Историческое событие - мы на Валааме. До обеда посетили три скита, а после, на малом теплоходе, обогнули пол-острова и причалили к пристани главной усадьбы. Многое мы увидели за этот день, много узнали и, хоть я в свое время достаточно перечитал литературы об этих местах, все равно, даже одного дня хватило, чтобы вкусить этот особый смолистый воздух, а посмотрев с высоких, каменистых холмов на море, получить такой заряд положительных эмоций, такую благодать, что хватит до конца жизни.
Конечно, в памяти все время стояли строчки замечательного писателя Ивана Шмелева, который описывал свои впечатления от посещения этого острова сто лет назад, когда он навещал здесь в отдаленных скитах старцев-затворников, беседовал с ними и удивлялся их мудрости "простецов" и мужеству молитвенного подвига. Историю Иоанна-отшельника, которого навещал в келье под видом паломника сам государь император Александр I, и тот угощал его репкой. Теперь ничего этого нет. А чтобы найти отдаленные останки жилищ древних святых затворников, нужен, как минимум, месяц, личный катер и сопровождающий, знаток этих мест.
К своему дому-теплоходу шли через весь остров шесть километров пешком. Всего в монастыре обитает 150 монахов и послушников, около половины из них находятся по подворьям вне острова. Живут в главной усадьбе и в скитах, но отшельников и схимников, как я уже сказал, нет.
Постояли на службе в главном храме Преображения Господня, посмотрели на монахов. Среди них есть волевые лица зрелых мужчин, но есть и совсем мальчишки со смешными бородками и растерянными лицами. Показалось, что у многих в глазах тоска, хотя они свои глаза пытаются скрывать и опускают вниз. Разный возраст, разные фигуры. Конечно, монастырь молодой, возрождение его только начинается, и радостно сознавать и видеть, как много уже сделано по восстановлению Святыни. Низкий вам поклон, подвижники земли русской. Хочется пожелать им добиться того, чего они хотят. А кто слаб, тот пусть уходит. Экскурсовод, воцерковленный, с окладистой бородой мужчина, нам поведал, что приходят в послушники в основном из городов, слабые здоровьем. Им физически тяжело выполнять все монашеские послушания.
Таких, как игумен Дамаскин, сейчас нет, но для Бога все возможно. Будем молиться о возрождении Валаама, его молитвенной жизни, ибо (глубоко убежден), только на нравственном поле сможет возродиться и сама Россия.
Покидали остров, когда солнце начинало садиться за горизонт. По старинной Валаамской традиции, когда судно отходит от причала, многие обитатели острова собираются, чтобы проводить любой корабль без исключения. Долго машут нам руками, пока узкий берег пролива не скроет их из глаз. В открытом море "принимают эстафету" чайки, мы им скармливаем все сухари, неизвестно откуда взявшиеся у людей. Эти крылатые спутники моряков еще долго сопровождали нас, как будто хотели договорить, дорассказать что-то важное, чего мы не постигли на острове за столь короткое время.
Я тебя исходил, Валаам непокорный.
Только мало что смог я понять.
Мы ушли, но остались на острове черном
На молитве монахи стоять.
Черноризские прадеды здесь их почили,
Светлым был островной их приют,
Заросли, обветшали давно их могилы,
Только камни к душе вопиют.
10.08.2004 г.