Прежде чем говорить о российском кинематографе "сегодня и завтра", вспомним, каким был наш отечественный кинематограф "вчера".
То есть до так называемой "перестройки", cсоветский кинематограф был поистине могучим. Великие режиссеры мира завидовали нам. Федерико Феллини в разговоре с Андреем Тарковским высказывал свое удивление тем, как функционирует кинематограф России: стопроцентное финансирование, единая мощнейшая сеть государственного кинопроката, предоставляющая возможность единовременного показа фильмов по всей стране.
А самое главное, какого высокого, не только творческого, но и нравственного уровня достигали высшие творения наших кинематографистов, приносивших всемирную славу нашей стране: Эйзенштейн, Довженко, Чухрай, Герасимов, Ростоцкий, Бондарчук, Тарковский, Шукшин, Михалков, Панфилов, Тодоровский... Подавляющее большинство режиссеров носили в кармане партбилет, но при этом снимали поистине христианские фильмы, ставшие источником живой воды для миллионов людей на планете. Источник, к которому припадали, и будут припадать грядущие поколения.
Но это было светлое "вчера". Грянула "перестройка", обозначив собою наступление новой, то есть сегодняшней кинематографической эры.
Что мы имеем сегодня?
Почти до основания разрушенный и разрозненный государственный кинопрокат. Царство "торгующих во храме" новоявленных частных прокатных дельцов. Киноведы рыночного кинематографа, приторговывающие искусством кино, в эйфории говорят народу о том, что все идет прекрасно. Построено около 1500 кинотеатров с "долби-стерео" и попкорном "в койку". Говорят, что в скором времени количество подобных суперкинотеатров возрастет вдвое. Вроде все красиво, а радости нет.
Невольно задаешься тревожными вопросами... А на чьи деньги построены кинотеатры?
Заглянул как-то в один из них. Во всех залах - или американское кино, достаточно примитивного, пошлого содержания, либо российский "продукт", подражающий "продукту" американскому. Заметьте - киноискусство, с легкой руки лукавых телевизионных топ-менеджеров и обслуживающих их кинокритиков-рыночников, стали упорно называть "продуктом".
О "кривом зеркале" насилующей зрителей примитивной эстрады и сериальных "продуктах" российского телевидения и говорить не хочется. Россию Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Россию Эйзенштейна, Бондарчука и Тарковского год за годом, день за днем, "степ бай степ" опускают все ниже.
Кинокритики, увенчанные степенями и солидным возрастом, уже отказываются серьезно относиться к фильмам, говорящим о высоких идеалах. "А где же в вашем фильме гомосексуалисты? - недоуменно вопрошают кинокритики, - где любовь девочек, или, на худой конец, инцест? Это - не рейтингово! Не формат!". Имена этих критиков называть не стану. Те, кому надо, поймут, что это относится к ним. При вашем содействии, коллеги, ведется разлагающая, лукавая работа по внедрению чужебесия в сознание наших детей.
Хочется напомнить всем нам, кинематографистам, евангельские слова: "Невозможно не прийти в мир соблазнам, они должны прийти, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит".
На протяжении двух десятилетий идет последовательная вестернизация российского кино и телеэкрана: вытеснение, подмена традиционной духовно-нравственной сердцевины русской культуры, мутирование сознания новых поколений, нарождающейся на "Святой Руси". Впрочем, вряд ли Русь станет святой при такой обработке. Невольно еще и еще раз вспомнишь откровение радио "Свободы", изреченное в эфире в самом начале "перестройки": "Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций".
Очаги сопротивления этому злу существуют. И в нашем перестроечном "сегодня", с великим трудом удерживая высоту, продолжают творить лучшие российские режиссеры: Михалков, Сокуров, Панфилов, Тодоровский, Лунгин, Абдарашитов, Прошкин, Бортко, Хотиненко...
В документальном кино, несмотря на ликвидацию ЦСДФ и агонию Леннаучфильма, не сдаются подвижники-одиночки: Мирошниченко, Гуркаленко, Лизнев, Матвеева, Шиллер, Криницын и десятки других замечательных кинематографистов...
Детский кинематограф практически умерщвлен. Российским детям приходится ориентироваться на Гарри Поттера, Шварцнегера и заокеанских анимационных монстров... Не мудрено, что на уроках рисования сегодняшние дети рисуют ни витязей, ни Илью Муромца, ни Ивана царевича. А бетменов, монстров, вампиров и одноглазых инопланетян.
Что будет "завтра"?
Во многом это зависит от всех нас. Пора осознать и нам, кинематографистам, и руководству государства, что экранные искусства - есть духовно-стратегическое оружие нашей державы и оружие это не должно служить массовому духовному поражению народа.
Необходимо кардинальное изменение российской культурной политики и ее составной части - национального кинематографа. Нужно рекомендовать Высшей государственной власти задуматься об утверждении Нового Национального проекта в области культуры и духовного развития нашего государства. Возродим культуру и кинематограф - преобразим жизнь нашего Отечества.
Необходимо на порядок увеличить средства федерального бюджета на культуру и кинематограф. Культура и государственный кинематограф в России не должны жить по законам рынка, ставя главной целью извлечение прибыли всеми дозволенными и недозволенными методами.
Российская культура, кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на традиционные, духовно-нравственные ценности. Необходимо введение системы Государственного заказа со стопроцентным финансированием кинопроизводства фильмов, способствующих духовному возрождению и укреплению нашей культуры и нашей страны. Пора задуматься о возрождении государственного кинопроката и разбазаренных киностудий. В первую очередь, киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
Детское жюри прошлогоднего кинофорума "Золотой Витязь", не видя в конкурсной программе фестиваля ни одного российского детского фильма (ввиду полного отсутствия в России новых фильмов для детей), сделали наказ присутствующему в зале министру культуры Александру Алексеевичу Авдееву - возродить в России производство фильмов для детей.
Кинематографическая политика министерства культуры должна определяться в творческом содружестве с Союзом кинематографистов.
Николай Петрович Бурляев, Президент Международного кинофорума "Золотой Витязь", народный артист России