Ситуация с «экспериментом» такова, что впору бить в набат

Открытое обращение Общественного комитета по правам человека от 3.02.2011 к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
1792
Время на чтение 23 минут

Ваше Святейшество!

На XIX Международных Рожественских образовательных чтениях Вы весьма положительно отозвались о ходе эксперимента по апробации почти в двух десятках российских регионов в 2010 году учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего в себя 6 учебных предметов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Вас, Ваше Святейшество, видимо, ввели в заблуждение, поскольку ситуация с «экспериментом», напротив, такова, что впору бить в набат.

При безусловно положительном первоначальном замысле введения преподавания в школах «Основ православной культуры» по распоряжению Президента России, обнародованном в летом 2009 года, реализация этой инициативы на практике сопровождалась столь существенными и многочисленными, в том числе концептуальными, ее искажениями со стороны государственных чиновников, которые часто замалчивались, что породило сомнения в справедливости высокой оценки хода эксперимента.

Эксперимент» направлен на формирование в школьном образовании системы противоправной идеологической обработки детей, на навязывание смеси из множества религий малолетним школьникам вопреки их воле и вопреки воле их родителей.

Вряд ли возможно оценить организацию и результаты этого эксперимента как всецело положительные, учитывая, что, во-первых, от написания учебных пособий для школьников (главы 1 и 30 соответствующего пособия) и преподавателей (полностью), и от разработки программ подготовки преподавателей были отстранены представители православного образования, а в учебные пособия по «Основам православной культуры» включены сведения, явно противоречащие провозглашенной цели преподавания этого предмета; во-вторых, что во многих местах, где проводился эксперимент, местные чиновники от образования и директора школ путем прямого давления на родителей добивались написания ими заявлений о выборе для обучения их детей предмета «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур» вопреки их намерению выбрать «Основы православной культуры». Можно ли обо всем этом умалчивать? И какую позицию должны занять православные люди, чтобы исправить указанные существенные недостатки, которые, по сути, лишь «вершина айсберга» существующих серьезных проблем в сфере преподавания «Основ православной культуры»?

«Фея Розабельверде из жалости заколдовывает уродливого телом и душой карлика Цахеса, так что большинство людей перестают замечать его уродство. Теперь люди тянутся к нему», - этот сюжет сказки немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» удивительным образом напоминает сегодняшнюю ситуацию, когда нам предлагают не замечать очевидных критических недостатков школьного «эксперимента имени крошки Цахеса» («фея», правда, недобрая).

Вряд ли можно говорить о положительных переменах, когда «эксперимент» сопровождается множеством критических искажений согласованного с Вами замысла и со множеством очень существенных нарушений. Ниже мы отметим лишь некоторые из таких проблем. В частности, для убедительности покажем лишь некоторые свидетельства того, как во многих частях используемых учебных пособий по предмету «Основы православной культуры» реализованы антиправославные по своей направленности установки, которые через восприятие их школьниками существенно обесценивают в их сознании то, что действительно составляет основы православной культуры.

1. Пособие для «тренеров» и учителей «Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации»[1], разработанное Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) и внедренное в процесс подготовки указанных «тренеров» и учителей:

- реализует грубую подмену содержания предмета «Основы православной культуры» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, насыщенное сомнительными идеологическими установками, а также элементами других религий, прежде всего - иудаизма;

- составлено так, что в нём изучение основ православной культуры неразделимо соединено с изучением иудаизма, в результате чего будет осуществляться принуждение православных русских детей к изучению иудаизма;

- реализует методически несостоятельную и содержательно явно провокационную исходную установку о том, что только с существенной религиозно-мировоззренческой примесью иудаизма (в первую очередь) и еще ряда других религий можно позволить детям изучать основы православной культуры, но главное - что учителя, допускаемые к преподаванию предмета «Основы православной культуры», обязаны пройти индоктринацию иудаизмом посредством изучения сведений об иудаизме, заложенных в данном Пособии, и через соответствующее содержание курсов повышения квалификации;

- понуждает учителей на организацию в рамках предмета «Основы православной культуры» принудительного переживания детьми религиозного опыта, на «вживание» детей в роли верующих различных религий;

- содержит ряд явно нравственно сомнительных сентенций в контексте нравственного воспитания - таких, как: «Дружба дружбой, а табачок врозь» (с. 15, пр.ст.).

Ваше Святейшество, в данном пособии указанная навязчивая пропаганда просто «бьет ключом»!

Скрытые противники изучения в школах «Основ православной культуры» откровенно вводили руководство Церкви и Архиерейские Совещания в заблуждение - что, мол, не надо бояться совместного изучения детьми разных религиозных культур, что будто бы у Церкви все под контролем, а совершенно пассивная, полностью подчиненная Исааку Калине (а теперь его преемникам) политика в области образования - это такое продуманное продолжение «современной церковной миссии», что у Церкви прекрасные отношения с Калиной Исааком Иосифовичем (теперь - с его преемниками). И что с того сотне миллионов православных жителей России, если вместо православной культуры сегодня в школы де-факто внедряется чреватый экстремизмом и богохульством идеологический суррогат?!

Мы не иудаизм здесь оцениваем. Проблема в данном случае состоит в грубейшем попрании конституционной свободы совести!

Реализованное в указанном учебном пособии, принудительно навязываемое, грубым образом попирающее свободу совести, научно, педагогически, юридически и фактически необоснованное внедрение в учебное пособие по основам православной культуры сведений об иудаизме не может не вызывать крайнего раздражения православных родителей, избравших для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры», а равно учителей указанного предмета, может с высокой вероятностью вызвать крайне нежелательные, негативные социальные последствия в виде всплеска неприязненного и враждебного отношения не только к преподающим такую смесь учителям, но и к верующим иудаистам.

2. Стремление к навязыванию абсолютной и тотальной «политкорректности» вытравливает все русское из преподавания русской культуры в школах, теперь все православное из преподавания основ православной культуры.

Известно ли Вашему Святейшеству, что «эксперимент» введен не за счет уменьшения количества часов по какому-либо из малозначимых предметов, которыми явно перегрузили школу, а за счет уменьшения часов в календарно-тематических планах по предмету «Литературное чтение» в 4 классе и предметам «Русский язык» и «Родной язык» в 5 классе[2]?

То есть и без того усеченная программа по русскому языку и русской культуре еще больше обедняется, но зато российские школьники получают «чудесные» возможности изучать в рамках «эксперимента» идеологический суррогат - эклектическую смесь из множества религий и идеологий.

3. Пособие для школьников «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы»[3]:

- навязывает крайне сомнительную и тенденциозную, грубо противоречащую современным данным исторической науки, идею о духовных истоках России в рабовладельческом государстве Хазария, как известно, осуществлявшем многочисленные набеги в целях грабежей, массовых убийств и порабощения предков славян на территории Руси, а потому совершенно чуждом российской культуре (с. 94, в материале урока N 30, написанного ненавистником христианства А.Я.Данилюком). Как результат - начало духовной истории России русские православные дети будут изучать по этому пособию, начиная от разбойничьего Хазарского каганата, а не от Киевской Руси. Мы понимаем трепетное отношение А.Я.Данилюка к его собственным реальным или мнимым этнокультурным корням. Но причем здесь русские православные дети? Русское государство, ставшее прообразом, началом и основой Российского государства, формировалось на основе православных ценностей, а не «ценностей» разбойничьей Хазарии, которая причиняла столько бед и страданий русским землям и в которой лишь часть властной верхушки исповедовала иудаизм, а основная масса населения - язычество. Такой навязанный А.Я.Данилюком подход напрочь перечеркивает весь смысл изучения православной культуры, поскольку навязывает детям мировоззренческую смесь и осуществляет их идеологическую обработку, призванную свести на нет потенциал преподавания православной культуры. Интегрируя в написанные им главы указанного пособия явно противоречащие исторической науке утверждения, А.Я.Данилюк реализует свою концепцию т.н. «креолизации»[4] - граничащую с расизмом (по существу, отрицание права народа на сохранение и защиту своей национально-культурной идентичности) концепцию принудительного размывания ценностей культуры православия и разбавления их идеологическими построениями;

- формирует на с. 33 негативное, неприязненное отношение к русскому царю Иоанну Грозному. Мы знаем про крайне негативное отношение к этому государственному деятелю русской истории со стороны данилюков и калин. Идеологическое клише: «Пепел толедского маррана, муки сброшенных Иваном Грозным в ледяную Двину евреев Полоцка и ужасы хмельничинны так же значимы, как и пепел Освенцима»[5] - хорошо известно, как и то, что оно жестко мотивирует отношение некоторой части наших сограждан к этому русскому царю. Но почему русским детям должна навязываться сомнительная с исторической точки зрения частная субъективистская позиция? Для абсолютного большинства русских людей царь Иоанн Грозный выглядит совершенно иначе. Такие сентенции в школьном пособии представляются оскорбительными и совершено недопустимыми.

4. Пособие для школьников «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы»[6]:

- формирует недопустимо упрощенное, выхолощенное по содержанию понимание понятия «зло», еще более дефектное, недопустимо примитивизированное, ценностно выхолощенное понимание понятий «добро», «духовный мир», «доброе поведение», «добродетель»;

- переполнено антинаучной риторикой и идеологически мотивированными, культурно сниженными и ценностно выхолощенными, примитивизированными сентенциями, выражающими ошибочные представления о важнейших нравственных категориях, а потому крайне вредными для нравственного развития и здоровья детей;

- явно содержит оккультно-религиозную и языческую религиозную пропаганду;

- явно ориентировано на нерусскую аудиторию, то есть направлено на отрыв от русской культуры и идентичности тех русских детей, родители которых по незнанию выбрали этот модуль для изучения их ребенком;

- как и ранее описанное пособие, навязывает крайне сомнительную и тенденциозную, грубо противоречащую современным данным исторической науки, идею о духовных истоках России в рабовладельческом государстве Хазария, осуществлявшем многочисленные набеги в целях грабежей, массовых убийств и порабощения предков славян на территории Руси, а потому совершенно чуждом российской культуре;

- формирует у детей аморальные установки «разумного эгоизма», иные растлевающие их сознание нравственно-психологические установки идеологии гипертрофированного индивидуализма, направлено на насильственную идеологическую индоктринацию подрастающего поколения в России в духе культурного и нравственного релятивизма, на формирование поколений детей, имеющих крайне примитивизированные и искаженные представления о морали и нравственности.

5. Пособие для школьников «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы»[7]:

- навязывает обучающимся антинаучную, антикультурную и крайне опасную для школьников этого возраста религиозно-мировоззренческую эклектическую смесь из фрагментов множества религий;

- низводит религиозные обряды до уровня языческих предрассудков и примитивизирует их, тем самым, в сознании обучающихся (см. приведенные на с. 52 иллюстрации «Африканский колдун в маске-наголовнике» и «Обряд древних охотников», рассуждения на той же с. 52 о «колдунах» и «магах», выполнявших «роль посредника между миром людей и миром духов»);

- навязывает антинаучные, совершенно примитивизированные представления о причинах решения русского князя Владимира о выборе Православного Христианства в качестве государственной религии (на с. 41 этот выбор мотивируется единственно тем, что «больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии»);

- реализует и навязывает рецидивы множества иных известных профанирующих подходов из арсенала т.н. «научного атеизма».

6. Пособие для учителей «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справочные материалы для общеобразовательных учреждений»[8]:

- содержит экстремистские, откровенно оскорбительные, направленные на унижение человеческого достоинства верующих высказывания. Так, с совершенно неубедительной ссылкой на неадекватное мнение «убежденного христианина» (известный манипулятивный прием, направленный на снятие с себя ответственности за сказанное) вероучение Русской Православной Церкви оскорбительно названо «проявлением идолопоклонства» (с. 22). Русской Православной Церкви ложно приписан некий «православно-языческий синкретизм» (с. 14-15), заявлено, что «современная церковь стремится придать своим обрядам большую помпезность» (с. 23). Богослужебное пение в Римско-католической церкви издевательски оценено как характеризующееся «приторно-слащавым стилем итальянской школы» (с. 23);

- реализует вульгарно-атеистическое псевдонаучное («перверсивное») религиоведение, о котором Вы, Ваше Святейшество не раз говорили как о серьезнейшей угрозе российской культуре, российской школе; навязывает воинствующе атеистические установки о противостоянии «церковных обскурантов» и «свободомыслия» (с. 17), о выступлениях церковных иерархов против «наследия... реформационных, антиклерикальных движений» (с. 22), о «конфликтах между церковью и писателями, поэтами, композиторами, протестовавшими против духовной цензуры» (с. 22), об «освобождении науки от диктата церкви» (с. 17); адресует учителя к широкому кругу «атеистической литературы, включающей сочинения отечественных авторов» (с. 16);

- реализует оккультно-религиозную пропаганду. Так, на с. 18 можно прочесть об экстрасенсах, о «чудодейственных способностях йогов и хилеров (целителей)», о «местах с особой энергетикой», об НЛО и т.д., на с. 12 - о хиромантии, астрологии, теософии;

- по существу, пропагандирует секты кришнаитов, бахаистов, свидетелей Иеговы, мунитов и мормонов (с. 45 и др.).

7. Пособие для «тренеров» и учителей «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации»[9], разработанное Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) и внедренное в процесс подготовки указанных «тренеров» и учителей:

- направлено на понуждение учителя подвергать малолетних детей религиозно-идеологической индоктринации с погружением их в эклектичную смесь атеистически скомпилированных сведений о разных религиозных течениях, идеологически предвзято отобранных разработчиками данного Пособия, с формированием у детей примитивизированного представления о религиозных культурах и навязыванием российских школьникам фактического уравнивания по ценности и значимости для них всех мировых религиозных течений;

- направлено на формирование некой новой общеобязательной мировоззренческой идентичности обучающихся - посредством насильственной религиозно-идеологической и ценностно-мировоззренческой индоктринации сознания детей взамен с одновременным вытеснением имеющейся у ребенка национально-культурной идентичности, уже воспитанной семьей и в 1-3 классах школы;

- характеризуется явным несоответствием соотношения объемов изучаемых сведений о тех или иных религиозных культурах их историческому вкладу в развитие России и численности граждан России, исповедующих соответствующие религии или выражающих к ним предпочтительное отношение; навязывает учителям, а через них - детям религию иудаизма, непропорционально более представленную в исследуемом Пособии, чем христианство;

- реализует подходы воинствующего атеизма. Так, говорится об «Иисусе Христе, основателе одной их мировых религий» (с. 9, л.ст., таблица). Словосочетание «основатель христианства» еще раз упоминается на с. 28 и 30 Пособия. Но в христианстве Иисус Христос - это не основатель религии. Он воспринимается и признается верующими христианами совершенно в ином качестве, и оценка Его как «основателя религии» есть проявление вопиющего культурного невежества, обскурантизма авторов Пособия, свидетельствует об идеологической предвзятости и направленности данного Пособия;

- направлено на разрушение у малолетних обучающихся представлений об особой ценности и уникальности культуры своих народов, на навязывание им идеологий космополитизма и «толерантизма»;

- навязывает сомнительные и противоправные методы обучения школьников, в том числе наносящие вред духовному развитию, правам и свободам детей и их родителей;

- навязывает учителям, а через них и обучающимся зороастризм, индуизм и китайские религии.

Но Вам, Ваше Святейшество, такие явно ненормальные пособия не показывают.

А ведь Ваш замысел, Ваше Святейшество, был совершенно иным, нежели то, во что этот замысел был превращен «реформатскими» усилиями Минобразования и внедренных в Церковь скрытых противников изучения в школах «Основ православной культуры»!

8. Церковь и ее представителей даже близко не подпустили к реализации и даже формированию содержания подготовки учителей, к определению содержания учебных пособий, по которым была проведена и продолжает проводиться подготовка учителей. А ведь уже к началу апреля 2010 года, как минимум, 15 тысяч учителей для преподавания 6 предметов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» было подготовлено вне всякого взаимодействия с церковными представителями. Но при этом использовались пособия, как убедительно доказали эксперты, совершенно недопустимые, навязывающие учителям и детям иудаизм и проч., принудительно заставляющие детей проживать глубинный религиозный опыт множества совершенно чуждых им религий. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уже сформировала корпус собственных идеологически обработанных преподавательских кадров («тренеров-тьюторов») для преподавания того, что будет ложно именоваться православной культурой.

На курсах повышения квалификации тренеров - преподавателей «Основы религиозных культур и светской этики», прошедших в Москве в январе-феврале 2010 г. в несколько потоков в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, прибывшие педагоги подверглись идеологической обработке и идеологическому прессингу (в антицерковном ключе, в рамках вульгарно-секуляристских идеологических построений «религиоведки» М.М.Шахнович). Суть этой обработки сводилась, по имеющимся свидетельствам, к формированию следующих установок: если посмеете преподавать православную культуру хоть чуточку с позиции православия, вам «грозят всякие разные кары».

9. Организация фиксации выбора родителями для изучения их детьми конкретных предметов в рамках комплексного учебного курса была сопряжена с вопиющими нарушениями, с ложью и подтасовками.

Протодиакон Андрей Кураев открыто и с серьезной обеспокоенностью заявлял о прямом саботаже распоряжения Президента со стороны ряда чиновников и о зафиксированных им (протодиаконом) фальсификациях в организации и учете чиновниками выбора родителей для своих детей учебного предмета «Основы православной культуры»: «Формально, на бумаге все оптимально. Идет массовая имитация выбора курса родителями, но на самом деле происходит мухлеж. Директора школ просто не сообщают родителям о том, что есть 6 возможностей (курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей на выбор). Им говорят, что выбор есть, и тут же добавляют: но наша школа будет получать только один учебник... Другая проблема - это то, что сами люди, которые осуществляют эксперимент от Минобразования, толерантны только на словах»[10]. Он обратил внимание и на различие между данными независимых социологических опросов, проведенных в сентябре, согласно которым 60% родителей «хотели бы видеть присутствие православия в школе», и показателями Министерства образования и науки, согласно которым ««Основы православной культуры» выбрали только 20% родителей в этих регионах. Разрыв в три раза показывает, что эксперимент не отличается чистотой»[11]. А еще протодиакон Андрей Кураев достаточно жестко заявлял о необходимости отстранить от эксперимента проповедницу вульгарно-секуляристского религиоведения М.М.Шахнович[12], координирующую в Минобрнауки разработку учебных пособий по введению в школах курса основ культур традиционных религий и светской этики. Поводом для этого послужил комментарий Шахнович по поводу странной ситуации в пензенских школах, который она дала на страницах «Ежедневного журнала». В нём Шахнович заявила, что не видит ничего странного в том, что все 100% жителей области выбрали преподавание в школах светской этики вместо основ культуры традиционных религий. Протодиакон Андрей Кураев подчеркнул, что Шахнович в своём комментарии лжет и передёргивает факты: «Ложь Шахнович в том, что она в Пензе не была. С людьми не беседовала. Как на самом деле были организованы там «выборы» - не знает (или знает, но сознательно врёт). На самом деле родителям говорили, что выбирать можно лишь из двух модулей - этику или историю религии... Марианна Михайловна, подите-ка Вы в отставку из группы координаторов столь ненавистного Вам эксперимента. Я уж точно с Вами ни одной строчки «координировать» не собираюсь»[13].

В декабре 2009 г. в Чувашии возник скандал, связанный с тем, что четвероклассников одной из гимназий города Чебоксары в принудительном порядке заставляли «сделать выбор» в пользу массового изучения светской этики - из альтернативных предметов курса «Основы религиозных культур». Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, бывший до октября этого года викарием Чебоксарской епархии, предал огласке фотографию бланка заявления, который администрация данной гимназии раздавала учащимся 4 классов. В заявлении на имя директора гимназии содержался следующий текст: «Из четырех предложенных курсов: 1) история мировых религий; 2) история христианской религии; 3) история исламской религии; 4) основы светской этики - выбираю четвертый курс "Основы светской этики"». При этом заявление было датировано задним числом - 1 сентября 2009 года. Как сообщил епископ Савватий, когда один из учеников гимназии спросил классную руководительницу, «нельзя ли выбрать самим религию», она ответила, что вся школа уже выбрала «основы светской этики», и ради него одного не будут вести «основы христианской религии»[14].

* * *

Ваше Святейшество, «эксперимент» в том его виде, в каком он был запущен в реальности, разительно отличается от поддержанной Вами и лидерами других традиционных российских конфессий инициативы Президента России от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозных культур и, в качестве альтернатив, «полирелигиоведческого» курса по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны и «основ светской этики».

Ныне реализуемый «эксперимент» - это циничная подмена указанной инициативы крайне вредным перверсивно-религиоведческим проектом, хитроумно и изощренно составленным и воплощенным в жизнь:

- И.И.Калиной, экс-заместителем министра образования и науки России, прославившимся своей пропагандой «планетарного сознания» (судя по всему, квазирерихианского толка) и «валеологии» (идеология, как показала практика, во многих случаях сопряженная с интеллектуальными формами развратных действий с малолетними детьми)[15], рекомендовавшим использовать «для обучения правам человека» пособие «Права человека» (изд-во «Русское слово»), формирующее оскорбительный образ православных граждан, к примеру, в следующем фрагменте: «Школа учит одному, семья же - совсем другому. Или школа заставит мальчика отказаться от Бога, или семья сделает из него святошу. В наше время середины быть не может. А пока будет идти спор, два жернова могут перемолоть, перекалечить жизнь ребенку. Пусть родители веруют, как хотят и во что хотят, но не портят мальчику будущего. Его будущее принадлежит не только им. Волей или неволей они становятся преступниками перед обществом» (с. 112-113);

- А.Я.Данилюком, скандально прославившимся на Калужской конференции в декабре 2007 года своей ксенофобской брошюрой, унизившей человеческое достоинство православных граждан по признаку отношения к религии[16],

- А.М.Кондаковым, «коммерческим мотором» «эксперимента», руководителем издательства «Просвещение»,

- И.М.Реморенко, начальником Департамента Минобрнауки России, который скандально прославился своей активной пропагандой вульгарной идеологии космополитизма[17], своими выступлениями против формирования в школе у обучающихся уважительного отношения к своей стране, Конституции России, Государственному флагу и Государственному гербу Российской Федерации,

- М.М.Шахнович, проповедницей псевдонаучного вульгарно-секуляристского «религиоведения», скандально прославившейся отнюдь не только тем, что выпустила под своей редакцией учебное пособие, в котором обучающимся навязывался следующий антинаучный бред: «христианство зарождалось как религия примирения с Богом-Отцом, но в результате вытеснило Бога-Отца Богом-Сыном и, не удержавшись на высоте монотеистической идеи, сделало много уступок политеизму, введя культ Божьей Матери и Святого Духа»[18];

- А.Г.Асмоловым, ранее публично характеризовавшим практику изучения православной культуры в школах как «изнасилование школы любовью к религии»[19].

Ваше Святейшество, попробуйте узнать, кто конкретно из русских православных людей был допущен к формированию содержания и определению конкретных форм «эксперимента»? Вас ждет глубокое разочарование, ибо таких лиц Вы обнаружить не сумеете.

Представителей Русской Православной Церкви даже близко не подпустили ни к разработке содержания и формы «эксперимента», ни к разработке пособий для учителей, ни к подготовке (или хотя бы даже к контролю за подготовкой) «тренеров-тьюторов» и собственно учителей «Основ православной культуры».

Родители, к сожалению, в большинстве своем не читают учебных пособий, по которым учат их детей. А учителя в регионах, осознающие безумие, творящееся сегодня в школах под прикрытием «эксперимента», просто боятся выступить против. В условиях начавшейся приватизации российских школ неудобных учителей легко превращают в «неугодных» и «негодных»...

Умоляем Вас, Ваше Святейшество, услышать нашу точку зрения и встать на защиту нашего будущего, ибо «эксперимент» в его сегодняшнем состоянии - это откровенная культурная и духовная диверсия. Вы - наша последняя надежда!

С глубоким уважением,

Председатель Правления Т.А. Квитковская


[1] Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 60 с.

Оценки данного пособия подготовлены на основе: Обращение заместителя председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве докт. юридич. наук И.В. Понкина от 22.08.2010 № 7 к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву // <http://www.ruskline.ru/analitika/2010/8/25/neobhodima_kardinalnaya_reviziya/>. – 25.08.2010; Понкин И.В., Соловьев А.Ю. О содержании и направленности учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной культуры» // Как исказили инициативу Президента России. Перверсивное религиоведение вместо религиозной культуры: Сб. материалов. – М.–Таруса, 2010. – 166 с. – С. 52–90.

[2] См., например: Приказ Минобразования Чувашской Республики №1746 от 27.10.2009 «Об участии в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (с изменениями от 11.02.2010 № 139).

[3] Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 95 с.

[4] Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. – С. 429.

[5] Дов Конторер, статья в израильской русскоязычной газете «Вести» от 21.02.2002 (<http://z_archive.tripod.com/kontorer/k22-02-21p.html>).

[6] Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4–5 классы: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с. Авторы (за исключением автора уроков №№ 1 и 30 – А.Я. Данилюка) не указаны.

Оценки данного пособия подготовлены на основе: Понкин И.В. Заключение от 12.12.2010 по учебному пособию для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4–5 классы» // http://www.moral-law.ru; http://www.ruskline.ru/analitika/2010/12/14/posobie_formiruet_nedopustimo_uprowennoe_soderzhanie_ponyatiya_zlo.

[7] Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4–5 классы: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

[8] Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / Б.X. Бгажноков, О.В. Воскресенский, М.Ф. Муртазин, Н.Л. Мусхелишвили, В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.

Оценки данного пособия подготовлены на основе: Обращение заместителя председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве докт. юридич. наук И.В. Понкина от 22.08.2010 № 7 к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву // <http://www.ruskline.ru/analitika/2010/8/25/neobhodima_kardinalnaya_reviziya/>. – 25.08.2010.

[9] Иоффе А.Н., Мишина Е.А., Мацияка Е.В., Пьянкова Н.И., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 52 с.

Оценки данного пособия подготовлены на основе: Понкин И.В., Богатырев А.Г. О содержании и направленности учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур» // Как исказили инициативу Президента России. Перверсивное религиоведение вместо религиозной культуры: Сб. материалов. – М.–Таруса, 2010. – 166 с. – С. 93–126.

[10] Протодиакон Андрей Кураев: «Мухлеж с выбором совершенно откровенный» // <http://www.rusk.ru/news_rl/2010/04/02/protodiakon_andrej_kuraev_muhlezh_s_vyborom_sovershenno_otkrovennyj/>. – 02.04.2010.

[11] 1 апреля в школах начнут преподавать основы религиозных культур // <http://www.regions.ru/news/2279061/>. – 23.03.2010.

[12] Подробнее по этому персонажу см.: Челноков А. Президентский микрочип // <http://www.flb.ru/info/36754.html>. – 29.03.2006.

[13] Цит. по: <http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=88407&message=3378535>.

[14] В Чебоксарах школьникам навязывают изучение светской этики без права выбора – епископ // http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=33314. – 10.12.2009.

[15] См. подписанное И.И. Калиной письмо Минобрнауки России от 15.03.2007 № 03-519.

[16] Данилюк А.Я. Концепция образовательной программы «Духовно-нравственная культура» (1–11 класс общеобразовательной школы). – М., 2007. – 20 с.

[17] К примеру, см.: Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. – СПб.-М., 2005; Реморенко И.М. Идеологический дурман образовательных документов // <http://upr.1september.ru/2002/48/3.htm>; <http://www.eurekanet.ru/ewww/info/581.html>; Реморенко И.М. Потерянное управление // <http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/199>.

[18] Оцен. и цит. по: <http://www.flb.ru/info/36754.html>. – 29.03.2006.

[19] Александр Асмолов: «Люди, как и раньше, живут “поверх барьеров”» // Наследие отечества. – 11.10.2004.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Ситуация с «экспериментом» такова, что впору бить в набат

Учебники по ОПК были очень, очень сырыми! Они могли оттолкнуть сомневающихся учителей в сторону бесцветных учебников по светской этике. Утверждение моё не голословно, тк на кураевском сайте выкладывались главы учебника с предложением редактировать тексты всем, кто может и хочет помочь. Мы с мужем принимали в этом участие и видели, что наши предложения принимались. Но при этом было очевидно, что не только читать надо было ещё раза 3-4, но и многое переделывать. Только тогда была гонка. А вообще не должно быть мешанины, просто разные учебники для каждой религии. Кроме того, многочисленных противников Православия нельзя убедить, их надо "давить интеллектом", грубо говоря. То есть учебников должно быть - стопка - на каждый класс (не на 4-5, а до 11-го), и они должны быть интересными, содержательными, красивыми, грамотными, объективными и тд. Мы же, как всегда, поспешили и ...Сами знаете
чистякова / 08.04.2012, 20:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
23.04.2024 22:27
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.04.2024 21:02