Посвящается:
Натали Балуевой - идейному вдохновителю;
Евгению Надтоке - верному компаньону;
Моей маме - замечательной женщине...
Часть I
Оптина Пустынь... Этот оплот русской православной веры на калужской земле явился символом духовного возрождения России в конце XVIII века и по сей день сохраняет статус духовного центра истинного православия.

***
...С Калужской площади Москвы, расположенной в центре города, мы отправляемся на экскурсионном автобусе в так приятное нашим натурам небольшое путешествие по святым землям калужской губернии. Проскочив половину мегаполиса без единой пробки и задержки по помпезному и большому Ленинскому проспекту, мы съезжаем на "старую калужскую дорогу", Калужское шоссе, и устремляемся в путь.
За окошком мелькают зелёные леса и поля, реки и деревни, сменяя друг друга в самых интересных и неожиданных последовательностях. Меняется и ландшафт местности. За пределами Московской области он изменяется более резко и заметно - песчаные обрывы с соснами; мелеющие местами речушки и озёра; крутые овраги; и холмы, холмы, холмы... В Жигулях такие возвышенности назвали бы "горами", а здесь - нет - холмы, и невероятные по размерам овраги! Если честно, в жизни не доводилось ещё таких огромных оврагов видеть, а самое главное, так много и в одном месте!
Вот мы подъезжаем к старинному городу Козельску.
Справа от нас - промышленная часть Калуги, а за мостом через реку Жиздру - виднеется из-за холмов, поросших лесом маленький, но древний Козельск. Официально - он на год старше самой Москвы, неофициально - населённым территориям Козельска свыше тысячи лет. Здесь ещё в дохристианский период жили многочисленные поселения славян-вятичей.

Город не сдавался. Воинам помогали женщины и дети. Снимали с мостовых булыжники (да-да, уже в то дикое средневековье в Козельске улицы мостили булыжником.) и бросали их во врага.
Крепость как-то держалась. У её стен росла гора тел неприятеля. Татары забрасывали город горящими стрелами. И вскоре полчища басурман ворвались в крепость по телам своих воинов и, мести ради, вырезали весь город целиком...
Геноцид. В архивах остались записи, свидетельствующие о том, что потоки крови в городе были настолько велики, что раненые горожане попросту тонули в ней, не в силах подняться...
Когда-то это было...

Мы у ворот обители.
Вокруг - невероятное количество приезжих. Стоянка целиком заполнена машинами, экскурсионными и паломническими автобусами. Люди идут в обитель. На мой взгляд, люди, устремившиеся сюда, делятся, как бы на три категории: полупраздные туристы с блеском в глазах, как и мы, жаждущие чего-то нового и интересного; истинные паломники-христиане; и помпезная публика, шагающая и едущая замаливать грехи и просить у Бога благополучия и ещё большего богатства. Все три категории прихожан довелось хорошо разглядеть вашему покорному слуге.
Люди, приезжающие в святую обитель с рёвом развесёлой музыки из салонов дорогущих Порше и Лексусов, направляются просить у Бога исключительно одного: финансового благополучия. Верхом цинизма был случайно услышанный обрывок разговора двух гламурного вида дам:
-Кать, чего просила?
- Парня богатого, и ещё хочу машину получше...

Паломников же мы оставим в покое. Их вера выше всей этой суетной мышиной возни...
***
Оптина Пустынь - место сильное и притягательное. Очень многие люди шли сюда временно "пожить" или же остаться "насовсем".
Это были и дворяне, бояре, писатели, учёные, и, конечно же, простой люд.
Сюда неоднократно приезжали Толстой, Гоголь, Пушкин, Тургенев, Некрасов... Просили благословления у святых старцев, искали ответы на вопросы, рождали шедевры, находили мир своей душе...

...Сейчас мы стоим под вековыми дубами неподалёку от скита, и слушаем рассказ экскурсовода.
Здесь есть один дуб, под кроной которого Гоголь дважды беседовал с одним из святых старцев в надежде получить ответы относительно своих незаконченных на тот момент "Мёртвых душ". Ответ он получил. Из двух вариантов этого произведения мы имеем честь знать только тот, который нам достался в наследство от великого мастера русского и украинского слова.
Значит, так было нужно...
Часть II

Нашему взору предстаёт величественный, строгий красавец казанский собор.
С северной стороны "каменным мостиком" собор соединяется с монастырской трапезной. Назначение этого каменного "проводника" следующее: монахини не должны своими стопами касаться "грешной земли", направляясь на трапезу после трудов духовных.
Мы видим, сколь велика была забота основателей монастыря оградить монахинь от всего "мирского".

Это... Домик, где в 60-х годах, в бытность свою учителем, жил Булат Окуджава!
А сейчас живут "оптом" трудолюбивые чернявые мигранты из "дружественных" соседних республик...

***
Домик Окуджавы остался где-то справа, а впереди мы видим те самые монастырские трапезные. Вообще, ощутимым "минусом" некоторых экскурсий бывает то, что в них не всегда бывает предусмотрен обед.
Так и в этот раз. И поблизости не найти ни магазинчика, ни палатки... Берите с собой в дорогу бутерброды и термосы, господа!
Но нам повезло. Любезная гид с принимающей стороны решила пойти нам навстречу - на несвойственное подобным экскурсиям "организационное новшество", а именно - накормить путников праздных (не паломников, заметьте, не прихожан! - А простых туристов!) монастырским обедом.
Пусть и скромным (как-никак, понедельник - день целиком постный), но душевным и вкусным!
Итак, мы открываем двери трапезной....
Огромное помещение. Длинные столы и лавки у стен освобождают одно-единственное свободное пространство - проход между ними. В конце помещения, со стороны кухни кипит работа - монахини всех возрастов, будто пчёлки в улье, что-то режут на столе, готовят, наполняют тарелки едой, моют, убирают посуду.

Нехитрый обед оказался очень даже вкусным. Особенно ржаной и пшеничный хлеб, выпекаемые из муки грубого помола с отрубями в монастырской пекарне.
Ах, какой, я вам скажу, вкусный хлеб!
Наверное, ничего подобного не приходилось кушать со времён детства, когда отец нам с братом приносил свеженький, хрустящий, тёплый, живой "лисичкин хлеб" - свежевыпеченный хлеб из небольшой сельской пекарни, когда мы проводили выходные на даче. В детстве всё кажется вкуснее...
Душевный и милый обед подкрепил наши силы и мы двинулись дальше!
***
На середине пути между Оптиной и Шамордино есть одно очень интересное место, уникальное для православных верующих, - храм Преображения Господня (конец 17 века - основная часть, и конец 18 века - колокольня).
Интересно то, что последний настоятель Оптиной Пустыни священномученик Исаакий, пророчествовал, что Преображенский храм "...будет стоять до второго Пришествия Христа...". И таких храмов в России всего четыре.
Заслуживает внимания и тот факт, что в гражданскую войну, в голод, в годы дикой власти безбожников и репрессий, храм, будучи официально закрытым, продолжал действовать, а с 1942 года - постоянно действует.
В храме собрано множество чудотворных и интересных икон.
На некоторых - заметны следы недавно собранного мира... Серебристые следы капелек мы видим под разными углами и на разных частях образов. Их много, много... Настоятели храма свидетельствуют о довольно частом и внезапном проявлении этого "маленького чуда"!
Ну что же, совершим экскурсию по храму дальше!
Над праздничным, светлым иконостасом цвета неба и золота, взгляду предстаёт потрясающая настенная роспись - главный элемент внутреннего убранства храма - Град Небесный Иерусалим!
Это центральная часть росписи Преображенского храма.
Справа мы увидим иконы, обложенные уральскими самоцветами и одну из главных почитаемых икон - Святителя Николая Чудотворца из серебра, а в другой части храма - образ Богоматери Медиоланской. Это образ был написан неизвестным художником. Во время Великой Отечественной войны местные мальчишки где-то на чердаках раскопали "картину", на которой была изображена "Женщина в голубых одеждах и белом платке". Совершенно не подразумевая, Кто это, они, "забавы ради", бросали в "картину" перочинные ножички... Один из священнослужителей, проходя мимо, заметил это неприглядное действо, и, желая спасти "картину" как произведение искусства остановил их. Чуть позже, он разглядел в этой работе... лик Девы Марии, и принёс этот образ в храм...
С тех пор она занимает в Преображенском соборе одно из главных мест и считается особо почитаемой уже много-много лет.
Почему?
Спросите прихожан, они вам ответят!
А храм этот, действительно, особенный. Почему-то даже просто сфотографировать собор рука дрогнула...
Москва - Оптина
2007