![Памяти поручика В.Н. Быкова](/images/2009/16147.jpg)
Вторая плита со стихотворной эпитафией посвящена всем северо-западникам. Настоящая эпитафия была выбита на гранитной плите в 1920-е гг. (написана неизвестным северо-западником) и помещена на стене православной часовни в Копли (тогда предместье Таллина) на месте братских могил северо-западников (в настоящее время эта историческая плита находится на стене одного из приделов Александро-Невского собора в Таллине).
Инициаторами открытия этих плит явилось Ямбуржское братство во имя Святого Архистратига Михаила и Российское Движение "Белое Дело".
Создание этих плит стало возможным в большей степени благодаря благородной традиции по опеке воинских могил, заложенной владельцем Ямбургской каменной мастерской Николаем Михайловичем Литвиновым. Лепта на это благородное дело также была внесена следующими людьми: Мартином (Германия), Егором Сергеевичем Карпенковым, Павлом Сергеевичем Еремеевым и Олегом Александровичем Шевцовым (СПб).
![Памятная плита](/images/2009/16148.jpg)
Поскольку жизнь русских лишенцев в Эстонии была тяжёлой и бедной, то первый скромный памятник - чугунный крест на бетонной семиступенчатой Голгофе был изготовлен и освящён лишь 6 сентября 1936 года. Тогда при многолюдном стечении русских людей покрывало с памятника снял председатель одного из объединений северо-западников в Эстонии генерал-лейтенант О.П. Васильковский. Панихиду отслужил бывший благочинный СЗА протоиерей о. Константин Колчин (1875-1941).
На сегодняшний день в ходе архивных изысканий удалось обрести сведения примерно на 277 человек здесь лежащих: офицеры, нижние чины, студенты, гимназисты, юнкера, военврачи, сёстры милосердия, санитары и военные чиновники.
Панихиду на месте братских могил отслужил протоиерей отец Александр Салыкин, настоятель Свято-Троицкого храма на Парусинке (церковь барона Штиглица).
С 1976 года, когда было закрыто кладбище и упразднён штат его сотрудников, началось запустение и разорение. Ещё в начале 1990-х годов здесь можно было видеть весной цветущие подснежники и иные декоративные цветы, по всей видимости, высаженные потомками усопших. Но с отделением Эстонии от России, потомки северо-западников лишились возможности посещать могилы своих родных.
![В день панихиды](/images/2009/16149.jpg)
Поэтому нам представляется, что будущую часовню желательно было бы освятить в честь Святого Исаакия Далматского с приданием её небольшому куполу копии формы знаменитого творения Огюста Монферрана.
В этой часовне символично было бы установить урну с горстками земли с могил северо-западников из США, Аргентины, Бразилии, Германии, Франции, Эстонии, Латвии..., которые нам уже доставлены единомышленниками (недавно доставлена земля с могилы генерала Н.Н. Юденича из Ниццы).
Христолюбивые воины Северо-Западной Армии генералов Юденича и Родзянко сражались и отдавали свои жизни за свободу личности, свободу вероисповедания, свободу слова, свободу печати, свободу передвижения, за всё то, что составляет основу жизни человека в цивилизованном обществе.
Исполнилось почти 90 лет с начала Исхода Северо-Западной Армии в Эстонии, но не существует срока давности для почитания героизма, подвига и страданий Христолюбивых русских воинов.
Царствие Небесное и Вечная память русским воинам белых полков Северо-Западной Армии здесь и повсюду лежащим!
Сергей Зирин, Ямбург