Ресурсы духовного возрождения

Беседа с руководителем миссионерского отдела Иркутской епархии Русской Православной Церкви

0
195
Время на чтение 6 минут

Уже год Русская Православная Церковь живёт с новым Патриархом. Каким он был, этот год, что изменилось и какие события наиболее сильно повлияли на жизнь Церкви - с этими вопросами корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда» обратился к благочинному Верхнеленского округа, руководителю миссионерского отдела Иркутской епархии Русской Православной Церкви протоиерею Вячеславу Пушкарёву.

- Почти год назад, когда Церковь избирала нового Предстоятеля, в тогдашнем интервью вы сказали: «Особых перемен курса движения Церкви не предвидится. Единственное, что может измениться, так это скорость и качество движения». Спустя год как, на ваш взгляд, изменились скорость и качество? По-моему, очевидно, что с избранием патриархом Кирилла Церковь стала более активно заниматься проповедью.

Протоиерей Вячеслав Пушкарев- Как я и предположил в нашей беседе, ничего особенного не произошло, разве что более активно стал развиваться проект привлечения нашей Церкви к вопросам жизни страны, что крайне выгодно государству и очень важно для Церкви. Тут у нас консенсус, оттого и взаимодействие усилилось и приносит видимые плоды. Если же о проповеди, то та активность, о которой вы говорите, - это активность за пределами Федерации, а внутри страны всё идёт своим чередом. Мы мало-помалу возвращаем наши народы в лоно Церкви и смысла в спешке здесь не видим. Почему? Потому что государство у нас многонациональное да ещё и многоконфессиональное, что налагает на миссионеров и проповедников особенные обязанности, сопряжённые с серьёзной ответственностью за сказанное и сделанное. Так что здесь всё идёт своим чередом.

- А как вам показался прошедший год в смысле светско-государственной жизни? Какие проблемы, на ваш взгляд, наиболее животрепещущи сегодня?

- Вы знаете, по сути всё как всегда. На мой взгляд, год был довольно продуктивным в смысле борьбы с кризисом, если он, конечно, существует. Вроде мы не сильно обеднели, и даже сохранена социальная направленность госполитики. Я рад, что рождаемость превысила смертность. Это очень важно для нашей страны. Плохо только, что, постоянно говоря о научно-технической модернизации, наше правительство ни слова не промолвит о модернизации или даже замене духовно-нравственной парадигмы жизни нашей нации. В кадровой политике превалируют полумеры. А в этой сфере осторожность чревата тем, что мы будем по пять раз наступать на одни и те же грабли. Вот действительно животрепещущая проблема всей нации!

Взгляните хотя бы на систему взаимоотношений внутри государственного аппарата. На чём она зиждется? В большей степени на грубости, унижении старшими младших, оскорблениях, матерщине, пьянстве, круговой поруке, подхалимстве, которые уже превратились в национальную государственно-корпоративную традицию, без соблюдения «норм» которой невозможно двигаться по карьерной лестнице. Может ли из этого что-то доброе вырасти? Ни за что! Это болото, которое надо полностью осушать, очищать дно, исправлять берега и наполнять новыми водами - людьми. При заявленных полумерах ничего не получится. Именно поэтому, несмотря на оптимистические заявления руководителей страны, мне видится, что в перспективе любая модернизация в нашей сегодняшней стране... бесперспективна. Обольщаться не стоит. Хотим как лучше, а получится, скорее всего, как всегда.

- А что вы подразумеваете под заменой духовной парадигмы? Речь, я так понимаю, идёт о базовой государствообразующей идеологии?

- Всё верно, и я об этом уже говорил. У России нет другой реальной позитивной перспективы, кроме как вернуться на духовно-нравственный фундамент православия, где всем народам и всем мечтам есть место, где нет бесчеловечного угнетения человека человеком.

- Вы действительно думаете, что сегодня реально вернуть страну на фундамент православия? Вы в это верите?

- Чему быть, того не миновать. Я не думаю. Я верю в то, что всё именно так и будет. Это предрекли нашей державе все великие российские прозорливцы, и у меня нет повода не доверять святым. К тому же я своими собственными глазами вижу, как медленно, словно бы от тяжкого запойного сна, но всё же пробуждается наш народ.

- Давайте возьмём наш регион. Право-славных у нас совсем немного, священников мало. На главном епархиальном сайте работают, по всей видимости, человек пять. По сути, нет даже управления по связям с общественностью. Извините, но при отсутствии чёткой, отлаженной системы взаимосвязи с обществом о какой замене духовной парадигмы можно говорить?

- Много не много, а более сотни тысяч православных будет, и это только верных. Если говорить о людях интересующихся, которые приходят в храм Божий по большим праздникам, то таковых примерно раза в три больше. Это наш резерв и наша надежда, наша поддержка во всех общественных начинаниях, они объект нашей миссии. Наша тактика не в навязывании кому-либо своих идей, а в постепенном размывании всего лишнего, что мешает воплощению в жизнь Божественного промысла. Мы как река, которая начинается ручейком, а заканчивается океаном. Наша сила в смирении, терпении, умении работать во всякое время не покладая рук, в умении ждать. Нам не нужны заорганизованные отделы.

Православие - это не религия толпы, а религия самоопределившейся свободы. Мы работаем не посредством сугубой пропаганды везде, где можно (хотя и не без этого), но более от сердца к сердцу - через личный пример и через слова, обращённые к конкретной личности. Такой подход долог по времени, но зато качествен и беспроигрышен. Вот о таком способе замены парадигмы мы и говорим.

- Церковь чисто физически в силах взять и понести огромную нагрузку по просвещению, не говорю всего народа, но хотя бы населения нашего конкретного региона? Есть кому этим заниматься?

- Теперь уже мы уверенно можем сказать «да». Нам только надо помочь материально инсталлироваться в региональном пространстве для выполнения в скором времени этих конкретных задач. Мы, конечно, и без особой помощи всё это делаем день за днём, но с продуманной государственной помощью это всё будет возможно сделать и проще, и быстрее.

- Наверняка массу трудностей православная миссия встречает в Усть-Ордынском округе?

- Вы знаете, не очень много. И раньше особых проблем не было, и сегодня, кроме того, что население округа в 90-х годах «подзаразили» национализмом, у нас проблем в Усть-Орде нет. Мало-помалу народ возвращается в лоно православия. Вот буквально перед Рождеством Христовым мы перевели в православие через таинство покаяния и крещения две группы местных неопятидесятников, среди которых есть и буряты. Они дружно изъявили желание отказаться от своих заблуждений и воссоединиться с нами. Мы окормляем в округе детские учреждения и даже бозойские ИТК. С властями у нас неплохое взаимопонимание. Спасибо им.

- Если говорить о нашей области, чем отличается духовное состояние города и деревни? Где сегодня лучше?

- В деревне в духовном смысле, наверное, получше будет, ведь, как говорится в старой русской пословице, «где просто, там ангелов сто, а где мудрено - нет ни одного». Народ попроще, потому и грешит более «невинно». Другое дело, что из дальних деревень сбежали в большинстве своём все думающие и ищущие люди. В этом смысле городу легче, и нашим священникам в городах приходится меньше трудиться на ниве разъяснения православных истин. А в деревнях нужно по 100 раз говорить одно и то же, пока люди не услышат, не осознают и не примут. Опять же простота в деле восприятия информации селянами избавляет деревню от умножения ересей и глупостей. Если деревенский народ во что поверил, то не мудрствуя лукаво и надолго.

- Так ведь деревня у нас просто спивается. Этот «невинный» грех ставит под угрозу физическое выживание многих и многих людей. Думаете, будет иметь успех антиалкогольная кампания, инициированная РПЦ? К сожалению, на уровне государства дальше деклараций дело не идёт. Думаете, Церковь одна справится?

- Я думаю, что успех вполне возможен. Пьянство - это не национальная черта русского человека. На мой взгляд, пьяницы не знают разницы в национальностях и они все одной национальности - алкоголики. И страна у них общая - дно. Другое дело, насколько этот успех возможен сегодня. Мне видится, что в стране, где большая часть государственного аппарата не способна решать проблемы без бутылки, при этом заявившей о начале борьбы с пьянством, все потуги Русской Православной Церкви сведутся к исправлению от недуга пьянства только некоторого количества стремящихся к этому людей. Общее состояние останется прежним. Церковь одна не справится. Да и как ей справиться, когда великолепно режиссированная, отлично отснятая новогодняя программа Первого канала, которую действительно интересно было смотреть, к нашему общему сожалению, полностью была пронизана несознательной, но очень талантливой пропагандой пьянства. Парадигму всеобщего воспитания и образования надо менять, и только в этом случае будет обеспечен почти полный успех антиалкогольной программы.

- Исходя из вашего пастырского опыта, в чём наша главная беда? Вы видите подвижки к лучшему?

- Наша главная беда - в подавляющем неверии... Мы в большинстве своём ни во что не верим. Мы мало кому верим. Мы себе не доверяем. А это даёт нам повод жить только одним днём, быть временщиками и халтурщиками, чей вечный девиз - «После нас хоть потоп». Духовно-нравственную парадигму надо менять, дорогие братья и сестры. Если коротко, все наши беды от того, что народ наш растерял дарованные ему Богом веру, надежду, любовь.

Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Впервые опубликовано в общественно-политической и деловой газете Иркутской области «Восточно-Сибирская правда»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Патриот бывает только от Патрио
О формулировке национальной идеи России
20.05.2023
Зачем России нужно казачество?
Все могут уйти, но казаки останутся умирать за Бога, справедливость, народ Божий
13.04.2023
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56