itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вещая душа

Очерк о Владимире Всеволодовиче Щукине

0
296
Время на чтение 4 минуты
Владимир Щукин, прежде всего, ассоциируется с популярными песнями для детей, на которых выросло не одно поколение. Для многих это детские телепередачи: "АБВГДейка", "Будильник" и другие. Некоторые помнят легендарную группу "Последний шанс" с недетскими философскими песнями. С какого-то момента зазвучали необыкновенные песни "Храм Твой, Господи, в небесах", "Где лебеди?", "О вещая душа моя" и многие другие на стихи замечательных русских поэтов. Нужно заметить, что некоторые из этих песен уже стали "народными", так как исполняются повсеместно, от студенческих компаний и туристических групп до академических ансамблей и монастырей, причём, с полной уверенностью, что композитор был современником поэтов, на чьи стихи и написал музыку. Не знаю, радует это автора или нет, но вокруг его творчества уже сложились устойчивые мифы и легенды.

К этому надо добавить, что Владимир Щукин поставил моноспектакль "Про Федота-стрельца", где в единственном числе играет все роли от начала и до конца. Он с лёгкостью исполняет старинный распев и плавно переходит на шуточные частушки. У него органично сочетаются Высоцкий и Тредиаковский, Лермонтов и Гумилёв. Заставить звучать современно поэзию осьмнадцатого и девятнадцатого веков, Серебряный век и Пролеткульт, просто волшебство какое-то. Ничего подобного я раньше не слышал.

Свои песни Владимир сопровождает рассказами, вроде бы на житейские темы, вроде бы из своей биографии, но звучат поучительные притчи о смысле жизни, о пути к Богу, о скорбях и испытаниях, о промыслительности наших поступков и действий. В какой-то момент перестаёшь улавливать, когда заканчивается песня и начинает звучать повесть, и когда начинают на её фоне звенеть гитарные струны и речь плавно перетекает в песню. Получается такой длинный, непрерывный музыкальный, песенно-философский монолог, который ведёт всего лишь один человек, вроде бы, скромно сидящий перед тобой на сцене на таком высоком концертном никелированном стульчике, держит гитару, и поёт и рассказывает. А ведь кажется, что идёт полноценный спектакль со множеством актёров, с оркестром, с кордебалетом, с плясками и антрепризами. Необыкновенное ощущение.

В какой-то момент мне показалось, что Владимир Щукин воплощает в себе образ русского традиционного актёра: скомороха, шута, кукольника, петрушечника, балалаечника, гусляра, кобзаря, шарманщика, сказителя былин, сказочника, ведуна, рапсода, исполнителя кантов, псалмопевца, клиросника, плакальщика, плясуна, забавника и потешника, комического и трагедийного лицедея. Наверно, тогда, в седой русской древности, именно такие артисты выступали перед нашими предками, заставляя их плакать и смеяться, гордиться своей героической историей и размышлять о возвышенном и духовном.

То, что Владимир Щукин - архетипический образ русского артиста, становится понятно сразу же. Он и выглядит как-то исконно по-русски. Ему одинаково подходят и богатырский шлем, и боярская шапка, и крестьянский малахай, и гусарский кивер, и офицерская треуголка, и аристократическая шляпа, и солдатская фуражка, и матросская бескозырка, и клоунский колпак, и монашеская скуфья. Он высок, худощав, моложав, необычайно подвижен, постоянно с искренней улыбкой. Очень обаятельный человек.

Но если бы, допустим, мне довелось его услышать только по радио, то моё воображение создало бы портрет, который ненамного бы отличался от оригинала. То есть на лицо гармоничное сочетание внутреннего и внешнего образа. Ведь мы часто обманываемся в людях. А Владимир Щукин выглядит так, как звучат его песни, и поёт так, как выглядит.

И всё же, в его песнях звучат оттенки лёгкой и возвышенной грусти. Его шуточные песни звучат как духовные песнопения, а трогательно лирическая песня полна тонкого юмора и иронии. В его повествованиях, переходящих на исповедальный тон, часто звучит тревога о судьбах Родины и русских человеков. Порой в его речи не заметить грани перехода шутки в скорбное воспоминание, а грустная история неожиданно заканчивается фарсом или поучительным финалом.

Такая эклектика немного напрягает изнеженного трёхаккордной попсой и плоскоэстрадным юмором отечественного слушателя. Она тревожит, она зудит, вызывает дискомфорт и лёгкое раздражение. Ну, в самом деле, Серебряный век так Серебряный век. Подавайте эстетически отфильтрованное блюдо из Мережковского и Гиппиус, или Брюсова с Ахматовой. Или, уж если хохмить, так хохмить, - подавай балаган, шутов, цыган с медведями под водочку! Или уж если эпос, так эпос, с героическим пафосом, с фанфарами и тамбурмажорами.

Ну, привыкли мы так, привыкли. Поставили нас, как тележечку на узкоколейку, и покатили за верёвочку вперёд, вслед за артистом. А ещё лучше как в люлечке, туда-сюда, баю-бай. Чтоб, не приведи Господи, совесть не растревожить или чело светлое не омрачить. Вот мы и стали какими-то одномерными, плоскомозгими, душезасохшими.

Но продолжается действо на сцене. Мелькают какие-то солнечные зайчики и световые блики. Хотя нет прожекторов, стробоскопов и световых затей. И тут начинаешь понимать, что песня это не стихи, распетые под мелодию, а самодостаточный дух, волшебная энергия, жар-птица сказочная, царапающая тебя крылом, высвечивающая твои заскорузлые душевные потёмки. Что стихи - это молитва поэта к Богу, вибрация, проникающая под толстую-толстую шкуру растерянного зрителя. Но это не эпатаж, не высокомерная снисходительность артиста, "любимца богов" и небожителя, это адский труд реаниматора, откачивающего вялую душу и пытающегося поднять её к свету невидимому, в выси неописуемые.

Не все, однако, выдерживают такой сеанс душетерапии, потихоньку выползают наружу, туда, к привычной суете, в мир декораций и муляжей. А здесь продолжает твориться таинство духовного соработничества. О чём рассказывает Владимир Щукин? О духовном пути отрока, начавшего читать Евангелие под влиянием рок-оперы "Иисус Христос - суперстар" (прости меня, Господи!). О творческом даре, что может быть тяжелее камня, об озарении и унынии, о радостях и скорбях. Об осознанном поиске Бога, о трудных путях к вере и Церкви. О выборе и определении умудрённого жизнью зрелого мужа. О забавном и грустном, о весёлом и поучительном. Чего только стоит ироничное сообщение о жизни без телевизора на протяжении почти тридцати лет! Вот такой вот необыкновенный концерт способен играть в одном лице необыкновенный актёр и человек Владимир Щукин.

И всё-таки, у него весёлые глаза. Ну не хочется, никак не хочется грустить, слушая щукинские песни и прибаутки. Хочется думать о светлом, о добром, о хорошем, мчаться по полю, резвиться в волнах, парить в небесах, идти с каликами за море-окиян, молиться в храме и под небесами, и наслаждаться жизнью, такой трудной и такой прекрасной.

Вот прошёл концерт, а вроде бы как в гостях у артиста побывал. В стране, где "намедведил медведь" и живёт "добрый Филя", где "маленький кузнечик до полодня спал" и "девушка пела в церковном хоре". Добрый, удивительный, сказочный, волшебный и очень русский мир артиста Владимира Щукина.

Погас свет. Нет, все лампочки светили по-прежнему. Это артист убрал гитару в футляр. Как будто задвинулся занавес. Уставший человек отступил в тень. Праздник закончился.
Вадим Наговицын, редактор Калужского епархиального журнала "Православный Христианин"

Впервые опубликовано в калужском епархиальном журнале "Православный Христианин"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Наговицын
Все статьи Вадим Наговицын
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04