Этот вопрос достаточно актуален для нашего времени, когда нашей Церкви навязывается католическая модель управления народом Божиим; когда клир (духовенство) в Церкви обладают всей полнотою власти, а народ Божий (миряне) - никакой.
Собственно говоря, происходит подмена общего понятия народа Божия только как клира (священнослужителей и монашествующих); а миряне при этом воспринимаются только как толпа: безгласная и лишенная всякого канонического смысла.
Надо сказать, что подобная папистская (латинская) модель в самой католической церкви, признается как устарелая и ненужная, а у нас, напротив, как своевременная и актуальная. Вырвавшись из-под власти уполномоченных по делам религий и старост, русское духовенство быстро влетело в другую крайность, когда в руках клира сконцентрировалась вся власть на приходе и в епархии, касаемая как духовных, так и материальных вопросов. В результате чего священнослужители стали чувствовать и осознавать себя некими миниатюрными "римскими папами" в квадрате.
Подобная узурпация власти делает мирян (лаиков) пассивной толпой, не имеющей никаких прав в Церкви Божией, но только одни обязанности; а клирики (духовенство), в отличие от лаиков (мирян), становятся единственными носителями всех прав в Церкви. Подобный перекос возникает в результате неправильного истолкования именно 16-й главы Евангелия от Матфея, когда данный текст истолковывается именно в духе католической (латинской) теологии: когда под Камнем (основанием) Церкви понимается не Личность Христа и вера в Него как Сына Божия, а личность Апостола, или институт иерархии в Церкви.
И мы читаем 16-ю главу Евангелия от Матфея 13-й стих:
"Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" (Мф. 16, 13).
То, что этот вопрос был задан в"Кесарии Филипповой", не является случайностью. Именно в Кесарии Филипповой сохранялись капища языческого ваала, и из белого мрамора Иродом Великим был построен огромный храм, посвященный римскому императору, "его божественному гению", как выражались язычники.
Позже Филипп, сын Ирода Великого, еще больше украсил и обогатил храм, посвященный языческому императору, переменил название Паниас (так раньше называлась эта местность) в Кесарию, то есть "город цезаря", и добавил свое имя - "Филиппи", что значит Филиппова, в отличие от Кесарии, находящейся на берегу Средиземного моря.
То есть, это место, Кесария Филиппова, было осквернено человеческими культами и ложными языческими обрядами. И здесь Христос устанавливает Свой статус в глазах собственных учеников. Но прежде Он задает им вопрос:
- За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
Отвечая на этот вопрос,
"Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков" (Мф.16,14).
По истолкованию Златоуста, Христос хочет знать мнение народа (простого народа), потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев, мнению архиереев и священников Иерусалимского Храма. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? - хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: ?за кого люди почитают Меня?? Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой".
Этот вопрос: "За кого люди почитают Иисуса?" - актуален и для наших дней! В наше время, как и во дни земной жизни Иисуса Христа, о Нем существовали самые разные и разноречивые мнения. Тогда "одни" почитали Его "за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию". В наше время о Христе тоже говорят по-разному: кто-то видит в Нем только Человека, почитает Его Пророком (как, например, мусульмане), другие видят в Нем только Бога; а иные даже не верят в Его существование, в то что Он исторически существовал. Один знакомый мне кришнаит сказал, что "Иисус Христов великий гуру (учитель)"; от одного бомжа я слышал, что "Христос тоже был бомж". Есть нечто трогательное в том, что все хотят видеть Господа Иисуса Христа в своих рядах. Сказано: "...Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра... " (Ис. 26, 8-9); и еще: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!" (Пс. 41, 2-3) Человечество обречено на поиск Христа (Мессии) и пресветлого Лика Его!
И только Церковь знает Его как Богочеловека и халкидонски исповедует в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в единой Ипостаси.
Догмат 630-ти святых Отцов IV-го Вселенского Собора, Халкидонского, - О двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа, - учит: " Последующе божественным Отцам, все единогласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, того же из души и тела, единосущного Отцу по Божеству, и единосущного тогожде нам по человечеству; по всему нам подобного, кроме греха, рожденного прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству, единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого... не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, и Единородного Бога Слова..."
Итак, во Христе мы исповедуем именно Богочеловека, в котором Божественное и человеческое естество "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". То есть Божественное и тварное (человеческое) не сливаются (неслитно), так как Бог, хотя и Вездесущ, но нигде не соединен с материей, не становится ее частью, ибо в Нем, в Боге, нет никакой телесности. Сказано: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24). И хотя во Христе Божественное и человеческое естество " неизменно, нераздельно, неразлучно ", оно и не " неслитно ".
И в день Торжества Православия, когда мы совершаем чин анафемы, Церковь возглашает: " Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема ".
То есть, никаких аспектов телесности или многосоставности в Боге НЕТ! Нет и эманации Божественного в материальное, ибо дистанция между Богом и любой частью Его творения всегда будет сохраняться, подобно тому как сохраняется дистанция между горшечником и горшком. Сказано: "Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: ?не он сделал меня?? и скажет ли произведение о художнике своем: ?он не разумеет??" (Ис. 29, 16); и еще: "Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: ?что ты делаешь? ? и твое дело скажет ли о тебе: ?у него нет рук??" (Ис. 45, 9).
Но при всем при этом Творец мира не отстранен от Своего творения, Он деятельно принимает участия в нем. И более того, как мы часто об этом говорим, если бы Бог прекратил диалог с любой частью Своего творения, то оно прекратило бы свое существование. Сказано: "ибо мы Им живем и движемся и существуем..." (Деян. 17, 28)
Общение Бога с Его творением осуществляется Словом Его - Христом Спасителем. Сказано: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках" (Евр. 1, 1); и еще: "К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов..." (1 Пет. 1, 10-11) То есть Дух Христов (Божественный Логос-Слово), издревле говоривший в человеках, и есть "всеянное" Слово Божие во все творение. Святой Иустин Философ учил, что и сама возможность говорить проистекает от Логоса-Слова, " всеянного во всех человеков ". Вера во Христа (Мессию) и есть вера в то, что Творец не прекращал и не прекращает Своего диалога со всем творением Своим, собеседует с ним, открывая Свою святую волю.
Не верующие в Сына Божия - Его (Бога Отца) Божественное Слово - представляют Бога Творца как бы безгласным, немым. Однако мир творится Словом Божиим, Божественными речениями. Сказано о Логосе-Слове (Христе): "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол. 1, 15-16).
То есть Сын Божий - есть смысл существования мира, его высшая цель и назначение. Вникая в слово Божие (Библию), мы и постигаем волю Бога, познаем Его планы и намерения. Именно поэтому Сын Божий в Ветхом Завете и называется "Ангел лица Его" (то есть Божия) (Ис. 63, 9). И еще сказано: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18).
Взаимоотношения между Богом и Его Словом-Логосом настолько близки, что нельзя в человеческом языке найти никакого адекватного понятия, более близкого, чем слова: "Отец" и "Сын", передающие в понимаемых нами категорях-определениях суть этих взаимоотношений. Впрочем, святой Иоанн Дамаскин предлагает зеркально противоположное понимание слов "Отец" и "Сын"; он считает что, напротив, сами эти взаимоотношения между Небесным Отцом и Его Сыном и являются исходными для понимания любого единства и любой близости, всякого отечества . При этом Дамаскин ссылается на текст из Послания к Ефесянам. Здесь сказано: "от Которого (то есть от Сына Божия в Его взаимоотношений с Богом Отцом - О.С .) именуется всякое отечество на небесах и на земле" (Еф. 3, 15).
Итак, называя Бога "Отцом", мы верим в то, что у Него есть Сын, веря в Сына Божия, мы веруем в возможность усыновления Богу Отцу - в этом и есть смысл тайны Богочеловечества Иисуса Христа, то есть Его (Христа) Церкви.
И мы читаем далее:
"Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?"(Мф. 16, 15).
Здесь вопрос задается уже самим апостолам. Христос хочет знать, как они веруют в Него. И в зависимости от того, что они ответят, будет понятно, готовы ли они вступить в новые отношения с Богом Отцом через Сына Его Иисуса Христа; то есть готовы ли они осознать сыновство Богу в Сыне Его, "от Которого именуется всякое отечество", как мы прочитали у апостола Павла.
И далее мы читаем:
"Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 16).
Эти слова меняют весь теологический вектор иудаизма, от коллективного осознания сыновства Богу до индивидуального восхождения каждого, уверовавшего в Иисуса Христа, в состояние чада Божия, "сына Бога" по благодати. И здесь уже прекращается иудаизм и полагаются основы новой веры в Бога, Его нового народа, имя которому Христова Церковь.
Святитель Кирилл Александрийский так истолковал это исповедание Петрово. Он, пишет: " Петр не сказал: ?Ты - Христос или Сын Божий?, но сказал: Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один - Сын Божий по природе. Поэтому он (Петр - О.С .) сказал с артиклем: Христос, Сын Бога. А назвав Его Сыном Бога Живого, он (Петр - О.С.) показывает, что Он (Христос - О.С .)есть жизнь и смерть над Ним не властна. Ведь если Его плоть какое-то время и была немощной, поскольку ей предстояло умереть, она все же воскресла, потому что пребывающее в ней Слово не могло удержаться оковами смерти ".
Блаженный Феофилакт так истолковал 16-й стих: " Петр по своей горячности предупреждает (то есть опережает - О.С .) других и справедливо исповедует Его Сыном Божиим... то есть Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего; ибо христами... были многие, как, например, все цари и священники, а Христос... один".По благодати "христами", то есть помазанниками, назывались и цари, и священники. И даже языческий царь Кир называется в Библии "христом", то есть помазанником (Ис. 45, 1). Во Христе все христиане становятся, пройдя чрез Таинства Крещения и Миропомазания, причастными по благодати и священническому, и царственному достоинству. Сказано: "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы" (1 Пет. 2, 9-10).
То есть сугубое священство в Церкви возможно только по праву всего христианского народа Божия призывать на сие служение и пользоваться им. Точно так же народ призывает и царей на царство, сообщая им свое священное право быть царственными. Посему не служит священник без народа и царь не царствует сам от себя.
В настоящее время права верных попраны, ибо священнослужители сами себя поставляют и из себя поставляются. И право призывать диаконов, пресвитеров и епископов у народа отнято дерзкой рукой. Чьей? Сейчас и выяснить невозможно...
Ибо до революции это право - поставления и смещения епископов - принадлежало, начиная с Петра I-го императорам, после революции находилось во власти внешних, а последнее время еще не возвращено народу. И если не остановить папистскую (прокатолическую) реформацию в Церкви, это право к народу Божию так и не вернется.
Католическая церковь так и учит, что заслугами апостола Петра, так как он правильно исповедовал Иисуса Христа, все его (Петра) преемники, Римские папы, самостоятельно и безраздельно управляют всею Вселенской Церковью. И текст из Евангелия, который мы сегодня изучаем, они считают для себя надежным обоснованием папизма. Но посмотрим далее, так ли это на самом деле? И правы ли в этом вопросе и наши миниатюрные "папы римские", последующие сему латинскому заблуждению.
И далее мы читаем:
"Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф. 16, 17).
Здесь мы явственно видим, что сия тайна, тайна Богочеловечества Сына Божия, была открыта апостолу Петру от Бога Отца, скорее, вопреки его, Петра, плоти и крови. То есть, сказав апостолу Петру, "что не плоть и кровь открыли" ему сию тайну, Сын Божий указал на Отца Небесного; ибо как сказано: "...никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3).
Далее Сын Божий произносит слова, которые так настойчиво искажаются католиками. Христос говорит:
"и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18).
Действительно - Кто КАМЕНЬ Церкви и на ком она созидается? Если на Петре, то на человеке, тогда правы католики и наши паписты, уверовавшие в незыблемые права клира (духовенства). Утверждая, что Камень - это апостол Петр, человек, паписты восточного и западного обряда повторяют ересь Феодора Мопсуестийского (ок. 350-428), осужденного посмертно за разные ереси в 553-м году на Константинопольском Соборе. Он и учил, говоря: "Господь исповедал Свое (намерение) на нем (то есть на Петре - О.С .) создать Церковь".
Но на Петре ли создается Церковь Христова?
С филологической точки зрения, здесь может быть и игра слов. В греческом языке слово "Петр" - "Петрос", а слово "камень" - "петра". Арамейское имя апостола Петра было "Кифа", что в арамейском тоже значило "камень". Когда апостол Петр произнес свое исповедание, Господь Иисус Христос сказал ему: "ты - Петр ( Петрос ), и на сем камне ( петра ) Я создам Церковь Мою".
Значение арамейского имени " Кефа"эквивалентно греческому "Петрос", при этом слово "Петрос" (Петр) - мужского рода, а греческое слово "петра" (камень) - женского рода.
Что же имел в виду Сын Божий, рифмуя эти схожие по звучанию слова?
В Ветхом Завете еврейское слово "сур" - "камень", "твердыня" - обнаруживается в следующих контекстах: "Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны", - сказано о Боге в Книге Второзакония, 32-я глава, 4-й стих; "...ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш" (1 Цар. 2, 2); и еще: "Господь - твердыня моя и крепость моя и избавитель мой" (2 Цар. 22, 2).
Среди известных имен Божиих есть имена " Цур Израель " - "Скала" и "Скала Израиля" (Втор. 32, 4; 2 Цар. 23, 3; Ис. 30, 29); " Эбен Израель " - "Камень Израиля" (Быт. 49, 24) и др.
Святой Августин Блаженный пишет: " Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Иисуса Христа как Сына Божия ".Блаженный Феофилакт Болгарский, согласно с Августином, учит: "Петр исповедал Его Сыном Божиим; сие-то исповедание, которое ты исповедал, - говорит Он Петру, - и будет основанием верующих. Посему всякий, намеревающийся устроить здание веры, должен положить в основание это исповедание". Итак, основание Церкви есть вера в Иисуса из Назарета как в Сына Божия. Но и более того...
Ошибка католиков - в том, что для них основание Церкви - это иерархическая должность.
Ошибка протестантов - та, что для них основание Церкви - доктрина о Христе как о Сыне Божием;
Православное учение о КАМНЕ Церкви - то, что основание Церкви не только вера в Иисуса Христа как в Сына Божия, но прежде всего - Сам Христос, Сама Его Божественная Личность, Которая и есть фундамент и основание Церкви, основание, которое мы евхаристически переживаем.
И как я часто напоминаю Вам, природа католической церкви клерикальна (иерархична), природа протестантской церкви доктринальна (догматична), а природа Православной Церкви соборна, потому что евхаристична. Мы все - и духовенство (клирики), и миряне (лаики) причащаемся от одной Чаши Тела и Крови Сына Божия. И нет у нас соборности без духовенства; и нет у нас соборности без мирян.
Именно ко Христу относятся и следующие слова: "Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла" (Мк. 12, 10). Обычно под "строителями", отвергшими Камень-Христа, понимаются только иудеи. Но иерархически отрицают Христа и латиняне (католики), и последующие им более мелкие паписты; а литургически отвергают Христа протестанты и нео-протестанты, не верующие в силу Крови и Тела Сына Божия; и только православные христиане истинно почитают Христа Главою любого собрания верных и литургически не расстаются с Ним.
В свое оправдание католики говорят, что римский Папа управляет Церковью как наместник (то есть заменяющий Христа) за Его, Христа, отсутствием. Такой позиции явно не хватает и логики, и здравого смысла, ибо сказано было Сыном Божиим: "... и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 20); и еще: "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20).
Впрочем, говоря об отсутствии Христа, место Которого занимают Римские папы, католики могут быть и правы: у них Христос отсутствует, но не у нас, "ибо мы Им, живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28).
Протестанты, отвергающие пресуществление Святых Даров, подпадают под еще грозное библейское обвинение. Сказано: "а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста..." (1 Ин. 4, 3) В настоящее время эти слова надо толковать евхаристически: всякий дух, не верующий в то, что Христос сходит телесно на Святые Дары, и есть дух антихриста, то есть дух, отрицающий преложение Святых Даров Тела и Крови Иисуса Христа.
Так что тем, которые исповедуют папистскую анти-соборность и протестантское теологическое своеволие, стоит задуматься, а имеют ли они право называть себя православными? К таковым применимы слова: "...знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1). Пора всех этих "как бы православных" поставить на их место, а то им то Канон Андрея Критского не нравится, то они проваливаются в харизматическую чертовщину, то начинают нести какой-то папский анти-соборный бред, говоря о том, что все почему-то должны им подчиняться и только их слушаться.
Задумаемся... Великая беда, если верующие отделяются от церковной иерархии; имя этой беды - расколы, ереси и секты. Но еще горшая беда - когда духовенство отделяется от народа Божия; и сия беда так страшна, что не имеет ни имени, ни названия, кроме того, что выше сказал Сын Божий у границ Кесарии Филипповой своим ученикам: "Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Мф. 16, 6). "Закваска фарисейская и саддукейская" - есть пренебрежительное отношение со стороны духовных учителей к простому верующему народу, их желание господствовать над наследием Божиим, стремление подчинять своей власти, господствовать и руководить. Сын Божий знал, что эта беда застанет верующих в Него. Посему, упреждая Своих учеников, и говорил им: "Берегитесь!.." Но, увы, не убереглись!
Уже апостол Петр будет увещевать и предостерегать священнослужителей словами: "пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Пет. 5, 2-3); и еще апостол Иоанн Богослов учит: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (то есть "не все наши", и из тех которые среди нас - О.С .)" (1 Ин. 2, 19). А апостол Павел с ужасом признается: "Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20, 29-31).
Итак, КАМЕНЬ Церкви - Христос! Он - ее основание и надежный фундамент. Сказано: "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф. 2, 19-22).
А о самом великом служении человеческом в Церкви, служении апостольском, сам первоверховный апостол Павел скажет: "Ибо когда один говорит: ?я Павлов?, а другой: ?я Аполлосов?, то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий" (1 Кор. 3, 4-7); и еще: "Я разумею то, что у вас говорят: ?я Павлов?; ?я Аполлосов?; ?я Кифин?; ?а я Христов?. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1 Кор. 1, 12-13).
Но вернемся к словам Христовым, Он говорит: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". Что могут означать эти слова?
Святой Ефрем Сирин учит: "... Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана, или не достоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший был и недостоин". Согласно с Ефремом Сирином и Златоуст учит: "А если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слово".
О чистоте учения Церкви, основанного, как и Библейский канон, на Предании, свидетельствует сама природа Церкви как Тела Христова, единства всех чад Божиих и духовенства - хранителей Таинств, и мирян - хранителей Веры. Апостол Павел писал: "Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?..." (1 Кор. 6, 15); и еще: "И вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор.12, 27); и еще: "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол. 1, 24).
Протестанты учат вопреки словам Христа Спасителя, что "врата ада не одолеют" Церкви, что якобы Церковь была сокрушена окончательно и сохранялась тайно лишь в лице немногих верных. И только во дни Реформации она якобы была возрождена, или "пробуждена".
Я бы назвал, подобную позицию летаргической историографией. Как можно представить, что христианский мир, как выражаются протестанты, "уснул" и "проспал" более 1500 лет. Назначение христианского мира в каждом столетии Церковной истории - проповедь Евангелия Царства Христова. Посылая апостолов на проповедь Евангелия, Господь говорил: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 19-20).
Обратите внимание на вторую часть 20-го стиха: "Я с вами во все дни до скончания века". Здесь Христос говорит о непрерывности евангельского благовествования: "во все дни до скончания века", имея в виду даже не годы, а "дни". О непрерывности существования Церкви в истории свидетельствует пророчество из Книги Даниила: "Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю" (Дан. 2, 34-35).
Что это за "камень", который сокрушает истукана? Что это за "гора", которая наполнит собою всю землю? Камень - это Христос и Его учение. Сравни: "Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: ?камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (Мф. 21, 42-43). Этот текст мы уже выше цитировали. Здесь говорится и о Христе, Которого "отвергли строители"; и о том, что Он Глава Церкви - "тот самый сделался главою угла"; и о том, что "отнимется... Царство Божие" от иудеев "и дано будет народу, приносящему плоды его". Здесь говорится и о несокрушимости учения Христова, иными словами, о том, что Библейская истина не "уснет", как странно, мягко говоря, учат протестанты. Господь Иисус Христос ясно засвидетельствовал о неразрушимости Церкви и Ее учения, сказав: "...и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". По смыслу этих слов, Церковь Христова существует непрерывно от дней Пятидесятницы до наших дней и - в вечность. Об этом сказано у пророка Даниила: "И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Дан. 2, 44).
Истинная Церковь всегда была и есть: "...Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). "Утверждение истины", а не взаимопротиворечивых мнений!
Когда Церковь выносит вероучительное или дисциплинарное решение, Она не говорит гадательно и неопределенно. Напротив, позиция Ее конкретна и выражается со властью. Свидетельствуя о своей вере, апостолы говорили: "Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему" (Деян. 5, 32); и еще: "Ибо угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15, 28)
Власть Церкви уникальна и неповторима, распространяется от земли до небес:
"И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16, 19).
Вот почему Христос говорил: "...скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17).
Известно древнее изречение Киприана Карфагенского: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец".
Слова Христа: "и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" - представляются в данном контексте как относящиеся только к апостолу Петру, но это только на первый взгляд. Далее мы находим, что это право - прощать грехи - сообщается и прочим апостолам. Сказано: "Истинно говорю вам (здесь Христос обращается уже ко многим - О.С .): что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 18-20).
Таким образом мы устанавливаем что "власть ключей", вопреки мнению католиков, принадлежала каждому из апостолов, и, следовательно, и их преемникам, и в таком виде сохраняется и поныне.
Утверждение латинянами того, что, так как апостол Петр основал Римскую кафедру, то все Римские папы, и только они, - его преемники, также неправомочно, ибо апостол Петр основал не только Римскую, но и Антиохийскую кафедру.
Далее мы читаем:
"Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос" (Мф. 16, 20).
Истолковывая эти слова, Блаженный Феофилакт пишет: " Христу угодно было до креста скрывать Свою славу ". Этим самым Господь научает и нас прежде кончины не выносить ни о ком суждение. Сказано: "Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон..." (1 Кор.3,12-15) То есть, никого из людей нельзя считать достигшим, и тем более святым и праведным, пока и сама смерть не увенчает его подвиги.
Итак, сегодня мы рассмотрели очень важный и сложный текст из Святого Евангелия и постарались дать ему развернутое истолкование.
Спаси Вас Христос!