Открытое письмо епископу Венскому и Австрийскому Илариону (Алфееву)

Проблемы церковной жизни 
0
283
Время на чтение 6 минут
От редакции: 19 января портал «Интерфакс-Религия» опубликовал статью епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) «Приписывать митрополиту Кириллу то, что он не говорил, может только нечестный человек» (http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=115). Сегодня мы публикуем возражение владыке Илариону, полученное нами по электронной почте от известного автора журнала «Благодатный огонь» Николая Каверина. Причем, судя по подписи, письмо является плодом коллективного труда. Поскольку эта тема привлекает интерес читателей, активно обсуждалась на форуме РЛ, мы решили опубликовать открытое письмо.



Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Иларион!

На сайте информационного агенства «Интерфакс-религия» от 19 января 2009 года Вы, влыдыка, решили дать богословский ответ всем тем, кого серьёзно смутили некоторые высказывания Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, содержащиеся в его книге «Слово пастыря».

Смущение это усиливается не в последнюю очередь также и тем обстоятельством, что владыка Кирилл, будучи Патриаршим Местоблюстителем, является одним из реальных претендентов на Патриарший Престол.

В Вашем ответе, помещённом на сайте «Интерфакс-религия», Вы пишете: «Такой же провокацией являются попытки приписать митрополиту Кириллу скрытую симпатию к латинскому учению о Непорочном зачатии Божией Матери» и пытаетесь представить цитаты из вышеупомянутой книги как соответствующие православному вероучению.
Однако ответ Ваш вызывает новые вопросы и недоумения.

В своей книге «Слово пастыря» митрополит Кирилл пишет:
«Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились» (с.397).

Также митрополит Кирилл пишет, что «Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой» (с.398-399).

Но именно Священное Писание свидетельствует, что Дева Мария не была изъята от первородного греха, почему называет Своего Сына Богом и Спасителем. В ответ на приветствие праведной Елисаветы Она говорит: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1, 46-47).

На Пресвятую Богородицу, также как и на всех потомков Адамовых перешла виновность праотца за грех в саду Едемском. Эта греховность передавалась и передается через образ зачатия и рождения свойственного человеческому роду после грехопадения. Почему и к Деве Марии относятся слова Псалмопевца: «вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). А праотец Иов подтверждает это словами: «кто родится чистым от нечистого? ни один» (Иов. 14, 4).

Если бы Сам Господь наш Иисус Христос зачался и родился обычным человеческим образом, то на Него распространился бы грех нашего праотца, и от праотца Он наследовал бы падшую, наклоненную ко греху, природу. Христос был бы тогда, как и все люди, должником смерти и, нося в Своей человеческой природе вину за грех Адама (даже если бы и не совершил произвольного греха) умер бы за этот грех, а не за грехи человеческого рода.

Не случайно Сын Божий принимает такой образ Своего воплощения, который был, как пишет преп. Иоанн Дамаскин, «не от желания или похоти, или соединения с мужем, или рождения, связанного с удовольствием, но от Святого Духа и первого Источника Адамова» (Точное изложение православной веры. С. 121).

Такое отрицание перехода первородного греха на Деву Марию позволяет заключить, что делается это митрополитом Кириллом явно в угоду римо-католикам.

Святой апостол Павел в послании к Тимофею пишет: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10). Не сказано, что «Спаситель всех человеков, кроме Пресвятой Богородицы», но «наипаче верных». А Она уж тем более находится в лице верных! Так что «спасительная миссия Ее Сына» была направлена и на Саму Божию Матерь, вопреки словам митрополита Кирилла.

От чего спасает Спаситель? Прежде всего - от греха, а т.к. у Пресвятой Богородицы личных грехов не было, то, следовательно, Христос спасает Её от первородного греха Адама. Ибо если Божия Матерь не носила в Себе первородного греха, то почему Она умерла? Ибо грех порождает смерть.

О том, что первородный грех присущ всем человекам, пишет апостол Павел: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12), а также см. толкование на это место свт. Феофана Затворника. Если от первородного греха можно было освободиться осенением Божественной благодатью прежде искупления этого греха Спасителем, то каков смысл Его пришествия в мiр? Тогда можно предположить, что Господь, провидя, что такой-то человек станет праведником на земле, мог бы его очищать от первородного греха в утробе его матери. Таким образом, был бы произведён на свет новый род человечества, «параллельный» роду согрешившего Адама. И этот «новый род» своим примером мог бы активно влиять на непредочищенных потомков Адама. Т.е. создавалось бы ещё одно средство ко спасению. Но так как Господь, из покон веку, радея о спасении человечества не прибег к таковому косвенному средству, то, следовательно, оно было невозможно. В силу чего? В силу того, что первородный грех может и имел очиститься только искупительными страданиями Богочеловека.

Просим Ваше Преосвященство ответить на следующие вопросы, связанные с вышеприведённой цитатой из книги митрополита Кирилла:

1. У кого из святых Отцов написано, что Пресвятая Дева была предочищена от первородного греха до Своего рождества? Такое утверждение можно обнаружить только в римо-католическом догмате.

2. Укажите, пожалуйста, что за «церковное предание», о котором говорится в приведённой цитате из книги «Слово пастыря», свидетельствует, что «последствия первородного греха на Нее не распространились»? Православное церковное предание такого не знает. Только католическое.

О том, что Божия Матерь не была очищена от первородного греха во чреве Своей матери, есть прямое указание Октоиха (канон воскресный, гл. 5, песнь 1-я): «Воздвиглъ еси мя падшаго въ ровъ, преклонся Жизнодавче Безгрешне; и моея злосмрадныя тли, Христе, претерпевъ неискушенно, Божественнаго существа мvромъ мя облагоухалъ еси». О чём это говорит? Пояснение см. в песни 9-й того же гласа: «Падшаго человека воспрiялъ еси, Владыко Христе, изъ ложеснъ девическихъ, всему совокуплься, греху же ни единому причашся...».

Т.е. Пресвятая Дева хотя и сохранила Своё девство, из Нея был воспринят человек падший, причастный злосмрадной тли (которого Господь претерпел неискушенно, т.е. «злосмрадную тлю», или грех Он в Себя не воспринял!). И тут же был обожен: «Божественнаго существа мvромъ мя облагоухалъ еси».

Об этом свидетельствуют и другие места в наших богослужебных текстах, а также многие святые Отцы Церкви: свт. Григорий Нисский, прп. Макарий Великий, прп. Ефрем Сирин, прп. Иоанн Дамаскин и др.

Следовательно, первородный грех над Пресвятой Девой во утробе матери тяготел, а иначе тля не была бы злосмрадной.

Следуя православному вероучению, приходится к сожалению констатировать, что Его Высокопреосвященство митрополит Кирилл защищает неправославное учение о Божией Матери, встречающееся только в католической догматике.

И в заключение приведём мнение святителя Иоанна (Максимовича) о «догмате» непорочного зачатия Пресвятой Богородицы:

«Учение о том, что Божия Матерь была очищена прежде рождения (а именно об этом говорится в книге митрополита Кирилла «Слово пастыря» - прим. Н.К.), чтобы от Нея мог родиться Чистый Христос, бессмысленно, так как если Чистый Христос мог родиться только, если Дева будет очищена ещё в утробе родителей, то для того, чтоб Дева родилась чистою, нужно было бы, чтобы и Ея родители были чисты от первородного греха, а они опять бы должны были родиться от очищенных родителей, и так далее идя, пришлось бы прийти к выводу, что Христос не мог бы воплотиться, если бы предварительно не были очищены от первородного греха все Его предки по плоти до самого Адама включительно; но тогда бы уже не было нужды в самом воплощении Христа, так как Христос сходил на землю, чтобы уничтожить грех.

Учение, что Божия Матерь была сохранена от первородного греха, как и то, что Она благодатью Божией была сохранена от грехов личных, представляет Бога немилостивым и неправедным, так как если Бог мог сохранить Марию от греха и очистить ещё до рождения, то почему же Он и других людей не очищает до рождения, но оставляет их во грехе; выходит также, что Бог спасает людей и помимо их воли, до рождения ещё предопределяя некоторых ко спасению».

Дерзаем надеяться, что ещё до открытия Освященного Собора мы получим успокаивающий нашу совесть ответ.

Испрашиваем Ваших святительских молитв,
верные чада Русской Православной Церкви

Николай Каверин и другие православные граждане

P.S. Во избежание возможных кривотолков и наклеивания ярлыков заверяем, что мы полностью поддерживаем позицию священноначалия нашей Церкви в отношении бывшего епископа Диомида.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Каверин
Все статьи Николай Каверин
Проблемы церковной жизни
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.12.2024 13:05
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Алекс
10.12.2024 13:04
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
10.12.2024 12:51
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
10.12.2024 11:55
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от prot
10.12.2024 11:03
Сирийский урок для нас
Новый комментарий от Игорь Ал
10.12.2024 10:21