Александр Невский и его брат Андрей

Ответ на статью «История о том, как святой благоверный князь Александр российского либерала обидел»

От редакции. Ответ Владимира Куковенко на статью Виктора Саулкина «История о том, как святой благоверный князь Александр российского либерала обидел» содержит точку зрения противоположную позиции не только В. Саулкина, но и редакции РНЛ, а аргументация автора, на наш взгляд, скорее будет близка либералам-западникам. И, тем не менее, мы считаем полезным публикацию этой статьи, во-первых, потому что она интересна сама по себе, во-вторых, потому что считаем важным продолжение разговора о цивилизационном выборе пути развития России, и в-третьих, так как надеемся, что авторы и читатели РНЛ не останутся равнодушными и вскоре последует достойный «ответ на ответ».

 

Виктор Саулкин затронул один из сложнейших вопросов русской истории. Насколько он важен для русского человека, свидетельствует те яростные споры, которые постоянно ведутся и по поводу личности Александра Невского, и по поводу его политики сближения с монголами. Но в этих спорах практически никогда не упоминается младший брат Александра, Андрей Ярославич, который был убежденным противником монголов. Можно смело сказать, что он был политическим антиподом своего брата. Согласно современным историческим представлениям его следует отнести к «западникам» и, даже, либералам, что воспринимается почти как каинова печать на делах и поступках князя Андрея. Но, поиск союзников в христианской Европе для защиты от диких монголов-язычников, разве не является свидетельством естественной и нормальной внешней политики? И внутренне соглашаясь с его выбором, разве тем самым мы предаем свое отечество?

Статья Саулкина заставила меня высказаться об этом несправедливо забытом русском князе и по некоторым другим вопросам отечественных исторических мифологем.

***

Св.блгв.кн.Александр НевскийМладшему брату Александра Невского, Андрею Ярославичу, в отечественных летописях уделено всего лишь несколько строк, что подчеркивает незначительность его деяний и свидетельствует о той весьма скромной роли, которую он играл в политических делах своего времени. В нашей истории он оказался полностью заслонен своим старшим братом, который был провозглашен и национальным героем, и святым, и мыслителем государственного уровня, сумевшим в тяжелейшей обстановке своего времени найти единственно правильный политический путь.

Пусть это и так, но все же имя князя Андрея достойно и памяти, и похвалы, поскольку с ним связана, хотя и неудачная, и трагическая, но все же необыкновенно смелая попытка освобождения от ордынской зависимости.

Вооруженное выступление князя Андрея против завоевателей еще не нашло в отечественной истории своей должной оценки, что вызывает определенные вопросы. За двести сорок лет владычества татар русская история знает не так уж и много подобных выступлений, и одно это должно было привлечь внимание к князю Андрею. Но историки незаслуженно умолчали о нем, объявив его не слишком умным деятелем, заносчивым правителем и просто никчемным человеком. Отсюда следовало, что и его борьба с монголами едва ли могла заслуживать какого-либо одобрения. Тем более, что он потерпел поражение и, тем самым, обрек свое княжество на жестокое разорение. Но поражение не является причиной осуждения смелого порыва князя Андрея. Дмитрий Донской, спустя сто тридцать лет хотя и добился первоначально успеха на Куликовом поле, но при этом полегло так много русских ратных людей, что, практически, Московское княжество некому было защищать. И татары без труда разорили его и вновь подчинили себе на следующие сто лет. Но разве князь Дмитрий осуждается за это, откровенно говоря, несвоевременное выступление? Нет, поскольку его выступление было продиктовано святым желанием дать независимость своей родине. Во имя этого прощаются ему историками и некоторые военные неудачи, предшествующие Куликову полю, такие как сражение с татарами на Пьяне (1377 год), во время которого без славы и без пользы полегло огромное число русских ратников.

Теми же чувствами защиты своей родины руководствовался и князь Андрей. Поэтому не вполне справедливо, и с исторической, и с патриотической точки зрения, осуждать его за этот безрассудный, но достойный уважения порыв.

В нашей истории укоренился миф о том, что для Руси в то время опасность с запада была значительно сильней, поскольку грозила истребить сам дух русского народа. Но с этим можно и не согласиться, поскольку эта опасность обозначилась лишь несколькими вооруженными нападениями на русские пределы, причем отряды нападавших были малочисленны. Как полагают историки, шведов, которые прибыли в устье Невы в 1240 году было не более пяти тысяч. Немцев и их союзников в битве на льду Чудского озера было около десяти тысяч, если не меньше (некоторые современные исследователи считают, что около полутора тысяч). Такие силы едва ли представляли серьезную угрозу для русских северных княжеств, не говоря о всей Руси. Во всяком случае, для их отражения хватило сил одного Новгородского княжества. Были захвачены некоторые порубежные города, в том числе и Псков, но вскоре их успешно вернули. Разве можно усмотреть в этом, относительно, слабом давлении с запада, опасность полного порабощения не только всех русских земель, но и самого духа русского народа? Это были заурядные пограничные конфликты, которыми так богата история средневековья, и которых не избежало ни одно государство Европы. Такие же набеги на своих западных соседей делали и русские князья. Но, тем не менее, отечественные историки эти незначительные порубежные столкновения представили на страницах своих трудов как мощнейшую военную экспансию Запада на Русь. И эти представления прочно укоренились в сознании русского человека.

О незначительности военных столкновений на западных границах Руси говорит и то, что западноевропейские хроники хранят полнейшее молчание о битвах на Неве и Чудском озере. О первой из них умалчивают и русские летописцы, современники тех событий. Лишь о Ледовом побоище сохранилась краткая запись в Лаврентьевской летописи. Да и та сделана таким образом, что на первый план выдвигается не князь Александр, а его брат Андрей: «В лето 6750 (1242). Великий князь Ярослав послал сына своего Андрея в Новгород Великий в помощь Александру против немцев, и победили их на Плесковском (Псковском) озере и взяли большой полон; и возвратился Андрей к отцу своему с честью».

Вот и все, что можно узнать из ранних русских летописей об этих столкновениях. И только в более поздних летописях, как результат переосмысления событий под влиянием новых исторических представлений, акценты были смещены и эти сражения представлены эпохальными и судьбоносными для всей Руси и дальнейшей русской истории.

В то же время, с востока на Русь нахлынули дикие орды, исчислявшиеся сотнями тысяч. После себя они оставляли пепел и безжизненные пространства, угоняя русских пленников на невольничьи базары. Когда не оставалось населения после набегов монголов, то можно ли говорить о том, что русский дух оставался сохраненным? И где он сохранялся - среди русских рабов на неизмеримых просторах Азии? Или среди трупов?

Так какая же опасность была страшнее для Руси? Ответ очевиден.

Эти неправильно расставленные исторические акценты ведут свое происхождение от оценки ситуации церковными деятелями Руси. В случае захвата русских земель католиками, православная церковь ожидала своей неминуемой гибели, или полного подчинения унии. Именно эта гипотетическая опасность (которая за всю историю России так и не приобрела реальные формы!) в течение нескольких веков настолько страшила православных иерархов, что они чуть ли не с умилением взирали на диких монгол, безжалостно уничтожавших русских людей, но позволившим оставшимся в живых молиться по греческому закону.

Вначале степняки предавали кровавому разорению русские села и города вместе с церквями и монастырями и так же неистово уничтожали духовенство, как и прочих жителей. Но потом сообразили, что духовных лиц следует щадить, поскольку те очень удобны для насаждения смирения в покоренном народе, и стали выдавать им охранные ярлыки. Впоследствии такая циничная политика одних и предательски-трусливое поведение других было представлено некой гармонией духовного сосуществования двух народов. Именно эта ложно понятая и ложно истолкованная гармония толкала церковь на то, чтобы молиться за своих поработителей. Судьба русского народа едва ли принималась здесь в расчет.*

*В 1382 году эта «идиллия» между монголами и русской церковью закончилась. Хан Тохтамыш, захватив Москву, в первую очередь повелел убивать духовенство, вышедшее к нему навстречу в ризах и с крестами. Видимо, в наказание за то, что оно не до конца смирило русский народ. Были преданы страшному разорению все церкви и монастыри. Но даже после этого наглядного вразумления русское духовенство не нашло в себе мужества призвать русский народ к всеобщему восстанию.

Более нелепой оценки исторической ситуации трудно представить, но, тем не менее, она укоренилась и в исторической науке и в сознании многих людей на многие века.

Александр Невский, проводивший в силу определенных обстоятельств сознательную политику союза с монголами и вооруженного противостояния своим западным соседям, необыкновенно удачно вписался в эти представления. И за это был объявлен и политическим провидцем, и святым. Андрей Ярославич, который был склонен к союзу с западными странами и к вооруженному противостоянию монголам, такой чести не удостоился и даже был очернен в глазах потомков. Не был удостоен святости и Даниил Галицкий, единственный русский князь, отстоявший свое княжество в столкновении с монголами. Казалось бы, именно ему самое место в синодике православных святых за неустанные ратные труды по защите родной земли. Но и он не был отмечен православной церковью, поскольку искал союзников все там же, в католической Европе, и даже высказывал намерения в пользу унии.

Подобная неприязнь русской православной церкви к католичеству была воспитана у русских иерархов греками, которые принесли на Русь не только свет истинной веры, но и фанатичную и устойчивую ненависть к «латинству». Не буду судить о том, оправданна или нет подобная рознь христианских церквей, но несомненно, что это ожесточенное духовное противостояние создало множество нелепых и трагических ситуаций. В этом плане весьма показательна печальная и бесславная история заката Византийской империи.

В середине XV века, когда османы вытеснили византийцев из Малой Азии и готовились к штурму Константинополя, трезвомыслящие греческие политики обратились за помощью к папе Римскому, надеясь на организацию им крестового похода. В ответ на это множество православных священников в Византии стали исступленно убеждать своих соотечественников в том, что лучше склониться перед турками-мусульманами и быть их рабами, чем принять военную помощь от «латинян». Неимоверно раздутая догматическая рознь христианских церквей все заслонила в глазах этих людей. Страх перед завоевателями и эти проповеди настолько смутили и запутали умы греков, что перед лицом величайшей опасности они проявили какую-то поразительную массовую пассивность и крайнюю степень покорности судьбе. Стены Константинополя защищали лишь императорские наемники и немногочисленные отряды из Европы. Жители города с более чем стотысячным населением в этой защите участие не приняли. Константинополь был взят, а его население, в том числе и священники, были самым бесчеловечным образом вырезаны. Так бесславно закончилось существование некогда великой империи.

Что получил греческий народ и греческая церковь от подобного противоестественного исторического выбора? Можно ли говорить о том, что турки бережно сохранили дух греческого народа?.. Утверждать эту нелепость было бы величайшим заблуждением. В течение нескольких сот лет и греческий народ, и его церковь влачили под властью османов самое жалкое существование, наполняясь рабским духом и подвергаясь не только всевозможным унижениям и позору, но и систематическому уничтожению. И подобное пребывание в страхе и нищете продолжалось до тех пор, пока ненавистные им «латиняне» не потребовали от Турции предоставить независимость Греции.*

*Тирания турок над христианским населением Греции стала настолько нестерпимой, что в 1821 году греки подняли восстание. Отдельные греческие иерархи уже осознавали всю пагубность безмолвной покорности, и именно они первыми призвали к вооруженной борьбе. Почти четыреста лет рабства, национального и религиозного унижения наконец-то заставили их реально оценить ситуацию и не испытывать иллюзий в отношении мирного и гармоничного существования с миром ислама.

25 апреля 1821 года митрополит Патрский Герман водрузил в Калаврите знамя народного восстания и обратился к грекам со следующим воззванием: «Героические сыны геройских отцов! Пусть препояшется каждый мечом своим, потому что лучше пасть с мечом в руках, нежели видеть бедствия отечества и оскверненные святыни! Ну же! Разорвите оковы, сокрушите иго, которое возложили на вас, потому что мы - наследники Божий и сонаследники Христовы! Дело, которое вы призываетесь защитить, есть дело Самого Бога».

По существу, это было призвание к крестовому походу. О подобных воззваниях патриарха Константинопольского в год восстания ничего не известно, поэтому можно предположить, что он проявил в этом вопросе чрезмерную осмотрительность, которую можно расценивать как малодушие.

Это восстание турки потопили в крови, предав неслыханному уничтожению население страны. Наиболее страшное и наиболее массовое уничтожение греков произошло на острове Хиос (так называемая резня на острове Хиос). Из 100 000 населения этого острова после чудовищной резни в живых осталось не более 1800 человек. После своей победы турки продавали греков на невольничьих рынках десятками тысяч. Греческому населению грозило полное уничтожение.

Но здесь вмешались европейские государства. 6 июля 1827 года представителями Англии, Франции и России была подписана конвенция, в которой было предложено настаивать на немедленном заключении мира между греками и Портой. Турция отвергла предложение, и тогда соединенная эскадра России, Великобритании и Франции нанесла сокрушительное поражение туркам в морском сражении при Наварине. В мае 1827 года русские войска перешли Прут и начали военные действия против Турции. В августе этого же года французский корпус в 14000 человек высадился на берегах Мореи и изгнал оттуда турецкий гарнизон. Не выдержав военного давления, Турция через два года, на Лондонской конференции 1830 года, была вынуждена признать независимость Южной Греции.

Остальные греческие территории постепенно возвращались Греции еще в течение ста лет, вплоть до середины XX века. Но все же, большая часть земель, некогда могущественного и обширного государства, осталась во власти мусульман.

Спасение Греции силами христианских государств наглядно показало, что христианский дух выше догматической розни, и что последняя может быть успешно преодолена без особых усилий.

К подобной покорности и к этому же непонятному и неоправданному пренебрежению Западом призывали и русские священники во время ордынского господства. Поэтому князь Андрей Ярославич едва ли мог пользоваться их симпатией. Не изменилось к нему отношение и в конце XV века, когда Русь наконец-то нашла в себе силы сбросить ордынское иго. Видимо, о его подвиге в то время уже основательно забыли.

Внушенный русским духовенством отрицательный взгляд на этого князя пережил века и стал настолько устойчивым, что без изменения вошел и в художественную литературу. Знаменитый исторический писатель Алексей Кузьмич Югов (1902-1979) в своей некогда известной эпопее «Ратоборцы» без должного критического осмысления подхватил эти идеи и превратил Андрея Ярославича в одного из отрицательных персонажей. Едва ли замечая свою непоследовательность, Югов с восторгом описывает грузинского князя Джакели,* вступившего с монголами в неравную борьбу, восхищается его мужеством и жертвенностью. Но те же качества романист в упор не видит в русском князе, и желание Андрея Ярославича бороться с ордынцами представляет в своем романе как результат его политической недальновидности и непомерной спесивой заносчивости. Какая-то поразительная слепота или поразительная предвзятость в оценке одних и тех же деяний!

* Кваркваре Джакели, один их грузинских князей, действительно воевал с монголами, потом признал их власть. Позднее он участвовал в неудачной попытке организовать антимонгольское восстание. Как кажется, этим и исчерпываются все его достоинства. Но, тем не менее, на страницах своего романа Югов не скупится на дифирамбы в честь этого князя. Дело видимо в том, что книга писалась еще при жизни Сталина (вышла в печати в 1948 г.), и Югов нашел способ польстить «кремлевскому горцу», представив его соотечественников безукоризненно благородными воинами, доблестными защитниками родины, не склонными ни к каким сомнительным компромиссам с врагами. Князь Андрей Ярославич, к сожалению, оценивался им по другим меркам.

Если отказаться от этих предвзятых мнений, которые несут на себе явную печать идеологических установок своего времени, то князь Андрей Ярославич и его поступки предстанут перед нами в несколько ином свете. Возможно, более объективном. И нам удастся разглядеть в нем то, что не заметили современники и позднейшие историки - его искреннюю боль за свою растерзанную дикими степняками Родину. И его жертвенный героизм.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

89. Re: Александр Невский и его брат Андрей

Читал и ощущал: разговор не об истории - о Вере. Особенно в истории 19 в. о греках и "любвеобильных братьях латинянах" душа "непредвзятого" автора полностью раскрылась. (Вот только с Кипром неувязочка до сих пор длится. Изучите, пожалуйста.) Вывод: Просто маловерный. Или неверный?

Георгий Р / 15.11.2010 04:54

88. Re: Александр Невский и его брат Андрей.

Спасибо форумчанам, очень интересно было почитать экскурсы в истрию Руси. А что касается статьи, то на мой взгляд - это ПОЗДНЕР-2.

87. Пану Куковенко

Не обижайтесь на форумчан ! На РНЛ часто появляются разноокрашенные провокаторы и приходится соответственно реагировать. Если Вы честно пытаетесь разобраться, то - Бог в помощь! Например ,Валишевский многие вопросы удачно осветил и вполне достоин уважения,хотя и польский католик.Для того,что бы состоялся конструктивный диалог, Вы должны учитывать православный менталитет - для нас князь Александр не просто исторический деяталь,но и общечтимый Святой. Кстати, Вы сами к какой конфессии относитесь? До сих пор не понимаю и потому воспринимаю не серьезно и еще колкости говорю.А обсудить политику св. благ. Князя можно,но ответственно и аргументированно.

Бибиков Н.Г. / 13.11.2010 10:27

86. Игорю Журавлеву

Я длинные тексты писать не люблю. Потому выражаю благодарность за пост 83. Абсолютно согласен по вопросу о численности монгольской армии. Уважаемому Провинциалу не хотелось ломать песню, имеющую право на существование, потому и не встревал ранее. Мощь армии не зависит от численности.В битве при Калке 2 тумена (штатная численность 20 000 чел) ,после трехлетнего похода с непрерывными боями , столкнулись с обьединенной армией русских князей ( 60-70 тыс.) и результат самый плачевный. 60 000 монгол контролировали Китай с 50 миллионым населением.Составляющие боевой эффективности могут быть описанны отдельно.

Бибиков Н.Г. / 13.11.2010 09:51

85. Я прошу,

нет я умоляю: ну хоть что нибудь по существу, волнодумец!

Игорь / 13.11.2010 08:45

84. Луцию и Игорю

Ну вот, только я взял себя в руки и стал избегать инвектив в адрес оппонентов, как в мой адрес посыпались хульные слова: и коровье бешенство, и остеопат и, даже, либерал.Последнее очень обидно. Опомянтайтесь, панове! Я уже говорил где-то, что я честный вольнодумец. И что за странная манера у вас, Луций, произнося поносные слова в мой адрес, обращаться к третьему лицу? Уж говорите все, что наболело, глядя мне в глаза.

83. Владимиру Куковенко от Журавлёва Игоря

Ну, конечно же, Вы либерал ни потому, что не ответили на мой пост. Ваше состояние гораздо опасней. На мой взгляд, либерализм сродни «коровьему бешенству». Что бы ни заразиться или излечиться, нужно тщательно обрабатывать потребляемые идеи. Не «хавать» без разбора всё, что красиво блестит, а думать и анализировать. Да, для этого надо уметь и думать, и работать с большими массивами знаний, и делать не противоречивые вывода. Да либерализм поражает, в первую очередь, именно те отделы мозга, которые отвечают за мыслительные способности. Но Вы боритесь. Хорошо помогают пешие прогулки особенно по историческим местам России. Рекомендую пройтись от Старой Рязани до Торжка, через Коломну, Москву, Владимир и прочая, прочая, прочая. Дополнительно хорошо употребить школьные курсы по математике, физике, химии, географии и биологии. Лучше берите старую не либеральную литературу. А теперь позвольте вернуться к делу. 1. Признаки сдачи страны татарам Всё, что Вы перечислили, является мягкой формой вассалитета. Конечно, с точки зрения европейского баронства это иго, поскольку нельзя даже удовлетвориться за счёт соседа, его жены и дочерей. Истинное иго, вот только где сейчас Прованс и Бургундия, Бавария и Саксония. Европейский вассалитет уничтожил не только эти государства, но и народы. А у нас все живы и мордва, и меря и другие. Насчёт церкви порадовали. Ну не ожидал, что государственное регулирование конфессий и межкофессональных отношений признак чужеземного ига. 2. Возможное успешное противостояние монголам Только истинный либерал может приводить в пример Даниила Галицкого. Ну, побегал он от Бурундая и пошёл получать ярлык. Затем ещё один получил, из Рима. И уже при его внуке Юрии Львовиче все это недоразумение, королевство Галиция, прекратило существование. Какая прозорливость, какой государственный ум, какой пример истинным либералам в государственном строительстве! А уж, что выросло из славных сподвижников Даниила к нашему времени. Украина не нарадуется на галичан, истинных двигателей прогресса, науки и демократии. А вот по поводу численности монгол я согласен. Думаю, их было ещё меньше чем у Вас и Ваших оппонентов. 3. Относительно вашего камня в сторону Европы Ну не можете Вы понять, что у нас Русская культура, а не Азиатская (это вообще как) или Европейская. И никакие примеры заимствований и влияний ничего не доказывают. Вообще ничего. Пример: штаны в Европу пришли от скифов. Все нобелевские лауреаты мужского пола от науки носят штаны. Вывод: все нобелевские лауреаты являются, в буквальном смысле этого слова, носителями Азиатской культуры. И это самый простой пример либерального подхода к науке история. 4. Любопытное упоминание об идеологии татар Ну, дорогой друг, (это я толерантность демонстрирую) не передёргивайте мои слова. Речь шла о принятие Ордой ислама и мгновенно возникшем противоречие Руси с исламской Ордой. Речь пошла о сохранении души народа. Так же речь о душе идёт и при столкновении с католицизмом или протестантством. Теперь к этим старым идеологиям добавился и либерализм. 5. Под современными хазарами я имел в виду исключительно российский режим (ВОР). А я, что, по-вашему, имел ввиду? Или Вы считаете, что чиновники держат свои состояния в ракушках племени Мумба-Юмба? Кто платит, тот и танцует. А то, что либералы и есть главные носители своих долларовых ценностей, даже не обсуждается. Извините за излишний сарказм, грешен при общении с либералами не могу удержаться.

Игорь / 13.11.2010 12:39

82. Re: Александр Невский и его брат Андрей

Куковенко пишет "Я имел в виду культурное влияние. Неужели будете отрицать, что русская культура – это культура не азиатская, но европейская? " - о какой культуре он говорит? Если о его собственной. которую он показывает в дискуссии, то я даже не знаю, как ее определить. Но точно не европейская. А вот это у него ключевая фраза. Я все поняла Куковенко - ОСТЕОПАТ истории. Русской. Только вот осторожности ему не хватает. Топорно, прямо как у Митрофанова. "Я не за то, чтобы все рубить с плеча и разрушать. Но надо начинать, пусть и осторожно, и разумно перемещать акценты в нашем прошлом"

lucia / 13.11.2010 12:20

81. Провинциалу (80)

В отношении Александра я разделю вашу точку зрения. Да, он - человек компромисса. Оносительно его искренней любви к русскому народу - сомневаюсь. Он происходил от той ветви Мономаха, которая наиболее роднилась с половцами. Весьма любопытно, что его отец, Ярослав, никогда не участвовал в походах против половцев. Исключением является его поход в 12 лет, и то, вынужденный. Он не участвовал ни в битве на Калке, и ни в одном (!) сражении с монголами. Чем это объяснить? - затрудняюсь с ответом. Возможно, некая генетическая симпатия к кочевникам. Именно эту симпатию демонстрирует и Александр. Он как-то быстро находит с ними общий язык... Русский народ был для него всего лишь необходимой средой, в которой он властвовал. Вспомните, как он резал уши, носы и языки новгородцам, за то, что они не хотели пускать численников. Поэтомсу делать из него национального героя как-то не совсем корректно. Нет кристальной чистоты помыслов в его действиях. Теперь относительно современной Европы. Под действием мирового кагала она страшно извратила свои ценности. Полагаю, что удар на европейцев кагал обрушил с огромной силой, превосходящий даже тот, что они обрушили на нас. Но многие из нас впадают в заблуждение, когда смешивают кагальный тип поведения и действий с подлинной ментальностью европейцев.Я считаю, что это временное состояние Европы, она проснется и проявит свое настоящее лицо, без кагального грима. Именно эту Европу я и имею в виду.Европу Канта, Гегеля, Гете, Юнга... (Во, одни немцы!) Кстати, о немцах. В Германии есть трезвомыслящие люди, которые видят необходимость сближения с Россией. И не только экономического, но и духовного. Видимо, не все воспринимают нас по тому гриму, который на нас нанесли кагальные гримеры.Это радует. Давайте заглянем на несколько десятилетий вперед. Очевидно, что мир стоит на грани крупномасштабных столкновений конфессионального, национального и, даже, расового плана. Где ослабшая Россия будет искать себе союзников? Не думаю, чо в Азии и Африке. Остается все та же Европа. Да и ей в этот момент потребуется не Албания, не Косово,не мусульманские мигранты, а именно Россия. Вот те точки соприкосновения, на которых следует строить нам взаимоотношения с европейцами. Не сюеминутные, а длительные. Ваше мнение?

80. Re: Александр Невский и его брат Андрей

Уважаемый Владимир! Давайте оставим спор о личности Александра Невского. Это был великий человек, имевший свою гордость, трезвый и цепкий ум, совесть, веру и сострадание к подданным. Не было у него любви к азиатам, а была трагическая необходимость имитировать покорность. Он и был, скорее всего, отравлен в Орде из-за "двойной игры". Возьмите в ркуи абак (не музыкальный инструмент!) и посчитайте соотношение сил. Примите в расчет состояние разорённой Руси. Всё станет ясно. Давайте поговорим об ином: в чём мы можем найти точки соприкосновения в вопросе о союзе с Западом, точнее, западным миром. Про искусство и культуру (лучшие проявления) говорить не будем. Сотрудничество в экономике - проблематично, хотя наши хазары из кожи вон лезут. Противостояние нашествию иноплеменных - тут мы можем найти общий язык с весьма ограниченным кругом людей. Что, по-вашему? Вот, например, наши рвутся в ВТО, эту явно глобалистскую организацию. Но до сих пор никто из главных иудеев страны не рассказал о преимуществаХ. которые получит государство. Олигархи - это понятно, но неинтересно. Сотрудничество в Афганистане? Считаю в предлагаемом виде вредным. Что можете сказать?

Провинциал / 13.11.2010 09:59
Владимир Куковенко
Католическая церковь и масоны
Исторический опыт римо-католичества в его противостоянии масонству
10.01.2011
Александр Невский и его брат Андрей
Ответ на статью «История о том, как святой благоверный князь Александр российского либерала обидел»
10.11.2010
Все статьи Владимир Куковенко
Последние комментарии
Нас посетил Государь
Новый комментарий от Егоров
14.01.2021 05:57
Начинается новая священная война под флагом Ватикана
Новый комментарий от Тюменец
14.01.2021 05:50
Гудермес-95
Новый комментарий от Валерий Медведь
14.01.2021 05:31
Перезагрузка? Нет, Перестройка!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:56
Результатам выборов не верит Трамп или американский народ?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:32
Обыкновенный сатанизм
Новый комментарий от Егоров
13.01.2021 11:27