itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новые исторические труды профессора И.Я.Фроянова

0
616
Время на чтение 7 минут

Недавно вышли в свет две замечательные книги известного русского историка, много лет занимавшего должность декана исторического факультета Петербургского университета, профессора Игоря Яковлевича Фроянова, которые, вне всякого сомнения, заслуживают самого пристального внимания и пополнили золотой фонд русской исторической и педагогической литературы.
Первая книга вышла в свет в московском издательском доме "Парад" и называется "Драма русской истории: На путях к опричнине" (СПбГУ; отв. ред. Ю. Г. Алексеев. – М., 2007. – 952 с.). В предисловии к новой книге говорится о ее предназначении: "Эта книга имеет не случайное название – "На путях к Опричнине". Оно, по мысли автора, указывает на относительно сложный и длительный характер предыстории этого учреждения. Вот почему нельзя согласиться с теми историками, которые искусственно укорачивают время формирования исторических предпосылок введения Царем Иваном IV Опричнины" [Фроянов И. Я. Драма русской истории. На пути к опричнине / СПбГУ; отв. ред. Ю. Г. Алексеев. М., 2007. С. 5].
Книга прекрасно издана и представляет собой солидный фолиант объемом почти в тысячу страниц. Она состоит из семи глав: "Завязка: ересь в Новгороде и Москве конца XV – начала XVI в."; ""Великий временной человек" Вассиан Патрикеев"; ""Муж зело мудрый" Максим Грек"; ""Прозябе ересь": Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой и другие"; "Рождение Святорусского Царства"; "Кульминация: Избранная Рада и ее политика"; "Развязка: введение Опричнины". В предисловии к монографии отмечается, что "книга выходит из печати в год 460-летия венчания на Царство великого князя Московского Ивана Васильевича Грозного, завершившего созидание самодержавной монархии в России". Автор посвятил свой труд "памяти строителей "Российского Самодержавства", известных и безымянных" [Там же. С. 6.].
Книга профессора И. Я. Фроянова, вне всякого сомнения, привлечет внимание как профессиональных историков, так и широких кругов российской общественности. Дело не только в известности автора – одного из выдающихся современных отечественных историков, претерпевшего гонения в родном университете. Сама эпоха, которой посвящено исследование – время царствования первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного, – несмотря на то, что с тех пор прошло уже более четырехсот лет, до сих пор вызывает живой неподдельный интерес в обществе. Немногие историки берутся за столь сложную, противоречивую тему.
Работа историка представляет собой скрупулезное, основанное исключительное на научно установленных и критически проанализированных фактах и лишено публицистичности. Стоит, однако, подчеркнуть, что, несмотря на то, что монография является научной, читается она на одном дыхании. Собственно говоря, исследование И. Я. Фроянова посвящено не самой опричнине, а лишь путям к ней, т. е. объективным причинам, вызвавшим это спорное и дискуссионное в исторической науке явление. Как считает ученый, опричнина Грозного Царя была вызвана серьезной угрозой русской государственности и русской Церкви, сложившейся в современной Иоанну Грозному религиозно-политической обстановке (прежде всего со стороны новгородской ереси, известной из русских источников как "ересь жидовствующих"), и стала действенной формой самозащиты молодого единого Русского государства.
Говоря о научной новизне монографии, отметим, что ранее, начиная с начала XIX века, в многочисленных работах предшественников, посвященных царствованию Иоанна Грозного, как правило, грандиозная фигура первого русского Царя либо сознательно, либо, образно выражаясь, "из-за пошлой инерции мысли" были оболгана и принижена. Между тем, в работе И. Я. Фроянова, фигура Иоанна Грозного встает во весь свой исполинский положительный рост.
Отметим, что сразу же после выхода в свет новой книги И. Я. Фроянова, она, что и следовало ожидать, вызывала живейший интерес, прежде всего, в православно-патриотических кругах. Так, в частности, 21 июня 2007 года в Санкт-Петербурге по инициативе православного информационного агентства "Русская линия" состоялось очередное заседание Санкт-Петербургского патриотического форума, которое специально было посвящено обсуждению новой монографии известного русского историка. Выступая на заседании форума, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы Российской Академии Наук (ИРЛИ РАН) "Пушкинский дом" В. Е. Ветловская подчеркнула, что "эта книга написана во славу русского ума, русского мужества, русской смелости; она – гордость русской истории и культуры".
С яркой речью выступил и доктор философских наук, доктор экономических наук А. И. Субетто. Высоко оценив работу И. Я. Фроянова, Субетто отметил, что сегодня идеологическая, духовная война против Русского народа ведется и через извращение нашей истории, и поэтому, правдивая работа Фроянова – это "снаряд для нашей грядущей победы".
Также недавно в петербургском издательстве "Астерион" вышла книга И. Я. Фроянова "Молитва за Россию" (СПб., 2008). Это первая книга историка, представляющая собой результат его многолетнего публицистического труда: статьи, очерки, рецензии, интервью в газетах и журналах, радио- и телебеседы. Маститый ученый решил в своей новой книге обратиться к исторической публицистике, чтобы популяризировать открытые им истины русской истории. Читая книгу "Молитва за Россию", сразу чувствуется боль души автора, его мужество, его вера в Россию. Читатель сборника, вне всякого сомнения, ощутит жизнеутверждающую силу русского слова, русской истории. Важно отметить и то, что эта книга может служить великолепным пособием при организации бесед учителя с учениками в рамках курсов истории России, обществознания, правоведения.
В первой части книги представлены многочисленные статьи и заметки, касающиеся актуальных тем русской истории с древнейших времен до наших дней ("Крещение Руси", "Российская история и современная политика", "Врата адовы не одолеют Церковь", "Роковой август", "Русская идея и русский вопрос" и другие, названия которых говорят сами за себя); во второй части содержатся интервью и выступления И. Я. Фроянова ("Молитва за Россию", "Глобализм и судьбы России", "Революции и мифы", "Сталину удалось сделать то, о чем мечтал Данилевский", "Сталин и Грозный", "Бог Россию не оставит", "Яд ереси" и другие); в третьей части опубликованы теле- и радиобеседы ученого (на Петербургском и Ленинградском областном телевидении, на страницах радиогазеты "Слово", в рамках "Петербургского исторического клуба" на "Радио Петербург"). В приложении книги содержатся интервью Ю. П. Белова радиогазете "Слово" и статья А. Г. Арсеенко, посвященные жизни и научному подвигу И. Я. Фроянова.
В новой книге И. Я. Фроянов (в интервью газете "Советская Россия" (2000. 8 апреля. № 41 (11936) под названием "Молитва за Россию"), в частности, особое внимание уделяет острой и до сих пор злободневной проблеме – проблеме бегства капиталов за границу. Историк отмечает, что это явление для России не новое. По свидетельству Фроянова, даже беглый взгляд на последний 300-летний отрезок нашей истории позволяет утверждать, что всякий раз смута на Руси оборачивалась для Запада невиданными барышами; капитал бежал на Запад во времена петровских реформ, в период отмены крепостничества, на рубеже XIX и ХХ веков, в преддверии социалистической революции, и т. д. [Фроянов И. Я Молитва за Россию. Публицистика разных лет / Отв. ред. Ю. П. Белов. СПб., 2008. С. 290-293].
Многие публицистические работы И. Я. Фроянова посвящены в целом проблеме идейной и духовной агрессии Запада против России, которая ведется, практически не прекращаясь, вот уже на протяжении множества столетий. И, что вполне естественно, сочинения историка вызывали и вызывают злобу и ненависть у его многочисленных противников, разделяющих либерально-космополитические идеи.
Сегодня агрессия Запада, по справедливому заключению ученого, облеклась в шкуру пресловутой глобализации, глобализации в западном, американском варианте, когда естественный процесс полностью управляется "из единого центра, именуемого "мировым правительством"" [Фроянов И. Я. Русская идея и русский вопрос (Советская Россия. 2006. 1 июля. № 74-75 (12848) // Фроянов И. Я. Молитва за Россию. С. 226]. "Что касается русского народа, – утверждает Фроянов, – то он приговорен "мировым правительством" к уничтожению. России в рамках "мирового порядка" нет места" [Там же. С. 227]. "Из сказанного, – заключает историк, – следует, что Русский вопрос сегодня – это вопрос о том, как уберечь от гибели русский народ и Россию. Следовательно, это вопрос повседневной нашей деятельности. Причем деятельности отнюдь не частной или индивидуальной, а коллективной, соборной. Русские, соединяйтесь!" [Там же. С. 230].
Останавливаясь на сложных, переломных, подчас трагических моментах русской истории, ученый сохраняет, тем не менее, исторический оптимизм. И, как отмечает в предисловии к книге под названием "Историк-воин" Ю. П. Белов, это происходит потому, что "давая основные понятия философии русской истории – "русская идея", "русский вопрос", – он показывает, как в них отражалась непрерывная борьба великого народа за свою независимость, представляет ее конкретное содержание в наши дни" [Белов Ю. П. Историк-воин // Фроянов И. Я. Молитва за Россию. С. 11].
Особо отметим, что многочисленные исследования И. Я. Фроянова выдвинули его в число ведущих в нашей стране и за рубежом специалистов по истории русского средневековья. Со времен защиты в 1966 г. кандидатской диссертации его судьба неразрывно связана с Петербургским университетом, в котором он работает уже более сорока лет. И. Я. Фроянов – доктор исторических наук (с 1976 г.), профессор (с 1979 г.), заведующий кафедрой русской истории (1983-2002 гг.) и декан Исторического факультета ЛГУ-СПбГУ (в 1982-2001 гг.). Он является автором научных монографий: Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории (Л., 1974); Киевская Русь. Очерки социально-политической истории (Л., 1980); Города-государства Древней Руси (Л., 1988; в соавторстве с А. Ю. Дворниченко); Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь (Л., 1988; в соавторстве с Г. Л. Курбатовым и Э. Д. Фроловым); Киевская Русь. Очерки отечественной историографии (Л., 1990); Мятежный Новгород (СПб., 1992); Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы (М.; СПб., 1995); Рабство и данничество у восточных славян (СПб., 1996); Былинная история (Работы разных лет) (СПб., 1997; в соавторстве с Ю. И. Юдиным); Октябрь семнадцатого (Глядя из настоящего) (СПб., 1997); Погружение в бездну (Россия на исходе ХХ века) (СПб., 1999); Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя (СПб., 1999); Начало Христианства на Руси (Ижевск, 2003) и многих других научных трудов.
Ныне научная общественность все чаще обращается к концепции И. Я. Фроянова и созданной им в университете школы историков Древней Руси. Эта теория, выдержав в "доперестроечные" годы горы обвинений в "антимарксизме", "буржуазности", "забвении формационного и классового подходов", остается в русской исторической науке одним из наиболее плодотворных исследовательских направлений.
Как известно, самостоятельная позиция, независимость суждений в науке и жизни в разные исторические эпохи воспринимаются по-разному, но, как правило, в штыки. И если раньше И. Я. Фроянова обвиняли в отходе от марксистско-ленинской методологии, то ныне, в особенности за книги по новейшему периоду, его нередко называют "консерватором" и даже "реакционером". Однако это не смущает автора, не привыкшего поступаться свободой индивидуального творчества.
Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат исторических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Стогов
«Сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия»
В Александро-Невской Лавре в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 24-й крестный ход православных трезвенников
02.01.2024
Трезвенное просвещение должно выйти на новый высокий уровень
Состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Трезвость и устойчивое развитие общества»
28.09.2023
«Вспоминая подвижников православной трезвости, мы говорим о радости воздержания»
О состоявшемся в Александро-Невской Лавре празднике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
30.05.2023
«Трезвенническая деятельность А.Н. Маюрова и её продолжение в народе»
Состоялась онлайн-конференция, посвящённая памяти выдающегося учёного и общественного деятеля
10.04.2023
Все статьи Дмитрий Стогов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06