Монашеский путь

Предисловие к книге игумена Бориса (Долженко) "К тихому пристанищу"

0
533
Время на чтение 6 минут

Игумен Борис (Долженко)Совсем недавно в издательстве Валаамского монастыря вышла в свет книга игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу», изданию которой поспособствовали некоторые сотрудники нашей редакции. Непосредственная цель этой книги - помочь современному христианину, избравшему путь монашества, найти ответы на трудные вопросы современной духовной жизни. Но мы полагаем, она будет полезна и для верующих, ищущих спасения оставаясь в миру. Не случайно труд о.Бориса получил благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, а за его издание взялся один из самых уважаемых монастырей нашей церкви.
До завершения Великого поста мы намерены опубликовать на сайте РЛ отдельные, наиболее, на наш взгляд, интересные главы из этой книги, а предваряет эти публикации небольшое предисловие к книге Игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископа Троицкого Панкратия.


«Упущения и увлечения мои, недостаточно твёрдое и неуклонное последование наставлениям Отцов, неимение руководителя благодатного, частая, почти постоянная встреча с руководителями, болезновавшими слепотою и самообольщением, вольная и невольная зависимость от них, обстановка отовсюду предметами соблазна, а не назидания, внимание к учению, которому мир, враждебный Богу, придавал блеск и важность высшей мудрости и святости, которое будучи тьма и скверна, заслуживало лишь презрение и отвержение, были причиной для меня многих потрясений», - сетует святитель Игнатий Брянчанинов в предисловии к 5-му тому своих сочинений «Приношение современному монашеству». И писал это святитель в середине 19 века, в то благодатное время, когда во всей свой неземной красе царствовала на Руси Русская Православная Церковь, окормляя народ. Но и тогда не лёгок был путь к спасению, хотя сызмальства любой русский ребёнок научался церковной жизни, воспитывался в христианском духе. Но даже получив с детства правильное назидание в семейной жизни, ох как не легко добиться «правильного и твёрдого настроения души, непоколебимой в добродетели»! Что же говорить о сегодняшних подвижниках, в абсолютном большинстве своём встающих на путь спасения, не то что не имея даже начальных представлений о правилах духовной жизни, но вообще любого опыта жизни в Церкви. Не случайно так популярны у современных верующих брошюры «Вопросы священнику». Но если не просто стать добродетельным христианином в миру, то стать добрым монахом, светильником веры для окружающих непросто вдвойне.

Монашеский путь, путь совершенного отвержения от мира и следование Благой вести всегда привлекал ищущих спасения верующих. Наверное, перед каждым православным в какое-то время вставал вопрос, а не оставить ли мир, не избрать ли путь совершенных? Как призывал и сам Господь в Евангелии «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф.19.21). Казалось бы, в чём проблема? Посоветуйся с духовником, получи благословение и - в путь, в ближайший монастырь, дабы с «преподобными стать преподобным» (Пс.17.27). Но на самом деле всё оказывается совсем не так просто. И перед начинающим подвижником встает множество проблем. Очень скоро он приходит к выводу, что и он для монастыря не подходит, и монастырь не подходит для него. К сожалению, весьма часто первые неудачи приводят к тому, что человек отказывается от «…благой части…» (Лук.10.42) и возвращается в мир. И хорошо ещё, если это «приключение» не повредит духовной жизни верующего, с чем, как это не печально, приходится время от времени встречаться.

Избежать излишних потрясений и катастроф в духовной жизни нам помогает бесценный опыт Святых Отцов. Святоотеческое предание наполнено самыми разнообразными советами об устроении правильной духовной жизни, но простых советов о самых начальных шагах вы там не найдёте, потому что уж очень они зависят от конкретного времени и места, в котором спасется подвижник. По мысли святоотеческого предания такое начальное назидание должно сохраняться в церковной традиции. Но в том-то и дело, что у нас долгие богоборческие годы принесли не только немыслимые доселе по масштабам гонения на христиан, но и почти совсем изничтожили традицию церковной жизни, самих носителей этой традиции уничтожили.

И вот потекли русские новые верующие в Грецию, на Афон, туда, где в своё время почерпнули опыт монашеской жизни основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские чудотворцы. Казалось бы, вот он, выход! Но беда в том, что этот бесценный опыт не всегда применим. Греческие монастыри пополняют, как правило, люди, с детства воспитанные в Православии и имеющие за плечами начальный духовный опыт приходской жизни. Не то в современной России. Приходская жизнь, жизнь христианина в миру, в каждой стране, у каждого народа неповторима и имеет собственные особенности и традиции. У нас сейчас, как и в первые годы христианства на Руси, она выстраивается заново, применительно к современности. Откуда приходит послушник в монастырь? Из мира, из церковного прихода, того самого, традиции которого, а значит и опыт духовной жизни только слагаются.

Даже и опытному духовнику в такой ситуации очень не просто разглядеть возможности и склонности к монастырской жизни своего прихожанина, а опытных духовников у нас не так много, вот и решается ищущий монастырской жизни начинающий христианин идти своим путём, сам по себе. В лучшем случае он подготовится к монастырю, прочитав жития некоторых преподобных, возможно даже познакомится с какими-то святоотеческими книгами по аскетике, и, как правило, считает этого достаточным для практической монастырской жизни. Но сама эта практическая монастырская жизнь, наполненная самыми первыми, даже ещё и не иноческими искушениями, может стать камнем преткновения для подвижника. Всё, начиная с правильного выбора монастыря, основных правил общежития и взаимоотношений с собратиями и начальствующими, приходится будущему послушнику осваивать самостоятельно. Опыт предыдущей мирской жизни может оказаться полезным, а может наоборот, повредить выстраиванию правильной монашеской жизни. Как ни крути, без опытного советника тут не обойтись. А литературы о трудностях начальной духовной жизни современных монастырских послушников крайне мало, если сказать, что нет вообще.

Книга игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу», может оказаться ценным подспорьем и для тех, кто стоит перед выбором монашеского пути и для новоначальных насельников и для начальствующих, особенно во вновь открытых обителях. Не случайно книга получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Игумен Борис не понаслышке знаком с проблемами первых шагов монастырской жизни. Он десять лет был духовником одной из самых больших женских обителей России - знаменитого Толгского Введенского монастыря, а затем, уже больше 10 лет несёт послушание духовника и строителя Николо-Бабаевского мужского монастыря Ярославской епархии.

Первые две части книги «Хочу в монастырь…» и «Желаю жития постнического…», объединённые в одном томе, обращены, прежде всего, к новоначальным инокам современного монастыря. В них рассмотрены наиболее часто встречающиеся искушения, с которыми сталкиваются неопытные послушники, и даны некоторые полезные советы для их преодоления. Второй том содержит третью часть книги отца Бориса - «Крест с украшениями», которая может стать полезным подспорьем для разрешения текущих проблем жизни обители монастырскому начальству, особенно тем, кто только вступает на эту стезю и не имеет собственного опыта устройства монастырской жизни. В качестве приложения автор снабдил второй том своего труда сокращёнными текстами монастырских уставов Троице-Сергиевой Лавры, Афонского Пантелеимонова и Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Особенная ценность книги о. Бориса заключается в том, что своим собственным, иногда и печальным, опытом с читателями весьма откровенно делится наш современник, духовник, сам на себе испытавший трудности, о которых пишет. Причём вся книга отца Бориса выдержана в строгом святоотеческом духе. Свои выводы автор подкрепляет обильными ссылками на классические труды по основам монашеского делания - «Лествицу», «Древний патерик», сочинения святителя Игнатия Брянчанинова. Святоотеческое наследие при написании книги «К тихому пристанищу» занимает место не только теоретического основания, но и практического руководства к действию, проверенного личным опытом и наблюдениями автора.

Несомненно, труд о. Бориса должен помочь начинающим монастырским трудникам и послушникам, а второй том - молодым монастырским начальникам избежать многих ошибок на своем иноческом пути. Но думается, что прочтение книги «К тихому пристанищу» окажется небесполезным и для мирян, ревнующих о своем спасении. Ведь духовная жизнь и монаха и мирянина подчинена одним и тем же вечным законам, а давно известно, что ничто так нас не наставляет, как практический опыт преодоления искушений и трудностей духовной жизни, которым так щедро делится автор лежащей перед вами книги.

Игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря Епископ Троицкий Панкратий


Книгу «К тихому пристанищу» можно приобрести в книжной лавке Валаамского монастыря или связаться с редакцией «Русской линии» по электронной почте smg@rusk.ru.
Можно познакомиться с книгой о.Бориса и в Интернете - на сайте «Азбука веры» http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/igumen_boris_k_tihomu_pristanischu-all.shtml или http://tihoprist.narod.ru/


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Панкратий (Жердев)
Все статьи Епископ Панкратий (Жердев)
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59