Просматривая недавно «Отчёт о ревизии Казанского женского монастыря в 1910 году», я невольно обратил внимание на одно весьма любопытное, эмоционально окрашенное «отступление», выбивающееся из общего «протокольного» контекста.
Данный документ был представлен 15 ноября 1910 г. архиепископу Казанскому и Свияжскому Никанору (Н.Т.Каменскому) ректором Казанской духовной академии, епископом Чистопольским Алексием (А.Я.Дородницыным) и завизирован им, как председателем «Комиссии по обревизованию Казанского Богородицкого женского монастыря», вместе с двумя членами последней - протоиереями А.В.Смирновым и П.М.Руфимским.
Говоря о «великих» монастырских святынях, авторы «Отчёта...» отмечали, что таковых три - «самый древний и подлинный список» Казанской иконы Богоматери, «икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная» (присланная в дар обители Вселенским Патриархом Иоакимом III) и чудотворная икона Николая Мирликийского Чудотворца. «Эти три святые иконы, - уточнялось далее, - и служат великими святынями не только для насельниц Казанского монастыря, но и для всех православных жителей г. Казани. В дни празднования в честь сих икон бывает и большое стечение богомольцев, которые служат пред ними молебны и благоговейно прикладываются к ним». (1)
При этом подробнее всего говорилось о первой из перечисленных икон, фактически заменившей похищенную в ночь на 29 июня 1904 г. из Казанского Богородицкого женского монастыря известную на весь православный мир чудотворную Казанскую икону Божией Матери. «После святотатственного похищения чудотворной явленной Казанской иконы Богоматери, - сообщалось в «Отчёте...», - место её занял первый, самый древний и подлинный список с Неё, проявляющий такоже, как и самая явленная икона, Свою чудодейственную благодатную силу на всех прибегающих пред ним с усердною и пламенною молитвою к Пречистей Богоматери». (2)
Про второй образ Богоматери говорилось, помимо прочего, что: «Икона сия несколько восполнила потерю чудотворной явленной иконы, понесённую обителью и православными жителями г. Казани». (3)
Известно, что икона Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей») появилась в Казанском Богородицком женском монастыре в декабре 1905 г. Казанский историк А.М.Елдашев писал по этому поводу в своей статье «Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории», опубликованной в 2004 г. в альманахе Казанской духовной семинарии «Православный собеседник»: «Отметим, что известие о неслыханном святотатстве в Казани распространилось за пределы не только Казани, но и России, что имело далеко идущие последствия. Так, Константинопольский патриарх Иоаким III повелел написать точный список с древней и почитаемой иконы Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей»), находящейся в патриаршем храме св. великомученика Георгия. По определению константинопольского священного синода, исполненная копия с иконы была переправлена в Санкт-Петербург митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому высокопреосвященному Антонию с просьбой переслать её в дар Казанскому монастырю.
С благоговением и церковной торжественностью список с иконы Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей») был встречен благочестивыми казанцами. Со 2 по 14 декабря 1905 года при большом стечении прихожан происходили торжественные богослужения во Владимирском, кафедральном Благовещенском соборах, в Казанском Богородичном женском монастыре.
В честь святой иконы Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей») константинопольский патриарх Иоаким III установил особое празднество, приурочив его к 1 сентября. 29 августа 1905 года в Константинополе вышло особое «Последование Вечерни, Утрени и Литургии в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всеблаженной» на греческом языке, составленное по повелению патриарха. В 1906 году эта служба была переведена в Казани с греческого на церковнославянский язык. Икона была установлена на место похищенной святыни». (4)
Таким образом, если последнее утверждение верно, то получается, что «место» похищенного явленного образа заняла не одна, а две иконы. При этом со второй из них -Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей») - всё более-менее ясно. В целом прослеживается и дальнейшая судьба иконы. «Икона Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей»), - отмечает А.М.Елдашев, - находилась в Богородицком монастыре вплоть до его уничтожения в начале 30-х годов XX века, а затем священнослужителями и верующими была перенесена в Петропавловский собор. Её по каким-то причинам не перенесли в церковь Ярославских чудотворцев, как остальные, и после возвращения Петропавловского собора в ведение Казанской епархии (13 июля 1989 года) этой иконы в нём уже не было. Список с неё ныне находится в Никольском соборе». (5)
Что же касается «самого древнего и подлинного списка», то его «титулование», происхождение и дальнейшая судьба представляются весьма загадочными. По крайней мере, лично мне больше нигде не встречались упоминания или прямые указания на существование «самого древнего» списка. Вряд ли такая святыня могла быть обойдена вниманием специалистов по иконографии, церковных деятелей, местного епархиального начальства и самих насельниц Казанского Богородицкого женского монастыря.
Можно, конечно, предположить, что епископ Андрей и протоиереи А.В.Смирнов и П.М.Руфимский подписали «Отчёт...», не придавая этим словам особого значения, но учитывая, что все они являлись не просто священниками, а ещё и известными богословами и учёными, такое маловероятно. В ином случае, председатель и члены комиссии либо действительно были убеждены в том, что упомянутый список «самый древний и подлинный», либо о чём-то умалчивали.
Как известно, существует версия, что явленный первообраз на самом деле не был похищен, а, будучи предварительно заменённым настоятельницей обители, игуменьей Маргаритой (в миру - М.М.Максоровой), серьёзно опасавшейся его кражи, остался в монастыре. В опубликованной в том же номере «Православного собеседника» статье историка-краеведа Г.А.Мюллера «К вопросу сложения иконографического типа иконы Божией Матери Казанской» на сей счёт, в частности, говорилось, что в 1950 - 1952 гг. монахиня уже прекратившего к тому времени своё существование Казанского Богородицкого женского монастыря Агафия рассказала архиепископу Казанскому и Чистопольскому Сергию (А.Д.Королёву) «хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из её точных списков».
«Ещё задолго до кражи, - сообщает автор, - игуменией Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игумении, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведён и накануне злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им: «Не плачьте, сёстры, Божия Матерь с нами». Кроме этого, Г.А.Мюллер указывал на то, что при даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи «было также удивительно спокойным»: «Её больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы». (6)
При этом тот же автор пишет о том, что: «При закрытии Казанского Богородицкого монастыря в 1932 г. Казанский образ, что заменил собой исчезнувший, похищенный подлинник, был перенесён в кладбищенский храм Святых Ярославских Чудотворцев, где он находится и поныне. Бытует мнение, что это и есть образ древней Явленной. И всё же, несмотря на его очевидную древность, искусствоведы относят его к XVIII веку». (7)
Получается, что именно его председатель и члены комиссии окрестили «самым древним и подлинным списком». Маловероятно, что они могли называть так список XVIII века. Между тем, епископ Алексий, который был перемещён в Казань только в августе 1905 г., то есть уже после похищения явленного образа, вполне мог принять последний за «самый древний и подлинный». Другое дело - служившие в Казани протоиереи А.В.Смирнов и П.М.Руфимский, которые, следует думать, хорошо знали оригинал.
В результате вновь возникает несколько «либо»: либо этот список на самом деле значительно древнее (тогда, повторюсь, абсолютно непонятно, почему он нигде не фигурирует), либо это действительно и есть хорошо «законспирированный» явленный первообраз. Доказать или опровергнуть версию об идентичности последнего и ныне хранящейся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани Казанской иконы Божией Матери, опираясь лишь на данные «реплики», без уточняющих свидетельств, к сожалению, невозможно. Но дополнительную почву для размышлений они, безусловно, дают.
Не менее интересным является и свидетельство важной роли, сыгранной этим загадочным образом в драматических октябрьских событиях 1905 г. в Казани, о которых я ранее достаточно подробно писал в статье «Анатомия «казанской смуты» (события октября 1905 г. и рождение «чёрной сотни»). «Чудодейственная сила этой древней Казанской иконы, - говорилось в «Отчёте...», - ясно обнаружилась в памятный для всех жителей г. Казани день 22 октября 1905 года, когда во всех Казанских храмах после Божественной Литургии совершались торжественные и искренние моления о том, чтобы Царица Небесная, усердная Заступница рода христианского положила конец внутренней неурядице, смуте и волнениям, господствовавшим в городе в течение нескольких дней.
Святая Казанская икона Божией Матери была торжественно носима по городу, а Преосвященный Алексий, нынешний ректор Казанской духовной академии осенял многотысячные толпы народа, собравшиеся на Ивановской площади, против Казанского кремля, на все четыре стороны, Казанскою иконою Божией Матери при молитвенных громогласных возгласах народных «Пресвятая Богородице, спаси нас!». (8)
Судя по царившему воодушевлению, этот образ воспринимался православными казанцами как «привычный» им, то есть явленный. Таким образом, можно сказать, 22 октября 1905 г. - в день празднования Казанской иконе Божией Матери - произошло её возвращение в Казань. «По молитвам Пречистой Богородицы законный порядок в городе был восстановлен, - констатировалось в «Отчёте». - И с того времени жители г. Казани не престают почитать сей список, как и прежний явленный». При этом здесь же добавлялось: «Несомненно, были, происходят и теперь и другие благодатные действия знамений и чудес, записываемые только в сердцах верующих». (9)
Хочется надеяться, что со временем будут расставлены все точки над «i» в истории с этим загадочным «самым древним и подлинным списком».
Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук
г.Казань
СНОСКИ:
1 - Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 4. Оп. 1. Д. 125697. Л. 45.
2 - Там же. Л. 43 об.
3 - Там же. Л. 45.
4 - Елдашев А.М. Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории// Православный собеседник. - 2004. - № 1 (6). - С.с. 97 - 98.
5 - Там же. - С. 98.
6 - См.: Мюллер Г.А. К вопросу сложения иконографического типа иконы Божией Матери Казанской// Православный собеседник. - 2004. - № 1 (6). - С.с. 18 - 19.
7 - Там же. - С. 19.
8 - НА РТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 125697. Л. 44 и об.
9 - Там же. Л. 44 об.
ФОТО:
Чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в храме Святых Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище Казани