Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения».
Феномен «русскости» и его непостижимость для секулярного сознания. «Русский» и «российский» - семантические и семиотические разграничения. Современные проявления деформированного восприятия русского прошлого. Игнорирование духовной доминанты русского государствообразующего исторического процесса. «Государство», «Церковь», «Народ» - умышленное расщепление данных понятийных категорий, придание их взаимодействию самостоятельного, а порой и антагонистического характера.
Русская национально-государственная консолидация и её расхожие интерпретации. От Великого князя Московского Иоанна III к Первому Царю Иоанну IV (Грозному). «Царь всея Руси» - духовные и властные приоритеты. Царское призвание - долг и ответственность высшего властного лица в исполнении Воли Всевышнего. «Самодержавие» и «абсолютизм» - умышленные искажения существа данных титульных определений.
XVI век - эпоха открытия Западом России. Складывание базового комплекса западнических представлений о Руси и о русских. Стойкое неприятие западным сознанием основополагающей идеи «Третьего Рима». Духовно-конфессиональная обусловленность утверждения в западном сознании основополагающих антирусских идей. Образ Русского Царя и Русского Царства. Джильс Флетчер и Антонио Поссевино - родоначальники историософских западных антирусских мифологем. Князь Андрей Курбский - первое явление идеологической «власовщины» в Русской истории. «Обличения» Курбского - краеугольный камень русофобских построений.
Петр Первый и начало «голландизации» России. От Православного Царства к светской Империи или поворот от Рима Третьего к Риму Первому. Торжество «универсальной цивилизации» и забвение «национальной культуры». Третирование русского исторического опыта и русской жизнеустроительной практики. Восприятие Православной Церкви только как «департамента духовных дел». Формирование в России секулярной мировоззренческой среды. Первый опыт создания сводного цикла Русской истории, построенного на основе прозападных исторических схем. Н.М. Карамзин.
Дихотомия русского национально-духовного организма в XIX веке. «Русское западничество» - проклятие русской общественной и историософской мысли. «Либерализм», «демократизм, «социализм» - формы идеологического и мировоззренческого разрушения традиционно-православных представлений. Умаление сакрального ореола Царской власти, третирование Церкви, торжество материалистически-позитивистских приоритетов. Атеизм - родовое клеймо русской интеллигенции.
Александр Николаевич БОХАНОВ, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН