Архимандрит Софроний (Смирнов) родился 8/21 апреля 1828 г. в Москве и был во святом крещении наречен Сергием во имя преподобного Сергия Радонежского. Происходил Сергий Смирнов из священнического рода: его дед был священником в Московской губернии, его отец - Георгий Смирнов, прослужив в священном сане 37 лет, закончил свой земной путь в сане протоиерея. Его мать умерла, когда Сергию не исполнилось еще пяти лет. У него было четыре сестры, из которых три умерли в младенчестве, и младший брат, ставший впоследствии иеромонахом.
Раннее детство будущего архимандрита прошло в церковном доме при московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот, где служил диаконом его отец. После священнической хиротонии отца и назначения его в 1831 г. настоятелем храма свт.Тихона Амафунтского у Арбатских ворот семья переехала в священнический дом на Арбатской площади, в котором Сергий Смирнов провел отроческие и юношеские годы.
Успешно завершив учебу в Высоко-Петровском духовном училище, он продолжил духовное образование в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1850 г. с аттестатом 2 разряда.
Сергий рос богобоязненным, отличался очень тихим и кротким поведением и с ранних лет возымел горячее желание посвятить свою жизнь служению Господу. По преданию, отец хотел женить его и со временем передать ему свое священническое место, но Сергий избрал узкий и тернистый путь иноческого жития. Испросив благословения отца, он в 1853 г. поступил на послушание в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии (ныне Свято-Успенская Святогорская Лавра в Донецкой области). Именно в этой обители будущий архимандрит Софроний духовно сформировался как делатель Иисусовой молитвы и выдающийся пастырь, приведший ко Христу множество людей.
Возобновленная в 1844 г. Святогорская пустынь явилась духовной отраслью Глинской пустыни, в обители был введен строгий устав по образцу афонских монастырей. Братию возобновленной обители составили духовные чада Глинского игумена Филарета (Данилевского), которые после его блаженной кончины избрали Святые Горы местом своих подвигов. Среди них были такие духоносные отцы, как иеромонах Арсений (Митрофанов), назначенный настоятелем Святогорской пустыни, иеромонах Феодосий, ставший духовником братии, иеромонах Иоанникий (Крюков), в схиме - Иоанн и другие.
В монастыре молодому послушнику Сергию Смирнову было определено послушание письмоводителя. Видя его ревность в исполнении послушания и твердое намерение принять монашество, настоятель Святогорской пустыни архимандрит Арсений ходатайствовал о его постриге. В 1856 г. после прохождения трехлетнего искуса и по благословению Св.Синода он был пострижен в мантию с именем Софроний во имя святителя Софрония Иерусалимского, в 1857 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1861 г. - во иеромонаха.
С момента поступления в обитель о.Софроний находился в духовном общении с Глинскими подвижниками, обучаясь у них молитвенному деланию, послушанию и смирению. Особенно сблизился он с иеросхимонахом Иоанном, 17 лет подвизавшимся в затворе. Записанные о.Софронием поучения и рассказы подвижника о своей жизни впоследствии легли в основу его жития. Ныне иеросхимонах Иоанн прославлен в лике местночтимых святых как преподобный Иоанн, затворник Святогорский.
Видя в о.Софронии монаха высокой духовной жизни, способного к управлению братией и его безупречное 20-летнее служение в священном сане, настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман как благочинный монастырей Харьковской епархии рекомендовал его на должность настоятеля Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря близ с.Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии (ныне Краснопольский район Сумской области), куда он и был назначен в 1881 г. с возведением в сан игумена. О.Софроний нес послушание настоятеля монастыря 4 года, ему пришлось много потрудиться над налаживанием в новоустроенной обители монашеской жизни, при нем были освящены монастырские храмы и постройки. За время управления монастырем он снискал народную любовь как истинный пастырь, чутко откликающийся на духовные запросы и нужды народа. В 1883 г. игумен Софроний во внимание к трудам по устроению обители был награжден наперсным крестом.
В 1885 г. о.Софроний был переведен в Холмско-Варшавскую епархию и назначен духовником Холмского архиерейского дома, а впоследствии - духовником Холмской духовной семинарии и исполнял это послушание 1,5 года.
Дальнейший жизненный путь о.Софрония связан с Нижегородской землей. В течение 20 лет (1887-1907 гг.) он был настоятелем Арзамасской Высокогорской пустыни, где был возведен в сан архимандрита, 10 лет (1894-1904 гг.) нес послушание благочинного монастырей и общин II округа Нижегородской епархии. Его попечению было вверено 9 монастырей и общин, в том числе Серафимо-Дивеевский монастырь, где он совершал богослужения и постриг дивеевских сестер. В качестве благочинного ему довелось сопровождать Царскую чету и других высочайших гостей во время посещения ими Серафимо-Дивеевского монастыря в 1903 г.
За многолетнее ревностное служение о.Софроний был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. равноапостольного кн. Владимира 4-й степени и серебряной медалью императора Александра III. Проявляя неустанную заботу о воспитании детей в вере и благочестии, он построил церковно-приходские школы в селах Хватовка и Быковка. За труды на ниве духовного просвещения он был награжден Библией от Св. Синода и удостоен звания пожизненного члена Нижегородского Епархиального Училищного совета.
Последние 13 лет земной жизни архимандрит Софроний, как некогда преподобный Серафим Саровский, нес подвиг пустынножительства и старчества. Задолго до ухода на покой он избрал для будущего уединенного жительства место в лесу Высокогорской дачи в 30 верстах от Арзамаса, где по его благословению была выстроена келья. Рядом с кельей был построен деревянный храм, освященный 13/26 июля 1908 г. в честь Сошествия во ад Господа Иисуса Христа. Здесь старец поселился в 1908 г. и стал вести уединенную жизнь, пребывая в бдении, посте и молитве. Однако, через некоторое время он вынужден был прервать затвор, откликаясь на потребность своих чад в духовном окормлении.
Уезжая с Высокой горы, отец Софроний изрек такое пророчество: "У меня в лесу будет своя обитель, а здесь устроят острог для разбойников". Слова эти сбылись в точности: в стенах Высокогорского монастыря в годы советской власти была организована колония для несовершеннолетних преступников, которая располагается там и поныне.
Со временем вокруг кельи старца возникло небольшое поселение, получившее в народе наименование Софрониева пустынь. В основанной старцем пустыни подвизались двенадцать послушниц, жизнь которых была подчинена строгому монастырскому уставу. Жили сестры в отдельном корпусе рядом с храмом, напротив корпуса находилась звонница, неподалеку на поляне - келья старца Софрония и дома его духовных чад, решившихся уйти в глушь леса от мирской суеты; поодаль располагались различные хозяйственные постройки.
Сестры трудились не покладая рук на различных послушаниях: работали в поле, заготавливали дрова, принимали паломников, занимались рукоделием. Три сестры писали иконы под руководством отца Софрония, владевшего иконописным мастерством. Некоторые из написанных ими икон сохранились до настоящего времени.
Впоследствии после блаженной кончины старца по благословению епископа Арзамасского Михаила из числа послушниц была образована Иверско-Софрониевская община в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Софрония Иерусалимского, небесного покровителя старца.
Почитание старца как великого угодника Божия при жизни было огромным, имя его было широко известно не только в Нижегородской епархии, но и за ее пределами. Люди шли к нему со своими скорбями и болезнями с верой в его святые молитвы и по вере получали просимое. Именно в этот период с особенной силой проявились великие дары Святого Духа - исцеления душевных и телесных недугов, прозорливости, изгнания бесов, которые старец Софроний стяжал своей подвижнической жизнью.
Незадолго до своей блаженной кончины старец собрал своих духовных чад, со всеми простился, всех благословил, снял все наложенные ранее епитимьи и дал наставления, где кому из сестер жить после закрытия пустыни и у кого окормляться. Его духовные чада с честью выдержали испытания, выпавшие на их долю в годы богоборческой власти. До конца своих дней они остались верны заветам своего духовного отца и своей жизнью укрепляли веру ближних, некоторые из них в годы гонений на православную веру сподобились пострадать за Христа.
Пребывая в лесу Высокогорской дачи, старец Coфроний имел духовное общение с блаженной Евдокией, жившей в селе Пузо (ныне село Суворово Дивеевского района Нижегородской области). Эта святая подвижница прославилась аскетическими подвигами: строгой постнической жизнью и крайним нестяжанием, имела дар прозорливости и исцеления болящих.
Волею Божией блаженная Евдокия сподобилась получить мученический венец: 18 августа 1919 года после трехдневных издевательств революционно настроенных солдат она была расстреляна вместе с тремя келейницами в селе Пузо. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви все они были прославлены в лике святых и причислены к Собору новомучеников и исповедников российских. Отец Софроний провидел мученическую кончину блаженной Евдокии, прислав ей в День Ангела написанную им икону Спасителя в терновом венце.
Особая духовная связь существовала у архимандрита Софрония с преподобным Серафимом Саровским, которого он считал образцом монашеского делания. Старец всегда призывал в своих молитвах его святое имя и благословлял своих духовных чад ездить в Саровскую пустынь на поклонения мощам новопрославленного угодника Божия. Старец был извещен преподобным Серафимом Саровским о времени своей кончины: явившись наяву одной из сестер Софрониевой пустыни преподобный, обратившись к ней по имени, назвал лесной жилянкой и сказал, что в день его памяти в пустыни будет великое торжество, соберется множество духовенства и запоют "Во блаженном успении...".
Пророчество преподобного исполнилось в точности: 1 августа 1921 г. архимандрит Софроний преставился на 94 году жизни. Отпевал его епископ Михаил с сонмом духовенства при огромном стечении народа. Местом упокоения старца стала часовня неподалеку от его кельи, где с 1919 г. находился привезенный со Святой Горы Афон Крест с предстоящими. По завещанию старца, не раз говорившего о себе: "Земля еси и в землю отыдеши" (Быт. 3, 19), могила его не была выложена камнем, гроб был опущен в сырую землю.
Старец предсказывал, что могилу его разорят. По прошествии более десяти лет после его блаженной кончины жительница села Селема Евдокия Галанкова была у старца Иоанна Ардатовского, который благословил ее немедля идти на могилу отца Софрония. Преодолев неблизкий путь, Евдокия добралась до места, где некогда располагалась пустынька, и обнаружила, что могила старца разорена, а в потревоженном гробу почивают нетленные мощи подвижника. Вместе с односельчанами Евдокия привела захоронение в порядок. Разбойники же, осквернившие могилу и искавшие в ней золото и драгоценности, вскоре погибли.
Отец Софроний также предсказывал разорение пустыньки и ее грядущее возрождение и говорил: "Все здесь нарушится, ничего не будет, а придет время - все здесь построят лучше". В 1929 г. Софрониева пустынь была закрыта, все строения были разобраны на бревна, часть из которых пошла на строительство школы в соседнем селе, а остальные были использованы в различных хозяйственных нуждах.
Ныне же мы являемся свидетелями исполнения пророчества о возрождении обители. В настоящее время в пустыни возобновлена монашеская жизнь, вот уже более 6 лет здесь подвизаются 15 сестер под духовным руководством протоиерея Владимира Цветкова. За это время по молитвам старца Софрония в сложных условиях бездорожья, отсутствия электричества и дефицита материальных средств построен храм Иверской иконы Божией Матери, xрам над могилой старца, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в келейном корпусе, новый келейный корпус, различные хозяйственные постройки, в с.Ковакса создано подворье Софрониевой пустыни.
Почитание старца Софрония не прекращалось даже в самые страшные годы сталинских репрессий и хрущевских гонений, память о нем передавалась из рода в род. По установившейся традиции день тезоименитства старца 24 марта особо отмечается его почитателями. На торжества в село Никольское, что в 12 км от Софрониевой пустыни, съезжаются многочисленные паломники, духовенство и миряне, служатся панихиды по старцу Софронию, накрываются поминальные столы. И ныне не зарастает народная тропа к его могиле и чудотворному источнику в основанной им пустыньке. Преодолевая немалые трудности пути, Софрониеву пустынь посещают паломники не только из окрестных сел, но и из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и по молитвам святого старца получают благодатную помощь.
Старец Софроний говорил сестрам Софрониевой пустыни: "Настанет время выйти мне мощами". Чаем и надеемся, что нынешний юбилейный год станет временем исполнения этого пророчества и в сонме прославленных святых воссияет новая яркая звезда преподобного Софрония Арзамасского.
Благочестивым паломникам
Подворье Софрониевой пустыни в с. Ковакса:
607217, Нижегородская обл., Арзамасский р-н, с. Ковакса, ул. Северная д.37, протоиерею Владимиру Цветкову;
тел.: (83147) 56 111; (83147) 67 927; 8 906 738 31 21