"Щит и меч" православных христиан

0
563
Время на чтение 8 минут
Приходит в храм женщина:
- Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить?
- Богу!
- КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!..


А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: "Молитвенный щит православного христианина".

Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: "наилучше продаваемой" книгой среди православных. Этот "щит" скован в Воронеже (Издательство НПО "МОДЭК") и выдержал уже несколько переизданий. Благословение "Епископа Задонского Никона", как оказалось, липовое...

Особую популярность этот "щит" приобрёл благодаря огромному количеству молитв "на всякую потребу". Но центральная "молитва", ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане - это "молитва задержания".

О чём же предлагают помолиться составители "Молитвенного щита"? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: "Молитва на освящение всякия вещи", "Молитва на освящение воды", причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана.

Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность - читать молитву "о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу". Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне... Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых "замучил" страждущий родственник!

Также православным мирянам предлагается примерить на себя роль неких библейских персонажей: "Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома" (Деян. 19:13-16).

Для тех, кто не знаком с этим текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с тёмными силами: чтобы "избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы" советуется "ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике". Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради "приложения". Как происходит это "приложение" иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону "Всех скорбящих Радость". Она где-то прочитала, что её, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею "полечиться"...

Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься - рекомендуется "просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь". Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных "подвижников"-экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий "гонять" бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких "подвижников" надо бежать, как от огня, а не за ними бегать.

Большое внимание в борьбе с бесовщиной уделяется принятию святой воды разных видов: "с копием, с мацани (? Что это за слово выяснить не удалось. - А.П.) и чудотворной иконой". Святая вода здесь явно аналогична некой "белой" магии, охраняющей от "чёрной" (как в сказках: "побрызгали его мёртвой водой - срослось тело, побрызгали живой водой - ожил Иван-царевич").

Нужно ещё "носить освящённый пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)". Священник становится аналогом шамана с бубном - и ко мне не раз обращались с подобной просьбой.

Предлагая подобные суеверно-магические обряды, составители призывают "ни в коем случае не прибегать к бабкам и колдунам". Действительно, с "Молитвенным щитом" все бабки отдыхают...

А чтобы избавиться от "лукавых духов, от вреда со стороны волшебников, от злых людей, от беснования", предлагается список святых, "ответственных" за "бесогонство". Во главе этих святых - священномученик Киприан и мученица Иустина, имена которых, к сожалению, давно превратились в амулет, в тотем, "охраняющий" от злых духов (иконки-складни с молитвой им - наиболее продаваемый церковный товар).

Рекомендуется "молитва об исцелении от порчи" - молиться нужно пророку Малахии: "на пророка Малахию отчитывают каженика (порченого)". Скорее, "каженики" - это те, кому "кажется", что они православные, когда пользуются "Молитвенным щитом". (А может, это последователи Гарри Поттера - там тоже употреблялись "Щитовые чары"...)

Полон сей молитвослов (хотя хочется его назвать "суесловом"!) молитв "в болезнях". Особо любопытны некоторые названия: молитвы "при расслаблении тела с потерей аппетита, бессонницей, при парализации и лишении телесных членов" (интересно: Богу нужно при молитве предъявлять полный диагноз, чтобы Он не ошибся в лечении?), "об исцелении от немоты", "при умалишении" (я тоже знаю такую молитву: все молятся иконе "Прибавление ума"! Не Божьей Матери, ибо ума на это не хватает, а именно названию иконы. Как говорят гомеопаты: грецкий орех - лучшее средство для мозгов...).

Но ведь именно такие "диагностические" молитвы наиболее востребованы нашими православными. Мне рассказывали, что на могилке у Марфы Царицынской на молебне читают прошения: "еще молимся об исцелении от рака, от болезней желудочно-кишечного тракта...". Мало кому сейчас требуется спасение души, всем нужно спасение тела и дела.

А дел у нас много, молиться нужно и "на устроение лодки", и "над семенами", и "над гумном". А знаете, кому надо молиться "об урожае огурцов", по "народному верованию"? Никогда не догадаетесь! Равноапостольному Константину Великому, византийскому императору! Наверно, он в свободное от государственной службы время в огородике ковырялся, разводил новые сорта огурчиков...

Самая "смиренная" "щитовая" молитва - это молитва "о даре прозорливости".(!!!) И правда, что ж так скромно: не хватает молитв о "способности воскрешать мёртвых", "летать до седьмого неба", "о даре ангельских языков" и подобных из обихода клиентов психиатрической больницы...

Но главный, так сказать, эпицентр сего молитвенного ядерного взрыва - это "молитва задержания". Перед самой "молитвой" есть пояснение: "Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея". Вообще-то, в "утаении от слуха и взора" силу ищет колдовство и зло, а сила православных молитв - в любви к Богу и ближним. "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин., 3:20-21).

Суть молитвы задержания можно выразить так: "Господи! Всюду враги и злопыхатели! Я долго их терпел, но теперь дай им, Господи, так, чтобы не совались ко мне боле!". Вот цитата из сей "задержалки":

"И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.
Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя.
Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.".

Теперь сравните слова этого заклинания с Евангельскими словами Спасителя:

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах." (Мф., 5:10-12).
"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного."
(Мф., 5:44-45).
Думается, комментарии излишни.

Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует - мужики начинают побаиваться... Другая регулярно читает перед каждым выходом на работу, а то начальник что-то часто стал придираться... "Задержалка" настолько популярна, что кочует по разным молитвословам, увеличивая тиражи.

И подержав в руках такой "щит", хочется воскликнуть: "Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников"!

К сожалению, не "Молитвенный щит" виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное, был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами "на потребы", хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы "от зубной боли", "от глазных болезней"? Почему в 21-м веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство.

Также и другие многопотребные молитвы - зачем они? Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чём забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Пётр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно об этой "многомолитвенности" говорил Спаситель:

"А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него." (Мф., 6:7-8).

Многословия в молитве - признак языческого отношения к жизни. Язычники верили во многих богов, множество олицетворённых сил в природе, поэтому с каждым богом нужно было договариваться отдельно, приносить именно ему пригодные жертвы. Это языческое отношение сохраняется и сейчас в отношениях с Богом у "православных". Стандартный вопрос у всех приходящих в храм: кому свечку поставить о здравии, кому об учении, сколько именно свечей, какого размера, а можно ли от чужой свечи зажечь? И никто не спрашивает: а насколько усердно я должен помолиться, а как я должен любить Бога, что я могу сделать для Него?

Какие нужды не выражены в молитве: "Господи, помилуй меня, грешного"? Всё доверие Богу, всю любовь, всю надежду вкладывает верующий в эту краткую молитву, как лепечущий ребёнок вкладывает свою ручонку в руку матери. Святые подвижники в положенные часы выполняли своё молитвенное правило, а всё оставшееся время заполняли этой главной молитвой, "дышали" ей.

Как много благ получили бы наши верующие, если бы приходили так же усердно на всенощное бдение, как ищут они молитвы на "потребы"! Какое богатство духовной поэзии, богословия, возвышенных, умилительных мыслей они почерпнули бы, напитались бы, просветились бы духовно! Вот наши истинные молитвы на всякую потребу - стихиры, каноны, псалмы, поемые и читаемые на вечернем богослужении. Вот время и место, где мы можем быть услышаны Господом, Божьей Матерью, святыми, где мы становимся Церковью Христовой, единым Телом.

Но, увы, пусты почти наши храмы вечерами, а те, кто и приходят, часто ждут лишь "помазания" (или, как обычно говорят старушки: "миропомазания") на полиелее, чтобы от болезней исцелиться...

Бросили мы свои истинные щит и меч: богослужение и трезвомыслие, и "вооружились" фиговым листиком и "щитовыми чарами"... "Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо...". Христос стучится к нам в сердца, а мы отвечаем Ему: "имей мя отреченна - я читаю молитву "о даре покаянных слёз", не мешай мне, Господи...".
Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Плужников
Все статьи Священник Алексий Плужников
Последние комментарии
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:28
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 12:15
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 12:11
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:36
«Она была наследницею его державных прав»
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:22