Врагов надо знать в лицо

Интервью депутата Украинской Рады Леонида Грача ИА Regnum

Политический кризис на Украине 
0
142
Время на чтение 11 минут
Депутат Украинской Рады Леонид Грач рассказал о международных аспектах крымско-татарской проблемы, а также о влиянии Турции на ситуацию в Крыму и на российско-украинские отношения.

ИА REGNUM: Леонид Иванович, власти в Киеве не устают повторять, что крымская проблематика имеет сугубо внутриукраинское значение. Между тем, очевидно, полуостров находится в эпицентре если и не глобальных, то уж, во всяком случае, региональных процессов. Интересна ваша оценка значимости крымского фактора, в частности, в текущем процессе передела сфер влияния в Черноморском регионе?

Да, действительно. В Киеве стараются делать хорошую мину при плохой игре. Но правда состоит в том, что Крым никогда не был и не будет лишь только фактором внутриукраинского значения. Более того, здесь развиваются процессы в меньшей степени зависимые от Украины, а лежащие в плоскости взаимоотношений России с мусульманским миром, в частности, с Турцией, а также с целями США и Великобритании по закреплению своих позиций на Черном море.

По тому положению, которое занимает Крым в геополитической расстановке сил, полуостров можно сравнить с Панамским или Суэцким каналами, Кипром, Сингапуром и другими геополитическими точками мирового значения. Этот стратегический "полигон" всегда может быть использованным в противоречиях между Украиной и Россией, Турцией и Россией, и в других раскладах.

На протяжении всей истории противостояния Турции и России турецкие политики и спецслужбы пытались использовать тюркское население Крыма в подрыве российских позиций. В этих целях применялись различные методы пропаганды, которая осуществлялась не столько усилиями самой Турции, сколько США, Великобританией. В самой же Турции под видом общественных фондов, земляческих союзов и иных неправительственных организаций целенаправленно работали и работают сотни организаций, которые решают вопросы финансирования и планирования данной деструктивной деятельности.

Нужно отметить, что крымско-татарский незаконно действующий Меджлис является тем важнейшим звеном, которое не позволит исключить Крым из орбиты опасных геополитических процессов. Я практически уверен, что тот же вывод российского флота из Севастополя приведет сначала к резкой активизации деятельности ваххабитов, а после этого здесь появятся силы НАТО с доминирующим турецким участием якобы для их усмирения. Активность Турции на крымском направлении чревата крайне негативными последствиями и для России, и для Украины.

ИА REGNUM: И все-таки, чем могут обернуться для Украины данные процессы?

Действия Турции в Крыму приведут к всестороннему ослаблению Украины. Глобальные тенденции, связанные с войной в Ираке и ситуацией вокруг Ирана, повлияли и на региональную политику Турции. Сегодня стремление определенных антинациональных сил во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко втянуть Украину в НАТО стало нежелательным для Турции, которая не хотела бы усиления присутствия США и НАТО в Черном море, что приведет к принципиальному снижению стратегической значимости самой Турции для западного сообщества. С другой стороны, интеграция Украины в НАТО приведет к усилению конфронтации с Россией, что не может не затронуть турецкие интересы, которые все более завязываются на сотрудничестве с российской стороной. Турция и Украина объективно стали конкурентами в сфере транспортировки энергетических ресурсов, при этом Турция перехватила инициативу в сооружении альтернативных коммуникаций, а это не может не отразиться на украинско-турецких отношениях.

Турции выгодно рассмотрение Украины как "пограничного", возможно, нейтрального государства, сильно зависимого от внешнего экономического партнерства, от импорта энергетических ресурсов, не располагающего современными, боеспособными вооруженными силами. В настоящее время, Турция и крымско-татарское общество убедились, что усиление Украины обусловит всяческое противодействие в формировании в Крыму крымско-татарской государственности. Поэтому, Турция, скорее всего, предпочтет раскачивать украинскую ситуацию с помощью Крыма.

Таким образом, крымская проблема выступает как типичная региональная проблема, на которую "привязаны" влиятельные державы. В свою очередь США пытаются не допустить международного признания крымской проблемы, даже фокусирования проблем в сфере прав человека, поскольку этим может воспользоваться Россия (такая же политика проводится со стороны США и ЕС в отношении прав этнических меньшинств и в странах Прибалтики).

И американцы, и европейцы хорошо осведомлены и понимают цели Турции в Крыму. Эти цели никак не могут отвечать интересам Запада, который стремится ограничить геополитические амбиции Турции и не допустить создания "турецкой империи" в любом формате и содержании. Но после системного экономического кризиса сегодня Турция готова начать масштабную экономическую экспансию в соседние регионы и, прежде всего, в Крым. Нужно отметить, что с Крымом связаны не только прагматические геополитические цели, но и довольно много эмоций и иррациональное восприятие исторического реванша. Это отличает Крым от других регионов, в том числе Кавказа и Центральной Азии. В отличие от кавказских диаспор, которые ни в Турции, ни на Ближнем Востоке не играют какой-либо существенной роли, потомки выходцев из Крыма, проживающие в Турции, сильно интегрированы в турецкое общество. Потомки крымских татар в Турции оказывают несравненно большее влияние на турецкую политику, нежели выходцы с Кавказа. Это важный фактор как внутренней, так и внешней политики Турции.

ИА REGNUM: Существуют ли какие-либо примеры использования потенциала крымских татар в реализации планов Турции против России?

К примеру, во время чеченской войны никто и не заикался о роли крымских татар в доставке материально-технической помощи, в том числе, вооружений, специального военного снаряжения и информации оперативного значения со стороны Турции чеченским боевикам. В этом контексте обычно указываются южно-кавказские, вернее грузинские и азербайджанские маршруты, между тем, практически не указываются маршруты, пролегающие через Крым, которые, возможно, и были основными. Например, известно, что в январе 1995 года, во время одной из встреч между лидерами Меджлиса и Джохаром Дудаевым в Ведено, была достигнута договоренность о том, что крымско-татарское руководство не будет в организованном порядке посылать в Чечню добровольцев из числа крымских татар, поскольку могут нанести ущерб генофонду крымских татар. Но крымско-татарские националисты поклялись на Коране, что примут активное участие в организации трафика вооружений, а также боевиков из разных стран и регионов. Турция и предводители чеченских сепаратистов довольно щедро оплачивали их услуги, и данные средства, получаемые в Крыму, использовались на нужды так называемых общин. По некоторым сведениям, в Одесской области крымские татары также организовали приобретение и перевозку вооружений в Чечню из Молдовы и Румынии. Как можно убедиться сегодня, крымские татары выполнили максимум задач по Чечне, которые ставили перед ними турецкие спецслужбы. Так что, о каком внутриукраинском факторе тут можно говорить...

В треугольнике Украина - Россия - Турция формируется некая традиция борьбы за влияние и политическое присутствие в Крыму. Если в этом треугольнике ни одному из этих государств не удастся встать над "схваткой", то эту позицию успешно займут США.

ИА REGNUM: В чем же состоит окончательная цель турецкой стороны, которая, как это исходит из ваших слов, подпитывает крымско-татарское движение? Как сегодня обстоят дела в Крыму с точки зрения развития татарской проблематики?

Турция начала прилагать усилия по навязыванию Украине проблемы Крыма сразу после установления дипломатических отношений между двумя странами. Уже в начале 90-ых годов данная тема стала непременным элементом в украино-турецких отношениях. После "цветной революции" Турция активизировала усилия по развитию отношений с Украиной, не забывая при этом обсуждать на различном уровне проблемы Крыма.

Но пока турецкие и украинские представители обмениваются весьма любезными визитами и заявлениями, в самом Крыму происходят силовые столкновениями между татарами и славянским населением. Вспомним хотя бы август 2006 года, когда в Бахчисарае произошли столкновения, в котором участвовали до 600 человек. Практически ежегодно, в Крыму происходит два - три подобных конфликта, то есть столкновения, которые носят массовый характер. Уже отмечается присутствие в Крыму экстремистских центров, неподконтрольных Меджлису и крымскому муфтияту. Это признают сами меджлисовцы и близкие к ним духовные лидеры. Среди этих центров есть группировки, признанные в мире террористическими, такие как "Хизб ут-Тахрир". Сегодня мы наблюдаем тенденцию к их увеличению и усилению радикализма. В подтверждение угрозы экстремизма и сепаратизма показателен инцидент на IV курултае, который состоялся в Симферополе в ноябре 2001 года, когда несколько делегатов предложили принять специальную резолюцию, подтверждающую Декларацию о национальном суверенитете крымско-татарского народа 1991 года, в которой земля и недра Крыма были объявлены собственностью крымских татар. Тогда Мустафа Джемилев задал делегатам курултая вопрос: "Вы понимаете, что это война? Готовы мы к ней?". В ответ прозвучало: "Готовы!"

Надо отметить, что отношения между Турцией и Украиной по поводу крымско-татарского вопроса складывается довольно противоречиво. Обе стороны убедились, что направить процессы в Крыму исключительно против интересов России не удается. Так или иначе, в Крыму происходит столкновение интересов не только Турции и России, но и татар с украинскими властями. Выясняется, что крымская программа Турции, в какой-то мере, вошла в противоречие с целями в отношении Украины и особенно - России. Турция не возлагает надежд на то или иное участие западного сообщества в решении проблемы крымских татар в смысле обретения ими государственности. Это не входит в планы ни США, ни ЕС. Турция имеет традицию добиваться геополитических целей совершенно иным образом. Если в случае с турками-месхетинцами, Турция сумела навязать этот вопрос Европейским структурам, в тесной связи с обязательствами ЕС перед Турцией, то крымская проблема может быть решена исключительно в условиях определенных взаимовыгодных договоренностей с Украиной. Данная цель, несомненно, остается, и Турция никогда не откажется от такой задачи. В связи с этим, в Крыму осуществляется многосложная программа, включающая, как экономические и социальные задачи, так и применяются силовые методы, то есть, рычаги давления на власти Украины. Нужно отметить, что крымско-татарскому движению еще в советские годы удалось внедрить своих людей в КГБ Узбекистана и Украины.

В целом, крымско-татарское движение стало хронически и принципиально антироссийским, и не может отказаться от этого вектора. В настоящее время и в обозримой перспективе, Украина не может предложить Турции тех или иных преимуществ или проектов в экономической или политической сферах, которые могли бы позволить Турции ограничить свои интересы в Крыму, тем более, отказаться от курса на создание крымско-татарской государственности. Вместе с тем, необходимо понимать, что совершенно все проекты, которые Турция реализует в сотрудничестве с Россией, также не являются причиной для отказа Турции от целей в Крыму. Крым является частью турецкой стратегии, имеющей судьбоносное значение для Турции. В целом, Турция заинтересована в том, чтобы перевести акценты конфронтации в Крыму со схемы Турция - Украина и Россия на схему Украина - Россия.

ИА REGNUM: А можно ли предметнее описать те меры, которые предпринимает Турция в поддержке крымско-татарского движения?

Одним из важнейших направлений работы турецкой стороны является попытка расширения религиозной идеологии, путем вовлечения крымско-татарских лидеров в известные и респектабельные суннитские ордена, в которых стоит по существу, вся политическая элита Турции - президенты, премьеры и генералитет. В настоящее время, практически, все руководители крымско-татарских групп и организаций состоят в ордене "Нахшбандия". Это весьма надежный способ контроля над данной элитой со стороны Анкары. В настоящее время, абсолютно все мусульманские священнослужители Крыма, в той или иной степени, прошли подготовку в Турции.

С другой стороны, по достоверным сведениям, на протяжении 1991 - 2003 годов Турция выделяла из своего государственного бюджета значительные средства на переселение и другие задачи по абсорбции Крыма - около $35,0 млн. Сопоставимые по сумме расходы были произведены разве что в Боснии. По приближенной оценке, в рамках поселенческой политики Турции в отношении крымских татар в Крыму выделено не менее $135 млн., причем, только непосредственно на заселение. Кроме того, на оказание помощи крымским татарам в культурно-образовательной сфере, сооружение коммуникаций и сетей затрачено не менее $110 млн., общие затраты Турции за 20 лет на поселенческие мероприятия и иную помощь составили не менее $450 млн. Все эти операции проводятся посредством существующих в Крыму нелегальных банковских учреждений, чьи активы созданы из турецких источников, и которые контролируются лидерами татар и отдельными предпринимателями, а также религиозными авторитетами. Ежегодные обороты данного метода кредитования составляют $4 - $6 млн.

Турция приступила к развертыванию в Крыму обширной задачи по масштабному инвестированию, в результате чего может быть установлен контроль над всей экономикой Крыма. В августе 2006 года Крым посетил один из турецких министров - Атилла Коч, который заявил правительству Крыма, что турецкие фирмы готовы в течение 10 лет вложить в регион $20 млрд., предназначенных для развития туризма и создания более эффективной модели рекреационного комплекса. Если принять во внимание, что администрации Крыма и Украины достаточно коррумпированы, вполне можно ожидать чрезвычайно сильного влияния Турции в нашем регионе. Ни одно государство не предложило нам столь масштабные инвестиции. Очевидно, здесь возобладают отнюдь не экономические мотивы.

В приложении капитала Турцию всегда интересовала Украина, а не только Крым. Для Турции явно представляют интерес вся Причерноморская зона, включая Одессу, Николаев, устье Дуная, побережье Азовского моря. В Стамбуле на последние 15 лет неоднократно проходили конференции по проблемам инвестирования и экономического внедрения в регионы Причерноморья, в том числе Юга Украины. По свидетельству источников в Одессе, на протяжении 10 лет к ним неоднократно обращались представители крупных турецких компаний с проектами, которые предполагают установление контроля над целыми отраслями индустрии. Имеется практический опыт экономического планирования, которое формально осуществляется специальным комитетом при "Меджлисе" крымских татар, но в действительности данное планирование осуществляется специально созданной общественной организацией, чьи функции весьма серьезны и связанны с политическими задачами освоения территории Крыма. В работе этой организации в установленном порядке участвует представитель Турции. Кроме того, в Турции созданы специальные СМИ, ориентированные на регионы Крыма, Кавказа и Центральной Азии.

По мере сил участвует в становлении татарского Крыма и союзник Турции - Азербайджан. В последние годы объем помощи крымским татарам из Баку составляет примерно $100 тыс. в год, но исключительного в форме материальных средств. Например, в отдельные годы Азербайджан предоставляет татарским организациям Крыма определенное количество светлых нефтепродуктов для реализации на месте с целью получения общинных доходов, или для сооружения жилья.

ИА REGNUM: Существуют ли какие-либо документальные подтверждения данных проектов Турции в Крыму?

Осенью 2005 года Совет безопасности Турции принял новую концепцию национальной безопасности - "Политический документ о национальной безопасности", который стал результатом работы ключевых ведомств и центров политических исследований, призван отразить новые внешнеполитические условия и факторы, которые обусловливают безопасность страны. В документе впервые в турецкой политике Крым рассматривается не только как этническая или этнополитическая тема, а самостоятельная региональная тема, в рамках сложной геополитической проблемы. В документе принимается, что задачей Турции является всемерная поддержка требований крымско-татарского (турецкого) народа о создании национальной государственности. В связи с этим, Турция должна употребить все усилия и возможности для утверждения на международной арене крымско-татарского вопроса, как проблемы защиты правомерных требований народа, подвергнувшегося репрессиям и дискриминации.

В свое время госсекретарь США Колин Пауэлл в предисловии к Докладу о положении с правами человека в странах мира, среди наиболее важных событий, определяющих дальнейший ход событий, упомянул проведение тайного заседания "Меджлиса" с участием различных авторитетов, которые проживают вне Крыма. На данном заседании присутствовали представители общественной организации "Стамбульский крымско-татарский клуб", имеющий элитарное значение, и тесно связанной с правительственными кругами. На данном заседании Мустафа Джемилев стал распространяться о внешней поддержке и интересах Запада, предложил пересмотреть обязательства, принятые в отношениях с украинскими властями.

Еще один показательный факт - известный советолог Глен Ховард стал регулярным консультантом представителей крымско-татарского "Меджлиса" в Вашингтоне. Глен Ховард тесно сотрудничал с такой одиозной фигурой как Збигнев Бжезинский в специально созданной структуре "Американский комитет по Чечне". Ховард в настоящее время не работает в этом "комитете" и заключил рабочий договор на два года с "Национальным Советом по разведке" США, где он консультирует в вопросах горячих очагов в России и на постсоветском пространстве.

ИА REGNUM: Каким образом вы представляете позицию и возможные методы действия России в данной ситуации?

Мы все помним, что во время своего традиционного ежегодного обращения к российским гражданам Владимир Путин решил протянуть руку помощи Украине. Касаясь темы крымских татар и Крыма ("особой территории", по определению российского президента), Владимир Путин сказал: "Нам, конечно, не безразлично, что там происходит". Президент России наверняка не может поверить в то, что это безразлично "оранжевым" руководителям Украины, которые, по сути дела, отдали государство в управление американцам. Таким образом, ситуация в Крыму сегодня зависит не столько от политики Киева, сколько от американо-турецких взаимоотношений. С точки зрения интересов России, Турция и Украина имеют практически аналогичное значение в плане безопасности. Украинский национализм уже внес заметный вклад в ослабление позиций России в Европе и в Черноморском регионе. Поэтому, России предстоит проводить активную и, что называется, зрячую политику в бассейне Черного моря, не допуская чрезмерного усиления Турции и других членов НАТО. Врагов надо знать в лицо!

Опубликовано: ИА Regnum

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Грач
«Мы ждали этого события более двадцати лет»
Крымские эксперты уверены, что подавляющее большинство населения Крыма проголосует за его вхождение в состав России
15.03.2014
«Это поминки для крымчан»
Леонид Грач о 60-летии со дня передачи Крыма в состав Украины
20.02.2014
«Антисоветское, антироссийское, антиславянское звероподобное кощунство»
Леонид Грач потребовал привлечь к уголовной ответственности участников акции, исполнивших на «евромайдане» в Киеве переделанный кощунственный вариант песни «День Победы»
29.11.2013
«Наконец, украинское руководство осознало бесперспективность соединения с ЕС»
Леонид Грач о приостановке процесса подготовки к заключению соглашения об ассоциации с ЕС
22.11.2013
Все статьи Леонид Грач
Политический кризис на Украине
«Темпы нашего продвижения стали выше»
Россия провела важный эксперимент, который позволит ей задушить ВСУ в жарких объятиях
19.04.2024
Наша Победа разрешит все вопросы!
Что ждёт Украину после истечения президентского срока Зеленского?
03.04.2024
О безнадежной стратегии ВСУ, новом турне
Зеленского и возможности переговоров России с США
15.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35