Путь царский

Глава из книги «Служение Богу и людям»

0
208
Время на чтение 6 минут

Светлой памяти протоиерея Владимира Фоменко (1939-2009)

Валентина Ветловская «О духовном отце»

Отец Владимир Фоменко не был ни моим духовником, ни моим непосредственным наставником. Но не только лично сказанное слово поучительно, а и всякое впечатление от жизни доброго пастыря. И бережно хранится оно в памяти до времени, подобно наследию, которое надлежит передать потомкам.

Сборник *Служение Богу и людям* о прот.В.Фоменко (СПб, 2010)Наше время было трудное. Нам заново пришлось открывать двери веры, накрепко задраенные тоталитарным режимом, восстанавливать церкви... Но легче снимать слои штукатурки, покрывающие фрески, и возвращать первоначальный образ оскверненным иконам, чем должным образом воспитать однажды уже обманутую душу. Ведь душа как драгоценная скрипка, и над ее восстановлением и настройкой может трудиться только мастер, чей опыт и талант равен ее создателю. Мало таковых. И если нам, обратившимся к Богу и церкви в девяностые годы прошлого века, было так трудно осваивать азы даже простого умения правильно вести себя в храме, то как же трудно было священникам, зачастую с тем же комсомольским прошлым и опытом пионерских лагерей или альпинистских сходок у костра, как трудно им было, когда не только следовало поднимать разрушенные церкви, но и сочетать эту изнурительную организаторскую и хозяйственную деятельность с попечительством о душах пусть еще очень немногочисленных прихожан. Ведь никто не имел опыта исповеди, не было никакой литературы, и каждому хотелось рассказать всю свою жизнь от самого рождения, и все свои воспоминания, и казалось, что если уж двери церкви открылись и там появился человек в рясе, то он, этот человек, не только должен, но обязан эту твою жизнь выслушать, а иначе какой же он священник?.. Трудное было время.

Помню собор Владимирской иконы Божией Матери, когда он едва открылся, и не было еще служб, но можно было поставить свечку. И помню, как я зашел и, видимо, что-то сделал не так и какая-то, как мне тогда показалось, чрезвычайно неприятная злобная старушка, с соответствующим своей внешности резким голосом, сделала мне замечание. Долгое время после этого случая я в церковь не ходил. К сожалению, у нас и сегодня много таких старушек, любящих поучать, а любви не имеющих (спаси их всех, Господи), но мы уже стали другими. И во многом благодаря не столько словам, сколько всему образу жизни таких священнослужителей, каким на протяжении многих лет был для прихожан Владимирской церкви отец Владимир. Счастливо и как бы непринужденно в нем сочетались дары мудрого хозяйственника, благолепного священнослужителя и внимательного чуткого духовника и настоятеля. И вся атмосфера на глазах преображающегося храма была пропитана этим духом по-настоящему отеческой заботы, и никто не был здесь обижен или недоволен, а царили всегда мир и покой. И первые появившиеся здесь священники - отец Александр Пашков, ставший зятем отца Владимира, и отец Михаил Петропавловский, и отец Георгий Шмид - все они были действительно братией, соединенной духом любви одного отца. Так было. И во всех проповедях отца Владимира, которые мне довелось слышать, сквозила какая-то настоящая народная простота, согревающая своей трогательной заботой не только о духе и душе, но и о теле, простота, равная мудрости человека, идущего царским путем, во всем соблюдающего меру и равновесие золотой середины. Особенно мне запомнилось одно его Слово, произнесенное на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Он сказал примерно так:

«Братия и сестры, мы проходим с вами нелегкие и скорбные дни Великого Поста. А и поститься нам с вами особенно трудно, потому что мы к этому не привыкли. А некоторые из нас немощны и больны, и им особенно тяжело, но всякое старание видит милостивый Господь, и вот в этот большой праздник, как бы предвестие радостной Пасхи, дает Он нам послабление, нашей душе - Причастие, а телу - отдых. И выйдя из церкви, вы можете пойти на рыночек и купить себе рыбки - кто белой, кто красной - кому что по средствам, а кто-то, быть может, и икорки поест - все это сегодня нам позволительно. И не стану я вас долго удерживать от праздничной трапезы. Спаси вас всех Господи!»

Вот он так и произнес - «рыночек», «икорка», и от самих этих слов, таких простых, человеческих, добрых, уже было такое ощущение, будто ты всего этого и поел, и насытился... вот я думаю, это и есть та самая Любовь, о которой пишет апостол Павел, что о всем милосердствует. Здесь и милость, и сердце, и усердие - и все едино.

Таким был отец Владимир. Но прошло много лет, и пришлось мне за этим образом радушного попечителя паствы и братии увидеть однажды и настоящего старца, дух молитвы которого глубок и проницателен. А было так. В своем неофитстве, хотя и слова этого многие из нас не знали, мы много читали и все без разбору и особого рассуждения примеряли на себя, желая прямо здесь и сейчас стяжать всю святость и всю благодать, раз уж ее могли стяжать святые отцы, которые такие же были люди, как и мы...

Сурово и неразумно постясь без всякого руководства, некоторые доводили себя до психического расстройства, иные тут же постригались в монашество у столь же неопытных епископов, а после не знали, что со всем этим делать, и возвращались в мирскую жизнь с весьма исковерканным сознанием. А мне, например, хотелось узнать все о молитве и, по возможности, все, какие только есть, молитвы вызубрить... Чего я только ни читал и какие только правила сам на себя ни возлагал к утреннему и вечернему правилу - акафисты по дням недели, Евангелие по главе ежедневно и также - деяния, всем святым личные прошения, псалтирь по кафизме, канон мученику Уару по средам, пяточисленные - по пятницам ко всему, и все мне было мало. Так бывает, наверное, в балетной школе - когда ребенок, выучивая разные позиции, вдруг ощущает, что его тело начинает ему повиноваться и что это как-то красиво и хорошо, и он наслаждается самой этой властью над своим телом, все усложняя и усложняя техники и получая удовольствие не столько от танца, который не наполнен еще для него смыслом, сколько от возможности обладать тем или другим умением... Вот так и было - так я твердил, читал, учил молитвы, совершенно не понимая ни духа ни смысла их... И однажды еще услыхал, что есть (кто-то сказал страшным шепотом и по большому секрету) такая молитва одна, вообще такая сильная, что ее только вроде раньше схимникам читать можно было, а называется - молитва задержания... Возгорелось сердце мое дерзновением - почему не быть мне как схимнику? И нашел я эту молитву. И собрался было читать ее еженощно, как вдруг кто-то мне сказал из доброжелателей, что без благословения никак такую молитву читать нельзя... Ну я тогда не совсем хорошо понимал, что такое благословение на дела - мы же привыкли сами все решать и сами все делать, кто нам указом был? И я не знал, у кого это самое благословение брать надо. Ну а матушка одна и говорит: да у любого возьми священника! - Куда ты ходишь? - Во Владимирский, говорю. - Ну вот там и возьми.

Не откладывая, пошел я во Владимирский храм, благо жили мы тогда рядом, на улице Достоевского, и тут же наткнулся на отца Владимира, остановил его и говорю: «У меня вопрос один, батюшка, есть. Очень серьезный». - «Ну, спрашивай, - говорит, - только если можно, не очень долго, меня на крестины ждут».

Изложил я ему суть дела: мол, живу я так - не пью, не курю, пощусь много и молюсь, и вот хочу еще такую молитву читать, чтобы усовершаться - вроде как достоин, а чего-то не хватает.

Посмотрел на меня отец Владимир как-то быстро и пронзительно одновременно и с жалостью такой неожиданной говорит: «И зачем тебе?» - «Ну как, - повторяю, - хочу совершаться». А он мне отвечает: «В наши дни проще надо быть. У тебя нога какого размера?» - «Сорокового», - говорю. - А сам думаю: «При чем здесь нога-то?» - «Ну вот, - батюшка улыбнулся, - а у меня сорок третьего, так вот пойдем, я тебе свои башмаки дам и благословлю их носить. Будешь? Нет. А почему? А потому что ноги собьешь. Я грузный, а ты - худенький, тебе что полегче надо, чтоб приятно было и радостно... Понял? Так и с молитвою. Радость должна быть. А не битва до смерти безвременной; это, братец ты мой, грех, а не молитва, понял?» - «Вроде бы», - говорю. - «Ну так иди с Богом! В Воскресенье приходи. Я тебя помню».

И так мне хорошо и легко стало после этого разговора, что готов был обнять каждого встречного от радости... А матушка, что меня послала, спрашивает: благословил батюшка на молитву? - «Благословил, - говорю, - только на другую, совсем на другую...»

Не знал я близко отца Владимира, но печать его духа лежала на всех, кто с ним так или иначе соприкасался. Думаю, что в своей большой семье он бывал и веселым и любил пошутить. Так говорили, но об этом лучше всего и смогут рассказать его родные и те, кто был к нему более близок. Я же могу сказать, что когда мы услышали о внезапной кончине батюшки, то первым чувством было ощущение нелепости этого слуха, настолько отец Владимир производил впечатление человека здорового, жизнелюбивого и какого-то прочного, а затем возникла грусть, но она не была окрашена безнадежностью, а напротив - спокойным светом и внутренней уверенностью, что душа этого пастыря совершилась, и все земное вполне переплавилось в небесное невещественное золото в огне божественной Любви, которая одна знает, кому и когда черед, и светом которой здесь на земле светились глаза отца Владимира...

Вечная ему память.

Емилиан Лашин, прихожанин храма во имя Владимирской иконы Божией Матери с 1995 года

Сборник «Служение Богу и людям», посвященный светлой памяти о.Владимира Фоменко (СПб, 2010), продается в соборе Владимирской иконы Божией Матери по адресу: СПб, Владимирский пр., 20.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 20:00
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 19:36
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 19:00
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 18:55
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от влдмр
18.05.2024 16:00
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от Могилев на Днепре
18.05.2024 14:56
Нам нужна другая «зеркальность»
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 14:54