Скорбная память наша хранит чёрные события в Беслане, всколыхнувшие всех людей в России, да и не только в России. Вряд ли найдётся нормальный человек, равнодушно воспринимающий варварский захват, всемерное унижение и, наконец, гибель многих десятков детей - а счёт пошёл уже на сотни... Ум отказывается понимать логику поступков «нелюдей», совершивших такое злодейство. Сердце до сих пор болит и задаёт массу вопросов: как мы дожили до всего этого? где найти безопасность? почему появляются такие изуверы? что нам делать, чтобы уберечь и детей, и себя от террора? какое наказание должно обрушиться на детоубийц?
Не так уж много времени прошло с тех пор, и чувства - такова жизнь - начали притупляться, - но только не у бандитов и выродков: новые взрывы прогремели на железной дороге и в других местах, и вот - новая страшная обильная жертва, в московском метро... И снова вихрем подступают вопросы: как, почему, что делать?
Для правильного ответа на эти вопросы, по крайней мере, для такой попытки постараемся всё же подавить эмоции, как это ни тяжело, и разобраться в существе дела.
Прежде всего - об основном понятии «терроризм», вокруг которого идут споры и переживания. Большая советская энциклопедия говорит: «Террористический акт - посягательство на жизнь или иная форма насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые с политическими целями». Сразу видно, что грязное «дело» террора ушло далеко вперёд, если от охоты на единичных лидеров перекинулось на массы простых, случайных людей, не исключая ни больных, ни беременных женщин, ни стариков, ни даже детей. Дж. Лондон своим жутким рассказом «Любимцы Мидаса» словно напророчил всё это; наверно, своим чутким художническим прозрением предвидел он падение нравов в мире.
Уголовный Кодекс России, принятый Госдумой в 1996 году, уже более конкретен: «Терроризм - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти» (ст. 205). Однако и это определение слишком мягко для того, что произошло в Беслане и происходит до сих пор, потому что к этой статье УК надо добавить и организацию незаконных вооружённых формирований (ст. 208), и бандитизм (ст. 209), и захват заложников (ст. 206), и истязание (ст. 117), и убийство (ст. 105), причём с особо отягчающими обстоятельствами, поскольку это убийство массовое, и тем более - детей.
Кроме того, можно с большой долей вероятности предположить, что при подготовке террористических актов используется ещё более обширный «ассортимент» преступлений: хищение, контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; незаконное их хранение; подделка документов (паспортов, пропусков и т.п.); злоупотребление служебным положением, взяточничество, подкуп, запугивание, шантаж; нарушения пограничного, визового и таможенного режимов.
Вот с каким «уголовным монстром» столкнулось сейчас наше общество. Уже одно перечисление видов преступлений, сопутствующих терроризму, говорит о том, что группа бандитов-убийц - это всего лишь маленькая верхушка айсберга, опирающаяся на скрытую громаду льда в тёмных сердцах многочисленных их пособников, попустителей и вдохновителей.
Военнослужащие, укравшие три десятка автоматов с целью их продажи, - явные пособники террористов. Сотрудник паспортной службы, за взятку оформивший паспорта «лицам кавказской национальности», - верный помощник террористам. Работница военного завода, проносящая под одеждой взрывчатку, чтобы раздобыть денег от её тайной продажи, - надёжная подельница террористов. Дворник, не обративший внимания на подозрительный грузовик во дворе, на ночную возню с какими-то мешками у подвала, - элемент прекрасной среды обитания и действий террористов. Постовой милиционер, за «зелёную бумажку» пропускающий автомобиль без досмотра, - также становится сподвижником и гарантом террора. Нерадивый пограничник, бездеятельный контролёр пропускного пункта, алчный таможенник, взяточник на ответственном посту - всё это лучшие партнёры и пособники террора в стране.
Пойдём дальше. Пресса, радио и телевидение, романтизирующие и героизирующие насилие, убийство, разврат, ласково называющие бандитов «боевиками» и «повстанцами», - явные идеологические пособники терроризма.
Некоторые наши русофобствующие правозащитники, радеющие о «правах человека» и «общечеловеческих ценностях», за деньги очень полюбившие смуглых гортанных южан, - типичные сообщники терроризма в правовом поле.
Незаконно разбогатевшие наши сограждане, нанимающие и вооружающие накачанных мордоворотов с тёмным спортивно-уголовным прошлым для охраны шикарных квартир, вилл и дач, - явные пособники террора в стране.
Зарубежные «доброжелатели», радующиеся всякому нашему ослаблению, щедро финансирующие террористические центры и школы, - прямые политические и экономические враги и организаторы терроризма в России. Справедливо утверждение генерал-полковника Л. Ивашова о цели терроризма в стране: «расшатать государственные устои Российской Федерации, столкнуть в кровавой схватке коренные народы России, противопоставить ислам православию и создать благоприятные условия для расчленения государства».
Обратим взор выше, к властным структурам. Генерал Ивашов пишет: «Верховная власть предстаёт как наиболее безнравственная и непрофессиональная часть российского общества, формируемая на основе клановости, всеобщей коррупции и полной безответственности перед народом». Например, вместо укрепления Вооружённых Сил России идёт постоянная игра в «реформы», результатом которых являются: сокращение управленческих структур, личного состава соединений и частей, снижение штатно-должностных категорий, свёртывание боевой службы, урезание в снабжении войск горюче-смазочными материалами, вооружением и техникой. По существу, это развал Армии, санкционированный «сверху», иными словами - мощнейшая поддержка терроризма. И уж совсем дико выглядят имевшие место случаи отключения ретивыми энергетиками боевых соединений от электроснабжения - откровенная провокация и также прямое пособничество любым врагам, в том числе, естественно, террористам.
Разумеется, у каждого честного и неравнодушного гражданина своей страны не может не возникнуть вопрос: если в государстве практически создана, поддерживается и успешно действует развёрнутая система пособничества терроризму, то в чьих интересах действуют наши органы власти? И в таком случае грозные слова с экрана в адрес террористов - не лицедейство ли это? не фарисейство ли?
Но - обратимся также и к самим себе, к своей совести.
Разве не мы сами позволяем нашим детям и внукам бездельничать у телевизора, компьютера, напитывая неокрепшие молодые души ядом вседозволенности, насилия, лжи и разврата?
Разве не смирились мы с тем, что идеалом поведения сегодняшнего подростка стали «крутость», жестокость, цинизм и стяжательство?
Разве не живём мы в непрерывном поле суеты, нервозности и обиды друг на друга, в сущности, по мелочам?
Разве чтим мы свято родственные связи? Не пренебрегаем ли часто престарелыми своими родителями, подавая губительный пример нашим детям?
Разве это не мы бросаемся, забыв всё, на западную дешёвку, «мыльные» сериалы, бездарное чтиво?
Разве не изменяем мы своей культуре и истории, выискивая в ней одну только чернуху?
И наконец, разве это не цинизм и не кощунство - как в кино смотреть по телевизору на разворачивающуюся драму захвата школы, на перестрелки и взрывы, сопровождающиеся гибелью людей? За тысячи километров в уюте и безопасности с дивана, кресла, тахты мы «смотрим войну», глазеем на теракт, - нравственно ли это?
Зададим себе и такой вопрос: почему мы так остро переживали трагедию сотен семей Беслана и почему совершенно спокойно относимся к непрерывному растлению многих тысяч, даже миллионов, детей через прессу, радио, телевизор и компьютер? Предпочитаем медленную погибель быстрой? Почему молчим в ответ на навязывание нашим детям в школах программ полового, т.е. развращающего «воспитания», убивающего душу? Почему покорно глотаем ядовитую пилюлю вдалбливаемой везде «толерантности», по сути призывающей мириться с наглыми чужаками и забывать о своём достоинстве и традициях?
Подведём итог сказанному. На поверку оказывается, что всё наше общество снизу доверху, не исключая и нас самих, от простого дворника до министра и депутата Госдумы, пронизано и тайным, и явным, вольным и невольным, даже привычным, пособничеством терроризму. Что же мы после этого хотим?
Честно ответив на все эти вопросы, мы должны понять, почему Бог попустил такое страшное наказание и испытание, обрушившееся на нас. Господь ждёт нашего покаяния. Однако многие делают совершенно иные выводы, преобразуя своё горе только лишь в ненависть к террористам. Даже правильные, вроде бы, призывы к объединению по существу несут подтекст одного лишь стремления общими силами наказать террористов и на будущее отгородиться от них. Отгородиться школьными охранниками, милицией, сигнализацией, всеобщей нумерацией людей... Но где гарантия, что террорист не проберётся в охрану, милицию, глобальный компьютер?
Как сказал по поводу событий в США 11 сентября 2001 года архиепископ Лавр, «многие, к сожалению, упрощённо применяют к таким трагедиям схему борьбы добра и зла. В их понятии пострадавшая сторона однозначно олицетворяет добро, и она должна победить возникшее с такой силой зло. Сторонники этого положения возмущаются, как им мнится, праведным гневом и требуют отмщения. Да, преступники должны понести достойное наказание и в этом мире, и в будущем. Но суть не в них. Любая самонадеянность, уверенность в своей правоте и чувство мести противны Богу, потому что противоречат покаянному и кроткому духу Евангелия и вере в Бога». А покаяние - это не просто перечисление вспомнившихся на досуге грехов, это прежде всего осознание их мерзости, недопустимости и горячее желание измениться с помощью Божией (по-гречески покаяние - «метанойя», т.е. изменение ума, души).
На примере внезапной смерти погибших ныне людей Господь призывает нас к исправлению, ибо если не исправимся, то всех нас ждёт такая же ужасная смерть, такое же ужасное наказание ещё здесь, на земле.
Приходится с горечью констатировать, что повсюду жизнь отошла от Божьего закона. Государствообразующий русский народ утратил национальное, державное и нравственно-религиозное сознание, искусственно разделён как по вертикали - по достатку и доступу к власти, так и по горизонтали - по многочисленным партиям и организациям, многие деградируют в пьянстве, аморализме и криминале.
Безусловно, бдительность нужна. Необходимы и силовые методы пресечения террора и жёсткие санкции против террористов и их пособников. Жизнь показала, что бандиты и убийцы презирают слабаков и считаются только с силой. В этом смысле бесчеловечность методов террористов просто вопиет о выходе России из моратория на применение смертной казни и восстановлении этого вида наказания за особо тяжкие преступления, к которым относятся терроризм, захват заложников, бандитизм и убийства.
Но бдительность нужна прежде всего в духовно-нравственном плане, с тем, чтобы пугало терроризма, раздуваемое СМИ, не разжигало в нас месть и не заслоняло более важных вопросов духовной борьбы с террором, к которым в первую очередь относятся: воспитание, культура и вера. Будущее террора как явления - не столько в ведении силовых структур, сколько в руках родителей, воспитателей и учителей. Именно они закладывают в сердца и умы нынешних младенцев, подростков и юношества или будущие семена добра - или плевелы жестокости и терроризма. А вся окружающая обстановка, включая и нас с вами, и наши «свободные» СМИ, помогает заряжать наших детей либо «плюсами», либо «минусами».
Поэтому, как ни тяжело переносить и переживать трагедии, подобные недавно произошедшей, необходимо нам, помолясь об упокоении в Божиих селениях душ погибших, обратиться к собственным нашим грехам и непорядкам - и в душе, и в семье, и в стране в целом.
Положение серьёзно осложняется тем, что идейные и финансовые руководители терроризма формируют не просто профессиональных бандитов и убийц, а смертников. Если бы это были только живые автоматы (зомби) с подавленной волей и запрограммированным сознанием, ситуация была бы проще. Но сейчас мы имеем дело с сознательной готовностью к собственной гибели, лишь бы достичь цели посредством любого злодеяния, посредством преступления гражданского и нравственного закона любой степени тяжести. Подвигнуть человека на смерть можно, только затронув в нём сокровенные струны души, поэтому идейные вожди террора спекулируют на якобы «божественном» ведении, грубо искажая любые религиозные догматы, включая в первую очередь ислам. Нигде в Кране не записано, что для достижения цели надо массово убивать неповинных людей, в том числе детей.
И здесь нужна не только разъяснительная работа, но и молитва, да, молитва за них, несчастных и заблудших террористов, купленных деньгами и оболваненных изуверской псевдорелигией. Это существа, обделённые любовью к себе и не знающие чувства любви к другим. Но Господь пришёл на землю спасти всех людей, в том числе и таких. И мы, становясь только на путь мести террористам, порождаем лишь ответное и ещё большее зло.
Не месть нужна, а порядок в стране и возрождение собственного человеческого достоинства. Через воспитание православной веры, через возвращение из мусорного бака Запада в лоно отечественной культуры. Через восстановление связи поколений, через укрепление семьи, чтобы старость была уважаема, а молодость не брошена. Через поднятие чести и авторитета наших Вооружённых Сил, нашей военной науки, нашей юстиции.
Вот только тогда у террористов не будет ни почвы, ни сил, ни возможностей для своей чёрной деятельности.
Никита Иванович Поздняков, действительный член Петровской Академии наук и искусств, капитан 1 ранга в отставке, кандидат технических наук