Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Иларион!
На сайте информационного агенства «Интерфакс-религия» от 19 января 2009 года Вы, влыдыка, решили дать богословский ответ всем тем, кого серьёзно смутили некоторые высказывания Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, содержащиеся в его книге «Слово пастыря».
Смущение это усиливается не в последнюю очередь также и тем обстоятельством, что владыка Кирилл, будучи Патриаршим Местоблюстителем, является одним из реальных претендентов на Патриарший Престол.
В Вашем ответе, помещённом на сайте «Интерфакс-религия», Вы пишете: «Такой же провокацией являются попытки приписать митрополиту Кириллу скрытую симпатию к латинскому учению о Непорочном зачатии Божией Матери» и пытаетесь представить цитаты из вышеупомянутой книги как соответствующие православному вероучению.
Однако ответ Ваш вызывает новые вопросы и недоумения.
В своей книге «Слово пастыря» митрополит Кирилл пишет:
«Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились» (с.397).
Также митрополит Кирилл пишет, что «Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой» (с.398-399).
Но именно Священное Писание свидетельствует, что Дева Мария не была изъята от первородного греха, почему называет Своего Сына Богом и Спасителем. В ответ на приветствие праведной Елисаветы Она говорит: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1, 46-47).
На Пресвятую Богородицу, также как и на всех потомков Адамовых перешла виновность праотца за грех в саду Едемском. Эта греховность передавалась и передается через образ зачатия и рождения свойственного человеческому роду после грехопадения. Почему и к Деве Марии относятся слова Псалмопевца: «вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). А праотец Иов подтверждает это словами: «кто родится чистым от нечистого? ни один» (Иов. 14, 4).
Если бы Сам Господь наш Иисус Христос зачался и родился обычным человеческим образом, то на Него распространился бы грех нашего праотца, и от праотца Он наследовал бы падшую, наклоненную ко греху, природу. Христос был бы тогда, как и все люди, должником смерти и, нося в Своей человеческой природе вину за грех Адама (даже если бы и не совершил произвольного греха) умер бы за этот грех, а не за грехи человеческого рода.
Не случайно Сын Божий принимает такой образ Своего воплощения, который был, как пишет преп. Иоанн Дамаскин, «не от желания или похоти, или соединения с мужем, или рождения, связанного с удовольствием, но от Святого Духа и первого Источника Адамова» (Точное изложение православной веры. С. 121).
Такое отрицание перехода первородного греха на Деву Марию позволяет заключить, что делается это митрополитом Кириллом явно в угоду римо-католикам.
Святой апостол Павел в послании к Тимофею пишет: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10). Не сказано, что «Спаситель всех человеков, кроме Пресвятой Богородицы», но «наипаче верных». А Она уж тем более находится в лице верных! Так что «спасительная миссия Ее Сына» была направлена и на Саму Божию Матерь, вопреки словам митрополита Кирилла.
От чего спасает Спаситель? Прежде всего - от греха, а т.к. у Пресвятой Богородицы личных грехов не было, то, следовательно, Христос спасает Её от первородного греха Адама. Ибо если Божия Матерь не носила в Себе первородного греха, то почему Она умерла? Ибо грех порождает смерть.
О том, что первородный грех присущ всем человекам, пишет апостол Павел: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12), а также см. толкование на это место свт. Феофана Затворника. Если от первородного греха можно было освободиться осенением Божественной благодатью прежде искупления этого греха Спасителем, то каков смысл Его пришествия в мiр? Тогда можно предположить, что Господь, провидя, что такой-то человек станет праведником на земле, мог бы его очищать от первородного греха в утробе его матери. Таким образом, был бы произведён на свет новый род человечества, «параллельный» роду согрешившего Адама. И этот «новый род» своим примером мог бы активно влиять на непредочищенных потомков Адама. Т.е. создавалось бы ещё одно средство ко спасению. Но так как Господь, из покон веку, радея о спасении человечества не прибег к таковому косвенному средству, то, следовательно, оно было невозможно. В силу чего? В силу того, что первородный грех может и имел очиститься только искупительными страданиями Богочеловека.
Просим Ваше Преосвященство ответить на следующие вопросы, связанные с вышеприведённой цитатой из книги митрополита Кирилла:
1. У кого из святых Отцов написано, что Пресвятая Дева была предочищена от первородного греха до Своего рождества? Такое утверждение можно обнаружить только в римо-католическом догмате.
2. Укажите, пожалуйста, что за «церковное предание», о котором говорится в приведённой цитате из книги «Слово пастыря», свидетельствует, что «последствия первородного греха на Нее не распространились»? Православное церковное предание такого не знает. Только католическое.
О том, что Божия Матерь не была очищена от первородного греха во чреве Своей матери, есть прямое указание Октоиха (канон воскресный, гл. 5, песнь 1-я): «Воздвиглъ еси мя падшаго въ ровъ, преклонся Жизнодавче Безгрешне; и моея злосмрадныя тли, Христе, претерпевъ неискушенно, Божественнаго существа мvромъ мя облагоухалъ еси». О чём это говорит? Пояснение см. в песни 9-й того же гласа: «Падшаго человека воспрiялъ еси, Владыко Христе, изъ ложеснъ девическихъ, всему совокуплься, греху же ни единому причашся...».
Т.е. Пресвятая Дева хотя и сохранила Своё девство, из Нея был воспринят человек падший, причастный злосмрадной тли (которого Господь претерпел неискушенно, т.е. «злосмрадную тлю», или грех Он в Себя не воспринял!). И тут же был обожен: «Божественнаго существа мvромъ мя облагоухалъ еси».
Об этом свидетельствуют и другие места в наших богослужебных текстах, а также многие святые Отцы Церкви: свт. Григорий Нисский, прп. Макарий Великий, прп. Ефрем Сирин, прп. Иоанн Дамаскин и др.
Следовательно, первородный грех над Пресвятой Девой во утробе матери тяготел, а иначе тля не была бы злосмрадной.
Следуя православному вероучению, приходится к сожалению констатировать, что Его Высокопреосвященство митрополит Кирилл защищает неправославное учение о Божией Матери, встречающееся только в католической догматике.
И в заключение приведём мнение святителя Иоанна (Максимовича) о «догмате» непорочного зачатия Пресвятой Богородицы:
«Учение о том, что Божия Матерь была очищена прежде рождения (а именно об этом говорится в книге митрополита Кирилла «Слово пастыря» - прим. Н.К.), чтобы от Нея мог родиться Чистый Христос, бессмысленно, так как если Чистый Христос мог родиться только, если Дева будет очищена ещё в утробе родителей, то для того, чтоб Дева родилась чистою, нужно было бы, чтобы и Ея родители были чисты от первородного греха, а они опять бы должны были родиться от очищенных родителей, и так далее идя, пришлось бы прийти к выводу, что Христос не мог бы воплотиться, если бы предварительно не были очищены от первородного греха все Его предки по плоти до самого Адама включительно; но тогда бы уже не было нужды в самом воплощении Христа, так как Христос сходил на землю, чтобы уничтожить грех.
Учение, что Божия Матерь была сохранена от первородного греха, как и то, что Она благодатью Божией была сохранена от грехов личных, представляет Бога немилостивым и неправедным, так как если Бог мог сохранить Марию от греха и очистить ещё до рождения, то почему же Он и других людей не очищает до рождения, но оставляет их во грехе; выходит также, что Бог спасает людей и помимо их воли, до рождения ещё предопределяя некоторых ко спасению».
Дерзаем надеяться, что ещё до открытия Освященного Собора мы получим успокаивающий нашу совесть ответ.
Испрашиваем Ваших святительских молитв,
верные чада Русской Православной Церкви
Николай Каверин и другие православные граждане
P.S. Во избежание возможных кривотолков и наклеивания ярлыков заверяем, что мы полностью поддерживаем позицию священноначалия нашей Церкви в отношении бывшего епископа Диомида.