Наряду с новоиспеченным «героем Украины» Бандерой и заслуженно получившим орден Мазепы «Филаретом» награды от прощающегося с должностью президента удостоился и викарий Киевской митрополии Украинской Православной Церкви епископ Александр Драбинко. Чем же представитель Московского Патриархата заслужил благосклонность главного русофоба страны?
Впрочем, в самом указе поясняется, что орден «За заслуги» III степени епископ Александр получил «за вагомий особистий внесок у соціально-економічний та культурний розвиток України, високий професіоналізм та багаторічну сумлінну працю».
Оставим на совести Ющенко «весомость вклада» 32-летнего владыки в социально-экономическое развитие Украины. У Виктора Андреевича, внесшего себя «в пятерку лучших банкиров мира», свои критерии. Но в состоянии ли светский руководитель оценить труд пастыря? Особенно если учитывать, что главные свои обязанности (а именно - совершение таинств) исполняют священники за закрытыми от мирян царскими вратами иконостаса.
Или президент, со своей стороны (пусть в качестве мессии или Моисея, или кем там его еще называли), также наделял владыку некими полномочиями? Не случайно же в ответ на статью Александра Чаленко в блоге УП «Патриарх Кирилл нанес удар по пятой колонне в УПЦ МП» (http://blogs.pravda.com.ua/authors/chalenko/4b1f92da00019/) посыпались беспомощные «опровержения» всех ее тезисов, за исключением того, где епископ Александр Драбинко назван агентом Банковой.
На официальном сайте УПЦ все же уточняется, что вручением награды «було відзначено його діяльність у взаємовідносинах Церкви та держави за останні роки, а також в інформаційному просторі». Каковыми были «взаимоотношения» церкви и государства на протяжении последних 5 лет, мы прекрасно знаем. А вот деятельность епископа Александра в качестве главного редактора официальной интернет-страницы УПЦ и члена редколлегии сайта, редактируемого пресс-секретарем предстоятеля УПЦ о.Георгием Коваленко, заслуживает отдельного разговора.
Хотя достаточно взглянуть на недавний доклад епископа Александра Драбинко «Киев - Новый Иерусалим», прочитанный им на IX чтениях «Память и надежда: горизонты осмысления и пути осознания» (http://orthodox.org.ua/uk/node/5683). В нем православный владыка по сути обнаруживает эволюцию философской традиции великих киевских святителей (автора «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, яростных борцов с унией митрополитов Иова Борецкого и Сильвестра Косова) в... «украинский интегральный национализм».
Нет, оговорки вроде «в политической философии Донцова и Липы чувствуется влияние тоталитарных идеологий ХХ века», конечно, делаются, но «именно украинским традиционалистам удалось обратить внимание на киевскую идею целого поколения.., они имеют историческое значение как «манифесты» целого поколения украинского правого движения».
Что же, вспомним вкратце суть этих «манифестов», особенно в свете их практического воплощения.
На базе Союза украинской националистической молодежи Донцова и Украинской военной организации Коновальца в 1929 г. в Вене учреждается Организация украинских националистов (ОУН). Ее идеологией становится т. н. интегральный украинский национализм. По признанию униатского клирика Юрия Федорива, «эта идеология требовала отречения от всего - от отца с матерью, от Бога и совести, от законов и этики, от любви к ближнему и личных чувств во имя одного: добудешь или погибнешь».
Но что же, а главное, как добудешь? «Если мы... не направим все наши силы, какие бы они ни были, на сторону противников России, то это было бы преступлением перед нашей нацией, нашим будущим», - отвечал Донцов еще в 1913 г. (накануне 1-й Мировой) в докладе «Сучасне політичне положення нації і наші завдання».
А теперь заметим, что благожелательный по отношению к автору данного тезиса материал размещается на официальном сайте церкви, находящейся (пока еще?) в единстве с Московским патриархатом.
Не меньшее недоумение вызывает и редакционная политика сайта «Православіє в Україні», курируемого епископом Александром Драбинко и редактируемого о.Г.Коваленко.
Можете ли вы представить, чтобы, скажем, в ноябре 1941 г. в «Красной звезде» появилось обращение Гитлера к бойцам Красной армии с разъяснением внешней политики Германии? Хотя бы в качестве знакомства красноармейцев «с альтернативной точкой зрения» на процессы в мировой политике? Или аналогичное обращение бен Ладена в 2001-м - в «Нью-Йорк таймс»? А вот «Православіє в Україні» публикует обращение «Філарета Патріарха Київського і всієї Руси-України» к епископату, духовенству и верующим УПЦ. И это тогда как по всей Украине идут захваты канонических храмов раскольниками из «Киевского патриархата».
Да что «Филарет» с его призывами объединяться, если собственно по захвату храмов «Православіє в Україні» дает пояснение устами вдохновителя погромщиков «Евстратия» Зори, величая его епископом без кавычек.
Нередки на «Православії в Україні» и реверансы историческим фигурам, подобным Донцову. Так, «з нагоди Дня Св. Миколая та Різдва Христового» редакция сайта «запрошує маленьких та дорослих відвідувачів взяти участь у святкових заходах» во львовском музее им. А. Шептицкого» (после вмешательства настоятеля Киево-Печерской лавры этот материал был снят с адреса http://orthodoxy.org.ua/uk/sotsialne_slujinnya/2009/12/08/28595.html, но его скриншот в кэше поисковых систем остался).
Да, в светском обществе можно по-разному относиться к Андрею Шептицкому, его обращению к Гитлеру («Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре - Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии...») и другим его деяниям.
Но церковные журналисты не могут не знать, что Шептицкий благословлял стрельцов батальона «Нахтигаль», капелланов дивизии СС «Галичина» и имел личные контакты с вожаками УПА. Той самой, чьи боевики зверски убили предстоятеля канонической православной церкви в Украине митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского) и епископа Мукачевского Мануила (Тарнавского).
Кроме епископа Александра Драбинко и о.Георгия Коваленко, в журналистский пул «Православія в Україні» входят священник Андрей Дудченко («прославившийся» ерничеством по поводу строительства храмов в спальных районах и почтением к отлученному от церкви Мазепе), архимандрит Аввакум (призывающий менять «примитивный» взгляд Церкви на гомосексуализм) и еще несколько священнослужителей.
Ситуативно к этой «оранжевой поп-группе», работающей на отделение УПЦ от Матери-Церкви и сближение с «Киевским патриархатом», примыкает иерей Евгений Максименко (когда требуется донести всесильному владыке Александру сведения о несогласных с его политикой).
О влиятельности этой группы (а в ее составе как-никак секретарь и пресс-секретарь блаженнейшего митрополита Владимира) можно судить по тому, что в официальной «Церковной газете» УПЦ, редактируемой тем же епископом Александром Драбинко, изображений последнего порой больше, чем ликов Христа.
Как известно, не протестовал против тиражирования своего образа и Ющенко. Остается надеяться, что в политическое небытие канут с ним и его церковные партнеры.
Дмитрий Скворцов, «2000», Киев