В конце июля в Баварии состоялось общее собрание Князь-Владимирского братства, на котором говорилось о судьбе уникального иконостаса храма, принадлежащего Русской Православной Церкви Зарубежом, в курортном городе Бад-Наугейме. В 1908 году храму братства, построенному в Бад-Наугейме, куда приезжали на лечение многие русские, был подарен уникальный иконостас из Саровской пустыни, перед которым когда-то молился сам преподобный Серафим. На собрании братства особое внимание было уделено необходимости реставрации иконостаса; рассматривался вопрос и о том, возможна ли передача иконостаса в Саровскую пустынь. Об этом иконостасе, о том, чем занималось в последние два года Князь-Владимирское братство, - беседа с секретарем братства Софьей Васильевной Рар. Она проживает в баварском местечке Халльбергмоос и является членом Вознесенского прихода городов Дахау и Мюнхена Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Софья Васильевна - дочь Василия Васильевича Орехова (1896-1990), русского зарубежного военного и общественного деятеля, публициста, одного из издателей журнала «Часовой», члена Русского общевоинского союза (РОВС), основателя Русского национального объединения (РНО). Она родилась в 1932 году на Западе, но в феврале 2001 года приняла российское гражданство, а годом раньше подарила редкие издания из библиотеки своего отца Российскому фонду культуры в Москве.
- Софья Васильевна, ваш покойный отец тоже был членом Князь-Владимирского братства?
- Нет, последние годы жизни отец провел в Бельгии, но он получал наше издание «Братский вестник» и всегда интересовался жизнью нашего благотворительного общества.
- Общее собрание братства ежегодно проходит в баварском курорте Бад-Киссингене. Какие вопросы решали на недавнем собрании члены братства? И, кстати, сколько их числится в настоящий момент?
- Официально в братстве сейчас числится 45 человек, но с учетом летних отпусков и болезней отдельных членов организации на общем собрании присутствовали всего 15 человек. Кстати, в последние годы произошли некоторые изменения в составе общества: более половины его членов теперь представляют Московскую Патриархию. Остальные считают себя прихожанами храмов Русской Зарубежной Церкви, в лоне которой долгое время находилось наше братство. По традиции подобных собраний мы сначала заслушали отчеты председателя, казначея, ревизионной комиссии и утвердили смету на следующий год. Данное собрание было особенным, потому что на нем мы выбирали на предстоящие три года новое правление и ревизионную комиссию. Председателем братства остался Дмитрий Рар.
- В 2008 году мы уже беседовали с Дмитрием Раром о состоянии дел в братстве. С той поры произошли ли в вашем обществе какие-то значимые события? Может быть, появились новые направления его деятельности?
- Пожалуй, стоит сказать о развитии некоторых направлений деятельности братства. Они напрямую связаны с уходом за старыми русскими захоронениями и памятниками на территории всей Германии. Мы желаем поддерживать и развивать духовные отеческие традиции, и с этой целью пытаемся найти новых партнеров для сотрудничества не только на немецкой земле, но и в самой России. Кое-что мы уже сделали: наладили сотрудничество с Российским фондом культуры и Государственным архивом Российской Федерации. Для всех нас очень ценно, что Русское общество Санкт-Петербурга помогает нам ухаживать за могилой основателя братства протоиерея Алексия Мальцева на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге. Этим благородным делом занимаются ныне директор Санкт-Петербургского института богословия и философии Петр Иванович Сапронов, а также сотрудники этого научного центра - семейная пара Татьяна и Олег Ивановы.
А в стране своего пребывания братство наладило связи с Посольством Российской Федерации в Берлине. Мы ведем переговоры о том, чтобы братство стало официальным партнером Министерства иностранных дел России по уходу за воинскими захоронениями и памятниками на территории ФРГ. Однако даже эти новые направления в работе нашего братства в значительной мере зависят от наличия денег в нашей казне. Как известно, в начале своего существования наше братство зарекомендовало себя благотворительным обществом и получало немалые пожертвования от богатых людей из России. Сегодня финансовый вектор братства едва достигает начальных величин.
- Какие же текущие решали вы на этом собрании?
- Мы обсуждали две важные темы. Первая - о дальнейшей судьбе уникального иконостаса из братской церкви во имя святого Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в городе-курорте Бад-Наугейме, что недалеко от Франкфурта-на-Майне. Вторая - налаживание конструктивных отношений между братством, являвшимся когда-то старым и полномочным хозяином Тегельского участка в Берлине, и его новым хозяином в лице настоятеля и прихожан, посещающих на этом участке церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, построенную еще при жизни основателя братства протоиерея Алексия Мальцева (1854-1915).
- В чем же ценность и чем интересен для православных людей иконостас из церкви Бад-Наугейма?
- Во-первых, это уникальная православная святыня из Зосимо-Савватиевской церкви Саровской пустыни, оказавшаяся в Германии еще до роковых событий 1917 года. Церковь, которой он принадлежит сейчас, расположена на том целебном месте, куда в конце XIX и начале XX века ежегодно приезжали «на воды» многие русские, среди которых были очень знатные особы, а также известные деятели русской литературы и искусства. Только в 1902 году в Бад-Наугейме лечилось из России 2540 человек. Годом раньше пребывавшие на этом курорте русские, англичане и американцы устроили в гостинице «Augusta Victoria» благотворительный концерт, положивший начало сбору средств на сооружение православной и англиканской церквей. Половина из собранных тогда 4000 марок предназначалась на строительство будущего православного храма. В начале июля 1902 года на собрании, где присутствовали 22 человека из России, председательствующий священник Иоанн Альбов из Санкт-Петербурга открыл подписку для сбора денежных средств. Временно в центре города арендовали пустовавшую тогда Рейгардскирхе, построенную еще в 1732-1733 годах.
Почетным председателем строительного комитета будущей церкви стал епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев), который и пожертвовал для новой церкви в Бад-Наугейме иконостас из Саровской пустыни, перед которым когда-то молился и сам преподобный Серафим Саровский. Впервые епископ сообщил об этом своем намерении в первой декаде октября 1907 года, заверив, что пришлет этот уникальный иконостас в Бад-Наугейм в качестве дара храму.
- Это уже произошло после прославления в России преподобного Серафима Саровского и сооружения нового храма в Саровской пустыни?
- Выходит, что так. И вот уже на следующий год в середине апреля прибывает из Арзамаса в одиннадцати деревянных ящиках знаменитый иконостас. Специалисты отмечают, что он изготовлен в стиле ампир предположительно около 1805 года по указаниям самого преподобного Серафима Саровского. 8/21 июля 1908 года по завершении внутренней перестройки церковь была освящена как православный храм во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского, и преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Сохранились сведения, что на это событие откликнулась специальной телеграммой святая великая княгиня Елисавета Феодоровна. В присланной в Бад-Наугейм телеграмме она выразила свою поддержку этому важному событию в истории Православной Церкви в Германии. По этому поводу отец Алексий Мальцев оставил в документах братства такую запись: «Сохраним память об этом событии из рода в род и до скончания века!» Из архивов нам стало известно, что 12 и 28 августа 1910 года православный храм в Бад-Наугейме посетил святой император Николай II с семьей. Это означает, что царь также молился перед этим уникальным иконостасом.
- Сохранилось предание, что именно перед этим иконостасом произошло чудо, когда преподобный Серафим, будучи еще диаконом, вдруг увидел, как во время ектении в храм явился Сам Спаситель и вошел прямо в иконостас.
- Этот уникальный деревянный иконостас XVIII века знаменателен еще и тем, что на его боковых диаконских дверях сохранились весьма редкие изображения Аарона - старшего брата Моисея и первого еврейского первосвященника, а также царя Салимского и «священника Бога Всевышнего» Мелхиседека. Четыре большие иконы Святой Троицы, Божией Матери, Спасителя и преподобного Серафима Саровского были написаны уже в начале ХХ века, после прославления святого.
- К сожалению, об иконостасе недостаточно знают и православные в самой Германии. Службы в Бад-Наугейме проходят раза два в месяц. Собственного прихода в городе сейчас нет, и молиться сюда приезжают из других городов. А известна ли история этого уникального иконостаса, хранящегося ныне в храме, который с 1938 года относится к Германской епархии РПЦЗ, верующим в России и, в частности, духовенству Сарова?
- Думаю, им во всех подробностях известны все исторические факты, связанные с этим иконостасом. Признаюсь, что сейчас он находится в плачевном состоянии и поэтому нуждается в срочной реставрации. Для этой цели требуется определенная сумма денег, которой, увы, у нынешнего владельца иконостаса - Князь-Владимирского братства - в достатке нет. Русская эмиграция в настоящее время, как вы знаете, совсем не богата. Поэтому, исходя из финансовых трудностей, братство решило привлечь внимание к иконостасу на его «исторической родине». Наладили должные связи с нынешним духовным руководством Саровской пустыни и Нижегородской епархией. Весной этого года к нам в Бад-Наугейм приезжала делегация из 19 человек во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Гости познакомились с нашим храмом и его удивительным иконостасом. А совсем недавно владыка Георгий сообщил руководству братства, что в Сарове началось восстановление церкви святых Зосимы и Савватия, где до 1908 года находился наш иконостас. Учитывая, что иконостас тесно связан с преподобным Серафимом Саровским, архиепископ Георгий выразил желание «восстановить связь времен», предложив нам возвратить в Россию иконостас на его историческое место. Пусть, мол, в новой церкви хранится сокровенная часть от первоначального храма.
- И как же отнеслись участники недавнего собрания братства к этому предложению из России?
- По данному вопросу уже 5 июня проводилось экстренное собрание. После дискуссий и обсуждений большинство членов братства высказалось отрицательно. Аргументация оппонентов из числа членов общества такова: иконостас был подарен церкви братства, а не тайно вывезен из России в годы лихолетья. Высказывались и такие суждения: храм в Бад-Наугейме много потеряет, если в нем будет отсутствовать уникальный иконостас или на его месте окажется установленная россиянами точная его копия. Наша проблема заключается в том, что уникальный иконостас-подарок нуждается в безотлагательной реставрации, на что, повторюсь, у нас нет достаточных денежных средств. Правда, отдельные немецкие учреждения как бы и готовы взять на себя расходы по реставрации иконостаса, но на деле они что-то не очень торопятся с реализацией этого проекта.
- В 1995 году братство передало Московскому Патриархату «Мемельский», или так называемый «походный Суворовский», иконостас, хранившийся в домовом храме в Гамбурге.
- Этот «Мемельский» иконостас уже три года как установлен в нижнем храме нового собора Христа Спасителя в Калининграде.
А по поводу Саровского иконостаса наше общее собрание решило поступить так: направить всем членам циркулярное письмо-опросник для выявления коллективного мнения, которое и ляжет в основу принятого братством однозначного решения. Притом мы хотим дополнительно изучить реальные предложения и планы архиепископа Георгия. Возможно, речь будет идти только о боковых диаконских дверях иконостаса. Они как оригинал могут быть отправлены в Россию, а взамен их нам сделают их копию и вдобавок отреставрируют весь иконостас. Однако наше Братство уверено, что согласно законам действующего ныне в Германии Общества охраны памятников никогда и ни при каких условиях его руководство не разрешит вывезти из страны весь иконостас: святыня и Бад-Наугейма! Где пребывать иконостасу: в Германии или в России? - еще вопрос.
- На общем собрании братства обсуждалась еще одна тема - о налаживании контактов братства с приходом храма святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине-Тегеле, где расположено русское православное кладбище.
- В 2006 году, 10 ноября, братство было восстановлено как собственник его бывшего участка с храмом и кладбищем в Берлине-Тегеле, которым, как известно, общество владело до Второй мировой войны. Мы выкупили этот участок у городских властей за 6600 евро, причем эти деньги были взяты не из нашей кассы (она была почти пуста!), а их пожертвовали пять членов нашего братства. Однако прихожане храма насторожились и очень забеспокоились. Они якобы ничего не знали о нашем существовании и посчитали наше братство какой-то... «масонской ложей». Председатель братства специально выехал в Берлин и, как мог, пытался на месте успокоить приход. К счастью, протоиерей Сергий Силаганов принял наше приглашение участвовать в дискуссии. Он изложил свою точку зрения, а братство - свою. Последнее решило налаживать более тесные связи с приходом, расположенным в Берлине-Тегеле, Wittestraße 37, найти темы и области для совместного сотрудничества. К нам совершат паломничество верующие из Берлина, а потом мы посетим Тегель. Там мы проведем общее собрание нашего общества. Хорошо, если бы оно пополнилось после этого новыми членами из прихода. Сам приезд отца Сергия в Бад-Киссинген и его выступление вселили надежду, что в ближайшем будущем всякие недоразумения и непонимание друг друга уйдут в прошлое.
- Мне как-то пришлось беседовать с теми, кто демонстративно покинул братство в середине 1990-х годов. Они считали, что общество сейчас совсем иное и от прежнего унаследовало только его название. Благотворительный аспект деятельности братства почти не присутствует. Другие склоняются к тому, чтобы все его имущество, включая недвижимость, передать РПЦЗ. Притом люди хотят видеть сегодня руководителем братства не мирянина, а авторитетного в православной Германии церковного деятеля и обязательно - священнослужителя. Так, мол, было со дня основания этого общества. Как вы думаете, может такое случиться, что в виду старения нынешних членов братства когда-нибудь это общество вообще упразднится?
- Не думаю. Пока я жива, хотя мне уже под восемьдесят, и пока активно работает его нынешний председатель Дмитрий Рар, которому только пятьдесят, наше братство, надеюсь, будет здравствовать!
С Софьей Рар беседовал Анатолий Холодюк