав какую-то часть своего имения на доброе дело, должен помышлять о себе, как не только не сделавшим ничего доброго, но еще и повинным пред многими нищими и нуждающимися за то, что не раздал остальное. Кстати сказать, так помышлять о себе надобно не только богатым, но и вообще всем христианам.

В духовном смысле такое смиренное мнение человека о себе весьма для него полезно и спасительно, поскольку позволяет и при великих добродетелях оставаться духовно нищим. Так, собственно, и поступали святые, и, в частности, за счет такого смиренного помысла они и могли, зачастую раздав все свои имения неимущим, считать себя не имеющими никаких добродетелей. Но попытка истолковать такие изречения святых не в духовном, а в социальном смысле - некорректна, поскольку, согласно вышесказанному, противоречит Св.Писанию и Св.Преданию, особенно житиям многих святых, имевших при жизни обильное вещественное богатство. В отношении же практической морали попытка навязать всем (не только богатым, но и вообще что-то имущим) мнение, что их милостыня ничего не стоит пред Богом, потому что они не раздали все, приводит либо к тому, что человек вообще перестанет давать милостыню - зачем давать, если она ничего не стоит. Либо приводит к попытке христианина браться за добродетели (в данном случае за полное раздаяние своего имения), которые значительно выше его духовного уровня, и которые этот христианина явно не потянет, поскольку этот подвиг выше его духовной силы. Такие вещи как полный отказ от собственности относятся к совершенству, о чем и Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19,21), - и это достигается постепенным совершенствованием христианина, в частности, через милостыню от своих праведным трудом нажитых имений. Попытка же истолковать это совершенство в социальном смысле (в частности, для всех без исключения и немедленно) из-за неготовности к этому подавляющего большинства людей обязательно должна привести к насильственному введению общения имуществ, т.е. к коммунизму в том смысле, в каком испытал это на собственной шкуре весь наш народ. Но даже и безрассудно проповедовать такие истины (о необходимом обобществлении имуществ) для всех, при этом цитируя по этому поводу святых, - это значит пытаться кормить твердой пищей младенцев духовных, коих среди всех слушающих, конечно же, гораздо больше, чем совершенных. Хлеб необходим и полезен для здоровья человека, но... человека взрослого; если же попытаться насильственно кормить хлебом младенца, он, скорее всего, задохнется и погибнет. Что в духовном смысле весьма реально грозит всем тем младенцам духовным, которые слушают Н.В.Сомина и других «православных» социалистов**.

Примечания:

* - Особенно в этом смысле примечательно житие святого праведного Филарета Милостивого (память 1/14 декабря). Обладая громадным имением св.Филарет очень многое раздавал нищим, никому не отказывая в помощи. Однако и его, как и Иова, постигло искушение. В результате нашествия иноплеменником и других неблагоприятных обстоятельств святой обеднел настолько, что у него почти ничего не осталось. Но и это последнее он отдал нуждающимся. Однако за терпение и веру Господь, как и Иова, вознаградил праведного старца новыми, гораздо большими прежних, имениями. Из которых он снова изобильно благотворил нищим, никого не оставляя без соответствующего подаяния. Как видим, и здесь, в новозаветное время житие считает благоразумно употребляемое богатство даром Божиим, а его потерю - искушением.

** - В преддверии Великого поста хотелось написать что-то аскетическое. Но, с другой стороны, нельзя оставлять без ответа и очередные выступления «православных» социалистов. В этой статье я попытался сочетать то и другое. Насколько удачно получилось - судить читателю.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Новый социализм должен быть ноосферным
Новый комментарий от Советский недобиток
28.05.2024 14:28
«Нам просто ночью перережут глотки»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.05.2024 13:03
«"Теория перенаселения" существует лишь в сознании глобалистов»
Новый комментарий от Михаил Соловьев
28.05.2024 12:30
Сергея Андрияку вспоминают дочери
Новый комментарий от Фиалка
28.05.2024 11:49
По ком звонит колокол?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.05.2024 11:37
Repubblica: Папа Римский призвал не брать гомосексуалистов в семинарии
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.05.2024 11:14