Родина

1.

Екатерина Домбровская-КожуховаГосподня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней (Пс. 23: 1). Родина - это творение Божие и сама Красота, отражающая дивный, непостижимый и необъятный в своем благолепии и премудрости Лик Творца и Создателя всего сущего. Это - чудный Сад, в котором растет, цветет и плодоносит самое великое Божие сеяние на земле - сотворенный Богом человек. «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36: 23). Сам Господь освящает и назначает и для человека, и для народа землю жизни - Родину, чтобы люди, вселенные в эту землю, возделывая ее и храня (как заповедано было еще первому насельнику райской земли Адаму), смогли осуществить в этом мире свое Божественное призвание. Ради него приводит Господь в мир народы, ради него Бог дарует жизнь людям. Ради совершения сего призвания получают народы от Отца Небесного величайший дар - свое место в мировом целом - Родину. Вне Родины, без Родины, без сочетания с ней и служения ей призвание человека не может быть исполнено. Потому-то Родина - не просто земля, бывшая когда-то никем не заселенной и дикой пустыней. Родина - это земля, в которую Бог вселяет народ - вселенная народа. «Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна вселенный круг» - гласит древняя пословица Руси. На этой вселенной земле - каждому народу на своей - заповеданы труд, созидание и творчество. Каждому народу - предначертан свой путь, свой подвиг, своя историческая миссия. И как среди многих людей Господь сам избирает себе священников, поставляет духовных вождей и земных царей для народа, так и в семье народов Бог каждому назначает свое поприще. Посему Родина - есть образ и символ Божественного поприща народа, его вселенского призвания. Верность своему Божественному призванию, созидательное и жертвенное служение ему многих поколений формирует национальный дух народа и единственный и неповторимый лик Родины, в котором светится и иконописно отображается цель ее жизни на земле. Эта цель - достижение Царствия Небесного - пронизывает все тончайшие жизненные нити Родины и уподобляет черты ее образа лику Родины Небесной. Земная Родина становится иконой Царствия Небесного.

2.

«Земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3: 19), - сказал Господь Бог Адаму. Здесь глубинные, кровные истоки связи человека и Родины. Связи животворной, насущной и священной. Ведь прежде всего Родина - это почва, питающая подземными водами всякий злак и всякое растение, которое сеет и взращивает Бог на земле. Каждому растению и древу пригодна своя почва, своя родина. Пальме хорошо расти в оазисе, в жаркой пустыне. Дубу - раздолье на опушках смешанного леса, а березе - ей же Родина - Русская земля. Так и людям, и народам - каждому своя! - даруется от Творца благотворная почва Родины. И, как зерно, падши в землю, не просто умирает, исчезает в ней, чтобы произвести новую жизнь, так и сеяние Божие - человек сочетается с животворящей почвой Родины ради будущего плодоношения. Он вбирает в себя все соки Родины, питается ее подземными ключами, согревается в лучах ее солнца, омывается ее благодатными дождями, напитывается от тука нив ее, просвещается духовно от ее рукотворных и нерукотворных святынь, обогащается духовными сокровищами, - всем тем нравственным запасом, который собирался до него многими поколениями благочестивых предков. Родина человеку - мать. Родина - отец. Родина - колыбель. Родина - кормилица. Родина - пестун. Родина - Ангел Хранитель и каждого человека в отдельности, и народа в целом. Как только приходит человек в мир отечески, матерински склоняется над его колыбелью Родина. «Какая она?» - В самом первом младенчестве, еще даже бессознательно, душа человеческая начинает познавать себя, искать свое место в мире. Ведь и у человека, как и у реки, есть свой исток, свое земное начало в непроницаемых глубинах времени. «Кто я?» - вопрошает младенческая душа. - «Услышу ли прежде других святые звуки материнской молитвы? Споет ли старая няня мне колыбельную песнь, как пели ее моим дедам и прадедам? Как увижу, как узнаю, как постигну святое лицо моей Родины-Матери, как охвачу взором ее пространства и дали, ее великий и таинственный путь, как смогу почувствовать себя ее малой частицей и каплей, и понять, что же ждет от меня моя Родина? И зачем я пришел в этот мир?»

3.

Деревня Полосы Новгородской губернии. Фото М.МихайловойУ Бога - всего много, и все имеет свой высший смысл и свое священное предназначение. Призвание Родины - кормилицы и пестуна - служить Богу служением спасения народа, которому Господь указывает и смысл жизни на этой земле, и цель ее. С первых дней жизни об этом смысле и об этой цели ласково нашептывает Родина младенцу. И в шуме своих дубрав, и в последних лучах заходящего солнца, и в предрассветный час утра, и в небесных манящих далях... Великий дар жизнь, великий дар - эта прекрасная колыбель-Родина, этот неизъяснимый в своей красоте и тайне земной мир - но послушай! - он говорит о еще более великой тайне, о жизни вечной, о Родине Небесной, которая светится и предвосхищается в дорогих чертах материнского лика земной Родины... Родина Небесная открывается человеку в смиренном облике земной Родины, в сокровенных чертах ее материнского лика, в ее полях и нивах, в светоносной душе ее природы, в ее Божиих Церквах, в святых иконах и фресках, с которых тихо входят в сердца человеческие Небесные лики Господа, Божией Матери, святых угодников Божиих... В умиленных молитвах, которыми освящает Родина и приход человека в мир, и отход его в Обители Вечные, и минуты радости его, и дни его скорби. Ведь Родина - есть непрестанная и воплощенная молитва ко Господу, которую источает ее материнское соборное сердце за всех чад своих: живых и мертвых, праведных и грешных, бывших и будущих. Здесь, на родной земле начинает человек учиться Небесному жительству, здесь на Родине находит он уготованные для него «Врата Сионя» - сущие на земле «Дворы Божии, Господни» - святые Церкви, с их таинствами и праздниками, с их молитвами и Хлебом Небесным - Словом Божиим... И так день от дня, век от века просвещается и крепнет духовно, восходит народ (и капля его - человек) от силы в силу, в «мужа совершенна». Так исполняется Родиной и народом его священное призвание и спасение. И вот уже он приносит свои дары Христу - преумноженные таланты и дарования Божии, плоды трудов телесных и духовных, добродетели и молитвы, и, если потребуется, самою жизнь свою. И становится такой народ подобным древу, «насажденному при исходищах вод», которое «плод свой даст во время свое: и лист его не отпадет» (Пс. 1: 3). На Родине вырастает это великое древо - народ Божий, - и если он сохраняет верность своему призванию, то не только долго плодоносит, а постепенно превращается из древа земного, - по слову святителя Филарета (Дроздова) - в «древо вечное, плодоносное, в древо райское».

4.

Уже только по одному своему высшему предназначению Родина - есть земля Святая: живая, дышащая, молящаяся и присно предстоящая Господу. Каким необыкновенным горением, каким истовым служением Богу отозвалась озаренная великим Крещением Родина на воссиявший ей Свет Христов! Как стремительно и мощно впитала она в себя Слово Евангельской проповеди, как беззаветно отдала себя на служение Христу! Каким благоуханным духовным цветением всей земли ответила она на Божественный зов, на дарованную ей великую очищающую и просвещающую благодать! Она украсилась множеством дивных храмов и монастырей, места которым, как правило, предвозвещались чудесными извещениями свыше. Она освятилась явлениями чудотворных икон «на воздусях» и на водах, в диких дубравах и в незнаемых дотоле весях. Она с первых же лет своего христианства начала приносить Господу самый главный и бесценный «плод красный спасительного Его сеяния» - сонмы святых молитвенников, святителей-чудотворцев, преподобных отцов благоверных князей - защитников Отечества, исповедников, мучеников и страстотерпцев, державных царей-строителей, праведных воинов за Веру и Отечество жизнь свою положивших, мирян - святых и праведных мужей и жен, тысячи тысяч ведомых и неведомых, явленных и неявленных миру святых Божиих людей. Всю эту великими подвигами стяжеванную благодать вместе со святыми и цельбоносными своими мощами они оставили «яко семя веры» в наследство родной земле. И, наконец, осенила Родину Сама Царица Небесная, избрав эту святую землю в Свой удел, покрыв ее Своим омофором, Своим особым заступлением и попечением. Богом дарованная земля жизни, вселенная, Родина претворилась в Православное Царство, ставящее целью и смыслом своей жизни - служение Богу и Церкви Христовой, духовному просвещению народа. А народ, представлявший из себя прежде разрозненные племена и роды, преобразился во святое соборное единство - в Церковь Христову. Города и веси, и вся земля Родины - в зримый священный образ Града Небесного. То, что было раньше разъединенным или связанным только родством кровным, связалось навечно - родством духовным. Соборным воплощением этого единства и духовного родства стала преображенная Родина-Царство. Потому-то для народа Родина всегда была величайшей святыней, которую он, как Дом Пречистыя Богородицы почитал и ценил неизмеримо выше самого себя, своей собственной жизни и всего, что ни есть на земле. Жить или умирать за Родину - означало жить или умирать за Христа. И если то требовалось, то народ отдавал всего себя и все свое без остатка: и жизнь, и дома, и даже жен и детей, к чему уже уготовились в лютую годину Смуты нижегородские ополченцы Минина и Пожарского. И так бы и сделали, если бы то стало потребным для нужд войска и спасения Отечества. Родина и Вера стали синонимами. Народ - народом Божиим. А человек - малой, но драгоценной частицей этого великого целого, сила и мощь которого жили и в нем. Человек верующий не просто крепко стоял на земле. Вся святость, духовная высота, богатство и красота Родины, как солнечный луч в призме, горели и в сердцах всех ее сыновей.

5.

Озеро Белое у дер.Полосы. Фото М.МихайловойВеликие реки рождаются из малых ручьев, из сотен неприметных родников и подземных ключей. И все же исток их бывает порой легче найти, чем начало одной человеческой жизни. Но так ли уж это важно? Не одна ли вода в роднике и в великой реке, в которую он влился? Не океан ли - в одной капле его? Так и человек - лишь малая капля в великом и могучем потоке исторической жизни своего рода (ручья), народа (реки) - и всей его Родины. Этот поток, когда-то забивший малым ключом из глубинных недр родной земли, течет в веках беспрерывно, и будет течь, пока не иссякнет в нем последняя капля жизни. И как отличить, где ты, где он, где они - тысячи и миллионы предков и пращуров, внуков и правнуков. Жизнь поколений переливается, как вода в реке, и кто измерит, кто постигнет, какие капли из этого великого потока избрал Господь и соединил их в драгоценном сосуде одной человеческой жизни? Все - дети Родины, все - единое целое с теми, кто был прежде в неисследимой глубине времен, кто живет ныне, и с теми, кто грядет еще только в мир. И в жилах всех течет та же самая красная «руда», как в жилах тысяч и тысяч их предков. И так же они близки и понятны, как будто жили вчера, и так же чутко сквозь тысячелетия сердце ловит их скорби, а они отзываются на боль, надежды и молитвы еще живущих. Страдает народ, скорбят и усопшие, даже мощи свои святые подвергают они поруганиям, если страждет на земле народ. Родина - это почва, народ - это древо - корни, ствол, ветви, крона. А Человек - лишь лист на этом древе. Древо, которому подрубают корни, теряет связь с родной почвой и гибнет. Лист опавший - засыхает. И как древо без родной почвы, как лист без древа, которое по всем жилочкам своим доносит до него соки родной земли, также гибнет, усыхает и оторвавшийся от древа своего народа, от корней Родины ставший «безродным» человек. Держится же это триединство Человек - Родина - Народ - только духовной скрепой - Верой. Слабеет Вера, и начинает разрушаться связь человека с народом и Родиной. Сначала - духовная связь, а затем и кровная... Народ, потерявший Веру, а, значит, и свое Божественное призвание, становится просто населением. Родина, лишающаяся народа, а с ним и вселенского смысла своей жизни, перестает быть Царством, и постепенно перерождается в некое количество населенных пунктов. Такой народ сам толкает и себя, и Родину в плен....Его землю топчут чужие ноги. Ему навязывают чуждые законы, ему велят изменить лицо, у него отнимают сердце и не дают ему уже не только любить, но даже и вспоминать то, что когда-то он любил и чтил превыше всего... И нет этому народу спасения и исцеления совне. Не помогут ему чужие врачи и лекарства. Не напитают и не напоят его живой водой чужие воды. Не привьется на его земле чужой сад. Но оборвется непобедимая и великая тяга земная, ослабеет Микулушка Селянинович, заснет долгим смертным сном богатырь Святогор. А Родина станет похожа на покинутую детьми старую мать-сироту...

6.

Веками служила она детям своим - народу. Всю себя отдавала. Поила, кормила, хранила всех чад своих от соблазнов и зла, не щадя живота оружием отцов и дедов защищала их, малых и немощных. Молитвою всей земли согревала их, вскармливала и выводила в люди. Песнями своими утешала их унывающих. Открывала им свои дивные храмы, где впервые слышали они об Отце Небесном и Вечной Жизни. Всяким дыханием своим она учила их молиться и славить Господа. Но вот когда пришел черед и детям на ниве родной потрудиться, пополнить золотые запасы добра своей Родины, принести «плоды красные», возвратить Родине и преумножить дарованные ею таланты, оказалось, что чада и забыли совсем о матери своей. Другие дали обманные давно стали их манить, своя забота наполнила их души, а для общей заботы и стези и тем более для жертв ради Родины и места в сердцах не осталось... Тяжко скорбит Родина-мать о чадах своих, забывших свой путь, заблудившихся на дорогах жизни, давно отшедших «на страну далече» (Лк. 15: 13). Не плодоносят уже как прежде ее сады, лежат нераспаханными ее поля, зарастают бурьяном луга. Не так и птицы ее поют, не так, как раньше творят ее художники, не слышат звуков Божественных музыканты, оскудела сила и удаль ее воинов... Чуждые звуки и чуждые краски сквернят ее святой лик. Чуждые руки вгрызаются в ее недра, корчуют вековые деревья, заваливают реки и глаза ее небесные - озера. А сама она лежит немощная и поруганная, чуть живая. И нет у нее сил остановить тех, кто выносит последнее из прекрасных когда-то ее теремов... И вот уже чужие, холодные руки торопятся обмыть ее еще живое - «О, мати!» - тело...

7.

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126: 1). То, чему Создателем и Творцом был Сам Бог, не в силах ни изменить, ни тем более улучшить никакое человеческое мудрование. Не раз уже, отступая от Веры, от послушания Богу, от назначенного Им для Родины пути, народы пытались разрушить и перестроить Божий мир: «Мы наш, мы новый мир построим», - самонадеянно обольщались они. Но все переустройства сводилось только к великим потрясениям. Родину превращали в плацдарм для нескончаемых и жесточайших для людей экспериментов. Властители, изначально отказавшиеся от всего того, чем была когда-то, и чем жила Родина в веках ее благодатной жизни и хождения перед Богом, навязывали и навязывают ей свои безбожные земные цели. Народ, утративший свое единство в Вере, разделен, рассеян и погибает поодиночке. Никакие проекты, никакие реформы сами по себе не способны восстановить и оживить омертвевшую стихию жизни народа и Родины. Они не смогут воссоздать на ней ни новой благодатной почвы, не открыть Родине новое небо, не укоренить в земле цветущее древо жизни, не заставить его простреть свои ветви к Небу и принести «мног плод» (Ин. 12: 24). Это может сотворить Один только Господь. И об этом неустанно молится Заступница Родины - Пресвятая Богородица. А вместе с ней - великий сонм небесных молитвенников, святых сыновей и дочерей Родины, - Церковь Торжествующая. Неусыпно молится об этом и Церковь Воинствующая, земная. Жива Церковь, значит, воскреснет и Родина.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

215. Re: Родина

Добрый день, Екатерина, Специально выбрал такую дальнюю ветку, чтобы никто не видел. Ведь больше не знаю, как написать Вам в "личку". Заодно и прочитал впервые Ваше произведение. Прекрасно пишете. Вы там приняли меня за кого-то. Ну ничего, бывает, человек ошибается часто. Живу я далеко, в другой стране. Вот мой майл: a.souvorov@hotmail.fr напишите, пожалуйста, я ничем перед Вами не виноват. С уважением , Александр С.

Александрс. / 17.11.2012 01:28

214. о черницах и белицах

мирянки в чёрном, инокини в белом - жизнь хороша разнообразием форм и цветов: http://www.rusk.ru/news_rl/2010/01/18/inokinya_kseniya_chernega_rech_ne_idet_o_restitucii/

изограф Никита / 18.01.2010 02:19

213. Олегку: Господь зрит на сердце...

Остается извиниться перед Екатериной еще раз. Простите, уважаемая Екатерина. Я безтактно затеял обсуждение вашего внешнего вида, еще раз простите.

Бог простит, Олегк, и я прощаю. Напоследок: попытки выяснения истинного и не истинного монашества какого-то конкретного лица не с одежды, думается, начинаются (тем более, если человек представлен перед Вами со своим мирским именем и не носит монашеской одежды - а таковая для женщин есть апостольник, а вовсе не обыкновенный платок). Никто никого в заблуждение вводить и не пытался, никто никого ни в чем не обманывал. А цвета женской одежды - черный-ли, синий, зеленый - уж оставьте на вольный выбор самого человека. Платок - ведь он и есть платок. Суть монашества же - внутри человека, а об этом нам судить воспрещено, тем более это наивно в виртуальном общении; разрешено лишь подлинным носителям духа, которые и за многие версты "видят" состояние сердца человека."Приступит человек и сердце глубоко". Внешность обманчива: сколько сегодня носится монашеской одежды, под которой звонко стучит принадлежащее миру сердце. А, бывает и наооборот... Главное, чтобы самочиния мы себе не позволяли, а слушали старших по духу и чину.

212. ...

...русалки в сказаниях Родины очень между прочим опасны... они могут защекотать случайно защедшего на форум...

Олегк / 18.01.2010 12:08

211. ...

Владимир Петрович, я довольно хорошо знаком с этим вашим видением, вы его последовательно отстаиваете. Но вот то что шпионе, криптообновленце выявляются реакцией на черную одежду наподобие моей реакции :) это у вас новация. Нет, есть конечно некая черта характера, Lucia в реплике про соседа по парте верно подметила, но это именно черта характера, я с ней родился. Что могу ответить ? Я не одобряю показного. Затем собственно и пытался удостовериться монашество это или просто так. Да где-то опасаюсь нашествия мирян в черном. Потому как ценно истинное монашество а не косьба под... Ну я собственно и пытался это узнать. Да похоже вышло действительно бестактно судя по реакции всех. Под "порядком" естественно имеется ввиду укорененность в Традиции, которую вы сами отстаиваете. Сами знаете религия свободы от чего. Если мы рассуждаем о Традиции значит Традиция будет содержать соответствующие положительные примеры. Почему вы решили что я в обморок упал ? Может быть я хотел порадоваться возрождению какой-нибудь несправедливо пресекшейся линии Традиции ? Нет так нет. Впервые. Закроем тему. О разврате... В разврате - восторга нет. Стараюсь последовательно верить тому что грех - скучен, непривлекателен, неинтересен, убивает радость, погибелен даже в этой жизни. Дается все это с трудом конечно и весьма условно. Но паки верую... Остается извиниться перед Екатериной еще раз. Простите, уважаемая Екатерина. Я безтактно затеял обсуждение вашего внешнего вида, еще раз простите.

Олегк / 18.01.2010 12:06

210. Олегку

"Я высказывал недоверие не черницам т.е. монахиням, а черноплаточковицам, мирянкам неизвестно почему одевшимся как монахини." И т.д. Мне думается, что ваше приставание бестактно уже потому, что вы вмешиваетесь в сугубо личный духовный вопрос. Вам же объяснили, что имеется благословение духовника, кто Вы такой, чтобы подвергать его сомнению? И что значит "порядок", откуда такой юридизм? Христианство вообще-то - религия свободы. В Церкви допустимо все, что не погрешает против веры, не содержит в себе раскола и не является вызовом нормальному общественному вкусу. В связи с этим очень хочется спросить Вас: почему это монашеские одежды вас так раздражают, а то, что несовершеннолетние девочки сплошь и рядом одеваются как проститутки, с полного попустительства своих родителей - проходит мимо вашего внимания? Хотя, казалось бы, для нормального христианского сознания восприятие должно быть прямо противоположным? Вас монашеский стиль так раздражает именно потому, что является укором и вызовом тому разврату, который царствует в нашем обществе и которому вы, церковные либералы, охотно попустительствуете, лишь бы не допустить "фундаментализма"! Для вас люди, ревностно относящиеся к своей вере и к своему званию христианина, страшнее, чем разврат и аморальность, заполонившие мир.

В.Семенко / 18.01.2010 11:22

209. 206. Марии

<<Точное происхождение имени неизвестно. Согласно одной из точек зрения — от валлийского слова «arth», которое переводится как «медведь», а «art-ur» (старое написание — Arto-uiros) — «человек-медведь».>> Умеренный, не свирепый и очкастый :-)

Артур / 18.01.2010 11:16

208. 202. lucia

__А я похожа на пучеглазую безобидную русалку__ Не вас ли имел в виду Александр Сергеевич Пушкин, сказавший: - Русалка на ветвях сидит... ? Практически на всех ветвях форума Русской линии :)

рыбнадзор / 18.01.2010 11:14

207. Артуру

Свой портрет тоже парой штрихов наметьте. Какие ассоциации Вы предложите?

lucia / 18.01.2010 10:58

206. Re: Родина

Кто еще смахивает на К.Фролова - лучше признайтесь сразу :-)

Артур / 18.01.2010 10:36
Екатерина Домбровская-Кожухова
Он не вносил в святилище Божие чуждого огня
3.12.2013 г. отошел ко Господу архиепископ Алексий (Фролов)
02.12.2020
Птица, летящая через океан...
15/28 октября память святителя Афанасия (Сахарова), исповедника, епископа Ковровского. Часть 2
27.10.2020
Где межа пролегла...
О Солженицыне
12.12.2018
Сестры
О том, как на Вознесение Господне нашлись следы потерянной бабушки Машуры
16.06.2013
Все статьи Екатерина Домбровская-Кожухова
Последние комментарии
Сделал вторую прививку, самочувствие в пределах нормы
Новый комментарий от Vladislav
16.02.2021 12:31
Кто будет строить «Новую Россию»?
Новый комментарий от Vladislav
15.02.2021 11:29
Василий Бойко-Великий в суде против следствия
Новый комментарий от Vladislav
15.02.2021 11:20
О христианском трезвомыслии, или На прививку в первый класс
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.02.2021 07:50
Однодневный приступ постмодернизма
Новый комментарий от Андрей Карпов
15.02.2021 05:58
К дискуссии о языке богослужения
Новый комментарий от Константин В.
15.02.2021 05:19
«Декарбонизация мировой экономики»
Новый комментарий от Тюменец
15.02.2021 04:53