Об этом же свидетельствуют данные всех социологических опросов. Только в трех западных областях (Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской) большинство жителей выступает за вступление нашей страны в северо-атлантический альянс. Во всех остальных регионах страны: западных, центральных, восточных, южных, - несмотря на различные политические предпочтения и социальные ценности, курс на присоединение к НАТО решительно отвергается. Как известно, такой вектор украинской внешней политики вызывает особенное возмущение в Крымской Автономии, обладающей конституционным правом на участие в принятии внешнеполитических и внешнеэкономических решений. Тем не менее, план мероприятий по втягиванию Украины в НАТО, как выяснилось, существует. Это неудивительно, поскольку украинская власть много раз демонстрировала пренебрежительное отношение к закону, общественному мнению и принципам демократии. Правящая группировка охотно откажется от национального суверенитета, если это поможет заслужить благосклонное отношение Брюсселя и Вашингтона. Вызывает недоумение другое: отчего же крымское правительство (сформированное в основном Партией регионов) участвует в реализации курса, явно враждебного общественным интересам и требованиям крымской конституции?
Согласно закону крымские власти не только не должны принимать участие в выполнении этого плана. Они обязаны потребовать от украинской власти его отмены. Но вместо этого они активно участвуют в различных мероприятиях, направленных на то, чтобы как можно прочнее привязать Крым к США и странам ЕС, превратив вступление в НАТО в формальность, лишь закрепляющую сложившуюся ситуацию.
В отчете указывается, что крымское правительство в соответствии с полученными указаниями стремится активизировать межрегиональное сотрудничество со странами, входящими в НАТО. В этой связи министерство аграрной политики подготовило предложения по развитию отношений с Литовской Республикой и немецкой землей Рейланд-Пфальц. Кроме того, прошли встречи сельскохозяйственных предпринимателей Крыма с австрийскими производителями оборудования для животноводства и подготовлен перечень агропромышленных проектов, способных заинтересовать потенциальных инвесторов из ФРГ. Спору нет, развивать сотрудничество с другими государствами необходимо. Тем более, что Крым обладает конституционным правом самостоятельно определять форму и параметры взаимодействия с регионами других стран. Очевидно, что данное положение крымской Конституции представляет важность не только для Автономной Республики, но и для Украины в целом, поскольку позволяет сохранять и укреплять связи с Россией вопреки внешнеполитическому курсу киевской проамериканской власти. Однако объемы сотрудничества Крыма с российскими регионами за последние несколько лет катастрофически упали. Реализация совместных проектов в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере транспорта (в том числе и таких стратегически важных, как Керченский транспортный переход) прекращена или отложена на неопределенный срок. Причем, предпринимаемые меры по строительству транспортного перехода через Керченский пролив, как известно, в 2007 году напрямую запретил МИД Украины. Крым сознательно отрывают от России, и крымское руководство становится прямым пособником тех, кто разрушает общее экономическое и культурное пространство Украины и России, единство которого может обеспечить наша Автономия.
Несколько дней назад президент России Дмитрий Медведев с горечью заметил, что украинские регионы фактически сворачивают сотрудничество со своими российскими партнерами, предположив, что это обусловлено внешнеполитической позицией украинского руководства. К сожалению, деятельность крымского правительства, отказавшегося от развития связей с российскими регионами и предпринимающего безуспешные попытки подменить их совместными проектами со странами НАТО, лишь подтверждает горькие выводы, сделанные российским лидером. Между тем, Хендрик Херинг, министр экономики земли Рейланд-Пфальц, с которой намеревается развивать внешнеэкономические отношения правительство Крыма, в апреле этого года во время дня экономики Российской Федерации, прошедшего в земельной столице Майнце, заявил, что "российский рынок среди других иностранных рынков" представляет для компаний Рейланд-Пфальца наибольшую важность. Нужно понимать, что Крыму, несмотря на культурную близость к России, будет не так-то легко вернуть утраченные позиции в области внешнеэкономического сотрудничества с российскими регионами. Место Украины и Крыма с радостью займут другие страны, прежде всего европейские, которым и достанутся экономические выгоды от взаимодействия с Россией. Это уже произошло в сельском хозяйстве, в курортной и туристической сфере, - граждане России предпочитают лечиться в Израиле, а отдыхать в Турции и Египте. Рынки и магазины в российских городах предлагают овощи и фрукты из Польши, Азербайджана, Узбекистана, Греции и множества других стран. Но там трудно найти крымские яблоки, персик, виноград, черешню, помидоры и другие прелести крымского сада и огорода. И если крымское правительство не начнет руководствоваться Конституцией Автономии, а не указаниями проамериканской правящей верхушки, ситуация с каждым годом будет становиться все хуже. А, значит, будет падать и уровень жизни в Крыму, напрямую зависящий от уровня сотрудничества Автономии с регионами России.
Несамостоятельность крымского правительства ярче всего проявилась в подходе к разработке концепций стратегического развития Крыма. Как выяснилось из правительственного отчета, они разрабатываются при активном содействии иностранных структур. Так, "Концепция развития сельских территорий Автономной Республики Крым на 2011-2021 гг." создается при помощи Канадского агентства международного развития и Канадского бюро международного просвещения. Проект "Содействие экономическому развитию и занятости" формируется совместно с Немецким бюро технического сотрудничества. Даже антикризисные меры планируются при участии консультантов из ОБСЕ, США и стран ЕС.
Это вовсе не безобидное стремление воспользоваться чужим советом, а открытое предательство стратегических позиций. Очевидно, что все эти эксперты будут исходить из двух положений: предприятия Крыма должны руководствоваться правилами, установленными ВТО, и ориентироваться на сотрудничество с американскими и западноевропейскими партнерами. Между тем, прямой долг правительства Автономии состоит в том, чтобы потребовать немедленного выхода из Всемирной торговой организации, членство в которой приведет к разрушению промышленной сферы Крыма и превращению его в поставщика сельскохозяйственного сырья, производство которого представляет опасность с точки зрения экологии. Но руководство Крыма вслед за проамериканской правящей верхушкой Украины явно стремится к тому, чтобы Автономия развивалась как сырьевая периферия евро-атлантического пространства, а не важнейшая составляющая восточно-славянского мира.
Но особенно поражает пресмыкательство крымского правительства перед проамериканскими силами в области информационной политики и государственной пропаганды. Вопреки воле крымского общества осуществляется целенаправленная работа по утверждению в общественном сознании представлений о выгоде евро-атлантической интеграции и присоединения к НАТО. При этом, что особенно опасно, эта деятельность направлена не на взрослых крымчан, чью позицию не удастся изменить с помощью проамериканской риторики, а на детей и подростков, мировоззрение которых только формируется, а потому сильно подвержено внешним влияниям. Так, согласно правительственному отчету, в ряде школьных библиотек Крыма были установлены информационные стенды "Что такое НАТО?", а их материалы использовались на уроках в младших классах. В школах Кировского района были проведены классные часы "Наш дом - Европа". Детям настойчиво пытались внушить, что выбор в пользу НАТО и евро-атлантической интеграции принесет выгоды и Украине, и Крыму, и лично им. При этом никакой разъяснительной работы, помогающей школьникам понять важность сохранения Украины как страны восточно-славянского мира и развития Крыма как региона, соединяющего пространство восточно-славянской цивилизации, правительство Автономии, конечно же, не проводит.
Последовательность и настойчивость проамериканских сил способна принести желаемые результаты. Они решили во что бы то ни стало что называется не мытьем, так катаньем заставить украинское общество смириться с присоединением страны к НАТО. Если для этого необходимо вырастить поколение молодых людей, лишенных исторической памяти и адекватных представлений об окружающем мире, то проамериканская верхушка без колебаний готова пойти на это. Вашингтонские стратеги намерены превратить Украину в плацдарм для геополитической экспансии США в Евразии, а они умеют вести упорную борьбу, постепенно добиваясь своей цели. Если сравнить ситуацию в украинском обществе в 2004 году и сегодня, то нельзя не признать, что при помощи Ющенко и его клике удалось установить прочный американский контроль над экономической и политической жизнью Украины. То, что казалось немыслимым еще пять лет назад, сегодня воспринимается как норма.
Только зачем в этом участвует руководство Крыма? Почему оно занимается реализацией планов по подготовке присоединения Украины к НАТО? Не возражает против членства Украины в ВТО, а напротив пытается приспособить экономику Крыма к правилам этой организации? Не протестует, когда Юшенко призывает американские корпорации осваивать нефтегазовые месторождения Черноморского шельфа, самовольно распоряжаясь стратегическими ресурсами Автономии? Дело в том, что крымское руководство зависит от крупнейшей украинской олигархической группировки. То, что она называет себя защитницей интересов Юго-Востока Украины, ровным счетом ничего не значит. Олигархия не представляет и не выражает ничьих интересов, кроме своих собственных. А для украинских олигархических группировок, занимающихся экспортом сырья и продукции с низкой степенью переработки, стратегическими партнерами являются транснациональные корпорации (как покупатели и поставщики оборудования), а также международные финансовые институты, располагающие кредитными ресурсами (украинские олигархи не желают вкладывать в развитие предприятий собственные средства). Причем в условиях мирового экономического кризиса, ударившего по Украине намного сильнее, чем по ведущим капиталистическим государствам, эта зависимость только увеличилась.
Такая экономическая ориентация во внешнеполитической сфере неизбежно будет дополняться проведением евро-атлантического курса, чтобы ни обещали политические представители олигархии в пылу междоусобной борьбы со своими конкурентами. Сама перспектива сговора за спиной общества Партии регионов и БЮТ, в течение многих лет враждовавших друг с другом, говорит о том, что для представителей украинского правящего класса представляют значимость только экономические расчеты. Все остальное - пустая демагогия, единственная цель которой состоит в том, чтобы ввести в заблуждение общественное мнение и заставить избирателей поддерживать враждебные их интересам политические силы.
Показательно, что по мере того, как положение "донецкой" группировки становится все более прочным, ее пророссийская риторика становится все более умеренной. И наоборот, - перед угрозой политического поражения она охотно выдвигает лозунги, отвечающие общественным настроениям. Но олигархия никогда не будет добиваться практического воплощения своих предвыборных обещаний, если это не сулит ей быстрой экономической выгоды. Деятельность крымского руководства, участвующего в программе по подготовке к вступлению в НАТО, как нельзя лучше доказывает это. Поэтому нам жизненно необходимо создать в Автономии такую власть, которая будет зависеть исключительно от воли крымчан, а потому сможет действенно отстаивать Конституционные права Крыма, а не следовать безвольно указаниям проамериканской правящей верхушки. Иначе политические ставленники олигархии, игнорируя требования крымчан, затащат Крым в НАТО так же, как предали экономические интересы народа и государства, втянув на унизительных условиях Украину в ВТО.
Леонид Иванович Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым