От редакции: Нынешние враждебные отношения России и Грузии болью отдаются в сердце всякого русского и грузина, для кого понятия православное единство, общие святыни и общая история - не пустые слова. Сегодня мы публикуем размышления председателя общества Ираклия Второго Арчила Чкоидзе о нашем прошлом, настоящем и будущем. Конечно, это взгляд грузина на проблему. Наверное, не во всем с ним может согласиться абхаз или осетин. Но одно очевидно - нам всем нужно искать пути и способы восстановления доверия между народами некогда единой державы. Особенно народами православными.
Прошло восемнадцать нелегких, полных переживаний лет независимости Грузии. За это время мы ухитрились сменить уже несколько правительств (включая «одемократившегося» Шеварднадзе), на себе испытали стужу гражданской войны и раздули очаги конфликта; собственными руками опустошили Мегрелию, разорили и по частям распродали фабрики и заводы, разбазарили национальное достояние, с землей сравняли науку и образование... И самое ужасное, что лишились Абхазии, Самачабло и даже Кодорского ущелья, куда нога врага прежде никогда не ступала.
В результате всего вышеотмеченного около полумиллиона наших соотечественников стали беженцами. Восемнадцать лет грузинская общественность судит и рядит, по чьей вине мы оказались в таком положении. Одни винят в этом национальное правительство и Звиада Гамсахурдиа, другие - Шеварднадзе, третьи - Россию. Кое-кто виновником наших бед считает Соединенные Штаты Америки и кивает на силы, пришедшие во власть в результате «революции роз». Взаимным упрекам нет конца... А время бежит неумолимо, и увязшей в глубоком болоте Грузии угрожают все новые и новые опасности.
Прискорбно, что грузинская общественность, выставляющая себя интеллектуальной элитой, редко говорит о том, что львиная доля вины в катастрофах последнего времени, случившихся в период новейшей истории, приходится на нас самих; да, именно мы виноваты в том, что так низко пала и оскудела страна с древнейшей культурой и историей. Вместе с тем у нас нет ни желания, ни сил до конца осмыслить свою долю ответственности и всем пожертвовать ради беззаветного служения своей родине.
Если же проанализировать новейшую историю нашей страны за последние восемнадцать лет в хронологической последовательности, увидим, как стало походить грузинское общество на аморфную и безликую массу, утратившую накопленные веками, но усвоившую новые качества в таких уродливых формах, что теперь нам самим уже не разобраться, куда идем и к чему стремимся...
Начнем с того рокового дня 9 апреля, дня, положившего начало не только распаду Советского Союза (по словам тогдашних диссидентов), но и ставшего поводом для разжигания вражды между грузинами и русскими - двумя единоверными народами, которой прекрасно воспользовался Запад в лице целой когорты грузинских диссидентов, кем-то из них осознанно, а кем-то бессознательно.
Сегодня многие думают, что виноват в нагнетаемой сегодня в Грузии антироссийской истерии Саакашвили. А ведь Саакашвили всего лишь продолжатель идеологии, проповедываемой национальным движением еще 20 лет назад. К сожалению, наше общество пошло на поводу у национального движения и бездумно стало отождествлять Россию с Советским Союзом. Стали ругать русских и все русское, однако нужно отметить и то, что этому предшествовали Астафьевская «Ловля пескарей в Грузии» и желчное заявление Андрея Сахарова о необходимости развалить грузинскую империю. Этот факт особенно примечателен, поскольку, как видно, сигнал о будущих конфликтах в Грузии прозвучал именно в заявлении Сахарова. Он был известным советским диссидентом и следовательно, мягко говоря, взлелеянным Западом.
Мы порой забываем, в каком положении находилась Грузия 200 лет назад, именно в пору утраченной ею государственности. Грузия существовала лишь в идее: Аджария, Поти, Кулеви, Ахалцихе, Ахалкалаки, Аспиндза, Кутаиси, Боржоми были отторгнуты. И без того маленькой страной правили несколько царей и князей, находившиеся под влиянием мусульманских стран. И если бы не отвага и политическая прозорливость царя Ираклия Второго, Грузию спасти бы не удалось. В трактате, подписанном царем Ираклием, содержалась статья, по которой Россия брала на себя обязательство военным путем вернуть Грузии утраченные исконные территории. Разумеется, тот первоначальный трактат отмены грузинской государственности не предусматривал и, к сожалению, был нарушен не только Россией, но и Грузией. Это - тема для отдельного обсуждения, которое не может уместиться в рамки газетной статьи. Буду краток - сегодня в Грузии мало кому известно о том, что Грузия присоединилась к России не на основе Георгиевского трактата, а трактата, составленного Георгием Тринадцатым, который он в 1799 году заключил уже после смерти Ираклия Второго, а трактат 1783 года к тому времени был уже отменен.
После оформления Георгиевского трактата, в 1786 году, царевна Дареджан заключила мирный договор с аварским ханом Омаром, но, несмотря на это, Российская империя все же выполнила свои условия и после вековой борьбы возвратила Грузии ее исконные территории: Аджарию, Абхазию, Ахалцихе, Ахалкалаки и Поти. Мало кому известно и то, что на протяжении более чем векового пребывания Грузии в составе России здесь не был приговорен к смертной казни ни один гражданин. Таким образом, грузинский народ в конце 80-х годов был так подхвачен новой волной, что даже не успел задуматься, за кем и куда следовал. Как видно, слишком сильна была жажда независимости и свободы и, главное, это поколение очень спешило к достижению этой цели. Это вызвало глумление над всем советским и несправедливые нападки на людей, во времена Советского Союза занимавших номенклатурные должности.
Особый гнев крайне радикально настроенных по отношению ко всему советскому граждан вызывали Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Тогда как даже поверхностный анализ многих документов, опубликованных в последнее время, показывает, что они не позволили сильным государствам Запада растерзать на мелкие куски проданную правительством Жордания Грузию (сегодня уже не секрет, что на Ноэ Жордания тоже возлагается доля ответственности если не за убийство Ильи Чавчавадзе, то хотя бы за освобождение от правосудия одного из организаторов этого преступления Филиппа Махарадзе). И это - то самое правительство, которое препроводило убийство Ильи Чавчавадзе такой ремаркой: «Лес рубят, щепки летят». А мученику патриарху Кириону I вообще заявили, что не нуждаются ни в поминании в молитвах, ни в православной церкви вообще.
Октябрьская революция (которую многие комментаторы в двадцатые годы прошлого века называли не иначе как восстание евреев против царской России), которая была революцией атеистов и ставила целью уничтожение российской самобытности и православия, оказалась весьма опасной для Грузии. Троцкий, Ленин, Бухарин и Каменев решили подвергнуть Грузию окончательному раздроблению и уничтожению. Бои шли в Цхинвали. От Грузии была отторгнута Абхазия, которая вошла в состав СССР отдельной республикой. В 1931 году Сталину удается изменить статус государственного образования Абхазии и подчинить ее Грузинской Советской Социалистической Республике со статусом автономной республики. В осуществлении этого решения и увеличении числа грузин в Абхазии огромная роль принадлежит именно Лаврентию Берия (если в спорах с абхазскими сепаратистами мы ссылаемся на статус Абхазии и приводим в пример численность грузин там, то это - заслуга именно Берия). Заслугой Лаврентия Берия было также выселение турок-месхетинцев, забывших все грузинское и в тот конкретный исторический период представлявших серьезную угрозу для единства страны (хотя дискриминация определенных этнических, культурных или религиозных групп совершенно неприемлема, но такие факты на различных этапах истории характерны почти для всех государств с солидным возрастом).
В период пребывания у власти Сталина и Берия, а также в последующий период в Грузии стремительными темпами развиваются промышленность, тяжелая индустрия и сельское хозяйство. Во всем Советском Союзе снискали славу грузинские вина, минеральные воды, чай и цитрусовые, благодаря чему Грузия стала доминантной республикой на Кавказе. Вместо благодарности эти два преданных Грузии человека стали объектом постоянных нападок. (Несколько лет назад мне довелось встретиться с одним высокопоставленным китайцем. Русским он владел лучше меня и очень серьезно сказал: «Вам, грузинам, не подобает так поносить Сталина. Быть может, вам следовало бы взвесить на чашах весов все сделанное им для страны плохое и все хорошее. Мы знаем, что и у председателя Мао были ошибки, но ценим его не за ошибки, а за достижения в строительстве государства. И потому достигли успехов, что ничьи заслуги не забываем, а еще потому, что запаслись огромным терпением»).
Большой ошибкой грузинского общества было упразднение при национальном правительстве Юго-Осетинской Автономной области и то, что мы ополчились против ее населения. Из-за нескольких узколобых сепаратистов в масштабе всей республики начались притеснения и террор против наиболее интегрированных в грузинское общество наших братьев - носителей практически одной с нами культуры. К сожалению, то же самое повторилось и 8 августа 2008 года, когда вся общественность, включая оппозицию, не осудила августовскую агрессию если не против наших братьев, то хотя бы наших сограждан - осетин, проживающих в Самачабло. Это уже было осуществлено нынешними грузинскими властями (см. доклад Х.Тальявини), и, как явствует из некоторых появившихся на Западе публикаций, заказчиком были США, а не Россия.
К своему стыду грузинский народ закрыл глаза на происходящее и словно набрал в рот воды, когда дело касалось бомбежек и расчленения Сербии. Знаменательно, что Россия признавала территориальную целостность Сербии, а это для Грузии имело стратегическое значение, поскольку судьба двух «замороженных» конфликтов в нашей стране во многом зависела и от позиции России. Дело касается не только возвращения Абхазии и Самачабло. На защиту территориальной целостности Сербии должен был подняться весь грузинский народ, вся Грузия от мала до велика, ведь кроме соображений прагматизма еще существуют нравственность и нравственные принципы, что обязывало нас поддержать наших православных братьев, которые подобно грузинам на протяжении веков насмерть стояли, защищая православие. А Косово, где расположены около 200 церквей и монастырей, - достояние не только сербского народа, но всего православного мира, и его защита - долг всех православных. Так что и здесь наше общество проявило несостоятельность и сослужило службу врагам православия. После всего этого было бы наивно уповать на милость Божью.
Нельзя не вспомнить и тот позорный факт, когда «правительство роз» всего через каких-то несколько недель после прихода к власти разгромило церковь в Глдани, ну что с того? И по этому поводу грузинский народ и общественность не выразили свой протест. То же самое повторилось и в Схалта при разрушении строящейся церкви, тогда наша хваленая общественность снова оказалась в позиции страуса. Позором было и то, что по поводу убийства Гвиргвлиани и Робакидзе на улицы для выражения протеста вышли всего лишь 1000 человек. Еще более постыдным было то, что среди этой тысячи манифестантов половину представляли политики, которые были скорее озабочены собственным пиаром, нежели защитой верховенства закона и правосудия. А ведь из-за подобного факта, когда в Греции полицейским случайно был застрелен 15-летний подросток, уволили в отставку министра и начальника полиции. Был арестован и полицейский, и при этом на улицы вышли около полутора миллиона человек. И все это потому, что в отличие от нас в Греции - народ и общество едины.
Несмываемым позорным пятном для Грузии останется также 7 ноября, когда власти обрушили на мирных митингующих свою кровавую длань. Ну и что с того? Снова - небольшое сопротивление и смирение с судьбой. Та часть общества, которая служила в полиции, парламенте, армии и других государственных структурах, свободе, чести, тому, чтобы стать рядом со своими братьями и сестрами, предпочла принять сторону убийц и палачей грузинского народа и ради своего заработка подобно Иуде предали Грузию за тридцать сребреников, чем уподобились запертым в хлеву нажравшимся пойла свиньям, сытость брюха которых зависит от доброго расположения хозяина.
Так что, прежде чем кого-либо обвинять в несчастьях, обрушившихся на Грузию, нужно вспомнить грузинскую пословицу: «Всякому от себя». Во всем виновато наше общество, а общество - это каждый из нас. В стихотворении «Бедниери эри» («Счастливый народ») великий Илья с завидной точностью обрисовал нас самих, но мы не вняли сказанному. Нельзя забывать и выдающегося писателя-патриота Григола Робакидзе, который в свое время с горечью отмечал: «У грузинского народа один враг - сам грузинский народ»...
Может быть, хотя бы эти слова заставят нас задуматься?!