Выборы Патриарха: какие проблемы встают перед Церковью?

Поместный Собор 
0
175
Время на чтение 9 минут
Предметом этой статьи является не поддержка или критика кандидатов на Патриарший престол, а то, как отображаются в церковном сознании выборы нового Предстоятеля. Анализ дискуссий накануне Поместного Собора РПЦ указывает в основном на две темы: достоинств и недостатков Местоблюстителя митр. Кирилла (Гундяева) и процедуры избрания - голосованием либо жребием.

Пример крайне негативного прочтения дает статья Г.Северова "Местоблюститель из Ватикана". Читатель оказывается в унылом мире, где Церковь представлена букетом пороков, стремится к деньгам, власти, роскоши, где иерархи и представители только и мечтают, что продать родную веру католикам. Теперь, как апофеоз, митрополит Кирилл, отличающийся особым аморализмом и являющийся по слухам агентом КГБ, имеющий гражданскую жену, становится наиболее вероятным претендентом на Патриаршество. Разгромная критика плохо сочетается с пафосом, который редакция разместившей статью "Правой.ru" питает к памяти почившего Патриарха Алексия II. Сама собой возникает мысль об ответственности его и Синода за немыслимый масштаб нарушений.

Мироощущение автора не выходит за пределы компрометирующего ряда, не дает ответа о доказательствах, причинах и возможных решениях. Неизбрание митр. Кирилла остается, по-видимому, единственной надеждой, и в случае, если во главе РПЦ окажется стоящим "Патриарх из Ватикана", ряды "истинно-православных" по логике должны будут пополниться единомышленниками Северова (скорее всего, псевдоним).

В ответ с отповедью выступает иеромонах Никон (Белавенец). В статье, опубликованной "Русской линией", разбираются многочисленные передержки критиков. Патриарший Местоблюститель митр. Кирилл рекомендуется как человек больших способностей, искренний и преданный Церкви, отстаивающий ее интересы. Публикация задает высокий тон дискуссии и выводит вперед проблему ответственности за церковный мир, ущерба, наносимого скандалами и сенсациями. Действительно, вне зависимости от того, кто будет избран преемником, следует противостоять угрозе распространения в Церкви отчуждения и недоверия к иерархии, попыткам делегитимировать последнюю в глазах паствы, в т.ч. посредством спекуляций на понижение.

Использованный о. Никоном метод личных воспоминаний, свидетельств весьма кстати. Таковой выгодно отличается от отвлеченностей, взятых из сомнительных светских источников и без разбора и собственного расследования повторяемых Г.Северовым. В то же самое время назвать личные свидетельства исчерпывающими невозможно. Защита митр. Кирилла от наиболее вызывающих выпадов не охватывает всего круга вопросов. Кипучая деятельность и положительный образ не объясняют результатов и особенностей работы ОВЦС в целом ряде моментов. Другой крайностью стало бы отрицание ошибок и брезгливое, сквозь пальцы восприятие действительности. Инсинуации бульварных изданий возмутительны. Однако, домысел "желтой прессы" касается систематического и злостного уклонения ОВЦС в нелегальные коммерческие операции, а не самого факта так называемого "сигаретного скандала". Безосновательно и огульно митр. Кирилла обвиняют в проведении интересов католиков, тогда как закрытые контакты ОВЦС с Ватиканом в самом деле имелись и были предметом серьезного разбирательства Патриархией. Сам митр. Кирилл публично признавал факт получения и продажи в средине 1990-х по гуманитарным каналам партий табачных изделий [1], соглашение же с католиками в Баламанде (1993), это также известно, готовилось кулуарно, с ведома главы ОВЦС, и сохранялось в тайне около 4-х лет. Оно отражало довольно неоднозначную дипломатическую тактику и впоследствии, несмотря на критику, оправдывалось митр. Кириллом: "мы имели ситуацию полного разгрома Православия на Западной Украине со стороны греко-католиков... Это (Баламандское соглашение), в свою очередь помогло нам локализовать и ограничить деятельность униатов, которые, лишившись официальной поддержки, были вынуждены искать мирные формы сосуществования с православными". [2]

Итак, взамен утешительной апологии: "Главное, чтобы человек был хороший", - действительный интерес составляет нынешняя позиция владыки Кирилла и возможность церковной общественность ознакомиться с его ответами на острые вопросы, вероятными планами контактов с инославными, суждениями относительно дипломатии и методов работы: подотчетности, прозрачности и т.п., выраженных в форме открытой программы.

В последнее время имя митр. Кирилла меньше упоминается в контексте проблем экуменизма и коммерческой деятельности. Председателю ОВЦС и Местоблюстителю удается выдерживать взвешенную позицию, сохранять контакт с представителями разных церковных групп. В кругах авторитетного московского священства, в частности, сложилось мнение, что громкие дела, связанные с деятельностью ОВЦС отошли в прошлое, и митр. Кирилл выступит убежденным центристом в политике и поборником традиционных основ. Сложность его кандидатуры, однако, состоит в большем, нежели в отношении остальных, внимании к прошлому и настороженности со стороны православного сообщества. Неосмотрительные шаги осложнят церковную ситуацию и возможное служение митр. Кирилла в Патриаршем сане. Тем более, что определенная неурегулированность, шаткость у представителей РПЦ в экуменических контактах остаётся. Не далее, как в прошедшем, 2007 году, Синодальная богословская комиссия вынесла негативное заключение по результатам 13-го, Братиславского заседания Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу "Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви" (ноябрь, 2006).[3] Подписанные на ней документы вызвали тревогу ведущих богословских школ РПЦ: Московской духовной академии и Свято-Тихоновского богословского университета. [4] Прямого отношения к встрече с лютеранами в Братиславе Отдел внешних церковных связей, к счастью, не имел. Однако повторение казусов, напоминающих этот, в случае избрания новым Патриархом вл. Кирилла вызовет резонанс и наверняка будет отождествляться с его не вполне удачной экуменической линией в прошлом, почему в дальнейшей работе потребуется сугубая аккуратность. С точки зрения системного анализа тема остается потенциально взрывной. Кроме того, детали закрытой коммерческой деятельности ОВЦС в 1990-е могут послужить почвой к давлению извне.

Непростую задачу ставит перед митр. Кириллом и его роль оратора, полемиста, участника актуальных дискуссий. Очевидно, что в общественном реноме подобная деятельность митр. Кирилла имеет важное, едва ли не главное значение. Необходима она и для Церкви. Однако мнения, высказываемые уже не главой Синодального отдела, а лицом в сане главы Церкви, приобретают иной политический вес и контекст. Таковые процеживаются сквозь сито экспертного анализа, с тщательностью фиксируются и разбираются критиками, получают многочисленных подражателей, служат сигналом к развитию, к действиям, иногда весьма произвольным, в среде наиболее эмоциональных последователей.

"Разговорное богословие" в этом значении представляет проблему. Оно обладает сниженным догматическим уровнем и чаще всего отражает ситуативное видение, спорное в иных аспектах. Пример: "Слово пастыря" - печатный сборник телевыступлений митр. Кирилла, изданный двумя тиражами совместно ОВЦС и Издательским советом РПЦ в 2006 и 2007 гг. Речевая форма и низкое качество редактирования придают книге противоречивое содержание. Имеются замечания со стороны специалистов по богословским дисциплинам, священства и просто читателей. Многочисленные неточности и оговорки сближают опубликованные тексты митр. Кирилла с опровергнутыми Церковью учениями: о непорочном зачатии Девы Марии, о безличном Св. Духе, тождестве Божественных природы с энергиями и пр. [5] Также и в последних выступлениях, например, в проповеди после литургии в Николо-Угрешском монастыре, 19 декабря с. г. (цит.: по сообщению "Интерфакса"): "По убеждению патриаршего местоблюстителя, "если слова отрываются от дел - слова становятся пустыми: слова становятся убедительными тогда, когда за словами стоят дела, и тогда правило веры становится правилом жизни". Митрополит Кирилл напомнил, что Бог каждому человеку дал возможность свободно поступать, но далеко не все правильно руководствуются свободой выбора".

Мы не имеем намерения входить в казуистику, и уровня упомянутого "разговорного богословия", психологических объяснений духовной жизни, по-видимому, вполне достаточно для рядового приходского или монастырского богослужения. Но на будущее, для главы РПЦ, в качестве его общей позиции этого будет наверняка недостаточно. Слушателю, мало-мальски знакомому с историей догматических споров о спасении делами или благодатью, о свободе человеческой воли, нетрудно уловить повторение пелагианства. Напомним, что православные антропология и сотериология, не принимая крайностей августинова учения о предопределении, тем не менее, решительно расходятся с учением V в. еретика Пелагия. Они утверждают спасение благодатью, а не делами, и признают поврежденность, отсутствие у человека свободы воли, оставляя лишь "произволение ко спасению" - способность положительно отзываться, следовать Божественным призывам.

Другой пример того, когда "разговорное богословие" влияет на церковную ситуацию, - широко распространившаяся в 2000-е идеология социализации православных, весьма смелая и еще не осмысленная в своих последствиях, берущая начало также с митр. Кирилла, его интереса к современности, к эффективной политике и, соответственно, критического образа "Церкви, заключаемой в гетто". В предыдущий период 1990-х ведущей являлась, напомним, идея православного образа жизни, где главной была забота об устройстве духовной жизни и церковных форм. В контексте социализации важнейшим начинает считаться место, которое православные занимают в обществе. Боязнь "гетто" - отъединения от процессов, происходящих в современном социуме и понимаемых как актуальные, довлеет над церковным сообществом. Этим в значительной степени обуславливается переоценка церковных процессов и ценностей как периферийных и архаично устроенных. С возникновением концепции социализации, с ее развитием и продвижением связываются секуляризация православной конфессиональной общины и рост реформистских настроений в 2000-е. Акцент на церковно-государственных официальных контактах в последние годы также представляет плод осуществления социализаторских установок.

Сказанное - часть большой темы и требует всестороннего и взвешенного анализа. Пока же заметим, что передача высшей церковной власти в Русской Православной Церкви в свете доктринальной неопределенности получает особый драматизм. В выборах Патриарха на поверхность выводится ряд специфических церковных проблем, для разрешения которых понадобятся большая мудрость и устойчивые духовные критерии. Угроза оформления внутри РПЦ противоборствующих идейных фракций и, в конечном итоге, раскола остается на перспективу одной из серьезных. Кем бы ни был новоизбранный Патриарх, помимо представительской, миссионерской и прочих ролей, в первую очередь, это Патриарх (букв. "старший отец") для Церкви. Предстоит непростая работа по прояснению догматически целостных вероисповедных начал, по поддержанию единства Церкви и элементарной преемственности.

Примечания:

1 - "Действительно, среди товаров были сигареты, которые посылали нам какие-то фирмы. Когда впервые такой "подарок" был получен, люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовывать. Поскольку Церковь не занимается торговлей, то этим ведал благотворительный фонд "Ника". Средства, которые были получены в результате продажи части гуманитарных грузов, поступили в церковный бюджет".
2 - Данные не подтверждены. Греко-католические церкви ранее отказались участвовать в диалоге и провозгласили Баламандские документы не имеющими силы.
3 - Выдержки из Заключения: "Документ содержит целый ряд богословских положений, близких древним евхаристологическим заблуждениям....имеет параллели в несторианском учении о Евхаристии. В осужденном Пятым Вселенским Собором диалоге блж. Феодорита Кирского "Эранис" содержится утверждение о сохранении у хлеба и вина их природы и сущности вопреки тем, кто говорит о "преложении в другую природу". Следует обратить особое внимание на то, что для блж. Феодорита отказ от веры в изменение природы Святых Даров тождественен отказу от веры в преложение... Вышеупомянутые и многие другие положения документа выражены весьма расплывчато и допускают взаимоисключающие толкования разными участниками диалога. Документ выдержан в духе конвергенции и компромисса, он создает иллюзию единства и согласия за счет игнорирования и замалчивания реальных различий... Резюмируя сказанное, следует заключить, что изложение православной позиции, представленное в Совместном заявлении православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу "Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви", по ряду важнейших вопросов богословия Евхаристии не соответствует традиционному учению Православной Церкви".
4 - Из Отзыва на документ православно-лютеранской комиссии, представленном Московской Духовной академией: "Православные участники совещания в догматическом плане сделали очень большой шаг навстречу лютеранским теологам. Компромисс православных участников совещания сколь велик, столь и неожидан и явно заступает за грань догматических положений Православной Церкви. Позиция православной стороны выглядит непоследовательной и дискредитирует Православную Церковь. Сравнительно недавно на подобных встречах православные богословы заявляли противоположные взгляды".
5 - Некоторые цитаты из книги митр. Кирилла. С. 90. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1, 1.) Это было сказано о Сыне Божием, Которого апостол называет Словом (по-гречески - "Логосом"), о Втором Лице Святой Троицы - о Божественной Мысли и Божественной Премудрости, о "печати равнообразной", рождающейся от Бога Отца вне времени, несущей в Себе всю полноту Божественной жизни и Божественной природы. А что же тогда Бог Дух Святый? Это Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога..."
С. 397. "Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии".
С. 398-399. "Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой".

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Поместный Собор
Инициировать созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви
С таким призывом обратился Славянский Фонд к Президенту РФ В.В.Путину
31.08.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Zakatov
11.10.2024 12:59
«Возвращайте школу в лоно Матери-Церкви!»
Новый комментарий от Человек
11.10.2024 11:51
«Нам необходима генсхема расселения РФ»
Новый комментарий от Андрей Карпов
11.10.2024 11:29
«Донецкий фронт» прорвало
Новый комментарий от Человек
11.10.2024 11:05
Какова миссия русских во времена СВО?
Новый комментарий от Человек
11.10.2024 10:48
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
11.10.2024 10:38