Накануне руководители секции находились на торжественном открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений в зале церковных соборов кафедрального храма Христа Спасителя.
В работе секции приняли участие 136 человек, представлявших духовенство, мирян, преподавателей духовных и светских учебных заведений, воскресных школ, ученых и журналистов из десятков епархий и регионов России и зарубежья - из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Архангельска, Череповца, Серпухова, Обнинска, Твери, Тулы, Владимира, Нижнего Новгорода, Воронежа, Волгодонска, Владикавказа, Пятигорска, Кизила (Дагестан), Перми, Вятки, Чебоксар, Ижевска, Оренбурга, Екатеринбурга, Кемерова, Барнаула, Новосибирска, Тобольска, Магадана, Якутска, Сахалина, Владивостока и других российских городов и регионов, а также Минска, Бреста, Луганска, Баку, Ташкента, Костаная.
На секции были заслушаны 15 докладов. Их тематика была весьма разнообразна, охватывая широкий спектр актуальных проблем сектоведения. Заседание секции открылось вступительным словом профессора А. Л. Дворкина, который охарактеризовал основные задачи, стоящие перед православным сектоведением и практической деятельностью, направленной на противостояние тоталитарным сектам и оккультизму.
Протоиерей Александр Новопашин, вице-президент РАЦИРС, председатель правления Новосибирского отделения ЦРИ выступил с докладом "Проникновение оккультизма в систему государственного образования на примере "Школы гуманной педагогики" академика Шалвы Амонашвили". Докладчик, в частности, отметил, что возглавляемый Амонашвили "Международный центр гуманной педагогики" фактически является дочерней организацией рерихианского сектантского движения. Отсюда становится понятным, что педагогические методы "академика-новатора" тесным образом связаны с его сектантской ориентацией. Так, учебник Амонашвили "Школа жизни" ломает традиционные многовековые методы начального образования, выводит педагога из-под государственного и общественного контроля и предлагает изолировать учащегося даже от родительского воздействия. По справедливому определению о. Александра, это деструктивный культ, завуалированный под педагогическую инновацию.
В выступлении протоиерея Александра Шабанова, вице-президента РАЦИРС, председателя Миссионерского отдела Тверской епархии, главного редактора епархиальной газеты "Православная Тверь" содержался подробный анализ вопросов, рассматривавшихся на заседании FECRIS и всеправославном совещании, прошедших на о. Кипр в июле 2008 года. О. Александр, как и многие другие руководители Центров, входящих в РАЦИРС, был участником обоих мероприятий и поделился выводами о задачах противостояния тоталитарным сектам, вытекающих из обсуждения на кипрских форумах.
В докладе священника Льва Семенова "О тактических ухищрениях тоталитарных сект для достижения стратегических целей" была проанализирована динамика сектантских приемов "врастания" в российское общество на протяжении последних двух десятилетий. Докладчик, в частности, отметил, что лидеры действующих в России тоталитарных сект в последнее время столкнулись со все растущим неприятием их общественным мнением россиян, в силу чего сектантские функционеры высшего звена стали стремиться использовать более изощренные способы "вписаться" в стилистику общественной жизни россиян и одновременно представить своим лидерам более успешные отчеты о своих мнимых успехах. В качестве примера священник Лев Семенов привел кришнаитов, использующих любое мероприятие культурного обмена между Россией и Индией для проведения своих вербовочных акций, а затем подробно остановился на сектантской деятельности мунитов, избрав в качестве иллюстрации их проект "Глобальный фестиваль мира".
Профессор А. Л. Дворкин представил доклад "Оккультно-сектантский характер антиалкогольного учения В. Г. Жданова", посвященный небезызвестному в православных и околоправославных кругах лектору, активно пропагандирующему целый ряд собственных учений и коммерческих проектов: начиная с избавления от алкогольной и табачной зависимостей, улучшения зрения и раздельного питания, до антиглобализма и автаркии. На поверку, учение этого "профессора" несуществующего института оказывается не только вопиюще антинаучным, но и, несмотря на его уверения в собственной православности - антицерковным и антихристианским. И не случайно оказалось, что Жданова поддерживают такие представители экстремистских околоправославных кругов, как Жанна Бичевская, клуб "Максималист", известный в качестве секты, и др. Сам Жданов высоко отзывается об оккультном учителе Порфирии Иванове, считавшим себя богом. Также Жданов оказался высокопоставленным распространителем (генерал-директором) коммерческого культа "Тенториум". Беспардонное и кощунственное глумление Жданова над элементами Евхаристии - квасным хлебом и вином - не может оставить равнодушным ни одного православного.
Доклад диакона Михаила Плотникова ""Школа Золотого Розенкрейца" - оккультное общество или деструктивная секта?" содержал анализ истории, учения, практики и организации указанной группы. Докладчик пришел к неутешительному выводу, что в случае с "Международной Школой Золотого Розенкрейца" (другое название - "Lectorium Rosicrucianum") мы имеем дело не с классическим розенкрейцерским орденом, а с неорозенкрейцерской тоталитарной деструктивной сектой.
Вниманию участников секции были также представлены доклады священника Сергия Стаценко, председателя Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии, проректора по учебной части Ташкентской духовной семинарии "Особенности деятельности новых религиозных образований в среднеазиатском регионе", священника Александра Пикалева (Ставропольская и Владикавказская епархия) "Иеромонах Рафаил (Берестов) как проповедник "асоциального православия"", священника Алексия Слюсаренко, ассистента кафедры религиоведения Восточноукраинского национального университета им. В. И. Даля (Луганск) "Порфирий Иванов - между болезнью и одержимостью", адвоката А. А. Корелова, председателя Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при РАЦИРС "Лоббирование интересов тоталитарных сект как элемент международной политики США", доктора теологии Венского университета В. А. Мартиновича, руководителя Информационно-консультационного центра им. преп. Иосифа Волоцкого при Минской епархии Белорусского Экзархата, референта по вопросам новых религиозных движений "Место и функции сектоподобных групп в контексте нетрадиционной религиозности общества", кандидата физико-математических наук, доцента МИФИ В. Н. Решетова "Интеграция псевдонауки и оккультизма", сотрудника миссионерско-образовательного отдела Вятской епархии А. Г. Ивакина "Методы ведения дискуссии с сектантами в Интернете", секретаря Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии В. А. Рычковой "Толерантность и прозелитизм на религиозном поле Петербурга", президента Общественного фонда "Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений Ю. О. Денисенко (г. Костанай, Казахстан) "О деструктивной деятельности оккультных сект "Ата жолы" и "Алля Аят" в Казахстане".
Прозвучавшие на заседании секции доклады вызвали живой интерес слушателей. В заключение докладчики ответили на большое количество поступивших вопросов, отражающих глубокую заинтересованность собравшихся в противодействии тоталитарным сектам и оккультным учениям. Участники секции в кулуарном общении с членами рабочего президиума проявили глубокую заинтересованность в установлении и укреплении деловых контактов организаций, которые они представляли, со структурами, входящими в РАЦИРС.
Президент РАЦИРС
профессор А. Л. Дворкин
Ответственный секретарь РАЦИРС
священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент
24 февраля 2009 г.
г. Москва