"Пост - это не диета"

Руководитель катехизаторских курсов Днепропетровской епархии протоиерей Александр Немчинов ответил на вопросы о Великом посте

0
430
Время на чтение 6 минут
20 марта на Днепропетровской областной телерадиостудии "51 канал" состоялся прямой эфир с представителем Днепропетровской епархии УПЦ на тему Великого поста, его смысла и значения для человека, а также правильного понимания воздержания. В беседе по благословению митрополита Иринея принял участие руководитель катехизаторских курсов Днепропетровской епархии протоиерей Александр Немчинов. В студии он ответил на интересующие журналистов и телезрителей вопросы. Диалог получился увлекательным. Предлагаем вашему вниманию вопросы и ответы, прозвучавшие в эфире.

Протоиерей Александр Немчинов- Сейчас тема Великого поста волнует не только православных христиан, но и большую часть нашего общества, так как многие придерживаются поста. Интересно, где же можно найти первые упоминания о посте? В каких книгах?

- Пост, как определенный период воздержания часто фигурирует в ветхозаветных книгах Священного Писания. Предписывалось, например, еврейскому народу поститься в то время, когда Моисей восходил на гору Синай для общения с Богом. Позже у евреев пост был установлен, как обязательный день в году на праздник Йом Кипур - День искупления, день очищения или судный день.

В дальнейшем пост становится неотъемлемой составляющей жизни христиан во все времена. Пожалуй, назвать точную дату, когда было установлено время поста в христианской Церкви - невозможно, потому что, сколько существует христианство, столько существует и пост. Так Господь, говоря о демонических силах, сказал в Евангелии: "Сей род не исходит токмо молитвою и постом". Поэтому пост - это неотъемлемая составная часть христианского образа жизни и образа мысли.

- Православные христиане не имеют право употреблять мясо свинины только в пост или они вообще не имеют право есть свинину?

- Насчет того или иного вида мяса в православии нет как таковых табу. В пост мы воздерживаемся от белковой пищи вообще, в частности и от свинины тоже. Если вы имеете ввиду ветхозаветные предписания, которые гласят о том, что можно вкушать мясо только тех животных, у которых раздвоены копыта и которые "жуют жвачку", то в Новом Завете, в книге Деяний святых апостол мы читаем, что отныне, после совершившейся искупительной Крестной Жертвы Христа, уже ничего нечистого быть не может. Это было утверждено учениками Христовыми на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме, где они постановили придерживаться Богом данных правил, являющихся существенно важными из ветхозаветного закона. А именно, христиане должны воздерживаться от кровей, блуда, идоложертвенного, удавленины и самое главное, что красной нитью проходит через все Священное Писание, чтобы не делали другому того, чего не желают себе.

- Отец Александр, сейчас хотелось бы, чтобы вы сконцентрировали свое внимание на том, что не только ограничение в пище заключает в себе пост, но еще и ограничение в поведении. Нужно ли отказывать в период поста от увеселительных и развлекательных мероприятий, от сквернословия и скандалов, от всякого рода отрицательных эмоций?

- Сразу оговорюсь, как вами было замечено, насчет "сквернословить" и "скандалить". Это Церковь запрещает делать не только в пост. Нет такого, что пришла Пасха, можно разговеться и теперь сразу можно браниться, сорится и ругаться. Такого нет!

Что же касается сущности поста, то самое главное надо для себя запомнить: пост - это не диета, хотя и включает в себя и определенную диетическую часть. Пост - это период воздержания во всей нашей жизни, во всех ее проявлениях. Это период, когда мы становимся более сдержанными. И вот здесь необходимо вспомнить одно важное новозаветное предупреждение: ни в коем случае пост не должен являться предметом публичного афиширования, мол, "обратите на меня внимание, я пощусь", а также "я не такой как вы, я праведный, а вы все нечестивые". Господь в Евангелии нам это очень строго запрещает. Он говорит, чтобы мы береглись "закваски фарисейской". Фарисейство здесь имеется ввиду как имя нарицательное, как показная вера, как показное благочестие, часто фальшивое. Поэтому пост должен быть предметом наших отношений с Богом.

В пост важно не то, от чего мы воздерживаемся, не просто ряд определенных запретов, а скорее - зачем мы это делаем и какая в этом необходимость. И тут нужно понять самое главное: в любом деле для того, чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться. Вот часто приходится слышать о строгости Церкви в требованиях по отношении поста. Но почему-то никто и никогда не возмущается по поводу спортсмена, у которого период усиленных тренировок и у него очень строго регламентирован образ жизни - вот это можно, а это нельзя. Вообще, кто себя ограничивает строгими рамками, важно понять, что мы не просто занимаемся каким-то плотским и духовным самоистязанием. Мы ограничиваем себя в одном, для того чтобы получить другое.

- Следовательно, в любом случае, пост - это еще и молитва, и чистота помыслов?

- Более того, я продолжу вашу мысль, пост - это период углубленного критического самоанализа. Это период покаяния и вот по мере того, как мы ограничиваем свою плоть, по мере того, как мы ограничиваем свои телесные побуждения и стремления душа наша становится свободной и возвышается над плотью. Поэтому время поста - это период радости и праздник нашего духа, это наше духовное обновление и возрождение. Это наша духовная весна!

Но еще хочется сказать. Пост сам по себе занятие пустое и никому не нужное. Если мы усердно потрудились как в молитве, так и в воздержании, но не соизволили Причаститься Святых Христовых Тайн, то можно сказать, что мы и не постились. Если мы говорим, что пост - это время критического самоанализа, выражающегося в покаянии, то следующим шагом после покаяния обязательно должно быть Святое Причастие. Только тогда пост исполняется во всей своей полноте, и тогда Пасха нами будут встречаться во всей полноте нашего духа, всей радостью нашего сердца. Тогда мы действительно "вкушаем" Пасху Господню.

- Есть ли какие-нибудь послабления во время поста? Вот, например, если врачи рекомендуют мужчинам, которые страдают болезнью простаты, жить регулярной половой жизнью. Как тогда быть?

- А если, например, мужчина не женат, как ему тогда быть? На самом деле это сугубо индивидуальный вопрос. Что же касается послабления вообще, то если у человека больной желудок или другие болезни и ему необходимо вкушать, например, молочные продукты, то Церковь дает такое благословение. В этом случае перед началом поста нужно подойти к священнику и попросить благословение на послабление в пост. Но не лукавить!

Что же касается интимной жизни, то тут я не слышал не каких послаблений. Равно, как и не слышал о том, что у больных, которым медики предписывают какие-то ограничения, а они рассудительно держат пост, ухудшалось здоровье. Попросту говоря, мы люди верующие и для нас этот вопрос решен очень просто - никогда Бог не останется перед нами в долгу!

- Сколько можно раз в году исповедоваться, а самое главное - принимать Причастие?

- Вообще этот вопрос лучше и правильней всего решать в индивидуальном порядке со своим духовником. В среднем, самый, так скажем минимум: никак нельзя причащаться в год менее четырех раз, то есть - сколько постов, столько и раз мы соединяемся с Господом. Кто-то рекомендует своим чадам причащаться раз в сорок дней, некоторые - раз в месяц, кому-то реже, кому-то чаще. Тут нельзя поставить единодушную точку зрения, потому что все люди разные и для одних частое причастие будет предметом их духовного роста, а для других - человек очень быстро привыкает, он теряет благоговение пред Причастием и это становится для него явлением утилитарным. Поэтому этот вопрос я рекомендую оговаривать только со своим духовником, у которого вы исповедуетесь, и который знает ваш внутренний духовный мир.

- Сколько раз в день можно есть во время поста?

- Наш устав - это, прежде всего, устав монашеский, который предписывает двухразовый прием пищи. В пост особое предписание: есть дни, когда вообще не вкушается пища, есть раз в день и определенное количество. Для мирян этот устав послабляется, но в какой мере - это, опять-таки, решается только индивидуально.

- Могу ли я в пост кушать сладкую пищу?

- Конечно, можете. Мед, варенье и другие натуральные сладости.

- Нужно ли детям соблюдать пост? Ведь исключается белковая пища - самая необходимая для растущего организма. И если нужно, то с какого возраста?

- Разумеется, Святая Церковь не нагружает постом младенцев и детей до семи лет. Здесь все зависит от семьи, в которой они родились и воспитываются. Эффективней всего для детей будет на время поста ограничить их в играх, компьютере и телевизоре, а также "чипсах" и других вредных продуктов, которые они очень любят.

Но тут бы мне хотелось подчеркнуть вот что. Я обращаюсь, прежде всего, к людям, которые сравнительно недавно переступили порог храма. Полнота аскезы поста - это не то, с чего надо начинать церковную жизнь. Для сравнения представим себе юношу, который пришел в секцию тяжелой атлетики и ему нравится, как чемпионы толкают тяжеленные штанги. Ему тоже, естественно, хочется сразу рвануть чемпионский вес. Но что с ним будет, если он попробует это сделать? Ответ однозначный - ничего хорошего. Поэтому начинать пост нужно по согласованию с духовным руководителем вашей жизни, с умеренного воздержания и с умеренной нагрузки.
Записал беседу диакон Георгий Скубак

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Немчинов
"В пост главным должны стать наши отношения с Богом"
Беседа с протоиереем Александром Немчиновым
27.03.2008
Все статьи Протоиерей Александр Немчинов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49