"Изгнание": по ту сторону причин

0
172
Время на чтение 6 минут
Знаковым будет 2007 год, слепому ясно, но одно смущает - полный швах или мелькнёт какой-то луч? Давно у каждого своё, а для всех вместе - почти ничего святого. Как иначе - в эпоху глобального торга лишь случай или фильм как-то связывают, но и пару часов - хлеб. Премьера "Возвращения" в Н-ске прошла мимо, но пропустить вторую картину земляка было бы чересчур. Шум вокруг "Груза-200" и "12" оттеснили "Изгнание". Жаль, фильм удался, и поперек афиши можно припечатать: "От имени и во имя". Простая история много чего скрывает. Впрочем, изыски ныне ни к чему.

С первых кадров загадка - не то у нас, не то на западе. Таинственно-гнетущая атмосфера: мчится машина, пулевое ранение, дождь. Детектив, триллер, драма? И вдруг - семья едет в отчий дом мужа. Действие неспешно, сдержанно, немногословно, но за ним что-то уже виденное. Ах, да - Тарковский. Странно. После будут другие подтверждения. Звягинцев не дилетант, но почему так явно? Впрочем, взгляд не отвлекает, словно так и должно. О серьёзном скоро не говорят, а с экрана - через тугой темп сюжета.

Всё же волнует - где это, когда? Недавно, но так зыбко и непривычно, а может, отвыкли уже. Ближе к середине Марк скажет: "Что ни сделаешь, всё будет правильно, просто прими решение". Словно хрустнет внутри, ещё не понимаешь, но резкий сдвиг как окрик - ты в картине, события касаются и тебя. И братья ближе, и ситуация не чужеродна.

Кто-то воскликнет: "Можно вдвое короче, тяготит! Едут-идут, моют, едят - сплошь детали!". Чтобы конец быстрее и узнать "про что"? Да, будни, а мы что, не из семьи или вспоминать тяжко? Всё так подробно, чтобы внутри диалог ожил - и как дочь моют, и детям терпеливо отвечают, и на ночь провожают. Всё скупо, но правильно, так и должно в семье - прогулки, общий обед, взгляды мужа-жены. Если быстрее, не зацепит - пробежишь сцену и забудешь.

Ночь, вино, они вдвоём, но идиллия треснула - она изменила, и всё прахом. Нерв натянулся и пошёл накат на причину - как всё на самом деле. За столом Виктор спьяну пробормочет: "Что с нами происходит?" и Алекс повторит вопрос. Что у них? Да, как и у нас, оглянись вокруг. Это же притча, а условность, спокойный ритм и тревога лишь в помощь. Чтобы понять себя, география не в счёт. Оттого в стиле Тарковского, причём специально.

Мэтра режиссер не копирует, тоньше идея. Россия порвала с Союзом, разлом и по искусству прошёл: иные ориентиры, по-другому снимают, а главное - не про то. Мыло на ТВ, боевик на экране, комеди-срам. Зрелище, как доза... Успокоитель мозгов и гнёт на душу - чуть не заговор. Мораль читать глупо и совесть не продавишь. Обернул Звягинцев в "оболочку" под Тарковского и повёл. При разгуле шоу только по старому и проймёшь, и то - на дистанции места. В рамках современности не тянет тема на вечность, а так - глубокий эффект. Киногруппа из России, о ней и разговор. Дерзко, но задевает.

Кино будто под мелодраму, но тотчас морщишься - при чём здесь жанр, совсем очерствели? Вопрос поставлен - "Что здесь превыше всего?" Финальный монолог Веры подводит черту и внутри что-то происходит, находятся важные слова - родство и отчуждение, одиночество и близость, мы и "я-мне-моё". Смерть как кара за оскудение, жизнь - как щедрость любви.

Отлично выдержан ритм - размеренные части дают ответы, но видишь гораздо больше. Срез за срезом - пощёчина, подозрения сына, аборт, самоубийство, инфаркт брата, письмо, месть, участие друга. Ошибки, непонимание и слепота постепенно сошлись в вину. Отдалился муж, упустив главное за суетой и работой. Тяжела жизнь или нет - не оправдаться, но убийство родного человека вообще за пределом. Кем же надо быть или Вера много потребовала?

Смотря от чего мерить: если новую жизнь впускаешь - только так, а для себя живешь - формальной верности хватит. Женская логика с мужской не везде пересекается, а если измена - буря страстей. Разговор не задался, и связь порвалась. Мы из-за меньшего в пух и прах ругаемся, а здесь счастье перечеркнуто. Ракурс религиозный - стоит душа сокровищ земных? Много дороже, и вошла Вера в штопор уныния, а Алекс усугубил в спешке. Плюс на минус не дали спасения. 25 лет назад Г.Данелия снял "Слезы капали": сухое сердце зло в дом приносит, а из него в общество глупость идет. Ничего не изменилось, хуже стало. Тогда тень на совдеп наводили, а сейчас вся страна в тени: души остались, а переживать некогда, оттянуться бы.

Неважно, почему Алекс отдалился, если решил ребенка умертвить. Всегда одно - мужской гонор, упрямство, эгоизм и паскудство жизни сушат до хамства и былой трепет ускользает. Любовь нелегко хранить, а у Алекса характер тяжелый: огрубел и упустил нежность. И не объяснишь, пока через утрату не осознает, и оживут строки Нового Завета - любовь долготерпит, не ищет своего, всё переносит - но поздно, былое не вернуть. Ты заматерел, обтёрся в жизни, всё знаешь, везде прав, умным речам не веришь, а испытает судьба - и принципы сомнёшь и прогнёшься. От всей сути, хитрость выживать останется. Гуманизм кому-то закалил характер, но большинство сдувается. Куда им без Бога? Оттого браки распадаются, всюду "девочки по вызову", порно интернет раздувает, а дети с отцами до 18-летия не доживают. Ни указ президента, ни глас искусства, ни статья не сдерживают разбег сердец.

По окончанию - все как на ладони, и без надрыва, но как обухом по голове. Уже на кадрах вагона - муж и жена, словно посторонние. По логике, в семье всё правильно, но чувство ушло, и осталась схема, одна видимость. Говорить надо друг с другом, а не гордость пестовать. В семье один не виноват - оба неправы. Тревожный тон фильма, как предчувствие несчастья, а детективный мотив начала - для расследования отчуждения. Стоят одинокие дерева на поле судьбы, тоскует бабьей песней душа, но мчит машина суеты мимо неё. От "Окраины" и "Магнитных бурь" столь серьёзно не углублялись. Был "Остров", но не всякий сподобится на монашеский подвиг. Шок испытали, вздыхали много, но приутихли, и забывать стали. "Изгнание" дополнило картину нашей нелепой, почти бездушной реальности. Не мстить и осуждать надо, а разбираться - чище станешь, и реже оступаться будешь.

Не выживает общество без Бога, без заповеди, без оглядки. За 15 лет столько греха наделали - и народ разъединили, и с собой не в ладу. Всё извратили: разговор по душам за лечение, по мечте жить - ты идеалист-шляпа, на честь смотреть брезгуем и стаканом смазываем. Хулиганство за 2 года втрое поднялось, и убиваем, как орехи щелкаем. Если это гуманизм, то потоп - панацея. Консервы ли платина, пиранья ли тень, жесть ли бригада - убивай, топчи, вешай, всё дозволено. Эти мысли на заднем плане мелькали. Не жалей себя, забившись в угол под рост ВВП, федеральный проект или пиар выборов. Мы все в глубокой яме, и нет янычара с ятаганом над башкой, чтобы в своё исподнее по маковку окунался. Не тело для духа - емкость пристрастий, кубышка с алчными глазами: всего вдоволь, а взять нечего. Перебор? Давай измерим.

Каковы наши ценности? Денег побольше, кукла-подруга или мачо-спонсор и калейдоскоп - должности-машины, клубы-вечеринки, забавы и постель пошире. Принципы - в нагрузку, плата за зарплату, долг детства и макияж на самость - как обязанность за кайф. Работяг от топ-персонала лишь формат отличает: попойки в гараже-кухне, рыбалка-лес на выходные, кредит-ремонт, диван-телевизор. Ответственность и участие - ненужная мишура. Глазеют из глянца журналов и криминальной хроники, и на смену прут ребята маргинальных кварталов и золотая молодёжь от богатых папиков, а интеллигенция, как простыня на ветру. С колыбели до могилы. И затянутые в цветное/черное политические. Кто в черном - честнее, кто в кремлевских слоганах поверх прикида - циничней и гаже. Первым - улыбка, на вторых - ноздри раздуваешь.

Александр свёл жену в могилу, Марка забрал инфаркт, Роберт бился за друга, Вера во мраке дитё не уберегла, а дети ничего не поняли. Ухнула лавина и беда опустошила семью. Совпало или подогнал? Увы, хорошему мало места в мире, без трагедии не видно, почти в подполье и легко не поговоришь - истасканы слова. Приходится через зеркало классики. В век постмодерна, чтобы объяснить, надо трижды вывернуться и не факт, что поймут. Найдется голосок, скривит физию лица и процедит не то пошлость, не то маразм. Не ранение - пуля в голове.

Можно наложить сюжет фильма на плоскость партий и офисов и прояснится, почему всё криво. Сначала рыхлое единство - каждый верит в свой вариант, а вместе - в примерную цель. Постепенно главы-начальники продвигают своё, невзирая на остальных. Доверие падает, единство исчезает, возникает напряжение, раздор и отчуждение. Внутренняя связь рвется, встаёт выбор - принимать или отказаться. Кого-то гонят, кто-то уходит, а братское чувство подменяет схема. Структура умирает, но функционально живёт. Кто остаётся - черствеет, и на прежних понятиях не достучаться. С годами, как у Алекса - упёртость правоты, остальное - романтизм и детство. Вроде повзрослели, а в активе - логика и расчет. Приобретают мир, а душе вредят, и не замечают за выгодой, что сами обыватели в одеждах политборцов. Слепые ведут слепых. Сколько фирм и партий исчезло, сколько переделов, судов, скандалов было, отчего взятки да превышения?

Актеры, оператор, режиссура - все в десятку, все читается, все точно. И Вера - красивая женщина, и Марк - настоящий брат, и пересмотреть хочется, чтобы не загрубеть на толковище бесстыдства. Простота без пестроты, без спешки так взлетишь - от приземлённости дух захватывает. Отчуждение бьёт точнее раздора, все политико-идейные срезы - следствия, причина - Человечность, Семья и Создатель. Самое близкое и самое совершенное, старшая реальность и начало всех причин. По одну сторону - Ничто, по другую - Вечность.

Изгнание - не исход, сами пустились по миру беспутства, порушив свой рай. Ошибка за ошибкой. Теорема любви недоказуема и неопровержима, но решение приходит дважды. Сначала немыслимым сиянием, позже - опустошением бездны, и дважды один вывод - на любви всё стоит. Без неё будни оглушают тоской и бешенством, пока не угаснешь в золу, напрочь потеряв веру и смысл. Сколько еще? Сроков не знаем, но пока отзываемся на шепот гордых желаний, будем тонуть, превращая в абсурд бытие, созданное для блистающего порядка...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Судаков
Торжество осквернителей могил
О фильме "Война Чарли Уилсона"
05.04.2008
Все статьи Олег Судаков
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15